Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники атомного проекта /

Порубаев Андрей Евгеньевич

Начинал работу элек­тро­с­ле­са­рем Бала­ков­ской АЭС, затем прошел путь от мастера участка до началь­ника цеха цен­трали­зо­ван­ного ремонта Ростов­ской АЭС. В 2022 году стал побе­ди­те­лем первого в истории кон­церна «Росэнер­го­а­том» кон­курса «Лучший началь­ник цеха атомной станции».
Порубаев Андрей Евгеньевич

Моя родина — Волж­ская Венеция, так назы­вают Бала­ково — круп­нейший про­мыш­ленно-энер­гети­че­ский центр Поволжья, город энер­гети­ков, химиков, стро­и­те­лей, метал­лур­гов. Родился я в семье медика и инже­нера по охране труда, но с детства грезил о небе. С чет­вер­того класса бук­вально жил в ави­а­мо­дель­ном кружке, а после деся­того класса отправился посту­пать в Крас­но­кут­ское летное училище гра­ждан­ской авиации. Экза­мены сдал, а вот мед­ко­мис­сию не прошел, зрение подвело. Посту­пил в Рижский крас­но­зна­мен­ный инсти­тут инже­не­ров гра­ждан­ской авиации, один из круп­нейших в СССР.

Инсти­тут готовил в том числе и бор­тин­же­не­ров, а в родном Бала­кове был аэро­порт, где такие спе­ци­али­сты были на вес золота. Но и этим планам не суждено было сбыться. Некогда большая страна входила в крутое пере­стро­еч­ное пике, к моменту выпуска из инсти­тута бала­ков­ский аэро­порт нахо­дился в кри­зис­ном состо­я­нии, а затем и вовсе закрылся. Домой все равно вер­нулся — там жила мама. Из Риги привез на родину будущую жену и начал искать работу.

Случай привел на Бала­ков­скую АЭС, где поя­ви­лась вакан­сия дежур­ного элек­тро­с­ле­саря. Тру­до­устра­и­ваться приехал на своей пере­кра­шен­ной вручную белой «Яве» и с рюк­за­ком за плечами. Заме­сти­тель началь­ника по экс­плу­а­та­ции скеп­ти­че­ски на меня посмо­трел и спросил: «Вы претен­ду­ете на долж­ность элек­тро­с­ле­саря или на нечто большее, учи­ты­вая ваш маги­стер­ский диплом?». Я честно ответил, что об атомной энер­гетике знаю лишь из школь­ного курса физики, а саму АЭС видел раньше только изда­лека. На инже­нера не претен­дую, но учиться готов. Позже понял, что это был вопрос с под­во­хом. Инже­не­ром меня и не взяли бы, а чест­ность понрави­лась и открыла новую дорогу в жизни.

Мой первый началь­ник Ана­то­лий Ива­но­вич Ершов был человек серьезный, строгий и тре­бо­ва­тель­ный. Говорил мне: мол, только слесари, которые здесь десять и более лет рабо­тают, могут в пере­рыве журналы и газеты читать, а твое чтение одно — схемы, инструк­ции и руко­вод­ства по экс­плу­а­та­ции. Я, соб­ственно, был не против, хва­тался за любые новые знания. За четыре с поло­ви­ной года окон­ча­тельно осво­ился на Бала­ков­ской АЭС, но тут поя­ви­лась новость о решении достро­ить и пустить Ростов­скую АЭС, и я заго­релся стать участ­ни­ком этого исто­ри­че­ского события.

Дого­во­рив­шись с руко­вод­ством о пере­воде с Бала­ков­ской атомной станции на Ростов­скую АЭС, в сере­дине сен­тя­бря 1999 года я приехал в Вол­го­донск. В общежи­тии места не ока­за­лось, оста­но­вился у зна­ко­мых. Будиль­ник завел на семь утра, но про­с­нуться при­шлось раньше. 16 сен­тя­бря в 05:57 тер­ро­ри­сты взо­рвали сосед­ний дом. Почти две тонны взрыв­чатки в троти­ло­вом экви­ва­ленте раз­ру­шили две секции мно­го­этажки, повре­дили еще 36 домов. Погибли 19 человек. Постра­дав­шими потом при­знают более 15 тысяч человек, из которых более 1 тысячи человек — дети. Но тогда я об этом не знал. Взрыв­ной волной в доме, где я оста­но­вился, выбило двери и окна, здание шата­лось, была угроза обру­ше­ния. В сосед­ней квар­тире жила женщина с девоч­кой-под­рост­ком. Не успев даже одеться, я босиком кинулся к ним. Вывел, стал помо­гать другим. На улице тво­ри­лось несу­свет­ное: паника, крики, рас­те­рян­ные и пла­чу­щие люди. Когда всех эва­ку­и­ро­вали, под­нялся в свою квар­тиру. Рубашку нашел не сразу. Взрыв­ной волной ее бук­вально затя­нуло в щель между створ­ками раз­би­того окна. Она каким-то чудом заце­пи­лась и удер­жа­лась. Акку­ратно под­це­пил, вытащил, надел и побежал тру­до­устра­и­ваться. В авто­бусе ехал один, не считая води­теля. Началь­ницу отдела кадров АЭС встретил на тер­ри­то­рии, она куда-то шла и плакала. «Я к вам», — сказал неу­ве­ренно. «Молодой человек, как вы здесь ока­зались? Вы что, не знаете, что про­и­зо­шло?» — «Я на авто­бусе приехал. Мне сказали — сегодня обя­за­тельно быть». Она при­с­мо­тре­лась к моему потре­пан­ному виду и вздох­нула: «При­хо­дите завтра».

