Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники атомного проекта /

Пономарев-Степной Николай Николаевич

Совет­ский и рос­сийский физик-ядерщик. Доктор тех­ни­че­ских наук, про­фес­сор, ака­демик АН СССР (с 1987 г.), ака­демик РАН (с 1991 г.). Лауреат Ленин­ской и Госу­дар­ствен­ной премий СССР. С 1992 по 2010 гг. — вице-пре­зи­дент НИЦ «Кур­ча­тов­ский инсти­тут». В насто­я­щее время - научный кон­суль­тант главы «Росэнер­го­а­тома».
Пономарев-Степной Николай Николаевич

Недавно на дирек­то­рате «Росэнер­го­а­тома», про­хо­див­шем на Бала­ков­ской АЭС, я вспо­ми­нал семейную историю, свя­зан­ную с моей двойной фами­лией. В 70 км от Бала­кова рас­поло­жен город Пугачев, раньше он назы­вался Нико­ла­ев­ском. Туда в свое время приехал мой прадед-кре­стья­нин, там роди­лись мой дед, отец, а потом и я. Когда отец решил стать арти­стом, он поехал в Саратов, где гастро­ли­ро­вал театр Корша — первый в России частный театр. Пришел и заявил: «Хочу к вам в труппу». Уди­ви­тельно, но его взяли. Сказали: «Как раз нет героя-любов­ника. Как фамилия? Знаешь, у нас в афише один Поно­ма­рев уже есть. А ты родом откуда? Из сара­тов­ских степей? Ну, будешь Поно­ма­ре­вым-Степным». Где позна­ко­ми­лись роди­тели, я даже не знаю. Арти­сти­че­ская жизнь кочевая — вечные гастроли. Больше года роди­тели в одном городе не заси­жи­вались. Мама, кстати, по рожде­нию Ники­тина, но взяла псев­до­ним Пого­рель­ская.

В 1990-х моя помощ­ница при­слала интер­вью с Олегом Таба­ко­вым, где он, отвечая на вопрос «Как вы стали арти­стом?», сказал, что его мама родом из Сара­това, из актер­ской семьи Поно­ма­ре­вых-Степных. Я при­ки­нул: полу­ча­ется, он был моим тро­ю­род­ным братом. Навер­ное, и у меня в генах есть что-то арти­сти­че­ское. Но пошел я не в актеры, а в физики.

В 1946 году я окончил школу в Камы­шине. Роди­тели опять уехали на гастроли, я жил один, сдавал выпускные экза­мены. За время учебы я сменил школ десять, если не больше. Мы регу­лярно пере­ез­жали с места на место, и я все время был нович­ком в классе — это, знаете, фор­ми­рует харак­тер. Ну вот, сдал экза­мены. Куда дальше? В Москву, конечно. Роди­тели ничего не совето­вали — считали меня само­сто­я­тель­ным. Но помню, что сомне­ний у меня не было: учиться надо только в Москве. Сначала заехал к брату в Донбасс. Пого­стил дня три. Утром при­хо­дим на станцию — кассы все закрыты, билетов в Москву нет. При­бы­вает поезд, оста­на­в­ли­ва­ется, но двери не откры­вает. Один, второй… Ну что делать? Полез на крышу вагона, в те годы многие так делали. Из вещей — сол­дат­ский рюк­за­чок, в нем атте­стат и паспорт. Тело­грейка защит­ного цвета, рубашка. Непри­вычно было, конечно. И страш­но­вато. Тем более на моих глазах с крыши сняли погиб­шего чело­века: он не заметил, что мост впереди. Залез я наверх, обнял трубу, дрожу… Потом немного осво­ился. Правда, на каждой станции при­хо­ди­лось слезать, милиция «кры­шеч­ни­ков» гоняла. Так доехал до Харь­кова. Там купил билет на «пятьсот веселый» поезд из товар­ных вагонов, в которых тогда пере­во­зили и пас­са­жи­ров. Атмо­сфера прямо как в фильме «Поезд идет на восток» — один в один.

