Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники атомного проекта /

Ромадова Елена Леонардовна

Выпуск­ница МВТУ им. Баумана, кан­ди­дат тех­ни­че­ских наук. Прошла путь от стар­шего науч­ного сотруд­ника до дирек­тора отде­ле­ния - глав­ного кон­струк­тора косми­че­ских ядерных уста­но­вок НИКИЭТ.
Ромадова Елена Леонардовна

Я роди­лась в период между запус­ком первого спут­ника и первым полетом чело­века в космос. Это время было окра­шено роман­ти­кой косми­че­ских путе­ше­ствий. Как и боль­шин­ство совет­ских детей, я зачи­ты­ва­лась фан­та­сти­че­скими рома­нами и следила за полетами всех наших кос­мо­нав­тов. Но свя­зы­вать свою будущую про­фес­сию с кос­мо­сом не пла­ни­ро­вала. До пятого класса хотела быть теа­т­раль­ным режис­се­ром. А потом на летних кани­ку­лах мы поехали с роди­те­лями на Черное море. И в один дожд­ли­вый день меня, 10-летнюю девочку, при­гла­сили к себе в палатку два физика: один — из Кур­ча­тов­ского инсти­тута, второй — с кафедры Э-8 «Плаз­мен­ные энер­гети­че­ские уста­новки» МВТУ имени Н. Э. Баумана. Оба — сорат­ники Льва Андре­е­вича Арци­мо­вича, осно­во­полож­ника физики плазмы и упра­в­ля­е­мого тер­мо­я­дер­ного синтеза. Они мне открыли инте­рес­нейший мир науки и техники, рас­ска­зав о «про­блеме №1» на тот период — соз­да­нии тер­мо­я­дер­ного реак­тора.

Так я заго­ре­лась физикой. Театр был забыт. Я закон­чила физико-мате­ма­ти­че­ский класс с мечтой посту­пить в МВТУ им. Баумана. Посту­пила не сразу. По семейным обсто­я­тель­ствам я начала учебу в другом инсти­туте, а в МВТУ пере­ве­лась на второй курс. При пере­воде при­ни­мали только на кафедру Э-7 «Ядерные энер­гети­че­ские уста­новки», причем именно в группу по спе­ци­али­за­ции «косми­че­ские ядерные уста­новки». Руко­во­ди­те­лем про­ек­тов у меня стал Борис Ива­но­вич Катор­гин — выда­ю­щийся ученый и кон­струк­тор, ныне ака­демик РАН, лауреат премии «Глобаль­ная энергия». Он ввел меня в раз­ра­ботку ядерных ракет­ных дви­га­те­лей (ЯРД). Это была очень кра­си­вая идея, воп­ло­щен­ная в кон­струк­ции, которая суще­ство­вала не только в виде чер­те­жей, но и прошла ком­плекс наземных испы­та­ний в рамках совет­ской про­граммы ЯРД. Я всерьез увле­клась этой темой. И до насто­я­щего времени она явля­ется одной из при­о­ри­тет­ных в моей жизни.

После окон­ча­ния инсти­тута меня рас­пре­де­лили в НИИАР, где в течение 15 лет я наби­ра­лась прак­ти­че­ского опыта кон­стру­и­ро­ва­ния, изго­то­в­ле­ния и испы­та­ния изделий для атомной отрасли. Именно в НИИАР прошло мое ста­но­в­ле­ние как кон­струк­тора. Зани­ма­лась соз­да­нием устройств для повы­ше­ния безо­пас­но­сти быстрых натри­е­вых реак­то­ров. Там же защи­тила кан­ди­дат­скую дис­сер­та­цию. Начала сотруд­ни­чать с РКК «Энергия» по раз­ра­ботке и изго­то­в­ле­нию лити­е­вого пет­ле­вого канала для испы­та­ний сепа­ра­тора тер­мо­эмис­си­он­ной ядерной энер­гети­че­ской уста­новки. Еще будучи сотруд­ни­ком НИИАР, я вошла в состав межве­дом­ствен­ной рабочей группы по про­ек­ти­ро­ва­нию косми­че­ских ядерных энер­гети­че­ских уста­но­вок (ЯЭУ). В эту рабочую группу входили раз­ра­бот­чики разных типов ЯЭУ: с прямым и с тур­бо­ма­шин­ным пре­об­ра­зо­ва­нием энергии, раз­ра­бот­чики ядер­ного ракет­ного дви­га­теля (спе­ци­али­сты РКК «Энергия», КБХА, НИКИЭТ, «Красной Звезды», ФЭИ, НПО «Луч», Кур­ча­тов­ского инсти­тута). Так как я исто­ри­че­ски тяго­тела к раз­ра­ботке ядер­ного ракет­ного дви­га­теля, главным кон­струк­то­ром кото­рого в то время был НИКИЭТ, в 1999-м году я пере­ве­лась из НИИАР в НИКИЭТ и начала рабо­тать под руко­вод­ством глав­ного кон­струк­тора косми­че­ских ЯЭУ Вла­димира Пет­ро­вича Сметан­ни­кова и началь­ника отдела Вяче­слава Дмит­ри­е­вича Кол­га­нова. В НИКИЭТ прошла путь от стар­шего науч­ного сотруд­ника до дирек­тора отде­ле­ния — глав­ного кон­струк­тора косми­че­ских ЯЭУ.

