Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники атомного проекта /

Одинцов Николай Анатольевич

В отрасли с 1964 г. Прошел путь от инже­нера-кон­струк­тора до началь­ника КО-310 ЦКБМ, в насто­я­щее время – ведущий инженер кон­струк­тор КО-309. По выпол­нен­ным кон­струк­тор­ским раз­ра­бот­кам получил 9 Автор­ских сви­детель­ств на изо­б­рете­ния и 3 Патента. Награ­жден меда­лями «За доблест­ный труд в честь 100-летия со дня рожде­ния В.И.Ленина» и «300 лет Санкт-Петер­бургу, знаками «Ветеран труда», «Ветеран атомной энер­гетики», Почет­ной гра­мо­той Мина­тома.
Одинцов Николай Анатольевич

Моя тру­до­вая дея­тель­ность нача­лась 65 лет назад, в 1951 г., когда я посту­пил в Реме­слен­ное училище №22 г. Ленин­града на спе­ци­аль­ность слесарь-ремон­т­ник завод­ского обо­ру­до­ва­ния. В 1953 году после окон­ча­ния с отли­чием училища начал рабо­тать на заводе «Красный Метал­лист» сле­са­рем-ремон­т­ни­ком пятого разряда. Именно на этом этапе, при ремонте самых раз­но­об­разных метал­ло­об­ра­ба­ты­ва­ю­щих станков у меня поя­вился интерес к меха­низ­мам. Выяс­нить причину отказа, устра­нить её — это инте­ресно! Кон­струк­тор должен «чув­ство­вать» изделие, которое он раз­ра­ба­ты­вает, а это при­хо­дит с опытом. Я думаю, что мне повезло, что я начал реально общаться с метал­лом ещё в реме­слен­ном училище.

Одно­вре­менно с учебой в училище и работой на заводе учился в школе рабочей молодёжи №15, окончил 10 классов. В 1956 году посту­пил на дневное отде­ле­ние Ленин­град­ского Военно-Меха­ни­че­ского инсти­тута. Учась в инсти­туте, работал в Сту­ден­че­ском кон­струк­тор­ском бюро и воз­гла­в­лял группу по раз­ра­ботке авто­ма­ти­че­ской ротор­ной линии для изго­то­в­ле­ния ради­аль­ных ман­жет­ных уплот­не­ний для ленин­град­ского завода «Красный тре­у­голь­ник». В 1962 году окончил инсти­тут по спе­ци­аль­но­сти «Высо­ко­энер­гети­че­ские устройства авто­ма­ти­че­ских систем», квали­фи­ка­ция — инженер-механик, и был напра­в­лен на работу в г. Дне­про­пет­ровск на пред­при­ятие п.я. №186 (Южный маши­но­стро­и­тель­ный завод), где до этого про­хо­дил пред­ди­пломную прак­тику и защитил диплом на тему «Исполь­зо­ва­ние элек­тро­ги­д­ра­в­ли­че­ского эффекта для штам­повки деталей сопла РД». Работал сначала инже­не­ром-тех­ноло­гом, а затем ведущим инже­не­ром-тех­ноло­гом. За работу по вне­дре­нию уста­новки для полу­че­ния деталей сопла жид­кост­ного реак­тив­ного дви­га­теля с помощью элек­тро­взрыва награ­жден брон­зо­вой медалью ВДНХ СССР.

За время работы в ЦКБМ прошел путь от инже­нера-кон­струк­тора до началь­ника кон­струк­тор­ского отдела. Всегда ста­рался учиться. По напра­в­ле­нию пред­при­ятия окончил курсы Патен­то­ве­де­ния, курсы Английского языка, курсы повы­ше­ния квали­фи­ка­ции по спе­ци­аль­но­сти «Ядерные реак­торы» при Ленин­град­ском Кора­бле­стро­и­тель­ном инсти­туте. Будучи началь­ни­ком отдела, прошел курс обу­че­ния в ЦИПК, в Москве, а также про­с­лу­шал цикл лекций по системе упра­в­ле­ния каче­ством, получил сер­ти­фи­кат вну­трен­него ауди­тора.