На Ростов­скую АЭС съез­жались сотни атом­щи­ков из разных уголков бывшего Союза. Если Бала­ков­ская станция рабо­тала как часы, то на Ростов­ской все только начи­на­лось, шел монтаж обо­ру­до­ва­ния и его наладка. Это был неве­ро­ят­ный опыт, который давал воз­мож­ность изучить слож­нейшие меха­низмы и агре­гаты в разо­бран­ном виде. Каждый из нас осва­и­вал смежные про­фес­сии, мы соби­рали атомную станцию, словно гро­мад­ный пазл. Все чув­ство­вали сума­с­шедшую ответ­ствен­ность, не жалели ни сил, ни времени. Шли к цели — пустить первый блок. Мы строили атомную станцию, а она в какой-то степени строила нас.

За 16 лет работы на Ростов­ской АЭС я прошел путь от мастера участка до началь­ника цеха цен­трали­зо­ван­ного ремонта, которым руко­вожу послед­ние восемь лет. Трижды за это время ЦЦР ста­но­вился лучшим цехом станции. Свой кол­лек­тив я называю семьей, а под­чи­нен­ных знаю по именам. Семья у нас большая — 560 человек. Молодые парни — это мои дети, я к ним именно так отно­шусь. А те, кто постарше, — род­ствен­ники, родные люди. Наш кол­лек­тив — это мое богат­ство. Работ­ники радуют руко­во­ди­теля посто­ян­ными побе­дами на чем­пи­о­на­тах про­фес­си­о­наль­ного мастер­ства REASkills, AtomSkills, WorldSkills Hi-Tech — и как участ­ники, и как настав­ники. Сотруд­ники ЦЦР ста­но­ви­лись и побе­ди­те­лями кон­курса «Человек года «Роса­тома». В 2022 году и я как их началь­ник вышел на первое место в диви­зи­о­наль­ном кон­курсе «Лучший началь­ник цеха атомной станции». Участ­во­вать решил, чтобы не отста­вать от под­чи­нен­ных. Я же своим ребятам посто­янно говорю: «Давайте, вперед за победой!». А сам, полу­ча­ется, в стороне стою. Руко­во­ди­тель должен пода­вать пример, быть авто­ри­тетом, поэтому про­и­грать я себе поз­во­лить не мог. Вообще этот конкурс — хорошее дело, инте­рес­ное и ответ­ствен­ное. На Ростов­ской АЭС немало достойных руко­во­ди­те­лей, поэтому я уверен, что коллеги мой успех за нашей стан­цией смогут и закре­пить, и при­у­мно­жить.

Сво­бод­ное время ста­ра­юсь про­во­дить с семьей. Жена Мария тоже рабо­тает на Ростов­ской АЭС. Старший сын окончил МГТУ им. Баумана, рабо­тает в контуре «Роса­тома», младший сын еще школь­ник. Нечасто, но нахо­дится время и на хобби — сесть за руль мото­ци­кла и, как говорят мото­ци­к­ли­сты, «слиться с ветром». Мото­цикл, с одной стороны, дарит непе­ре­да­ва­е­мое чувство свободы, срав­ни­мое с полетом, с другой — накла­ды­вает колос­саль­ные обя­за­тель­ства. Вожде­ние мото­ци­кла — это ответ­ствен­ность, помно­жен­ная на умение про­счи­ты­вать свои действия и действия других води­те­лей. Вос­питать в себе куль­туру безо­пас­ного пове­де­ния на дороге нужно задолго до того момента, как впервые сел за руль. Вообще, любые правила безо­пас­но­сти напи­саны кровью, и соблю­дать их нужно и на работе, и вне ее.

Для меня главное каче­ство спе­ци­али­ста — ответ­ствен­ность. Ответ­ствен­ный человек всему нау­чится и всего добьется. Для карьер­ного роста нужно посто­янно учиться, незави­симо от статуса: молодой ты спе­ци­алист или началь­ник. Я никогда не стес­ня­юсь спра­ши­вать у коллег, если в чем-то сомне­ва­юсь. Не стыдно чего-то не знать, хуже не хотеть в этом разо­браться. Секрет успеш­ного руко­во­ди­теля — уметь слышать и слушать, дове­рять и верить в людей. Быть ответ­ствен­ным за себя и за других. Любить то, что ты делаешь, и тех, с кем ты рядом рабо­та­ешь.