У меня было много заме­ча­тель­ных учи­те­лей. Неко­то­рых я уже назвала — Катор­гин, Сметан­ни­ков, Кол­га­нов. А также Вла­димир Ива­но­вич Солонин, который, когда я училась, был заме­сти­те­лем зав­ка­фе­дры Э-7. Воз­гла­в­лял ее тогда Николай Анто­но­вич Дол­ле­жаль. В НИИАР моими учи­те­лями стали главный инженер реак­тора БОР-60 Ана­то­лий Семе­но­вич Король­ков, главный инженер БН-600 Николай Нико­ла­е­вич Ошканов. А началь­ники стендов Виктор Тихо­но­вич Комаров, Алек­сандр Михайло­вич Малышев и про­фес­си­о­налы высочайшего уровня рабочих спе­ци­аль­но­стей научили меня «любить и пони­мать железо». Без этих качеств невоз­можно стать насто­я­щим кон­струк­то­ром. Я вообще учусь всю жизнь. Каждый неор­ди­нар­ный человек и про­фес­си­о­нал своего дела внес свою лепту в ста­но­в­ле­ние меня как кон­струк­тора. Хочется отметить Вла­димира Алек­сан­дро­вича Шишкина, Ана­то­лия Сазо­но­вича Коро­те­ева, Николая Нико­ла­е­вича Поно­ма­рева-Степ­ного, Юрия Гри­го­рье­вича Драгу­нова, Евгения Кон­стан­ти­но­вича Дьякова, Юрия Ива­но­вича Орлова, Федора Алек­се­е­вича Козлова и многих-многих других.

Я вни­ма­тельно слежу за рабо­тами в области тех­ноло­гии соз­да­ния высо­ко­тем­пе­ра­тур­ных мате­ри­а­лов. При соз­да­нии косми­че­ских ЯЭУ одним из акту­аль­нейших вопро­сов явля­ется соз­да­ние изделий, рабо­та­ю­щих при очень высоких тем­пе­ра­ту­рах. Напри­мер, тем­пе­ра­тура газа на входе в турбину соста­в­ляет 1500 К. Пока это про­блема. Очень инте­ресны работы в этой области АО «Ком­по­зит», воз­гла­в­ля­е­мые главным метал­лур­гом Вик­то­ром Нико­ла­е­ви­чем Бутри­мом. Еще одно инте­рес­ное напра­в­ле­ние — адди­тив­ные тех­ноло­гии. Но при­ме­ни­тельно к раз­ра­ба­ты­ва­е­мым нами изде­лиям мы еще нахо­димся на началь­ном пути. Есте­ственно, я слежу за раз­ра­бот­кой высо­ко­тем­пе­ра­тур­ных топ­лив­ных ком­по­зи­ций, за резуль­та­тами испы­та­ний тур­бо­ком­прес­со­ров — гене­ра­то­ров.

Я научный руко­во­ди­тель несколь­ких молодых инже­не­ров-кон­струк­то­ров. Сейчас в моем под­чи­не­нии нахо­дятся четыре отдела, которые воз­гла­в­ляют пер­спек­тив­ные ребята. Учу кон­струк­то­ров прежде всего думать. Отно­ситься к кон­струк­ции, как ком­по­зи­тор к своей музыке или худож­ник к своей картине. Кон­струк­ция ста­но­вится «кра­си­вой», когда ее можно изго­то­вить и она будет рабо­то­с­по­собна в соот­вет­ствии с теми тре­бо­ва­ни­ями, которые к ней были предъ­я­в­лены. Не люблю фэнтези ради отчет­но­сти, не терплю тупости и посред­ствен­но­сти.

