Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники атомного проекта /

Шмаков Радий Анатольевич

Инженер-кон­струк­тор Санкт-Петер­бур­г­ского мор­ского бюро маши­но­стро­е­ния «Малахит», с 1976 по 2016 г.г. работал главным кон­струк­то­ром АПЛ пред­при­ятия. Лауреат Госу­дар­ствен­ной премии СССР.
Шмаков Радий Анатольевич

Роди­тели мои были ком­со­моль­цами до мозга костей. Решили: если родится мальчик, назовут его Сталь. Чтобы был такой же зака­лен­ный, как сталь. Но на свет поя­ви­лись близ­нецы — ​вна­чале брат, через 10 минут я. Брата назвали Сталем, а мне в срочном порядке подыс­кали имя Радий. В пере­воде с латыни озна­чает «луч». Хорошее имя, мне нравится. Спасибо роди­те­лям, что не назвали Интер­на­ци­о­на­лом.

Семья жила в Ново­си­бир­ске. Жили бедно, но дружно. С братом мы были близки. В школе я всегда давал ему спи­сы­вать. Сталь окончил Ново­си­бир­ский педа­го­ги­че­ский инсти­тут и стал всемирно извест­ным педа­го­гом, в его честь даже назвали улицу в Ново­си­бир­ске. Я посту­пил в Ленин­град­ский кора­бле­стро­и­тель­ный инсти­тут, в 1954 году получил красный диплом. По рас­пре­де­ле­нию попал в про­ек­т­ный отдел СКБ‑143 Мини­стер­ства судо­стро­е­ния. Понятия не имел, чем они зани­ма­ются. Потом узнал, что в 1952 году СКБ‑143 пере­о­ри­ен­ти­ро­вали на соз­да­ние первой атомной под­вод­ной лодки К‑3 проекта 627. Этот проект еще назы­вали «Кит», потому что корпус лодки был кито­об­раз­ной формы.

Первая в мире атомная под­вод­ная лодка «Нау­ти­лус» была постро­ена в США в 1954 году. К‑3 соз­да­ва­лась, чтобы лик­ви­ди­ро­вать отста­ва­ние от аме­ри­кан­цев. Научным руко­во­ди­те­лем проекта стал Ана­то­лий Алек­сан­дров, главным кон­струк­то­ром по энер­гетике — ​Ни­ко­лай Дол­ле­жаль, раз­ра­ботку паро­ге­не­ра­то­ров пору­чили дирек­тору и глав­ному кон­струк­тору Бал­тийского судо­стро­и­тель­ного завода Генриху Гаса­нову, ответ­ствен­ным за кора­бель­ную часть был началь­ник СКБ‑143 Вла­димир Пере­гу­дов.

Вла­димир Пере­гу­дов стал началь­ни­ком СКБ‑143 в 1953 году и сразу привлек к работе талан­тли­вых кон­струк­то­ров. Неко­то­рые из них к тому моменту как раз вышли из лагерей, отсидев разные сроки как враги народа. Я все думаю: как же их такая жизнь не сломала? И не могу найти ответа на этот вопрос. ​Слож­ное время было. Одни доно­сили, другие сидели. Вспомню — ​душа болит.

Никто не знал, какой должна быть лодка в целом, каждый пред­ста­в­лял только свою часть. С утра до вечера кон­струк­торы считали, чертили и снова считали. Посте­пенно были опре­де­лены при­мер­ный вес и габа­риты атомной энер­гети­че­ской уста­новки. Правда, оста­ва­лось неясно, как будет вести себя атомный реактор на под­вод­ной лодке. Сложные маневры, качка на поверх­но­сти и обжатие корпуса на глубине. Может ли реактор рабо­тать в таких усло­виях? Улуч­шать условия было необ­хо­димо — ​пла­ни­ро­ва­лось, что авто­ном­ность пла­ва­ния АПЛ составит два месяца. Перед стро­и­тель­ством голов­ной под­лодки были изго­то­в­лены дере­вян­ные отсеки в нату­раль­ную вели­чину. На них оптими­зи­ро­ва­лось раз­ме­ще­ние обо­ру­до­ва­ния. Пере­гу­дов при­гла­шал моряков, инте­ре­со­вался, в каких усло­виях им было бы осо­бенно удобно рабо­тать и жить. На дизель­ных под­вод­ных лодках все под­вес­ные койки личного состава нахо­ди­лись в разных местах — ​где только можно было раз­ме­стить. Иногда для эко­но­мии про­стран­ства коек было меньше, чем людей: пока один стоял на вахте, другой мог отдох­нуть.

Я вклю­чился в работу над АПЛ в 1954 году. Царила стро­жайшая секрет­ность. Реактор назы­вали кри­стал­ли­за­то­ром, лодку — ​объек­том Пере­гу­дова. Не все сотруд­ники отдела знали, что она осна­щена ядерной энер­гети­че­ской уста­нов­кой. Рабочие чертежи отпра­в­ляли на завод № 402 в Севе­ро­двин­ске, ныне «Севмаш». Чтобы быстро постро­ить лодку, там ввели три смены. Да и кон­струк­торы рабо­тали как одер­жи­мые. Ничего, кроме своих чер­те­жей, не видели.

Лодку спро­ек­ти­ро­вали и постро­или за пять лет. В августе 1957 года ее спу­стили на воду, бутылку шам­пан­ского разбили не только о киль, но и в реак­тор­ном отсеке. 3 июля 1958 года К‑3 вышла на ходовые испы­та­ния. Я зани­мался на борту выве­с­кой и кре­но­ва­нием корабля. Первый выход в море выявил ряд недо­стат­ков. Главный — ​по­я­в­ле­ние микро­те­чей трубных систем паро­ге­не­ра­то­ров из-за непроч­но­сти трубных систем. Для лик­ви­да­ции этого явления на пита­тель­ных тру­бо­про­во­дах поставили ионо­об­мен­ные фильтры, сделали паро­ге­не­ра­торы из новых мате­ри­а­лов, что поз­во­лило уве­ли­чить их ресурс в 25–30 раз. 17 января 1959 года АПЛ была принята в опытную экс­плу­а­та­цию Военно-морским флотом.

