Приборы для Чернобыля
По поручению руководителей Института атомной энергии им. Курчатова к нам обратился сотрудник института Валентин Иванович Лебедев с просьбой создать прибор для измерения гамма-излучения с вертолета. За 20 дней такой прибор был создан (раньше на это ушло бы 2—3 года — НИР, эскизный проект, технический проект). На 300-метровом тросе к вертолету был подвешен тяжелый свинцовый коллиматор с датчиком гамма-излучения. В кабине вертолета был смонтирован пульт, который каждые 10 с выдавал отсчет. У вертолетчиков с курчатовцами на этом вертолете ранее уже была размещена мощная фотокамера для других задач. Вертолет зависал над четвертым энергоблоком, коллиматор раскачивался на тросе на высоте нескольких метров над реактором, каждые 10 с производился снимок, позволявший привязать очередной отсчет к конкретной точке, в которой находился датчик. Таким образом осуществлялось сканирование уровня излучения на поверхности разрушенного реактора.
26 мая мы с инженерами Олегом Жарковским и Игорем Тимофеевым прилетели в Киев. На аэродроме встретили Линчевского, который возвращался из Чернобыля. Разместились на одну ночь в гостинице и пошли в парикмахерскую, чтобы поменьше радиации «застревало» в шевелюре… Утром со своими приборами погрузились на корабль и водным путем направились в Чернобыль. На берегу нас встретили начальник лаборатории Юра Залманзон и заместитель начальника 10-го отдела Николай Денисов, которые уже несколько дней работали на станции.
Разделились на две бригады. Мы с Тимофеевым работали с курчатовцами и вертолетчиками, а Залманзон, Жарковский и Денисов получили в свое распоряжение бронетранспортер. Броня должна была защищать от радиации, а на конце пушки они поместили датчик гамма-излучения. С такой измерительной лабораторией они побывали в самых горячих местах вокруг четвертого энергоблока, составляя подробную карту радиоактивных загрязнений. Результаты их измерений ежедневно попадали на стол Правительственной комиссии. Олег Жарковский рассказывал, как однажды их бронетранспортер забуксовал в песке, находясь в поле излучения многих десятков рентген в час. За броней мощность дозы была поменьше, но ненамного. Если оставаться внутри, то можно набрать дозу под сто рентген и более, а там недалеко и до летальной… Решили бежать, не дожидаясь, пока придет помощь. А с ними был сотрудник другого института, мужчина солидной комплекции, который давно не занимался бегом. Поставили личный рекорд…
Наш измерительный вертолет конструкторского бюро Камова с двумя соосными винтами, отличающийся высокой стабильностью зависания над одной точкой, управлялся тремя пилотами, пассажиров не брал. Руководил бригадой вертолетчиков заместитель генерального конструктора Игорь Александрович Эрлих.
Поразила дотошность, с которой пилоты приступают к управлению вертолетом. Каждое действие строго регламентировано и записывается в журнал: «тумблер включен, рукоятка повернута…». В свою очередь, Эрлих удивлялся, что у нас в атомной промышленности в то время такой дотошности не было, и операторы энергоблока имели возможность отступать от регламента, что могло привести (и привело!) к гораздо более серьезным последствиям, чем в случае возможной аварии одного летательного аппарата. Пилоты измерительного вертолета провели много десятков минут на высоте 300 м над разрушенным реактором. Несмотря на защитные свинцовые пластины на полу вертолета, доза облучения была велика. Живы ли они сейчас?..
Основной вертолет и вертолеты обеспечения базировались на аэродроме вблизи г. Чернигова, откуда каждое утро перелетали на полевой аэродром г. Чернобыля. Экипажи вертолетов после полетов отдыхали в общежитии, где разместили и нас. Пол, стены, постельное белье были прилично загрязнены радиоактивностью, занесенной экипажами, участвовавшими в тушении длительное время горевшего четвертого блока.
В середине июня на аэродроме в Чернобыле неожиданно приземлился вертолет со сменной бригадой «снииповцев» во главе В. С. Жерновым. Накануне ночью в общежитии обе бригады провели совещание, обсудив результаты проделанной работы и наметив планы на будущее. Новое поручение руководства ИАЭ им. Курчатова предусматривало создание датчика для контроля больших уровней гамма-радиации при высокой температуре непосредственно в разрушенном реакторе. Уточнялись методические и организационные тонкости доставки вертолетом датчика в цель и длинного соединяющего кабеля как можно ближе к зданию, где размещался монитор. Эта работа была проведена в июле 1986 г. другими специалистами ИАЭ и СНИИП.
Вертолетное обеспечение было безупречно выполнено группой И. А. Эрлиха. И. А. Эрлих брал нас и курчатовцев на борт вертолета обеспечения, оттуда мы со стороны наблюдали за работой основного вертолета. У нас был с собой переносной «деревянный» радиометр. Деревянный потому, что наши умельцы сделали его наспех в деревянном корпусе за 10 дней перед вылетом в Чернобыль.
В те времена гражданские радиометры не продавались в магазинах, как сейчас. Данные об уровнях радиации не предназначались для широкой публики. Этот радиометр позволял проводить оперативные измерения во время полетов, на земле и для индивидуальной защиты. (Помню, как прогонял своих коллег, если они останавливались покурить в точке с высоким уровнем излучения. Если бы переносных радиометров в то время было много и люди соблюдали осторожность!).
Однажды пилоты измерительного вертолета, готовясь к заходу на реактор, опустились слишком низко, и тяжеленный свинцовый коллиматор проломил стену станционного здания. Потом пришлось оправдываться перед высокими начальниками, которые наблюдали эту сцену. Выручило близкое знакомство И. А. Эрлиха и тогдашнего руководителя Правительственной комиссии И. С. Силаева, который многие годы был министром авиационной промышленности СССР. Они быстро и профессионально оценили сложность работы вертолетчиков в ветреную погоду с необычным грузом в условиях высокой радиации.
Коллиматор после возврата с «боевого задания» сильно «светился», так как касался обломков реактора. 15 дней зависал вертолет над четвертым энергоблоком. Физики-курчатовцы по ночам обрабатывали данные измерений. Составили детальные карты уровней мощности дозы над поверхностью реактора. Руководители проекта доложили результаты на заседании Правительственной комиссии. Академики и чиновники одобрили проделанную работу. На следующий день участникам этой экспедиции были вручены первые грамоты за подписью заместителя председателя Совета Министров СССР.