В Москве из родных и зна­ко­мых никого не было. Первым делом я направился в ГИТИС в Малом Кислов­ском. Пришел — там здание, похожее на сарай. Щами про­гор­клыми пахнет. Не понрави­лось мне. И я поехал в МГИМО. Там спра­ши­вают: «Что у тебя есть, кроме атте­стата?». А у меня нет ничего, да и атте­стат не бле­стя­щий. Поехал дальше — на Сокол, в МАИ. В школе я, как и многие тогда, мечтал стать лет­чи­ком. Спра­ши­ваю, есть ли общежи­тие. Отве­чают: «Это смотря как сдашь экза­мены». Но я рис­ко­вать не мог, мне нужна была и стипен­дия, и общежи­тие. Кто-то под­ска­зал, что есть еще МЭИ — Москов­ский энер­гети­че­ский. Добрался туда, посмо­трел факуль­теты. На теп­ло­энер­гети­че­ском обещали самую большую стипен­дию — около 300 рублей, и с общежи­тием никаких проблем. Я и сдал туда доку­менты.

В атом­щики попал пона­чалу тоже из мер­кан­тиль­ных сооб­ра­же­ний. После первого семе­стра в инсти­тут пришли серьезные люди в строгих костю­мах и спро­сили: «Кто хочет изучать больше мате­ма­тики и физики? Стипен­дия тоже будет больше». Я сразу поднял руку. Это сейчас я знаю, что тогда, в 1946-м, только обра­зо­ва­лось ПГУ, впо­след­ствии Мини­стер­ство сред­него маши­но­стро­е­ния, — ​на­чи­нался атомный проект. Были нужны научно-тех­ни­че­ские кадры. Вышло спе­ци­аль­ное поста­но­в­ле­ние прави­тель­ства по обра­зо­ва­нию факуль­тетов в основ­ных вузах страны, которые будут гото­вить ядерных физиков. В МЭИ создали физико-энер­гети­че­ский факуль­тет, который позже стал одним из факуль­тетов МИФИ.

Тогда все решали за нас. Меня рас­пре­де­лили в п/я 3393 — Кур­ча­тов­ский инсти­тут. В 1951 году я начал рабо­тать. Попал в шестой сектор. Если помните фильм «Девять дней одного года», там есть сцена, которую снимали в Кур­ча­тов­ском инсти­туте. Смок­ту­нов­ский с Бата­ло­вым бесе­дуют в лабо­ра­то­рии, раз­да­ется грохот, они перегля­ды­ва­ются, и кто-то говорит: «Опять в шестом секторе взры­вают».

Шестым сек­то­ром руко­во­дил Вла­димир Меркин — очень инте­рес­ный человек. Он был главным тех­ноло­гом первого про­мыш­лен­ного реак­тора. Шестой сектор пер­во­на­чально ори­ен­ти­ро­вался на раз­ра­ботку атомной бомбы, в нем тогда чис­лился и Юлий Харитон. Когда обра­зо­вали Арза­мас‑16, бом­бо­вая часть ушла туда, хотя в шестом секторе до сих пор сохра­нился подвал с так назы­ва­е­мым бино­клем — это два бето­ни­ро­ван­ных прохода метров по два­дцать, в которых пред­по­ла­га­лось про­во­дить первые экс­пе­ри­менты по ору­жейным делам. Я пришел в инсти­тут, когда первый про­мыш­лен­ный реактор уже был запущен. Нам, вче­раш­ним сту­ден­там, пред­ло­жили выбрать тему, и мы решили раз­ра­бо­тать проекты само­летов с ядерным реак­то­ром. Я взял проект с пря­мо­точ­ным воз­душно-реак­тив­ным дви­га­те­лем. Инфор­ма­ции, конечно, не было никакой, но обра­зо­ва­ние поз­во­ляло понять, что при­мерно делать. Надо нагреть в этом реак­торе воздух до тем­пе­ра­туры около 1 500 °C. Вопрос — как?

В 1949 году атомная бомба была сделана и испы­тана. И на первое место вышел вопрос ее доставки. Видели фото трех К — Коро­лева, Кур­ча­това, Келдыша? Их сфо­то­гра­фи­ро­вали возле домика на тер­ри­то­рии Кур­ча­тов­ского инсти­тута, где жил Игорь Васи­лье­вич, они как раз обсу­ждали доставку бомбы. Первый вариант — само­леты. Но с обычным топ­ли­вом у само­лета даль­ность полета огра­ни­чена, а вот с ядерным движком — прак­ти­че­ски нет. Второй вариант — ракеты. Третий — под­лодки. Выбрали в итоге, как известно, второй и третий вариант.