Длина суб­ма­рины составила 107 м, диаметр — ​около 10. Прочный корпус водо­из­ме­ще­нием 3 тыс. т кон­струк­торы раз­де­лили на девять отсеков. Первый, носовой, — ​тор­пед­ный, там рас­по­ла­гались восемь тор­пед­ных аппа­ра­тов. Второй и седьмой отсеки были жилыми, в них раз­ме­стили каюты офи­це­ров и мич­ма­нов. В третьем — ​цен­траль­ный пост упра­в­ле­ния с пери­с­ко­пами, выдвиж­ными устройствами ради­оло­ка­ци­он­ных станций и станций связи. Здесь же рас­поло­жи­лись рубки с обо­ру­до­ва­нием для аку­сти­ков и ради­стов. Чет­вер­тый отсек пред­на­зна­чался для двух резерв­ных дизель­ных элек­тро­ге­не­ра­то­ров и вспо­мо­га­тель­ных меха­низ­мов, пятый — ​для двух водо-водяных реак­то­ров с паро­ге­не­ра­то­рами. В шестом отсеке нахо­ди­лись турбины, в седьмом — ​элек­тро­о­бо­ру­до­ва­ние и поме­ще­ние с пуль­тами упра­в­ле­ния реак­то­ров, в восьмом — ​холо­диль­ные машины для обес­пе­че­ния микро­кли­мата на корабле и жилые поме­ще­ния, в девятом — ​руле­вые устройства и другое вспо­мо­га­тель­ное обо­ру­до­ва­ние. К‑3 могла идти под водой со ско­ро­стью до 30 узлов. У аме­ри­кан­ских атомных под­вод­ных лодок в те годы ско­рость была не более 21 узла. По всему корпусу рас­по­ла­гались бал­ласт­ные цистерны общей емко­стью 900 м3. Запол­няя их заборт­ной водой, лодка погру­жа­лась. Пре­дель­ная глубина погру­же­ния К‑3 соста­в­ляла 300 м. Когда вода вытес­ня­лась из цистерн сжатым воз­ду­хом, суб­ма­рина всплы­вала.

Лодка про­ек­ти­ро­ва­лась и стро­и­лась в спешке, поэтому в ходе экс­плу­а­та­ции посто­янно тре­бо­вала ремонта, доделок и пере­де­лок. Одной из проблем стал шум турбин — ​это повы­шало риск обна­ру­же­ния против­ни­ком. На второй лодке первого поко­ле­ния ​нам удалось снизить шум­ность, поставив турбины на амор­ти­зи­ру­ю­щее осно­ва­ние. В июле 1962 года К‑3 впервые в истории совет­ского ВМФ совер­шила дли­тель­ный поход подо льдами Север­ного Ледо­ви­того океана, дважды прошла точку Север­ного полюса, а также под­ня­лась на поверх­ность в бли­жайшей полынье. В том же году К‑3 полу­чила назва­ние «Ленин­ский ком­со­мол» — ​в честь дизель­ной лодки, погиб­шей в боевом походе в 1943 году.

За первые девять лет экс­плу­а­та­ции на «Ленин­ском ком­со­моле» не было ни одного случая травмы или гибели среди личного состава, а потом слу­чи­лась беда. 8 сен­тя­бря 1967 года про­и­зо­шел пожар, погибли 39 человек. Это первая крупная авария на совет­ском атомном под­вод­ном флоте, повлек­шая мас­со­вую гибель членов экипажа. Взрыва торпед удалось избе­жать, лодка само­сто­я­тельно вер­ну­лась на базу. Пона­чалу рас­сле­до­ва­ние сочло, что авария про­и­зо­шла по вине личного состава — ​де­с­кать, один из мат­ро­сов решил поку­рить. Гораздо позже выяс­ни­лось, что при­чи­ной аварии стала плохая уплот­ни­тель­ная про­кладка в штуцере гид­ра­в­ли­че­ской машинки. Воз­ни­кла утечка, гид­ра­в­ли­че­ская жид­кость вос­пла­ме­ни­лась — воз­можно, от элек­три­че­ского фонаря, на лам­почке кото­рого не было штат­ного защит­ного колпака. В даль­нейшем на всех под­вод­ных лодках гид­ра­в­ли­че­скую жид­кость заме­нили на него­рючую. Ребята-под­вод­ники ни в чем не вино­ваты. В 2014 году, через 47 лет после аварии, всех погиб­ших посмертно награ­дили орде­нами Муже­ства.

С 1976 по 2016 годы я был главным кон­струк­то­ром АПЛ. Сначала первого, затем второго поко­ле­ния. В ведении нахо­ди­лось 70 атомных под­ло­док разных про­ек­тов, 35 дизель-элек­три­че­ских, а также два наземных стенда для отра­ботки спе­ци­аль­ных ком­плек­сов. «Ленин­ский ком­со­мол» вывели из состава Север­ного флота в 1991 году, еще через пять лет в ВМФ России не оста­лось ни одной лодки первого поко­ле­ния. Они послу­жили про­тоти­пом для сле­ду­ю­щих, более совер­шен­ных АПЛ. Всего было создано четыре поко­ле­ния атомных лодок, и каждое сле­ду­ю­щее имеет минимум 30 % новизны.