Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники атомного проекта /

Самородский Александр Иванович

После окон­ча­ния Вла­димир­ского поли­тех­ни­че­ского инсти­тута с 1975 по 1990 гг. работал в отделе глав­ного тех­нолога завода им. Дегтя­рева. С 1985 г. - началь­ник кон­струк­тор­ского бюро, в 1990 - 2006 гг. – началь­ник кон­струк­тор­ского бюро про­из­вод­ства газовых цен­три­фуг. С 2006 по 2013 гг. - главный кон­струк­тор Ков­ров­ского меха­ни­че­ского завода. Награ­жден Знаками отличия «Е. П. Слав­ский», «Ака­демик И. В. Кур­ча­тов» IV степени, «Ветеран атомной энер­гетики и про­мыш­лен­но­сти».
Самородский Александр Иванович

Я родился 9 ноября 1952 года в поселке Малышев Лог Кеме­ров­ской области. Семья пере­е­хала в Ковров в 1964 году. Отец всю жизнь про­ра­бо­тал меха­ни­ком: сначала в Сибири — главным меха­ни­ком шахты Шушта­лен­ская 1-я, затем — главным меха­ни­ком Ков­ров­ского экс­ка­ва­тор­ного завода. Навер­ное, от отца и пере­да­лась мне любовь к точным наукам, машинам и меха­низ­мам. Я учился на отлично и мечтал о военной карьере, хотел посту­пить в ака­демию имени Ф. А. Дзер­жин­ского, но не прошел меди­цин­скую комис­сию, и в 1970 году меня зачи­с­лили во Вла­димир­ский поли­тех­ни­че­ский инсти­тут на спе­ци­аль­ность «Авто­ма­тика и теле­ме­ха­ника». В 1975 году я окончил его с отли­чием, диплом писал в НИИ-4 Мини­стер­ства обороны по раз­ра­ботке систем охраны особо важных объек­тов.

В 1975 году я пришел на завод имени В. А. Дегтя­рева в отдел глав­ного кон­струк­тора (тогда его воз­гла­в­лял Ефим Семе­но­вич Гель­б­штейн) на долж­ность инже­нера-кон­струк­тора. Моим непо­сред­ствен­ным началь­ни­ком стал Давид Лаза­ре­вич Липсман, а кон­струк­тор­ское бюро (КБ) зани­ма­лось кон­струк­тор­ским сопро­во­жде­нием изделий, пред­на­зна­чен­ных для про­верки ракет, выпус­ка­е­мых на заводах имени В. А.Дегтя­рева и Ков­ров­ском меха­ни­че­ском: Стрела-2, Стрела-2М, Игла, Стрела-10, Стрела-1.

Во время работы в КБ мы регу­лярно выез­жали на испы­та­ния на поли­гоны в войс­ко­вые части. И хотя в то время это было экзоти­кой и небы­ва­лой ред­ко­стью — 26 раз я побывал за рубежом. Правда, на экс­кур­сии и досто­при­ме­ча­тель­но­сти времени не оста­ва­лось. Это были обычные рабочие коман­ди­ровки: вос­ста­но­в­ле­ние техники, про­верка бое­го­тов­но­сти, про­д­ле­ние сроков тех­ни­че­ской при­год­но­сти. Сред­не­ста­ти­сти­че­ский рос­си­я­нин тогда даже поездку в брат­скую Бол­га­рию вос­при­ни­мал как манну небес­ную, а тут Юго­славия, Ника­рагуа, Куба, Индия, Чехо­сло­ва­кия, Гер­ма­ния, Польша, Венгрия. В пас­порте от визовых отметок не было места, их ставили прак­ти­че­ски друг на друга.

В 1985 году меня назна­чили на долж­ность началь­ника кон­струк­тор­ского бюро. В 1991 году КБ № 10 было рас­фор­ми­ро­вано, и мне пред­ло­жили воз­главить КБ № 6, зани­мав­ше­еся тема­ти­кой газовых цен­три­фуг. Чем зани­ма­ется это кон­струк­тор­ское бюро, на заводе знали единицы — атмо­сфера строгой секрет­но­сти и глу­бо­кой тайны сопро­во­ждала мою работу, а по офи­ци­аль­ной версии КБ зани­ма­лось раз­ра­бот­кой холо­диль­ных уста­но­вок. В декабре 1991 года кон­струк­тор­ское бюро № 6 пере­вели в состав про­из­вод­ства № 12.

Газовые цен­три­фуги стали совер­шенно новым напра­в­ле­нием в моей работе. После назна­че­ния началь­ни­ком КБ первые два месяца я дос­ко­нально изучал тех­ни­че­ские условия и прочую доку­мен­та­цию сопро­во­жде­ния. Перевод КБ № 6 в штат про­из­вод­ства поз­во­лил кон­струк­то­рам рабо­тать непо­сред­ственно в про­из­вод­стве, оку­нуться в гущу про­из­вод­ствен­ных вопро­сов и решать их опе­ра­тивно. Ведь многие про­блемы тре­бо­вали не просто быстрого решения, а момен­таль­ного. А еще через неко­то­рое время меня назна­чили членом мини­стер­ской При­е­моч­ной комис­сии, в работе которой при­ни­мали участие спе­ци­али­сты мини­стер­ства, кон­струк­тор­ских бюро, раз­де­ли­тель­ных пред­при­ятий и заводов — изго­то­ви­те­лей ГЦ.

В 2006 году в соот­вет­ствии с реструк­ту­ри­за­цией про­из­вод­ствен­ных активов двух заводов имени В. А. Дегтя­рева и КМЗ про­из­вод­ство № 12 пере­ба­зи­ро­ва­лось на Ков­ров­ский меха­ни­че­ский завод, который сегодня стал основ­ным изго­то­ви­те­лем газовых цен­три­фуг для раз­де­ле­ния изо­то­пов урана. Я был назна­чен главным кон­струк­то­ром КМЗ. Мой отдел пол­но­стью обес­пе­чи­вал про­из­вод­ство и службы завода всей необ­хо­ди­мой кон­струк­тор­ской доку­мен­та­цией, осу­ще­ст­в­лял кон­струк­тор­ский надзор за про­из­вод­ством газовых цен­три­фуг, совер­шен­ство­вал кон­струк­ции ГЦ, нахо­дя­щи­еся в про­из­вод­стве.

Я горжусь тем, что при моем непо­сред­ствен­ном участии прошло осво­е­ние серийного про­из­вод­ства четырех поко­ле­ний газовых цен­три­фуг. Мы с кол­ле­гами тру­ди­лись целе­устрем­ленно, чув­ствуя ответ­ствен­ность за наше общее дело под­дер­жа­ния пре­стижа страны. Сегодня на пред­при­ятии в отделе закупок рабо­тает моя дочь.