Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники атомного проекта /

Радченко Александр Александрович

В 1956 г. окончил Москов­ское высшее тех­ни­че­ское училище им. Н.Э.Баумана. С 1956 г. по насто­я­щее время рабо­тает во ВНИИА, прошел путь от инже­нера до первого заме­сти­теля глав­ного кон­струк­тора, с 2007 г. - совет­ник глав­ного кон­струк­тора. Награ­жден орденом Октя­брь­ской Рево­лю­ции (1976 г.), меда­лями «За тру­до­вую доблесть», «За доблест­ный труд. В озна­ме­но­ва­ние 100-летия со дня рожде­ния В.И.Ленина», «Ветеран труда», «300 лет Рос­сийскому флоту», звание «Заслу­жен­ный кон­струк­тор РФ» Лауреат Госу­дар­ствен­ной премии СССР 1979 г. за соз­да­ние и осво­е­ние в серий­ном про­из­вод­стве ЯБП для ВМФ.
Радченко Александр Александрович

В 1956 году я окончил военный факуль­тет МВТУ по спе­ци­аль­но­сти «Бое­при­пасы, трубки, взры­ва­тели». На рас­пре­де­ле­нии в Мини­стер­стве мне сначала пред­ло­жили поехать в Саров, но поскольку я корен­ной москвич, то меня направили во ВНИИА. После собе­се­до­ва­ния меня взял к себе Евгений Алек­се­е­вич Сафро­нов, и уже в марте 1956 года я вышел к нему на работу. Как раз в это время был вывешен приказ о соз­да­нии кон­струк­тор­ского отдела КО-7 во главе с Е.А.Сафро­но­вым. Кад­ро­вый состав отдела, да и всего инсти­тута, был тогда доста­точно молодой: Духову было 50 лет, началь­ни­кам отделов и ведущим инже­не­рам — 30 — 40 лет, а большая часть инже­не­ров состо­яла из моло­дежи, окон­чив­шей инсти­туты в 1955–56 годах.

У молодых спе­ци­али­стов первые два — три года идет «обкатка», ты зна­ко­мишься с това­ри­щами, с раз­лич­ными служ­бами, с про­из­вод­ством, при­вы­ка­ешь к нор­мо­кон­тролю, тех­ноло­гам. В нор­мо­кон­троле у нас тогда были очень сильные сотруд­ники и гра­мот­ные тех­нологи. Сде­ла­ешь чертеж, а тебе по нему кон­тро­лер дает десятки раз­лич­ных заме­ча­ний. Нужно сказать, что спе­ци­аль­ных отра­сле­вых нор­ма­тив­ных доку­мен­тов тогда еще не было, поэтому все при­хо­ди­лось «изо­б­ретать» самим. Каждый чертеж, каждую кон­струк­цию делали, что назы­ва­ется, «с листа». Пережи­вали, пере­де­лы­вали, обсу­ждали — обсу­жде­ние было всегда. По каждому изделию были опытные ведущие кон­струк­торы — Ю.К.Головин, Е.А.Поспе­лов, С.Г.Пере­ру­шев и другие. Пере­ру­шев, напри­мер, до прихода во ВНИИА, был заме­сти­те­лем по науке у глав­ного кон­струк­тора артил­ле­рийских систем В.Г.Грабина в Под­лип­ках. Одно время он был секрета­рем райкома в Под­лип­ках, поэтому хорошо знал Коро­лева и других извест­ных кон­струк­то­ров.

