Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники атомного проекта /

Сафронов Борис Владимирович

Выпускник МИФИ, Ведущий эксперт ВНИИНМ, Лауреат премии Ленин­ского ком­со­мола в 1974 года за работы, свя­зан­ные с порош­ками и наплав­кой.
Сафронов Борис Владимирович

Родился я в 1943 году в Ста­в­ро­поле, в эва­ку­а­ции, а в 1944 году отец перевез нас в Москву. У отца дом роди­те­лей сожгли немцы, и мы жили у моей тётки вместе с матерью, младшим братом и двумя сестрами отца. Спустя пять лет отцу дали комнату в бараке на 2-й Вла­димир­ской улице. Уни­каль­ный был барак: там пол был ниже уровня земли. В 1960 году я посту­пил в МИФИ. Хоте­лось физикой зани­маться. Физика и мате­ма­тика шли неплохо, в отличие от ино­стран­ного или рус­ского языков. Кстати, мате­ма­тику у нас вёл студент МГУ, который закон­чил нашу же школу пару лет назад. Очень умный был парень. Учил нас мате­ма­тике и тем пре­муд­ро­стям, которые в школе не давали. Говорил, что соби­ра­ется напи­сать учебник по мате­ма­тике для аби­ту­ри­ен­тов.

Я посту­пил с первого раза на физико-энер­гети­че­ский факуль­тет. Попал в группу по спе­ци­аль­но­сти «Метал­ло­ве­де­ние и метал­ло­фи­зика». Помню, после всту­пи­тель­ных экза­ме­нов стоим мы в очереди, чтобы узнать — кто посту­пил, а кто нет. Это было на Киров­ской улице возле Гла­в­по­чтамта. Там был бан­кет­ный зал, стояли столы, и ты под­хо­дишь с зачет­кой и спра­ши­ва­ешь, посту­пил ли. Все вол­ну­ются, конечно. Моя очередь подошла, и мне объ­я­в­ляют, что я не посту­пил. Как обухом по голове! Отошёл я в сторону, постоял минут десять, в себя пришёл. Еще раз подошёл и смотрю — номер-то мой, а фамилия не моя: маши­нистка сме­стила немного строчку. Разо­брались.

Очень сурово нас «гоняли» по мате­ма­тике. Пре­по­да­ва­теля Татьяну Ива­новну спра­ши­вали: зачем, мол, так дос­ко­нально всё учить? Мы же всё равно всё забудем! Она отве­чала: зато подход оста­нется.

Я попал в лабо­ра­то­рию Дру­жи­нина. Он меня встре­чал на про­ход­ной, рас­с­пра­ши­вал, умею ли рабо­тать руками, знаком ли с ваку­ум­ной тех­ни­кой, а мы-то в МИФИ чего ведь только не изучали! Работа на станках, сле­сар­ное мастер­ство, ради­о­мон­таж­ное, по ваку­ум­ной технике — всё, что нужно инже­неру. И вот когда я получил «бегунок», он сказал, что я посту­паю к нему в 32-ю лабо­ра­то­рию. А тогда только начи­нался период ста­но­в­ле­ния. Свою лабо­ра­то­рию Дру­жи­нин выбивал со скрипом и кон­флик­тами. Все против него были кри­ти­че­ски настро­ены. Однако в итоге для нашей лабо­ра­то­рии дали три комнаты в корпусе В. Пред­ставьте себе, в одной комнате нахо­ди­лись 16 работ­ни­ков всего на 25 ква­д­рат­ных метрах! А ещё там было три плаз­мен­ные уста­новки и сле­сар­ный верстак! Так что рабо­тать при­хо­ди­лось нам по очереди.

Я зани­мался цен­тро­беж­ным рас­пы­ле­нием: надо было полу­чать шарики из дву­о­киси урана, чтобы делать засып­ные твэлы. Была тогда такая модная идея — виб­ро­уплот­ни­тель­ное топливо. И надо было полу­чать сфе­ри­че­ские порошки. И мы тогда при­ду­мали, как пода­вать мате­риал, дугой плавили, сделали тигель воль­ф­ра­мо­вый, куда входит элек­трод полый, через этот полый элек­трод пода­ется мел­ко­дис­пер­с­ная дву­о­кись урана, дугой плавится, и расплав раз­брыз­ги­ва­ется.

