Чем занимается КБ, знали единицы
Я родился 9 ноября 1952 года в поселке Малышев Лог Кемеровской области. Семья переехала в Ковров в 1964 году. Отец всю жизнь проработал механиком: сначала в Сибири — главным механиком шахты Шушталенская 1-я, затем — главным механиком Ковровского экскаваторного завода. Наверное, от отца и передалась мне любовь к точным наукам, машинам и механизмам. Я учился на отлично и мечтал о военной карьере, хотел поступить в академию имени Ф. А. Дзержинского, но не прошел медицинскую комиссию, и в 1970 году меня зачислили во Владимирский политехнический институт на специальность «Автоматика и телемеханика». В 1975 году я окончил его с отличием, диплом писал в НИИ-4 Министерства обороны по разработке систем охраны особо важных объектов.
В 1975 году я пришел на завод имени В. А. Дегтярева в отдел главного конструктора (тогда его возглавлял Ефим Семенович Гельбштейн) на должность инженера-конструктора. Моим непосредственным начальником стал Давид Лазаревич Липсман, а конструкторское бюро (КБ) занималось конструкторским сопровождением изделий, предназначенных для проверки ракет, выпускаемых на заводах имени В. А.Дегтярева и Ковровском механическом: Стрела-2, Стрела-2М, Игла, Стрела-10, Стрела-1.
Во время работы в КБ мы регулярно выезжали на испытания на полигоны в войсковые части. И хотя в то время это было экзотикой и небывалой редкостью — 26 раз я побывал за рубежом. Правда, на экскурсии и достопримечательности времени не оставалось. Это были обычные рабочие командировки: восстановление техники, проверка боеготовности, продление сроков технической пригодности. Среднестатистический россиянин тогда даже поездку в братскую Болгарию воспринимал как манну небесную, а тут Югославия, Никарагуа, Куба, Индия, Чехословакия, Германия, Польша, Венгрия. В паспорте от визовых отметок не было места, их ставили практически друг на друга.
В 1985 году меня назначили на должность начальника конструкторского бюро. В 1991 году КБ № 10 было расформировано, и мне предложили возглавить КБ № 6, занимавшееся тематикой газовых центрифуг. Чем занимается это конструкторское бюро, на заводе знали единицы — атмосфера строгой секретности и глубокой тайны сопровождала мою работу, а по официальной версии КБ занималось разработкой холодильных установок. В декабре 1991 года конструкторское бюро № 6 перевели в состав производства № 12.
Газовые центрифуги стали совершенно новым направлением в моей работе. После назначения начальником КБ первые два месяца я досконально изучал технические условия и прочую документацию сопровождения. Перевод КБ № 6 в штат производства позволил конструкторам работать непосредственно в производстве, окунуться в гущу производственных вопросов и решать их оперативно. Ведь многие проблемы требовали не просто быстрого решения, а моментального. А еще через некоторое время меня назначили членом министерской Приемочной комиссии, в работе которой принимали участие специалисты министерства, конструкторских бюро, разделительных предприятий и заводов — изготовителей ГЦ.
В 2006 году в соответствии с реструктуризацией производственных активов двух заводов имени В. А. Дегтярева и КМЗ производство № 12 перебазировалось на Ковровский механический завод, который сегодня стал основным изготовителем газовых центрифуг для разделения изотопов урана. Я был назначен главным конструктором КМЗ. Мой отдел полностью обеспечивал производство и службы завода всей необходимой конструкторской документацией, осуществлял конструкторский надзор за производством газовых центрифуг, совершенствовал конструкции ГЦ, находящиеся в производстве.
Я горжусь тем, что при моем непосредственном участии прошло освоение серийного производства четырех поколений газовых центрифуг. Мы с коллегами трудились целеустремленно, чувствуя ответственность за наше общее дело поддержания престижа страны. Сегодня на предприятии в отделе закупок работает моя дочь.