Тогда было много работы, в част­но­сти, раз­ра­ба­ты­ва­лась система авто­ма­тики для ракеты Р-7. Общую ком­по­новку делал Песка­рев, а я выпус­кал чертежи на отдель­ные детали. Потом делал ком­по­новку блока низ­ко­воль­т­ной авто­ма­тики. Тогда еще не было опыта соз­да­ния аппа­ра­туры, устой­чи­вой к ударным и виб­ра­ци­он­ным нагруз­кам. Мы знали, что пере­грузки на ракетах зна­чи­тельно больше, чем в ави­а­ци­он­ной технике, однако точных данных у нас не было. В то время у нас рабо­тали спе­ци­али­сты, которые раньше рабо­тали в МАПе и кон­стру­и­ро­вали ави­а­ци­он­ную технику. У них была тен­ден­ция делать детали полегче, исполь­зуя кле­па­ные и сварные кон­струк­ции. Я сделал такую кле­па­ную рас­пре­де­ли­тель­ную коробку, состо­я­щую из двух половин, выпу­стил чертежи, по которым в цехе сделали образец. Вдруг меня вызы­вают в цех и говорят, что коробка не соби­ра­ется, так как отвер­стия для уста­новки закле­пок, выпол­нен­ные на каждой поло­вине, не сов­па­дают между собой. Ока­за­лось, что я задал в чертеже рас­сто­я­ние до отвер­стий в одной поло­винке от одного края, а в другой поло­винке — от другого края. Началь­ник цеха Н.Г.Шорохов понял искрен­нее огор­че­ние моло­дого спе­ци­али­ста, принял меры и исправил мою ошибку. Для меня же это было серьезным жиз­нен­ным уроком: ошибки кон­струк­тора испра­в­ля­ются не только им самим, но и рабо­чими и другими сотруд­ни­ками пред­при­ятия. Однако эта кон­струк­ция не пошла, так как испы­та­ния ее на виб­ро­стенде дали отри­ца­тель­ные резуль­таты. Пытались делать сварную коробку, но она тоже не пошла. В конеч­ном итоге было выбрано литье, как более тех­ноло­гич­ное, при­год­ное и для нашего про­из­вод­ства, и для серии.

У нас на пред­при­ятии были опытные литей­щики. Началь­ник литейного цеха П.Ф.Смо­лен­ский подробно объ­яс­нял нам, молодым, как кон­стру­и­ро­вать детали для литья, какой толщины делать стенки, чтобы отливка зали­ва­лась рав­но­мерно, и не было раковин и рыхлот. Много вни­ма­ния нам уделял Сергей Васи­лье­вич Сара­тов­ский, очень гра­мот­ный тех­нолог, общение с ним для нас было очень полезно. Ну и наши непо­сред­ствен­ные началь­ники тоже с нами рабо­тали и учили. Так мы учились на своих ошибках, наби­рались опыта, учились выби­рать наи­бо­лее опти­маль­ные тех­ни­че­ские решения.

Уже при­мерно через два года мне стали пору­чать само­сто­я­тельно вза­и­мо­действо­вать с раз­ра­бот­чи­ками носи­те­лей. В 1960 году вышло поста­но­в­ле­ние на соз­да­ние 3-х ком­плек­сов проти­воло­доч­ной обороны. Ком­плекс и ракету «Вихрь» было пору­чено раз­ра­ба­ты­вать в НИИ-1, где дирек­то­ром тогда был Бодров Сергей Яко­вле­вич. Там было два напра­в­ле­ния: одно воз­гла­в­лял А.Д.Нади­ра­дзе, а второе — Н.П.Мазуров. Раз­ра­ботку ком­плекса «Вихрь» пору­чили Н.П.Мазу­рову. Эти ракеты пред­на­зна­чались для пуска с над­вод­ного корабля. Стар­то­вый дви­га­тель бросал ракету на 20-25 кило­мет­ров, она при­вод­ня­лась и уходила на опре­де­лен­ную глубину. На этой глубине про­ис­хо­дил подрыв. Нужно сказать, что ни мы, ни ракет­чики тогда толком не знали, какие пере­грузки действуют на ракету в про­цессе ее пуска и при­вод­не­ния. Для того чтобы изучить все факторы, воз­действу­ю­щие на ракету и бое­при­пас, в 1961 году в Фео­до­сию была коман­ди­ро­вана большая группа спе­ци­али­стов, человек 20 (кон­струк­торы, раз­ра­бот­чики при­бо­ров, акку­му­ля­тор­щики и другие.). Был про­из­ве­ден пуск ракеты с при­вод­не­нием, после чего на мел­ко­во­дье доста­вали мате­ри­аль­ную часть и изучали, что там про­и­зо­шло. После этой поездки в под­раз­де­ле­нии №27 была создана спе­ци­аль­ная кон­струк­тор­ская бригада. Меня назна­чили испол­ня­ю­щим обя­зан­но­сти началь­ника этой бригады. В 1961-62 годах мы про­дол­жали изучать воз­действие на боевую часть пере­гру­зок при при­вод­не­нии ракеты. На первом этапе про­из­во­ди­лись пуски по мел­ко­во­дью. Однако большая часть инфор­ма­ции для нас фак­ти­че­ски про­па­дала, так как Военно-Морской Флот не имел средств, чтобы поднять со дна сбро­шен­ный бое­при­пас. Тем не менее, эта работа не пропала даром: мы нау­чи­лись вза­и­мо­действо­вать и с ракет­чи­ками, и с поли­го­ном, обме­ни­вались с ними зна­ни­ями, вместе кон­стру­и­ро­вали.

