Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники атомного проекта /

Сасов Руслан Владимирович

Капитан ледо­кола «50 лет Победы».
Сасов Руслан Владимирович

Я родом из Бело­рус­сии, в детстве моря даже не видел, но всегда мечтал стать моряком. В 2002 году пришел в Мур­ман­ское морское паро­ход­ство, соби­рался рабо­тать на неф­тя­ных тан­ке­рах. Но нео­жи­данно тан­кер­ную группу закрыли, «Лукойл» забрал свои танкеры, а мне пред­ло­жили место в атомном флоте. Просто подарок судьбы — ​всегда думал, что это какая-то другая каста, недо­ся­га­е­мая высота. Капита­нов атомных ледо­колов в мире меньше, чем кос­мо­нав­тов.

Попал дубле­ром чет­вер­того помощ­ника капитана на «Ямал», потом работал на «России», на «Таймыре», снова на «Ямале», но уже третьим помощ­ни­ком капитана. Дорос до второго помощ­ника и в 2006 году поехал на приемку «50 лет Победы». Вскоре меня отправили туда стар­по­мом. Я отра­бо­тал больше 10 лет, а в 2019 году перешел на «Ямал», уже капита­ном. В том же году меня ждал еще один перевод — ​на «50 лет Победы». Без­у­словно, для команды «Ямала» стало нео­жи­дан­но­стью, что им капита­ном поставили чело­века со стороны. Обычно капитан готовит себе замену из членов своего экипажа. Чаще всего из старших помощ­ни­ков, так было когда-то и со мной. Идти капита­ном на другой ледокол было страш­но­вато, ведь для команды ты совер­шенно новый человек. Но после несколь­ких рейсов стало понятно, что опа­се­ния не оправ­дались. Мы отлично сра­бо­тались. Кроме того, спе­ци­фика работы на ледо­коле не поз­во­ляет зани­маться выяс­не­нием отно­ше­ний, как это может слу­читься, допу­стим, на берегу. У нас есть опре­де­лен­ные задачи, есть суда, которым необ­хо­димо обес­пе­чить безо­пас­ную про­водку. И есть четкий график, кото­рого нужно при­дер­жи­ваться. Если ты начи­на­ешь выяс­нять отно­ше­ния, под­ме­ши­вать в работу что-то личное, то просто выпа­дешь из графика, не выпол­нишь задачу и в конеч­ном счете уйдешь.

Какая про­водка была самой сложной? У нас все про­водки напря­жен­ные: мы рабо­таем в морском канале в Обской губе. Это довольно сложное место — ​огра­ни­чен­ный проход, мелко. Сейчас малень­ких судов, которые водили по 15 штук за раз, уже нет. Тоннаж уве­ли­чи­ва­ется, водо­из­ме­ще­ние судов уже минимум 70 тысяч тонн, и такие мы водим по два, а то и по одному. К примеру, сразу два танкера СПГ типа Yamalmax не под­це­пить. Это зимой. Летом чуть проще. Еще один сложный участок — ​пролив Сан­ни­кова. Тоже мелко, 13–14 м. Мы на ледо­коле пройдем, а круп­но­тон­наж­ное судно — ​не факт. Поэтому у нас проло­жен особый путь выше Ново­си­бир­ских остро­вов, сделаны промеры глубин. Вся линия Сев­мор­пути раз­ви­ва­ется, интен­сив­ность судо­ход­ства уве­ли­чи­ва­ется, и мы пла­ни­руем перейти на работу по отдель­ным участ­кам. Напри­мер, один ледокол будет дежу­рить у Обской губы, другой — ​у Ново­си­бир­ских остро­вов и т. д. Это поз­во­лит про­ве­сти больше судов за сезон.

Есть лед, который ледокол не может пре­о­до­леть? А на что тогда я — ​су­до­во­ди­тель? Ледовые капитаны десяти­лети­ями нара­ба­ты­вают опыт. Конечно, природу никто не победит, но есть тактика ледо­вого пла­ва­ния, которая поз­во­ляет найти выход из любой ситу­а­ции. Ледокол может пройти везде, вопрос только во времени и силах, которые на это тра­тятся. Другое дело, что задача ледо­кола — ​обес­пе­чить безо­пас­ную про­водку с эффек­тив­ной ком­мер­че­ской ско­ро­стью 10–12 узлов. Тео­рети­че­ски при неко­то­рых ледовых усло­виях эту задачу выпол­нить невоз­можно. Ну а прак­ти­че­ски такого у меня еще ни разу не было. Все вве­рен­ные нам суда про­во­дим.