Для иссле­до­ва­ния планет Сол­неч­ной системы в насто­я­щее время рас­сма­т­ри­ва­ется линейка ракет­ных дви­га­те­лей. Ядерная энер­гетика в этой линейке может быть исполь­зо­вана только для двух типов дви­га­те­лей. Это ядерные ракет­ные дви­га­тели и элек­тро­ра­кет­ные дви­га­тели. В ядерных ракет­ных дви­га­те­лях рабочее тело (водород) нагре­ва­ется в актив­ной зоне реак­тора и выбра­сы­ва­ется через сопло, соз­да­вая реак­тив­ную тягу. Такие дви­га­тели инте­ресны прежде всего для осу­ще­ст­в­ле­ния полета на Марс. В насто­я­щее время рас­сма­т­ри­ва­ются твер­до­фазные ядерные ракет­ные дви­га­тели, экс­пе­ри­мен­таль­ное иссле­до­ва­ние которых про­во­ди­лось в США и СССР в 1950–1980 годы. Для осу­ще­ст­в­ле­ния лунной про­граммы рас­сма­т­ри­ва­ются элек­тро­ра­кет­ные дви­га­тели, источ­ни­ком элек­тро­энер­гии для которых могут служить ядерные энер­гети­че­ские уста­новки. В насто­я­щее время под руко­вод­ством «Роса­тома» НИКИЭТ как главный кон­струк­тор зани­ма­ется раз­ра­бот­кой ЯЭУ двух типов ─ с прямым и тур­бо­ма­шин­ным спо­собами пре­об­ра­зо­ва­ния энергии. На базе таких уста­но­вок также могут быть созданы напла­нет­ные станции для энер­го­о­бес­пе­че­ния лунной базы. Научным руко­во­ди­те­лем про­ек­тов тра­ди­ци­онно явля­ется НИЦ «Кур­ча­тов­ский инсти­тут».

Времени ката­стро­фи­че­ски не хватает. Каждое утро я начинаю с раз­ра­ботки плана работ на день. Для рас­ста­новки при­о­ри­тетов исполь­зую матрицу Эйзен­ха­уэра с раз­де­ле­нием задач на срочные и важные, не срочные и важные, срочные и не важные, не срочные и не важные. Далее участ­вую в опе­ра­тив­ках с руко­вод­ством, провожу опе­ра­тивки с под­чи­нен­ными. Ста­ра­юсь рабо­тать, при­дер­жи­ва­ясь соста­в­лен­ного плана с учетом кор­рек­тив, которые вносит рабочий процесс. Вечером работаю с почтой. Чтобы все успе­вать, ста­ра­юсь зани­маться спортом. Спорт для меня как заряд­ное устройство. Люблю горные лыжи, яхтинг. По воз­мож­но­сти пытаюсь не забы­вать теннис и фитнес. Иногда рисую, немного играю на гитаре и фор­те­пи­ано. По-преж­нему люблю театр.

Кон­струк­тор должен не только уметь чертить, но и глубоко раз­би­раться в физике, теп­ло­фи­зике, дина­мике, вопро­сах мате­ри­а­ло­ве­де­ния и проч­но­сти, алго­рит­мах упра­в­ле­ния работы соз­да­ва­е­мой им уста­новки. Кон­струк­тор — это сози­да­тель. Он должен сопро­во­ждать соз­да­ва­е­мое им изделие на всех этапах жиз­нен­ного цикла: про­ек­ти­ро­ва­ние, изго­то­в­ле­ние, испы­та­ния, фун­к­ци­о­ни­ро­ва­ние в задан­ных усло­виях. Нет боль­шего счастья для кон­струк­тора, чем увидеть свою раз­ра­ботку в рабо­та­ю­щем «железе». Учитесь: читайте, общайтесь с кол­ле­гами и пред­стави­те­лями смежных про­фес­сий, участ­вуйте в семи­на­рах и кон­фе­рен­циях. Повы­шайте свою квали­фи­ка­цию и защи­щайте дис­сер­та­ции. Не замы­кайтесь на работе. Любите жизнь во всех ее про­я­в­ле­ниях. Увле­че­ния, хобби сделают вашу жизнь богаче и пре­крас­нее.

Приведу цитату из выступ­ле­ния Николая Дол­ле­жаля на 20-летии кафедры Э-7: «В наше время одной из наи­бо­лее твор­че­ских про­фес­сий явля­ется инже­нерно-кон­струк­тор­ская. Роль кон­струк­тора не только в том, что он создает новые машины, приборы. Кон­струк­тор первый натал­ки­ва­ется на пробелы в науке, он первый обна­ру­жи­вает необ­хо­ди­мость поста­новки науч­ного иссле­до­ва­ния или экс­пе­ри­мента. Именно кон­струк­тор может сфор­му­ли­ро­вать цель иссле­до­ва­ния, эко­но­ми­че­ски обо­с­но­вать его необ­хо­ди­мость. Это обя­зы­вает кон­струк­тора, инже­нера посто­янно совер­шен­ство­вать свои знания, рас­ши­рять свой научный кру­го­зор. Сегодня это крайне необ­хо­димо». Ком­мен­та­рии здесь излишни. Так рабо­тали, рабо­таем и будем рабо­тать.