Для даль­нейших испы­та­ний был раз­ра­бо­тан всплы­ва­ю­щий вариант ракеты, которая сбра­сы­ва­лась с само­лета ТУ-16, при­вод­ня­лась со ско­ро­стью, соот­вет­ству­ю­щей боевому пуску, и всплы­вала. Сама ракета и все узлы изделия, включая заряд, под­вер­гались тща­тель­ной дефек­та­ции. Раз­ра­ботка про­хо­дила очень интен­сивно. В 1963-64 годах на пред­ва­ри­тель­ном этапе испы­та­ний было про­ве­дено 16 пусков ракет с назем­ной пуско­вой уста­новки и 19 сбросов с само­лета ТУ-16. Отра­бот­кой заряда руко­во­дил началь­ник кон­струк­тор­ской бригады ВНИИЭФ В.А.Белугин. Позднее он активно про­дви­гался по слу­жеб­ной лест­нице и с 1987 до 1996 года был дирек­то­ром ВНИИЭФ.

В про­цессе этих испы­та­ний воз­ни­кла необ­хо­ди­мость умень­шить ударные пере­грузки, пере­да­ва­е­мые на приборы. Ударную пере­грузку, пере­да­ва­е­мую на приборы, удалось умень­шить в несколько раз с помощью спе­ци­аль­ных кре­ше­ров, кон­струк­ция которых была раз­ра­бо­тана моей бри­га­дой и обо­с­но­вана бри­га­дой Бари­нова. Вместе с тем, крешеры давали довольно объек­тив­ную инфор­ма­цию о действу­ю­щих пере­груз­ках. Эта инфор­ма­ция поз­во­ляла нам про­во­дить массу экви­ва­лен­т­ных испы­та­ний у себя в инсти­туте. Данная идея была офор­м­лена нами в виде изо­б­рете­ния, за которое мы полу­чили автор­ское сви­детель­ство, оно было исполь­зо­вано также в раз­ра­бот­ках ВНИИТФ. Словом, работа была очень напря­жен­ная, но и очень инте­рес­ная, из отпуска всегда воз­вра­щались с жела­нием рабо­тать. В конце 1964 года успешно прошли госу­дар­ствен­ные испы­та­ния, и в даль­нейшем за раз­ра­ботку изделия была при­су­ждена Госу­дар­ствен­ная премия.

В 1964 году, вскоре после смерти Н.Л.Духова, мы вместе с В.В.Сиялко были пред­стави­те­лями от ВНИИА на сове­ща­нии главных кон­струк­то­ров. В этом сове­ща­нии участ­во­вали Л.В.Люльев, Р.В.Исаков и другие корифеи — раз­ра­бот­чики проти­воло­доч­ного оружия.

Началь­ни­ком бригады я работал 15 лет — с 1961 по 1976 год, за этот период моя бригада уве­ли­чи­лась с трех до пят­на­дцати человек. В 1966 году к нам при­со­е­ди­нили бригаду Тима­кова Ивана Алек­се­е­вича, зани­мав­шу­юся тор­пе­дами. Таким образом, 1961 по 1976 год я зани­мался раз­ра­бот­кой изделий для всего проти­воло­доч­ного оружия. За это время нами было раз­ра­бо­тано и сдано в серию свыше 15 изделий.

В 1977 году я стал ведущим по ком­плекс­ным изде­лиям и работал на этой долж­но­сти до 1980 года. В 1980 году меня назна­чили началь­ни­ком КО-7 вместо ушедшего на пенсию Е.А.Сафро­нова. В 1987 году Ю.Н.Бар­ма­ков, став дирек­то­ром инсти­тута, назна­чил меня заме­сти­те­лем глав­ного кон­струк­тора, а в 2002 году — первым заме­сти­те­лем глав­ного кон­струк­тора. На этой долж­но­сти я про­ра­бо­тал до 2007 года, после чего стал совет­ни­ком глав­ного кон­струк­тора и до насто­я­щего времени по мере сил, знаний и опыта участ­вую в раз­ра­ботке новых спе­циз­де­лий.