Строить АЭС - это искусство!
Начать надо с того, что во времена, когда начиналось развитие атомной энергетики в Советском Союзе, а о нем серьезно заговорили в 1969 году, наша страна была к этому совершенно не готова. Не было специалистов, не было предприятий, способных производить оборудование. В то время в Советском Союзе строилась одна-единственная атомная электростанция — Нововоронежская. Огромный опыт сооружения тепловых электростанций не очень-то помогал, потому что между тепловой и атомной станцией огромная разница. Пришлось переучивать бригадиров, учить мастеров — начинали буквально «с нуля». И что же? Прошло несколько лет, и мы имели уже стабильные коллективы, имели машиностроение и начали строить АЭС — и у себя в стране, и за рубежом.
Легендарным министром Средмаша был Ефим Павлович Славский — человек с великолепной интуицией и феноменальной памятью. Стоило ему раз пообщаться с человеком — и он на всю жизнь запоминал его. Под его началом были сотни комбинатов, рудников, заводов, и он помнил каждого сотрудника — и не только руководство. И помнил, что тот или иной руководитель говорил ему при последней встрече. Сам Ефим Павлович, создавая министерство, не был атомщиком. Он был химиком. Министр энергетики и электрофикации П.С Непорожний был по профессии строитель-гидротехник. Но они принадлежали к той категории министров, которые не брали к себе на работу людей, которые просто кивают головой: «Правильно, товарищ министр! Правильно, товарищ министр!» Они брали людей, которые по-своему направлению обладали наибольшей компетенцией и наибольшим опытом работы. Да, последнее слово было за Ефимов Павловичем, но, принимая решение, он очень внимательно выслушивал всех, кто имел, что сказать. И выслушав всех, он находил решение, которое потом действительно, оказывалось единственно правильным. И все говорили: «Да, Ефим Павлович был прав!». Хотя были споры. Это были и споры ученых с конструкторами, это были споры строителей, но Ефим Павлович никогда не давал указание — сделай так и только так. Он говорил, например, так: «Усанов! Вот ленинградская АЭС, такие-то у нас сроки. Ты мне расскажи, как ты это будешь делать, и, чем я могу тебе помочь?». Так и Непорожний говорил: «Решетников! Чернобыль, Южно-Украинская, Ровенская — это за тобой. Ты мне каждую неделю должен рассказывать, чем я тебе должен помочь. Или чем В.Н Буденный тебе будет помогать».
Поэтому когда выстраиваешь в своей памяти всех этих министров — смотришь на них — это были энтузиасты, люди, преданные своему делу. И под стать себе они подбирали замов и помощников, руководителей предприятий. Никто же никого не заставлял нас — строителей и монтажников — сидеть сутками на станции, по 240 дней не вылезать из командировок. В моей анкете есть все. И белые офицеры расстрелянные, и репрессированные родственники, тетка на Соловках сидела — она Бестужевские курсы закончила. Мой дед — директор школы сделал замечание учительнице по русскому языку, которая марксистские вопросы языкознания преподавала вместо литературы. Она написала донос — деду дали 25 лет. Но отсидел, правда, семь — помер Сталин. Но сказать, что и после Сталина было плохое время, что это был застой, я не могу. Застой был в Москве. На Старой площади. У тех, кто работал, застоя не было. Ефим Павлович Горбачеву так и сказал: «Вам надо — вы и перестраивайтесь. Нам перестраиваться не надо!»
Когда я уехал после института работать в Сибирь, то секретарь райкома за мной ходил два с половиной года и убеждал, что я должен вступить в партию. А зарплата у него была меньше, чем у меня, горного мастера. Но он был убежден в справедливости той партии, в которой он сам состоял. Вот когда начали идти в органы партии за куском хлеба, тут и выросла прослойка, от которой в нашей стране все беды. Конечно, это относится не ко всем. Я ничего плохого не могу сказать о нашем Отделе ЦК — тяжелой промышленности и энергетики, возглавляемый Владимиром Ивановичем Долгих. Он привел в отдел профессионалов, людей, которые работали на атомных и тепловых станциях, тех, кто их строил, и с ними было просто решать любые вопросы.
