Наш коллектив – мое богатство!
Моя родина — Волжская Венеция, так называют Балаково — крупнейший промышленно-энергетический центр Поволжья, город энергетиков, химиков, строителей, металлургов. Родился я в семье медика и инженера по охране труда, но с детства грезил о небе. С четвертого класса буквально жил в авиамодельном кружке, а после десятого класса отправился поступать в Краснокутское летное училище гражданской авиации. Экзамены сдал, а вот медкомиссию не прошел, зрение подвело. Поступил в Рижский краснознаменный институт инженеров гражданской авиации, один из крупнейших в СССР.
Институт готовил в том числе и бортинженеров, а в родном Балакове был аэропорт, где такие специалисты были на вес золота. Но и этим планам не суждено было сбыться. Некогда большая страна входила в крутое перестроечное пике, к моменту выпуска из института балаковский аэропорт находился в кризисном состоянии, а затем и вовсе закрылся. Домой все равно вернулся — там жила мама. Из Риги привез на родину будущую жену и начал искать работу.
Случай привел на Балаковскую АЭС, где появилась вакансия дежурного электрослесаря. Трудоустраиваться приехал на своей перекрашенной вручную белой «Яве» и с рюкзаком за плечами. Заместитель начальника по эксплуатации скептически на меня посмотрел и спросил: «Вы претендуете на должность электрослесаря или на нечто большее, учитывая ваш магистерский диплом?». Я честно ответил, что об атомной энергетике знаю лишь из школьного курса физики, а саму АЭС видел раньше только издалека. На инженера не претендую, но учиться готов. Позже понял, что это был вопрос с подвохом. Инженером меня и не взяли бы, а честность понравилась и открыла новую дорогу в жизни.
Мой первый начальник Анатолий Иванович Ершов был человек серьезный, строгий и требовательный. Говорил мне: мол, только слесари, которые здесь десять и более лет работают, могут в перерыве журналы и газеты читать, а твое чтение одно — схемы, инструкции и руководства по эксплуатации. Я, собственно, был не против, хватался за любые новые знания. За четыре с половиной года окончательно освоился на Балаковской АЭС, но тут появилась новость о решении достроить и пустить Ростовскую АЭС, и я загорелся стать участником этого исторического события.
Договорившись с руководством о переводе с Балаковской атомной станции на Ростовскую АЭС, в середине сентября 1999 года я приехал в Волгодонск. В общежитии места не оказалось, остановился у знакомых. Будильник завел на семь утра, но проснуться пришлось раньше. 16 сентября в 05:57 террористы взорвали соседний дом. Почти две тонны взрывчатки в тротиловом эквиваленте разрушили две секции многоэтажки, повредили еще 36 домов. Погибли 19 человек. Пострадавшими потом признают более 15 тысяч человек, из которых более 1 тысячи человек — дети. Но тогда я об этом не знал. Взрывной волной в доме, где я остановился, выбило двери и окна, здание шаталось, была угроза обрушения. В соседней квартире жила женщина с девочкой-подростком. Не успев даже одеться, я босиком кинулся к ним. Вывел, стал помогать другим. На улице творилось несусветное: паника, крики, растерянные и плачущие люди. Когда всех эвакуировали, поднялся в свою квартиру. Рубашку нашел не сразу. Взрывной волной ее буквально затянуло в щель между створками разбитого окна. Она каким-то чудом зацепилась и удержалась. Аккуратно подцепил, вытащил, надел и побежал трудоустраиваться. В автобусе ехал один, не считая водителя. Начальницу отдела кадров АЭС встретил на территории, она куда-то шла и плакала. «Я к вам», — сказал неуверенно. «Молодой человек, как вы здесь оказались? Вы что, не знаете, что произошло?» — «Я на автобусе приехал. Мне сказали — сегодня обязательно быть». Она присмотрелась к моему потрепанному виду и вздохнула: «Приходите завтра».
На Ростовскую АЭС съезжались сотни атомщиков из разных уголков бывшего Союза. Если Балаковская станция работала как часы, то на Ростовской все только начиналось, шел монтаж оборудования и его наладка. Это был невероятный опыт, который давал возможность изучить сложнейшие механизмы и агрегаты в разобранном виде. Каждый из нас осваивал смежные профессии, мы собирали атомную станцию, словно громадный пазл. Все чувствовали сумасшедшую ответственность, не жалели ни сил, ни времени. Шли к цели — пустить первый блок. Мы строили атомную станцию, а она в какой-то степени строила нас.
За 16 лет работы на Ростовской АЭС я прошел путь от мастера участка до начальника цеха централизованного ремонта, которым руковожу последние восемь лет. Трижды за это время ЦЦР становился лучшим цехом станции. Свой коллектив я называю семьей, а подчиненных знаю по именам. Семья у нас большая — 560 человек. Молодые парни — это мои дети, я к ним именно так отношусь. А те, кто постарше, — родственники, родные люди. Наш коллектив — это мое богатство. Работники радуют руководителя постоянными победами на чемпионатах профессионального мастерства REASkills, AtomSkills, WorldSkills Hi-Tech — и как участники, и как наставники. Сотрудники ЦЦР становились и победителями конкурса «Человек года «Росатома». В 2022 году и я как их начальник вышел на первое место в дивизиональном конкурсе «Лучший начальник цеха атомной станции». Участвовать решил, чтобы не отставать от подчиненных. Я же своим ребятам постоянно говорю: «Давайте, вперед за победой!». А сам, получается, в стороне стою. Руководитель должен подавать пример, быть авторитетом, поэтому проиграть я себе позволить не мог. Вообще этот конкурс — хорошее дело, интересное и ответственное. На Ростовской АЭС немало достойных руководителей, поэтому я уверен, что коллеги мой успех за нашей станцией смогут и закрепить, и приумножить.
Свободное время стараюсь проводить с семьей. Жена Мария тоже работает на Ростовской АЭС. Старший сын окончил МГТУ им. Баумана, работает в контуре «Росатома», младший сын еще школьник. Нечасто, но находится время и на хобби — сесть за руль мотоцикла и, как говорят мотоциклисты, «слиться с ветром». Мотоцикл, с одной стороны, дарит непередаваемое чувство свободы, сравнимое с полетом, с другой — накладывает колоссальные обязательства. Вождение мотоцикла — это ответственность, помноженная на умение просчитывать свои действия и действия других водителей. Воспитать в себе культуру безопасного поведения на дороге нужно задолго до того момента, как впервые сел за руль. Вообще, любые правила безопасности написаны кровью, и соблюдать их нужно и на работе, и вне ее.
Для меня главное качество специалиста — ответственность. Ответственный человек всему научится и всего добьется. Для карьерного роста нужно постоянно учиться, независимо от статуса: молодой ты специалист или начальник. Я никогда не стесняюсь спрашивать у коллег, если в чем-то сомневаюсь. Не стыдно чего-то не знать, хуже не хотеть в этом разобраться. Секрет успешного руководителя — уметь слышать и слушать, доверять и верить в людей. Быть ответственным за себя и за других. Любить то, что ты делаешь, и тех, с кем ты рядом работаешь.