Моя работа в атомной отрасли нача­лась в 1964 г. Будучи в коман­ди­ровке в Москве у брата моей матери, я встретился с его дру­зьями по работе в предво­ен­ные годы в Отделе особых дви­га­те­лей НИИ гра­ждан­ского флота на Киров­ском заводе, в Ленин­граде: Нико­лаем Михайло­ви­чем Синёвым и Нико­лаем Вла­дими­ро­ви­чем Фёдо­ро­вым. Н. М. Синёв был в это время началь­ни­ком упра­в­ле­ния в Мини­стер­стве сред­него маши­но­стро­е­ния, а Н. В. Фёдоров был Главным инже­не­ром п.я. 344, которое в это время выде­ли­лось из Киров­ского завода. Узнав, что я работаю в области ракето­стро­е­ния, они пред­ло­жили мне перейти на работу на пред­при­ятие п.я. 344, т.к. там в это время раз­во­ра­чи­вались работы по соз­да­нию ядерной энер­гети­че­ской косми­че­ской уста­новки, объект «175»(МАК М). В июле 1964 года я вер­нулся в Ленин­град и посту­пил на работу инже­не­ром-кон­струк­то­ром в КБ-13 п.я. 344.(с 30.12.66- ЦКБМ).

Воз­гла­в­лял КБ-13 уни­каль­ный кон­струк­тор, обла­дав­ший богатым опытом в кон­стру­и­ро­ва­нии ави­а­ци­он­ных дви­га­те­лей, Юрий Васи­лье­вич Дуд­ни­ков. КБ зани­ма­лось раз­ра­бот­кой элек­тро­ма­шин­ного гене­ра­тора с при­во­дом от турбины, рабо­та­ю­щей на ртутном паре для МАК-М (Малая атомная косми­че­ская с машин­ным пре­об­ра­зо­ва­те­лем энергии). Первое моё автор­ское сви­детель­ство на изо­б­рете­ние « Подшип­ник на гибкой опоре» было полу­чено сов­местно с Юрием Васи­лье­ви­чем. Мы сделали его модель на спицах от вело­сипеда. Подшип­ник пре­красно отслежи­вал угловые изме­не­ния поло­же­ния ротора. Для элек­тро­маг­нит­ного насоса, обес­пе­чи­ва­ю­щего цир­ку­ля­цию калий-натри­е­вого теп­ло­но­си­теля, мною была спро­ек­ти­ро­вана и сов­местно с тех­ноло­гом С. П. Бон­да­ре­вым изго­то­в­лена ори­ги­наль­ная про­точ­ная часть насоса из тон­ко­стен­ных труб. Работая кон­струк­то­ром, ста­рался почаще бывать в цехах, где шло изго­то­в­ле­ние деталей по моим чер­те­жам, и в лабо­ра­то­риях, где шли испы­та­ния изделий и их эле­мен­тов.

В 1966 г. Руко­вод­ство пред­при­ятия пору­чило КБ-13 раз­ра­ботку глав­ного цир­ку­ля­ци­он­ного насоса, объект «195», для стро­я­ще­гося 5 блока Ново-Воро­неж­ской АЭС. Осо­бен­но­стью ГЦН-195 от ранее выпол­няв­шихся на пред­при­ятии раз­ра­бо­ток ГЦН для АЭС в гер­метич­ном испол­не­нии, со встро­ен­ным внутрь элек­тро­дви­га­те­лем, было тре­бо­ва­ние создать насос с вынос­ным элек­тро­дви­га­те­лем. Мне была пору­чена раз­ра­ботка Блока уплот­не­ний, обес­пе­чи­ва­ю­щего гер­метич­ность насоса. Моей группой было выпу­щено три раз­лич­ных вари­анта блока уплот­не­ний. Создано два стенда: для испы­та­ния оди­ноч­ной ступени уплот­не­ния и для испы­та­ний блока в сборе. В резуль­тате была раз­ра­бо­тана кон­струк­ция блока уплот­не­ний, которая с неко­то­рыми дора­бот­ками сохра­ня­ется и сегодня, 45 лет спустя, в совре­мен­ных насосах. И приятно было слышать от нашего сотруд­ника веду­щего автор­ский надзор В. Худ­ниц­кого, при­е­хав­шего недавно с АЭС «Коз­ло­дуй»: «Н.А., самый надёж­ный и удобный в обслу­жи­ва­нии узел в ГЦН — блок уплот­не­ний».