Много сделал для зарубежного строительства Владимир Константинович Монахов. Это был талантливейший человек. В ВО «Атомэнергоэкспорт» он подобрал людей, которые работая в атомной отрасли в разных должностях, получили еще дополнительное экономическое и международное образование, а кто не имел, закончили Академию внешней торговли. И это позволило очень гибко и грамотно, работая с иностранными заказчиками, получать подряды и умело проводить всю экономическую политику. Даже в тех случаях, когда мы в силу определенных сложностей и трудностей по оборудованию, в частности, в Финляндии могли нарваться на большие штрафные санкции, Владимир Константинович имея большое личное влияние на зарубежных заказчиков и поддержку в ГКС, повлиял на ситуацию, и мы не получили штрафных санкций за рубежом. «Зарубежатомэнергострой», который работал как подрядчик у «Атомэнергоэкпорта» на всех станциях, не испытывал трудностей по оплате своих работ. Монахов был уникальный человек, который точно так же, как Славский, Непорожний, собирал вокруг себя грамотных, талантливых специалистов. И я должен поставить это в заслугу всей той плеяде советских руководителей атомной отрасли тех лет. И когда Монахов ушел, он поставил вместо себя людей, продолживших его работу. Что бы там не говорили, но дело сохранилось, и сегодняшние результаты начинались оттуда. С монтажного подразделения П.В Невского, с М. С. Малинина, с Г. А. Шашарина, В.В.Козлова. Монахов же — это легендарная личность, и я перед ним просто преклоняюсь».
Всем нам пришлось переучиваться, но что удивительно — не было такой проблемы, как кадры. Были институты, техникумы, с тепловых станций брали специалистов и переучивали. Вот я — строитель. Строил тепловые станции, восьмисотки строил, а это же котел какой — 120 м высотой! Там хребтовая балка 6 м высотой, на которой котел 800 тонн подвешен. То есть уже всему научились вроде бы, а тут атомная станция! Что это такое? Кто из нас понимал? Поэтому позвали из двух институтов преподавателей, и они сорок дней читали нам лекции, причем мы заказали — «от и до». От теории ядра — до конструктива станции. И мы сами получили лицензии, аттестаты, и заставили Управление строительства ввести обязательное требование: бригадир должен быть аттестован. Он не должен в таком объеме знать, как, например, я, главный инженер треста, но он должен знать, что такое атомная станция, что бетон должен быть радиационно-стойкий, а значит с щебнем, с добавками свинца. Для рабочего тоже была своя наука, который тоже должен был знать технику безопасности. И когда началось массовое строительство и с объектов Средмаша тоже пришли люди — в основном из Томска, из Красноярска, Челябинска. Молодые. Они уже знали, что к чему. Они дослужились до зам. главного инженера — и их позвали на атомную станцию. Они приходили, как правило, на управляющие должности — директор станции, главный инженер, его заместитель. Были и специализированные ВУЗы. В Одесском институте было два факультета, которые готовили специалистов для атомных станций. И строителей АЭС готовили. Были специальные факультеты электриков для АЭС, которые изучали именно специфику атомной станции. Вроде бы кабель и там и там, ан, нет, своя специфика для атомной станции. Была большая программа подготовки, и самое основное тогда были тресты (объединения их называли) по строительству тепловой энергетики. Они везде были. Тресты представляли собой инженерное ядро, имеющее подразделения на разных стройках. Смысл его был в чем. Тресты обладали распорядительными функциями — инжиниринговыми, как мы сейчас говорим. У них были подразделения по механизации (экскаваторы, автомобили), заводы по ремонту техники, заводы по выпуску железобетона, заводы по выпуску опалубки. И когда начиналось новая стройка, то просто высаживался десант. Сейчас этого нет. А когда трест организовывал строительство, то он всей своей мощностью туда приходил. Он сразу давал возможность управлению строительства обрести структуру. Начиналась, к примеру, Курская станция. Звонок из Москвы: «Поезжай туда, посмотри, мы тебе хотим дать объемы». Я еду, мне говорят, вот тебе — станция перекачки, вот тебе — световой двор, и вот тебе задача — в два года уложиться. А твое дело рабочую силу подбирать. И подбирали людей, формировали бригады. Трест был организующим началом.
Самым сложным был вопрос: хватит ли у промышленности мощности для того, чтобы воплотить планы по масштабному атомному строительству. Когда в семидесятые начали строить не только у себя, но и за рубежом, «Атоммаш» должен был производить 5 комплектов в год, потому что Ижора могла производить полтора комплекта, потом два. Но с 1969 года прошло две с половиной пятилетки, 13 лет, прежде чем мы вышли на 3 блока в год. Нужно было подтягивать строительную индустрию, машиностроение подтягивать. Не хватало машиностроения, в основном, электротехники. Она опаздывала.
Но, вообще, я так скажу, работы легкой не бывает. Работа у кого легкая? У тех, кто занимается партийной деятельностью. Или тот, кто пишет этому партийному деятелю отчеты. Вся идеологическая часть ЦК — это были высшего класса бездельники. Причем, я знал людей, которые со мной учились в школе, и они себе взяли в голову, что зачем работать, я пойду в пионеры, комсомол, в партию, и это даст возможность жить спокойно и припеваючи. Такие люди в дальнейшем призывали всех ехать на БАМ, на целину, но сами оставались в горкомах, обкомах и дорастали до отделов ЦК. Но были и другие. Мой приятель был нач. цеха на металлургическом заводе, зам. главного инженера, потом стал секретарем горкома, потом отучился и попал в отдел ЦК, но это совсем другой человек. А те шли, чтобы не работать, а иметь эту пайку. И то же самое было в селах. Ерунда, что у него зарплата небольшая, он знал, что в любой магазин придет и ему принесут, что он скажет. Из-за этих придурков и происходили все беды в определенный момент. И тот же Чернобыль.