Сначала мы учимся на обык­но­вен­ном судо­во­ди­тель­ском факуль­тете, напри­мер, в ГУМРФ им. Мака­рова, нашем главном морском вузе. В дипломе не ука­зы­ва­ется, ледовый ты капитан или не ледовый. Обычный диплом мор­ского судо­во­жде­ния. Если соби­ра­ешься на ледокол, нужно пройти курсы и прак­тику на тре­на­жере. Кстати, даже капитаны судов, которые мы водим, обязаны знать спе­ци­фику работы в ледовых усло­виях: пони­мать, почему ледокол берет или не берет судно на буксир, как фор­ми­ру­ется караван и т. д. Всему этому учат в центрах в Санкт-Петер­бурге и Мур­ман­ске. «Атом­флот», как и многие другие пред­при­ятия, заин­те­ре­со­ван в молодых спе­ци­али­стах. У нас есть парт­нер­ства с несколь­кими вузами, на базе ГУМРФ орга­ни­зо­ван Центр морских арк­ти­че­ских ком­петен­ций. Там про­хо­дят под­го­товку и пере­под­го­товку наши спе­ци­али­сты. В целом молодые люди в «Атом­флот» идут охотно. И кстати, все больше девушек — ​уже и штур­маны есть, и стар­помы.

Первое арк­ти­че­ское живот­ное, которое я увидел в походе, был тюлень. Мы рабо­тали тогда в Белом море. В Кан­да­лак­ш­ском заливе, в месте встречи пресной и морской воды, у тюленей кор­мо­вое место — ​они там пло­дятся, выкар­м­ли­вают дете­ны­шей. Сейчас эти места стали мало­су­до­ходны: экологи забо­тятся о попу­ля­ции тюленей, не хотят, чтобы их тре­во­жили. Даже инспек­торы спе­ци­аль­ные туда ездят и следят за обста­нов­кой. Белых мед­ве­дей я увидел уже позже, чуть север­нее. Ну и сейчас, на детском рейсе, несколько мед­ве­дей нам попались по пути.

Возить детей на Север­ный полюс — ​одно удо­воль­ствие. Они такие непо­сред­ствен­ные, столько восторга в глазах. Взро­с­лые более сдер­жан­ные. А дети только начи­нают жить, для них эта экс­пе­ди­ция — ​самое большое при­клю­че­ние. Мне радостно от того, что ребята такие гра­мот­ные, умные, актив­ные. Всем инте­ре­су­ются, обо всем спра­ши­вают. Иной раз зайдешь в биб­ли­о­теку, они там в такие инте­рес­ные настоль­ные игры играют — ​самому при­со­е­ди­ниться хочется. Я считаю, нам повезло сделать два детских рейса подряд (сразу после «Ледо­кола знаний» на полюс отправи­лась экс­пе­ди­ция «Ледокол откры­тий»).

Обычно поход длится месяца четыре. Чтобы отдох­нуть и снять напря­же­ние, у нас есть спорт­зал, бассейн с морской водой, три сауны, биб­ли­о­тека. Недавно поя­ви­лись интер­нет и теле­ви­де­ние, но только в зоне действия спут­ни­ков. Север­нее Земли Франца-Иосифа рабо­тает только «Иридиум» — ​си­стема подвиж­ной спут­ни­ко­вой связи. «Иридиум» стоит дорого, и далеко не каждое судно такой систе­мой обо­ру­до­вано.

Команда зани­ма­ется спортом, про­во­дит на борту сорев­но­ва­ния: по теннису был турнир, по волейболу. Мы заранее поку­паем призы для побе­ди­те­лей. Я в сво­бод­ное время читаю. Мне нра­вятся книги на морскую тему, тех­ни­че­ская лите­ра­тура — ​про новые суда, совре­мен­ные тех­ноло­гии. Еще люблю читать про путе­ше­ствия, да и сам часто путе­ше­ствую на машине. Раньше по Европе много ездил, сейчас в основ­ном по России. У меня есть мечта — ​речной круиз по Золо­тому кольцу. Я очень люблю Волгу, Волхов, Неву. Вдоль них пре­крас­ные пейзажи. Еще нравится ездить в сторону Выборга, Шлис­сель­бурга. Там есть живо­пис­ный Пет­ров­ский канал вдоль Ладоги, по нему ходят неболь­шие речные суда. Кострома еще мне нравится, Яро­с­ла­вль, Вла­димир. Вообще в России есть что посмо­треть.