В 1974 году Первый заме­сти­тель Глав­ного кон­струк­тора Л. А. Аркин пред­ло­жил мне перейти из КБ-13 в КБ-10 заме­сти­те­лем началь­ника КБ. В это время КБ-10 была пору­чена раз­ра­ботка новейших типов обо­ру­до­ва­ния: свер­х­вы­со­ко­ва­ку­умных тур­бо­мо­ле­ку­ляр­ных насосов для уста­но­вок по иссле­до­ва­ниям физики плазмы и цен­тро­беж­ных рас­пы­ли­те­лей для сушки молока для стро­я­ще­гося по пору­че­нию Е. П. Слав­ского Степ­но­гор­ского молоч­ного ком­би­ната в Цили­но­град­ской области. При моем непо­сред­ствен­ном участии и руко­вод­стве (в 1979 г. я был назна­чен началь­ни­ком КБ) раз­ра­бо­таны цен­тро­беж­ные рас­пы­ли­тели для сушки молоч­ных про­дук­тов (РЦ-5000, РЦ-2500К, РЦ-1500/2500У, РЦ-400, РУ-2000М, РВЧ-2000В), свер­х­вы­со­ко­ва­ку­умные тур­бо­мо­ле­ку­ляр­ные насосы (ТМН-100, ТМН-500, ТМН-1000, ТМН-2500, ТМНГ-10000, ТМНГ-20000, ТМНГ- 5000). Все эти изделия были воп­ло­щены в металле и изго­та­в­ли­вались серийно или разо­выми пар­ти­ями. За раз­ра­ботку и вне­дре­ние рас­пы­ли­те­лей награ­жден сере­бря­ной медалью ВДНХ СССР.

По выпол­нен­ным кон­струк­тор­ским раз­ра­бот­кам получил 9 Автор­ских сви­детель­ств на изо­б­рете­ния и 3 Патента. При­ни­мал непо­сред­ствен­ное участие в раз­ра­ботке и пере­воде на английский язык доку­мен­та­ции по главным цир­ку­ля­ци­он­ным насосам ГЦНА-1391 для АЭС в Иране, Китае, Индии, а также по поставке ком­прес­со­ров для вспо­мо­га­тель­ных систем АЭС сов­местно с Чехией в Китай, Индию. При раз­ра­ботке КД для АЭС «Бушер» трижды был в коман­ди­ров­ках в Иране, и 5 раз в Чехии.

Для пар трения блока уплот­не­ний мы под­би­рали пары трения. По име­ю­щимся све­де­ниям карбид воль­ф­рама обла­дает необ­хо­ди­мыми свойствами. Нужно было достать порошок карбида для плаз­мен­ного нане­се­ния покры­тия на опытные детали. В Ленин­граде не нашли. Аркин позво­нил Н. М. Синёву в Москву. Я поехал в Москву, в Главк, прошел к Синёву. Он при мне позво­нил на Москов­ский завод твердых сплавов. Дого­во­рился с руко­вод­ством завода. Я поехал на завод, мне отсы­пали около кило­грамма порошка и про­во­дили с завода. За «Спасибо» про­блема была решена. Так же общался с Л. А. Аркином — как с кура­то­ром по ТМН, как пред­се­да­тель проф­бюро с руко­во­ди­те­лем тема­тики. Был знаком с Ю. М. Пусто­войтом (ИАЭ им. И. В. Кур­ча­това), Г. Л. Сак­са­ган­ским (НИИЭФА им. Д. В. Ефре­мова) — научные руко­во­ди­тели раз­ра­бо­ток по ТМН.

На нашем пред­при­ятии при отра­ботке тур­бо­ге­не­ра­тора для КЯЭУ, для кото­рого я раз­ра­ба­ты­вал подшип­ник, Ито­ни­е­вым Г.Н.,Игол­ки­ным Н.И. и Про­ста­ко­вым А.Л. было сделано и заре­ги­стри­ро­вано за №154 «Откры­тие» о сма­зоч­ной спо­соб­но­сти ртут­ного пара. В ЦКБМ раз­ра­бо­тана и вне­дрена на ком­би­на­тах цен­три­фуга для раз­де­ле­ния изо­то­пов урана, что поз­во­лило выйти на первое место в мире по полу­че­нию изо­то­пов урана и других хими­че­ских эле­мен­тов. В конце 40-х годов в ЦКБМ были раз­ра­бо­таны цен­тро­беж­ные ком­прес­соры с встро­ен­ным элек­тро­дви­га­те­лем для диф­фу­зи­он­ного раз­де­ле­ния изо­то­пов урана, а в 50-х годах на их базе раз­ра­бо­таны гер­метич­ные ГЦН с встро­ен­ным элек­тро­дви­га­те­лем для АПЛ и первых АЭС (Н-В АЭС, Бело­яр­ская АЭС). Начиная с 1967 г. раз­ра­бо­таны и рабо­тают на АЭС с ВВЭР в первом контуре ГЦНА с уплот­не­нием вала, с ГУП рабо­та­ю­щем на воде, с элек­тро­дви­га­те­лем, подшип­ники кото­рого сма­зы­ва­ются водой. Раз­ра­бо­тана косми­че­ская энер­гети­че­ская уста­новка «Топаз». Раз­ра­бо­тан ряд свер­х­вы­со­ко­ва­ку­умных тур­бо­мо­ле­ку­ляр­ных насосов от 50 до 40000 л/с для уста­но­вок по иссле­до­ва­нию физики плазмы, уско­ри­те­лей, и цик­ло­тро­нов. Раз­ра­бо­таны цен­тро­беж­ные рас­пы­ли­тели для сушки молоч­ных про­дук­тов с про­из­во­ди­тель­но­стью от 400 до 5000 кг/ч гото­вого про­дукта. Страна была обес­пе­чена сухим молоком.