Но Чернобыльская авария не только не подвела черту под развитием ядерной энергетики, а подтолкнуло ее вперед: были проведены масштабные работы по повышению надежности и безопасности АЭС, и это открыло новые перспективы. Да, закончился «пионерский» этап реакторостроения — этап быстрого роста и определенного, не буду скрывать, романтизма. Начался новый — трудный, с переоценками, бесконечными анализами и упорной работой над ошибками.
Программа развития атомной энергетики в России принята, и она будет выполнена. Что такое несколько лет затишья на рынке строительства АЭС? Да ничего. Мы не стояли на месте, в течение этого времени наши ученые, проектировщики и конструкторы продолжали работать над повышением уровня безопасности, надежности и экономичности станций. Найдены новые решения, разработаны новые технологии. И главное — у нас есть база, огромный опыт строительства АЭС, мощный научный и промышленный потенциал.
Мы только на три блока АЭС за рубежом заказы получили, а какое дыхание началось! Ижора, Электросила, Подольский завод, Уралмаш завод,— все задышали, заказы стали давать своим смежникам. А с ядерным топливом в десятки раз больший по объему бизнес, загружающий реальный сектор.
Функции руководителя такой стройки — как у дирижера симфонического оркестра, который знает тонкости партитуры, слышит каждый инструмент, определяет музыкальный строй. Таковы же задачи и у руководителей строек. Мы в России традиционно выращиваем специалистов для отрасли, в том числе — управленцев строек. Человек, который приходит в нашу сферу, должен быть еще и спортсменом по духу — работать, не покладая рук, стремясь к чемпионской планке. Управление стройкой — дело абсолютно творческое, предполагает ежедневное оперативное решение неординарных задач. График — вещь условная, поскольку все время возникают новые, часто неожиданные обстоятельства. Скажем, опаздывает оборудование, и ты должен точно решить, как поступить: оставлять проем, останавливать стройку или искать еще какой-то другой выход. Надо соображать! И еще одна особенность атомной стройки: здесь не обойдешься без способных инженеров, квалифицированных рабочих, сюда не наберешь людей с улицы. Это подтверждает весь мировой опыт. И дело руководителя подобрать соответствующие кадры.
Строитель — интересная профессия, она не дает человеку возможности остановиться, требует развития, постоянной наработки нового опыта. Профессионал — тот, кто уже все умеет и продолжает учиться. Чем больше профессионалов работает на площадке, тем лучше идут дела. Это, как правило.
Но строительство строительству рознь. Для строителей атомных станций — строительство дома в Москве, даже если это башни Федераций — просто смех. Это типовые проекты. Атомная станция — совсем другое дело. Там другие требования к бетону, к конструкциям, я уже не говорю о ювелирном монтаже реактора — зазор между корпусом реактора весом 320 тонн и шахтой — 1 миллиметр.
Я всю жизнь проработал в электроэнергетике, строил шахты и заводы, и могу с уверенностью сказать: такого сосредоточения мысли, технологических решений, идей, как на АЭС, нет больше нигде, ни в одном производстве. До 20 тысяч тонн оборудования размещается на площадке всего лишь 200 на 200 или чуть больше метров — столько места занимает один энергоблок, ядерный остров. Уровень ответственности не сопоставим ни с чем. Конечно, монтажные и пуско-наладочные работы должны осуществлять высококлассные специалисты. Что касается чисто строительных работ, то здесь все проще. Хотя, конечно, строители должны осознавать, что они строят и зачем.
Сооружение атомных станций — это искусство. Уровень профессионализма людей при сооружении АЭС играет первостепенную роль. Мировая практика сооружения АЭС доказывает, что станции строят, как правило, одни и те же профессиональные коллективы, у которых есть опыт, и к ним предъявляются очень высокие требования. Поэтому пока мы не поймем, что строительство АЭС — это искусство, станции будут строиться медленно, плохо.
Тяньвань — это больше, чем жизнь! Когда я приехал на площадку, на месте АЭС «Тяньвань» возвышались четыре холма высотой примерно в 250 метров. Пришлось взорвать 6 миллионов кубометров скальных пород — это делали китайские специалисты. Место для размещения станции выбиралось тщательно. Максимальная сила возможного землетрясения в этом районе не должна превышать 8 баллов, не должно быть разломов, и обязательное условие — близость воды. Эти требования неуклонно соблюдаются при выборе площадки строительства всех атомных электростанций, учитывается и еще огромное количество нюансов. В Китае, например, горами пожертвовали в пользу сельскохозяйственных угодий на побережье.