Почему отка­зались от само­лета с ядерным дви­га­те­лем? Был конец 1950-х. Мы рабо­тали над этими само­летами. При­хо­дит Меркин: «Ребята, срочное дело. Кур­ча­тов поехал в театр, когда ему позво­нили сверху и сказали, что в США вроде как запу­стили самолет с ядерным реак­то­ром. Нужен анализ, что это такое, чтобы доло­жить в Кремле». Ну, мы сели, помоз­го­вали и решили — как позже выяс­ни­лось, совер­шенно верно: на борту само­лета аме­ри­канцы просто подняли неболь­шой реактор, чтобы про­ве­рить вопросы, свя­зан­ные с рас­про­стра­не­нием излу­че­ния. Как оно будет воз­действо­вать на экипаж, на обо­ру­до­ва­ние и т. д. Кур­ча­тов доложил эту версию в Кремле. А на сле­ду­ю­щий день позво­нил Тупо­леву и сказал: давай мы тоже под­ни­мем реактор на само­лете. Уже через две недели было принято решение о раз­ра­ботке такого проекта.

Реактор поставили на бом­бар­ди­ров­щик, на Ту‑95. На ору­жейные турели поставили детек­торы излу­че­ния. Сам реактор раз­ме­стили в бом­бо­вом отсеке. Собрали команду испы­та­те­лей, в которую вошел и я. Так что я летал на само­лете с атомным реак­то­ром. Многие не верят. Но вообще я считаю решение отка­заться от само­лета с ядерным движком правиль­ным. Как «послед­ний выстрел» исполь­зо­ва­ние такого само­лета еще воз­можно. Но в роли посто­ян­ной ком­по­ненты в авиации — нет. Суще­ствует опас­ность аварии, падения само­лета. И я не вижу тех­ни­че­ской воз­мож­но­сти обес­пе­чить гер­мети­за­цию ради­о­ак­тив­но­сти в таком случае.

Потом мы пере­клю­чи­лись на соз­да­ние ракет с ядер­ными реак­то­рами, раз­ра­ба­ты­вали их как меж­кон­ти­нен­таль­ное сред­ство доставки ядерных зарядов. В 1960-е годы мы скон­стру­и­ро­вали дви­га­тель с высо­ко­тем­пе­ра­тур­ным реак­то­ром, который нагре­вал водород до 3 000 °C. Что много даже по нынеш­ним меркам; обычные реак­торы рабо­тают с нагре­вом теп­ло­но­си­теля до 300 °C, быстрые — до 600. Конечно, инфор­ма­ция была закры­тая. И только когда в 1990-е мы начали сотруд­ни­чать с аме­ри­кан­цами, стало понятно, что наши раз­ра­ботки суще­ственно пре­вос­хо­дили их дости­же­ния. Есть чем гор­диться. Это до сих пор рекор­д­ный резуль­тат — реак­торы, которые могут нагре­вать водород до такой тем­пе­ра­туры. Но по разным при­чи­нам это напра­в­ле­ние в те годы тоже не полу­чило серьез­ного раз­ви­тия — решили, что задачу доставки атомных бомб лучше всего решат под­лодки.

Когда мы начали думать, как осва­и­вать Сол­неч­ную систему, то вновь вер­ну­лись к ракетам с ядерным дви­га­те­лем. Ну, с полетом на Луну, как известно, нас опе­ре­дили аме­ри­канцы. Про­грамма «Аполлон» — это была очень сложная, захва­ты­ва­ю­щая экс­пе­ди­ция. Скажу только, что надо уважать и своих парт­не­ров, и своих против­ни­ков. Иначе никогда не побе­дишь. Итак, мы начали про­ра­ба­ты­вать разные косми­че­ские мар­ш­руты.

Луна была пройден­ным этапом. Мы хотели на Марс. 28 июля 2018 года я сделал снимок — вот он висит на стене. Это полное зат­ме­ние Луны и великое проти­во­сто­я­ние Марса, когда он нахо­дится ближе всего к Земле. Для меня это зна­ко­вая фото­гра­фия. В начале 1980-х мы пла­ни­ро­вали именно к 2018 году совер­шить экс­пе­ди­цию на Марс. С людьми. Тех­ни­че­ски это можно было сделать, исполь­зуя те ракет­ные дви­га­тели, о которых я рас­ска­зал, и те косми­че­ские аппа­раты, кото­рыми мы тоже зани­мались. Но увы, пока я огра­ни­чился только фото­гра­фией Марса.