Ещё на заводе «Красный метал­лист» я зани­мался лыжами и бегом на средние дистан­ции. При­ни­мал участие в «Звёзд­ных эста­фетах» по Ленин­граду. В инсти­туте и в Дне­про­пет­ров­ске зани­мался спор­тив­ной гим­на­сти­кой, в ЦКБМ участ­во­вал в сорев­но­ва­ниях по лыжам, бегу, зани­мался туриз­мом.

В 1987 г. Зам. Глав­ного кон­струк­тора В. С. Чехович решил направить группу спе­ци­али­стов в составе началь­ника КО-302 Михайлова А. Д., началь­ника КО-303 Один­цова Н.А. и началь­ника КО 304 Теп­лен­чука О.В. на молочно-кон­серв­ные ком­би­наты на которых экс­плу­а­ти­ру­ются цен­тро­беж­ные рас­пы­ли­тели для сушки молоч­ных про­дук­тов с целью про­верки условий экс­плу­а­та­ции и выяс­не­ния веро­ят­ных причин выхода из строя цен­тро­беж­ных рас­пы­ли­те­лей. Группа посетила ком­би­наты в Истре, Калин­ко­ви­чах, Вол­ко­вы­ске. Получив инфор­ма­цию о работе рас­пы­ли­те­лей нашего пред­при­ятия и рас­пы­ли­те­лей зару­беж­ных фирм, группа на поездах пере­ме­ща­лась из города в город. Пере­ез­жая из Калин­ко­ви­чей в Вол­ко­выск (ехать нужно часов 12) про­голо­дались. На одной из станций А. Д. Михайлов купил кар­тошки и решил её сварить прямо в вагоне. Нашли где-то сте­к­лян­ную банку, у О. В. Теп­лен­чука был элек­тро­ки­пятиль­ник, причем на при­лич­ную мощ­ность и вклю­чили его в розетку для элек­тро­бритвы. Эффект был впе­чат­ля­ю­щий — вагон был обе­с­то­чен, а стоял ноябрь месяц, всю дорогу ехали в темноте и голод­ные. Поезд­ная бригада следов пре­ступ­ле­ния не обна­ру­жила.

По моему мнению, сегодня раз­ви­тию отрасли мешает изо­би­лие на всех напра­в­ле­ниях топ-мене­дже­ров, а не опытных спе­ци­али­стов, пыта­ю­щихся с помощью огром­ного коли­че­ства гра­фи­ков, схем, справок и т.д. отра­зить свою бурную дея­тель­ность. Недо­ста­ток объек­тив­ной тех­ни­че­ской инфор­ма­ции. Пред­при­ятие не может под­пи­саться на ино­стран­ный тех­ни­че­ский журнал World Pump. Отсут­ствие обмена опытом с пред­при­яти­ями, рабо­та­ю­щих в близких к тема­тике напра­в­ле­ниях, напри­мер, раньше мы очень тесно сотруд­ни­чали с «ОКБМ Афри­кан­тов», обме­ни­вались опытом. Есть и пози­тив­ные нпра­в­ле­ния. Так рефе­рен­т­ность постро­ен­ных и рабо­та­ю­щих блоков АЭС оче­видно спо­соб­ствует раз­ви­тию отрасли.

Меня огор­чает поло­же­ние с нашими раз­ра­бот­ками в области ваку­ум­ной техники, без ваку­умных тех­ноло­гий сейчас не обхо­дятся ни ядерная физика, ни космос, ни элек­тро­ника, ни меди­цина, а наши раз­ра­ботки сейчас ока­зались никому не нужны, пред­при­ятию не инте­ресно выпол­нять разовые заказы, а потре­би­тели неболь­шие насосы могут купить на Западе.