В 1994 года параллельно с выбором площадки китайцы начали появляться у нас. У нас было полное запустение. Они докладывали, естественно, что труба дело. В 1995 году, когда уже была выбрана новая площадка, мы приехали на Ижору с Ли Пэном, премьером Госсовета КНР — он хотел посмотреть, где будет создаваться реакторное оборудование. Мы шли по пустому цеху, в оглушающей тишине, а впереди нас бежали два здоровых черных кота и над головами летами галки. А когда Ли Пэн увидел, что еще и все стекла разбиты, он очень расстроился. Но все-таки он тогда сказал так: «Ну, подумаешь, стекла! Ну, вставите. Но ты, смотри, нас не подведи!» «Не подведем!» — говорю. И Ли Пэн поверил, что производственный потенциал будет восстановлен и все будет сделано на лучшем уровне. Он знал нашу страну, наш язык, наш характер и оценил тот горячий энтузиазм, с которым мы готовились к стройке. Ну, и не подвели. Лицом в грязь мы не ударили!
Я бы не сказал, что работать с китайцами тяжело. Нормально. Для китайской стороны характерен очень скрупулёзный подход к делу. Так, в состав комиссии китайского Атомнадзора, принимавшего решение о выдаче разрешения на начало загрузки ядерного топлива в активную зону реактора на «Тяньване-1», входило порядка 250 человек.
Но в требованиях китайского заказчика никогда не было ничего сверхъестественного. Это были справедливые требования. Сложность была, скорее, в том, чтобы переучить самих себя. Оказывается, пословица «Что написано пером, то не вырубишь топором», — это «китайская» пословица. Китайцы, в отличие от нас просто не понимают по-другому. И вот здесь нам бывало сложно перебороть себя психологически. Ведь это у нас главный конструктор может приехать на станцию и дать разрешение на какое-то отступление от нормы, которое, по его мнению, не повлияет на конструктив. Для китайцев это — нонсенс. По всем их писанным и неписанным законам, если ты отступил от нормы, то ты должен обосновать, почему ты отступил, предоставить расчеты, как это повлияет на работу этого узла и всей системы в целом. Только после того, как предоставленные расчеты пройдут их надзорные органы, они дают зеленый свет. И если их надзорным органам нужно, допустим, сорок дней на утверждение, то раньше они ответ тебе не дадут — хоть ты прыгай и кричи, что Мао поднимется!
Основной принцип у китайцев был таким — ничего лежащего не берем. По всей цепочке от металла до выплавки должны стоять их люди. Везде будет наш надзор, говорят, который должен видеть, что вы нам не подсовываете ничего. Единственное, в чем мы их смогли убедить, и то чуть было не погорели на этом, это использовать на ЛМЗ ротора, которые были откованы давно. Двадцать заготовок было. И они лежали на заводском дворе. И когда начали брать первый ротор, китайцы закричали: «Вы нас обманываете!» Это был момент не критический, но довольно неприятный. Пришлось Чен Чжаобо убеждать, что смысла нет делать новые ротора, если лежат заготовки: проводим повторный УЗК и тщательный контроль при изготовлении. Неделю потратили на нервотрепку, но убедили.
Для нашей энергетической промышленности не прошел даром 10-летний перерыв в строительстве АЭС, и при реализации Тяньваньского проекта компании пришлось столкнуться с определенными трудностями. Это и брак в поставленном оборудовании, и большое количество проектных ошибок и недоработок, это и большое число изменений и разъяснений проекта. Недостаточным был уровень референтности в широком спектре вопросов — от общеблочных проектных решений, до конструктивных исполнений отдельных деталей оборудования. Снижен был общий уровень качества проектирования и конструирования оборудования для АЭС. Большую неприятность доставили и необоснованные изменения отраслевых стандартов в постсоветское время, что не преминуло сказаться на качестве выпускаемых изделий.