В зави­си­мо­сти от ско­ро­сти вра­ще­ния полу­ча­ется нужный размер гранул. Было десяток раз­лич­ных вари­ан­тов, а вот опыта не было совсем. Поэтому долго всё тяну­лось и кровью дава­лось. Сделали мы опытный твэл, поставили в реактор, успешно прошли испы­та­ния. Вдруг принято решение, что засып­ные твэлы не нужны — «таблетки» начались. Акту­аль­ность поте­ря­лась. И всё. Кто не успел — тот опоздал.

В 70-е годы соз­да­ва­лось цир­ко­ни­е­вое про­из­вод­ство. А в любом новом про­из­вод­стве выя­в­ля­ются недо­статки: пори­сто­сть, неод­но­род­ность. И поя­в­ля­ется повод пора­бо­тать. Как устра­нить литейные дефекты в слитках, напри­мер? Мы семь лет этой тех­ноло­гией зани­мались. Сделали цир­ко­ни­е­вые трубы, провели реак­тор­ные испы­та­ния, выявили все пре­и­му­ще­ства и недо­статки. Мы полу­чили колос­саль­ный опыт. И хотя дальше в этом напра­в­ле­нии дело не пошло, зато при­го­ди­лись нара­ботки при про­из­вод­стве маг­ни­тов. И когда финан­си­ро­ва­ние пре­кра­ти­лось, мы заня­лись маг­нитами и полу­чили быстро­за­калён­ные порошки одними из первых. В России таких нигде не делали, а мы смогли выпу­стить порядка 50 тонн таких порош­ков. Кстати, Автоваз тогда наши маг­ни­тики ставил в регу­ля­тор холо­стого хода.

Воз­ни­кает идея — ты её само­сто­я­тельно воп­ло­ща­ешь. Тогда в МИФИ так гото­вили, чтобы сам всё мог сделать. Зато сейчас, чтобы купить бумаги и лам­почки, надо семь кругов пройти. А тогда был склад, куда можно прийти и всё взять, поскольку инсти­тут про­во­дил заку­поч­ные кам­па­нии раз в год. И никто не зло­у­по­тре­б­лял. И всегда всё было. Можно ли сказать, что родина адди­тив­ных тех­ноло­гий во ВНИИНМ? Можно, только далеко не всё пошло, поскольку работы были секрет­ные. Зато сейчас все нара­ботки вос­тре­бо­ваны. Сам процесс усо­вер­шен­ство­ван, и с помощью плазмы сейчас фор­ми­руют изделия, и элек­трон­ным лучом можно, и лазером. А тогда, для того чтобы сфор­ми­ро­вать изделие, воз­ни­кали неве­ро­ят­ные слож­но­сти.

Когда соз­да­вали «Кузь­кину мать», то там одна из деталей из урана была, такая огром­ная отливка. И вот когда её отлили, то обра­зо­вались литейные дефекты — рако­вины. Как их устра­нить? Дру­жи­нину и Калачёву в Глазове поставили палатку. Прямо на улице. Они сделали ура­но­вые элек­троды и вручную, на свежем воздухе, в спе­ци­аль­ных костю­мах зава­рили все эти рако­вины.

В нашем напра­в­ле­нии сегодня сложнее рабо­тать, конечно. Бумаг стало больше. Тогда на лабо­ра­то­рию давали в год опре­де­лен­ные деньги, а нам надо было лишь составить план и всё обо­с­но­вать. Денег больше, чем поло­жено на одного чело­века, полу­чить невоз­можно. Но зато ты сво­бо­ден от бумаг, можешь зани­маться делом, воз­ни­кла идея — можешь про­ве­рить. А не так написал сначала план, а если не полу­ча­ется, то ты от него отсту­пить уже немо­жешь и не знаешь, что делать. Для науки подход должен быть сво­бод­ный все-таки, я так считаю.

Я не кри­ти­че­ский носи­тель знаний. Мне удается пере­да­вать и опыт, и знания. А опыт, скажу я вам, колос­саль­ный. Вот только будет ли он вос­тре­бо­ван? Что бы я изменил в своей жизни? Трудно сказать. Надо было меньше раз­ме­ни­ваться на мелочи. А в целом все было очень инте­ресно, навер­ное, ещё и потому, что всё было очень непро­сто. Так что ничего менять я бы не хотел.