Поме­шала пере­стройка, чер­но­быль­ская авария, развал СССР, сумятица 1990-х, изме­не­ние струк­туры атомной отрасли. Сле­ду­ю­щее великое проти­во­сто­я­ние Марса будет в 2035 году. Но, боюсь, сегодня одни мы туда и к этому сроку не успеем. Уровень наш, к сожа­ле­нию, суще­ственно подсел. Надо всем миром решать эту задачу.

Мир оза­бо­чен изме­не­нием климата, выбро­сами СО2. Россия под­пи­сала Париж­ское согла­ше­ние по климату. То есть надо серьезно огра­ни­чи­вать исполь­зо­ва­ние орга­ни­че­ского топлива. Выхода два — уве­ли­чить долю элек­три­че­ства и вводить в энер­гетику водород. А водород, не выбра­сы­вая при его про­из­вод­стве СО2, можно про­из­во­дить с помощью тех самых высо­ко­тем­пе­ра­тур­ных ядерных реак­то­ров, которые мы раз­ра­ба­ты­вали с 1960-х. Я говорю об этом много лет, осо­бенно часто — в послед­ние два года. Потому что вижу: в мире взрыв­ной рост инте­реса к водо­роду. Toyota и Mercedes выпу­стили концепт-кары на водо­роде. Поя­ви­лись само­свалы на водо­роде, авто­бусы. В Бельгии сухо­груз строят, еще где-то паром пускают. Постро­ено много запра­воч­ных водо­род­ных станций. Но Россия, как всегда, на первом месте сзади — у нас ни одной. Хотя есть воз­мож­ность занять лиди­ру­ю­щую роль на этом рынке.

Мы обла­даем тех­ноло­гией высо­ко­тем­пе­ра­тур­ных ядерных реак­то­ров. И мы можем постро­ить их довольно быстро. Полу­че­ние водо­рода из при­род­ного газа — стан­дарт­ная про­мыш­лен­ная тех­ноло­гия. При­род­ного газа в России неме­рено. Так что этим чистым, нара­бо­тан­ным без выброса СО2 водо­ро­дом мы можем и обес­пе­чить свою страну, и экс­пор­ти­ро­вать продукт с высокой доба­в­лен­ной сто­и­мо­стью. В несколько раз дороже просто газа. Потен­циал рынка огромный, экви­ва­лен­т­ный элек­три­че­скому. Это тот самый наци­о­наль­ный проект, который мог бы помочь России. Но ведь и другие не дремлют.

Мысль, что мы опо­з­даем, заста­в­ляет меня нерв­ни­чать. Китайцы в сле­ду­ю­щем году пускают два опытно-про­мыш­лен­ных высо­ко­тем­пе­ра­тур­ных реак­тора. Правда, у них нет газа. Но они возьмут его у нас, купят по дешевке. А потом будут нам же про­да­вать водород. Мы вклю­чили неболь­шой раздел в наци­о­наль­ный проект, который гото­вится в «Роса­томе». Но, на мой взгляд, водо­род­ная энер­гетика достойна отдель­ного наци­о­наль­ного проекта. Един­ствен­ная высо­ко­тех­ноло­гич­ная отрасль, которая еще высоко коти­ру­ется на мировом уровне, — ​атом­ная. «Росатом» вместе с «Газ­про­мом», вместе с хими­че­ской про­мыш­лен­но­стью мог бы поднять этот проект.

Нас слышат. Никто не говорит "нет". Но никто и не говорит "да". А время идет. Я пре­движу, что будет, если мы опять опо­з­даем. В Россию начнут поста­в­лять машины с водо­род­ным дви­га­те­лем — те же Toyota, Mercedes и другие. А водород мы будем ввозить из Китая. Тогда как сейчас есть воз­мож­ность выйти на рынок водо­рода первыми. Один из потен­ци­аль­ных его поку­па­те­лей — Япония, где решено отка­заться от сжи­га­ния при­род­ного газа. Японцы в этом смысле уже закры­ва­ются от поста­вок газа, а вот если мы дадим им водород, это будет хорошим пред­метом сотруд­ни­че­ства.

Знаете, в чем главная ошибка рос­сийского бизнеса? У нас навар должен быть завтра. А то, что я говорю, — ​это не завтра, это десяток лет актив­ной работы. Расцвет рынка будет в 2030–2050 -е годы. Но это надо видеть и чув­ство­вать. Наши биз­не­смены на такой срок не пла­ни­руют. Но когда рынок водо­рода будет сфор­ми­ро­ван, их туда уже не пустят. Жизнь внуков и пра­в­ну­ков наши биз­не­смены не видят. А обще­ство должно быть наце­лено на это.