В СССР строительство атомных станций было довольно своеобразным процессом. В стране просто не существовало двух совершенно идентичных реакторов. В один и тот же проект, по ходу его реализации, вносились какие-то изменения, связанные либо с улучшением конструкции, либо с производственными потребностями. Изменения утверждались уже задним числом. Мы к этому привыкли и считали само собой разумеющимся. На Тяньване заказчик потребовал абсолютного соответствия проекту и сумел настоять на своем. Каждая из десятков тысяч деталей была сделана строго по проекту и на каждую была разработана документация. Это замедлило ход строительства, но впервые за последние 30 лет (Ловииза) мы сооружали объект в соответствии с западными стандартами качества. Заодно были практически полностью отвергнуты советские системы управления реактором, и в итоге на Тяньване установлено «сименсовское» оборудование. В общем, роль учеников с широко раскрытыми от восхищения ртами никто играть не собирался. Обеспечивать требования заказчика в период постсоветского кризиса и нарушения кооперации внутри России было, мягко говоря, непросто. Но, в конце концов, справились, хотя далось это недешево во всех смыслах. Одновременно китайцы стремились обучить на АЭС максимально возможное количество своих специалистов. Насколько многому они научились, можно судить по следующему примеру. Если на строительство первой очереди привлекалось до двух тыс. специалистов из России, то на строительство второй — на порядок меньше. Остальное хозяева станции уже умеют делать сами.
Яркий пример непростых взаимоотношений с китайским заказчиком — ситуация с исправлением незначительного дефекта рабочего колеса ГЦН. Дефект не вызывал опасений у российской стороны, так как главный конструктор гарантировал безопасную эксплуатацию насосов. Однако китайские атомщики потребовали проведения тщательного анализа и проведения соответствующих расчётов, затянувшихся на семь месяцев. И все же на фоне общих международных стандартов безопасности у китайцев есть свои нюансы — они многократно страхуют сами себя. Китайские специалисты очень педантичны и порой находят такие проблемы, которые, как потом выясняется, в реальности не существуют. Когда россиянам и китайцам удалось, наконец, наладить нормальные связи, работа пошла намного быстрее, что и показало строительство второго блока.
Тем не менее, с некоторыми вещами нашему менталитету просто невозможно свыкнуться, так что ли. В атомной энергетике у китайцев действуют жесточайшие правила, и прохождение любого объекта, малейшего изменения, вносимого в проект, имеет свой неизменный ритуал. Они тщательнейшим образом исследуют все мелочи — заседают многократные экспертные комиссии, документация рассылается в разные научно-исследовательские институты. А на последней инстанции, когда «собираются мудрецы» (цвет ученых), их решение вызревает не менее 70 дней. С нашей точки зрения, это — бюрократия. В их понимании это — норма. Впрочем, я лично считаю китайский подход справедливым, поскольку речь идет о надежности и безопасности. Атомная энергия — не шутка. Китайцы всегда ставят цель создать объект, безупречный во всех отношениях. «Тяньвань» как раз и есть такой объект. Процесс, конечно, затянулся, но дело в том, что они не требовали ничего лишнего, а просто въедливо соблюдали «букву проекта»: что записано, то, будьте любезны, и сделайте.
Другое дело, что сроки отодвигаться и по объективным причинам. Не надо забывать и о том, что проект ТАЭС был, как у нас говорят — головной. Это особая ответственность, и во всем мире при строительстве головных проектов могут возникать (и возникают!) непредвиденные сложности и задержки. Есть старая русская поговорка: поспешишь — людей насмешишь. И если мы поспешили — было бы не до смеха. Для нас главное качество, надежность и безопасность.
Ведь что такое стройка атомной станции? Если посмотреть на опыт строительства в Советском Союзе, когда мы в пик развития вводили по три блока миллионника в год, то в строительно-монтажных подразделениях, в общей сложности было занято до 80 тысяч строителей и монтажников. Это позволяло укладываться в определенные рамки по темпам возведения: у нас были и длинные сроки строительства и приемлемые. Украинская укладывалась в сроки строительства до 70 месяцев с начала первого бетона. Запорожская тоже укладывалась в первые четыре блока. Балаковская хорошо строилась, Ровенская, Чернобыль хорошо строился. Тяньвань же — это головной блок.
И большая заслуга ГК «Ростатом» и ЗАО АСЭ в том, что, несмотря на выход из глубокого кризиса, мы опоздали с вводом первой очереди Тяньваньской АЭС всего на полтора года, и в основном это произошло из-за проблем оборудования. Доработку оборудования приходилось производить прямо на строительной площадке. И это не типичные огрехи, которые случаются на каждой большой стройке. Это результат того, что потеряна определенная квалификация на наших предприятиях.
Китайцы, кстати, и не без нашей помощи, очень сильно выросли за последние годы как профессионалы. Построили АЭС с энергоблоками собственной конструкции. У китайцев есть свое атомное оружие, они запускают людей в космос. Они объявили, что 2020 году Китай должен стать первым в ИТР. По всем показателям. А Индусы пять лет назад объявили, что в 2025 году они должны быть лучше, чем Китай — по всем показателям. И поэтому прямого воздушного сообщения между Индией и Китаем нет. У них вечное соперничество.
И это все происходило на наших глазах! Ляньюньган когда-то был рыбацким городком, вытянутым на 30 километров вдоль побережья Желтого моря. Рядом — остров с трехкиллометровой дамбой. На острове был военный санаторий — закрытая зона. Мы поначалу жили гостинице для иностранных специалистов, которые строили порт там. Мы приехали первый раз в 1997 году на 7 ноября. Они нам встречу устроили, показали порт. От него начинается железная дорога, по которой можно, не снимая контейнер, доехать до Голландии. Если сравнить фотографии этого порта 1997 год и 2009 — то его не узнать. Они и тогда говорили, что это будет порт, из которого мы перехватим все контейнерный перевозки, потому что у вас грабят контейнеры. И они перехватили.
И вот за эти годы грязный поселок превратился в прекрасный многоэтажный город. Они сильно развили ипотеку — перехватили нашу идею, как квартирами привлекать персонал АЭС. Когда для наших людей начинали строить жилье, я говорил Чен Джаобо, председателю правления Цзянсусской корпорации по ядерной энергии: «Слушай, товарищ Чен, зачем ты на двух человек строишь квартиру?» А для Китая это были очень богатые квартиры: двухкомнатные — это значит две спальни (кухня и гостиная не считалась). Причем, они сделали по нашему настоянию отопление, которое не положено в этой климатической зоне. А он мне и говорит: «Решетников, вы через десять лет уйдете, а это все нам достанется». Так вот, после того, как для нас построили поселок, в округе начали строить такие же дома и уже тогда — 1999 год — в Китае была установлена норма 19 кв. метров на человека, у нас — 9. То есть они смотрели далеко вперед. А квартиры — по 100 кв. метров, а семьи были молодые, без детей, и они сделали так — хочешь 100 метров, будет тебе 100 метров. 38% получи бесплатно, а за остальное ты платишь. Но каким образом? Кредит ему давали от предприятия, не от банка, и у нас такой порядок был и в Балаково, и Курске: предприятие имело право дать деньги на 20 лет рассрочку. Было зафиксировано, что кв м. стоит 1 руб 20 коп, и по рубль двадцать он платит. Через пять лет, если ты работаешь нормально, не прогуливаешь, не пьешь, 5 лет проработал, 30% предприятие тебе скостило. 8 лет проработал — 60% скостило. 12 лет — все, до свидания. Все скостило. И кадры держались. И китайцы специалистам такие условия дают. Кто с Харбина, кто откуда. Пришли, согласились работать, и им дали жилье. Так и Рим возник — открытый город. И Америка. Дальше — больше. Прошло 4-5 лет, они начали «душить» Чен Джабо: «Ты нам коттеджи построй, мы хотим жить в коттеджах». Им сказали, мол, хорошо, мы будем строить вам коттеджи, но как только ты коттедж получишь, ты квартиру нам отдаешь, мы ее продаем в счет твоего коттеджа, и опять по такой же схеме разницу ты будешь нам доплачивать. Так они постепенно богатели, и не только наши китайцы, не только на станции.
В 1990 году китайцы попросили нас посмотреть их заводы, они у себя тоже собирались проводить конверсию, приватизировать предприятия. Михайлов мне сказал: «Давай, возьми, кого надо — помогите». Мы взяли с Гидропресса, с Ижорского завода специалистов, приехали сначала в Харбин, на машиностроительный завод. Посмотрели и говорим: «Ребята, вам ничего подсказывать не надо, вы здесь запросто сможете выпускать оборудование для АЭС». Поехали затем на Шанхайский завод — огромное предприятие, как у нас «Уралвагон», где делаются танки. Стали им рассказывать, как перепрофилировать завод под производство атомного машиностроения. Они подсчитали и сделали вывод, что им это не выгодно. «Мы не сможем столько блоков делать, говорят, а надо как минимум четыре». Китайцы очень умно провели приватизацию. Государство не выпускает на волю предприятие до тех пор, пока оно не начнет выпускать конкурентоспособную продукцию, помогает переоснащать заводы, фабрики. Во-первых, приватизированное предприятие обязано выпускать только ту продукцию, которая будет иметь спрос внутри страны, а в будущим экспортироваться. Во-вторых, завод акционировался только после того, как было полностью налажено производство такой продукции. Завод встал на ноги, государство сказало: «Покупайте». Государство оставляет за собой 5%, но «золотую акцию» — с правом решающего голоса. Через четыре года и «золотую акцию» отдают заводу. Так вот они из Шанхайского завода сделали предприятие, которое сегодня выпускает всю строительную технику по номенклатуре, какая только есть в мире. Они позвали японцев, немцев, голландцев, и те привезли свои технологии. И сегодня там выпускают краны любой грузоподъемности. Они делают бетоносмесительную технику любой производительности. То есть они все лучшее берут от мира и затем сами производят. Да, государство вложило деньги, но сегодня это предприятия вышло уже на мировой рынок. Точно так же как с автомобилями. Они говорят, например, БМВ: «Вы приходите к нам с технологиями, которые вы сегодня снимаете, и начинайте выпускать у нас. Совестное предприятие делаем для Китая. Но условие такое. Первый год — «отвертка». Второй — 30% локализации. Третий — 90% локализации. Четвертый — наша полная сборка. Потихоньку они развили свою автомобильную промышленность. Сегодня там выпускаются машины всех марок. Не всегда качественные, но к этому у них относятся просто: «Качество? Исправим!». Набрали они ото всех замечаний, двоих расстреляли за то, что вместо поролона газеты были набиты, — все! Сегодня они даже в Европу поставляют свои машины. Они держат марку.
Мне импонирует в китайцах их последовательность в достижении цели. Тогда из Китая летали в неделю всего три международных рейса, сейчас в сутки — около трехсот. Построен огромный аэропорт, вторую очередь к олимпиаде достроили. Китайцы вводят в строй ежегодно 6 тысяч километров асфальтовых дорог. Строят скоростные трассы. Китай сегодня можно проехать с севера на запад, с севера на юг, с запада на восток, по хайвеям. Да, дороги у них платные, но они построенные по самым современным технологиям, оборудованы всем полностью — и стоянками, и местами отдыха, то есть можно сесть в Харбине и доехать до Монголии. Все это на наших глазах строилось. Раньше от Нанкина до станции надо было ехать 6 часов эти 180 км, а сегодня едешь 2 часа самое большее. Поэтому они смогли занять людей. Там нет голодных, нищих, даже в глухих деревнях все имеют телевизоры, холодильники. Страна занимает третье место в мире по золотовалютным запасам. У них строгие законы по отношению к взяточникам, к коррупционерам. Все, что касается государственных интересов, жестко контролируется.
Они сделали там открытую экономическую зону, народ стал работать, людям начали платить деньги. Не очень большие, но для большинства китайцев 600 долларов, например, это большие деньги. Предположим, делают они телефоны Нокиа, делают на весь мир. Нокиа только наблюдает, ставит печать. Наши покупают в Ляньюньгане за 5-10 долларов телефон, который не прошел на фабрике контроль, но работает. «А если сломается?» — говорят. «Придешь, поменяешь». И меняют без разговоров.
Хорошая страна Китай. У меня много друзей среди китайцев. Человек пятьдесят. Все руководители компании, строящие АЭС. Все, кстати, когда-то учились в Москве, в Петербурге. Заканчивали МЭИ, Санкт-Петербургский госуниверситет. Все прекрасно говорят по-русски. Очень обижаются на российское правительство, что оно не принимает китайскую молодежь в российские вузы. На каждом совещании нам об этом говорят.
Если считать с 1989 года, я раз 120 летал в Китай. Путешествовать, правда, много не довелось. Прогулки на катере были, но даже до островов не доплывал. У меня никогда не было свободного времени на объекте. Не получалось. Я если летел в Пекин, по дворцам походил, а в Ляньюньган я без отдыха летал. Ну, если когда тяжелые моменты, неделю посидишь. Я даже багаж с собой не возил — что в сумку запихнешь, то и твое. С китайцами не бывает, что у тебя свободное время есть. Они этого не понимают. У них только одно правило: 12 часов, хоть ты помри, нужно обедать. Вот ты — хоть сдохни, в 12 дня они на полуслове прекращают свое ораторство, и до двух часов — ты их не трогай. Потом в 7 вечера они могут сделать перерыв, и дальше будут сидеть хоть за полночь. Поэтому ни на какие «подвиги» времени не оставалось. Разве что в субботу и воскресение сходишь на пляж. Редко когда на «Жемчужку» сходишь, купить сувенир — жемчуга, чая, и — домой.
Тут самое главное понимать, что строить АЭС — это не просто строить. Профессионализм здесь — еще не все. Человек, который идет на такую большую стройку — он должен энтузиастом быть. Если он не спортсмен по жизни, если у него нет желания быть первым, то лучше не браться за это дело. Лучше идти в банк и гнить там.
В начале 90-х престижность таких должностей как мастер, прораб и прочее была резко принижена. В результате молодой человек, заканчивая институт видел, что строитель, инженер — в грязи, в сапогах, что он начинает с какой-то хижины, так не лучше ли мне поехать, набрать барахла в Китае и на рынке продать? И все это челночное движение, может быть, и поддержало внутренний рынок ширпотреба, но в целом, привело к определенной деградации экономики.
Когда заводы покупали, ведь никто не хотел думать, что понадобятся квалифицированные кадры. Все ж думали, что рабочие валяются на улице, я завтра пойду, под забором их наберу. И не было никакой кадровой политики. Профтехучилища и техникумы позакрывали. Да и сегодня даже за большую зарплату — 40 тыс. — не идет на «Ижору» молодой пацан работать, не хочет, потому что это грязно, это масло, это станок. Да он красивый, но все равно это станок, а его уже воспитали, что станок — это грязно, это плохо, он никогда там работать уже не будет. Да лучше он вышибалой в казино пойдет, да и денег больше заработает. Сегодня же студентов заканчивает не меньше, чем в старое время, а то и больше, а на работу по специальностям в инженеры идут восемнадцать процентов. И это, конечно, плохо, это очень тяжело. Поэтому это и сегодня огромная задача — восстановить инженерный потенциал.
Первые атомные станции за рубежом строило поколение, которому было 35-36 лет. И, тем не менее, это были уже люди с большим багажом знаний и богатым производственным опытом, люди, которые прошли Воронежскую АЭС (в основном), Белоярскую АЭС, и это придавало нам всем уверенность. Когда же мы начинали контракты по Китаю, по Бушеру, то после 12-летнего перерыва в строительстве и вводе новых блоков в России, у нас не было подготовленного молодого персонала. Не могли мы брать людей и с действующих станций на Украине и в Литве. И поэтому почти весь наш персонал был седым. Молодых — до 35 лет — было человек тридцать, остальные пуско-наладчики, персонал на блочном щите — это была «старая гвардия», люди далеко за пятьдесят.
История свидетельствует, что ядерная энергетика намного безопаснее как в отношении риска для человеческих жизней при производстве топлива, так и по влиянию на здоровье и окружающую среду в результате использования этого топлива. У «зеленых» на все один довод — Чернобыль. Чернобыль — это, конечно, наша боль, но нельзя забывать, что это была единственная авария на ядерном реакторе с человеческими жертвами. И это с 1954 года, когда заработала первая в мире АЭС в городе Обнинске. Ее мощность была всего 5 МВт. К 80-м годам в мире уже насчитывалось 300 действующих ядерных реакторов, и мощность атомной энергетики возросла до 200 000 МВт, то есть в сорок тысяч раз. Аварии были, но не тяжелые. Так, в 1979 году произошла авария на американской АЭС «Три-Майл-Айленд». Она почти не имела последствий за пределами станции из-за оболочки — «колпака», укрывающей реактор и обошлась без человеческих жертв. В то же время, аварии с человеческими жертвами часто происходят при прорывах плотин, авариях на гидроэлектростанциях, взрывах на угольных шахтах и пожарах на газопроводах.
Развитию атомной отрасли много что мешает. Недостаток кадров, жилья… Жилье — это вообще большая проблема для всей атомно-энергетической отрасли, для любых станций, которые будут начинаться сейчас. Разговоры о том, что мы найдем на рынке гастробайтеров, и они нам все построят — это блеф. Это невозможно сделать. Да, у нас работали в свое время поляки на Хмельницкой АЭС, на Курской. Но они, в основном, строили инфраструктурные объекты. И когда мы сегодня говорим, что завтра мы свистнем, все сбегутся — да никто не сбежится. У нас даже в то время, когда 250 миллионов было в Союзе, кадры были на вес золота. А ведь и условия были лучше на площадках, потому что целые коллективы в перспективе получали жилье. Сегодня никто не обещает жилье, поэтому можно рассчитывать только на коллективы, которые уже существуют. И обещать им, что в перспективе они будут работать на этой станции. Тогда можно будет создать базовый коллектив, которому за счет высокой зарплаты, которую он будет получать за свою работу, оплачивать жилье. Подсобники, которые можно в общежитии поселить, всегда найдутся. Но костяк, который будет обладать опытом и знаниями, должен иметь свое жилье. А иначе не будет ничего! Сейчас народ куда идет? Приходил ко мне парень, мать его у нас работает. Пришел, говорят: «Я полтора года назад институт закончил, помогите сюда устроиться или в министерство». Я ему говорю, слушай, ты, что здесь делать будешь? Вон поезжай в Нововоронеж. Ты же строитель, ты заканчивал строительный институт, иди, ума наберись, лет семь отпаши, а потом в Москву, в министерство. Тогда ты будешь понимать, что надо решать вопросы отрасли, а не свои собственные. Ты будешь понимать, что ты — представитель оттуда. Если ты этого не понимаешь, у тебя стройка будет гнить. Будешь только требовать, чтобы тебе платили. Ну, и что он поверил мне? Нет, сидит сейчас в министерстве, учит, что бы у кого-то машина на объекте вправо поехала, а не влево. Какой дурак пойдет после этого куда-то на стройку? А зря! Строить станции — это сказка! Душевно это все было. Никто не жалеет. Самые конструктивные годы были!