Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники атомного проекта /

Новиков Вячеслав Вячеславович

Дирек­тор Север­ного рудо­у­пра­в­ле­ния Наво­ийского ГМК (1995-2004 гг.). Заслу­жен­ный работ­ник про­мыш­лен­но­сти рес­пу­б­лики Узбе­ки­стан, ветеран Атомной энер­гетики и про­мыш­лен­но­сти, ветеран НГМК.
Новиков Вячеслав Вячеславович

В 1958 году после окон­ча­ния школы я посту­пил в Северо-Кав­каз­ский горно-метал­лур­ги­че­ский инсти­тут на спе­ци­аль­ность "Раз­ра­ботка место­ро­жде­ний полезных иско­па­е­мых". После тре­тьего курса в связи со смертью отца и необ­хо­ди­мо­стью рабо­тать я перешёл на вечер­нее отде­ле­ние на спе­ци­аль­ность "Меха­ни­че­ское обо­ру­до­ва­ние заводов цветной и черной метал­лур­гии". В период учебы работал на заводе "Элек­тро­цинк" в свин­цо­вом цехе в каче­стве ших­тов­щика. В 1963 году окончил инсти­тут и, так как выпускни­ков вечер­них отде­ле­ний на работу не рас­пре­де­ляли, выехал в Узбек­скую ССР, в город Алмалык, где в это время стро­ился горный ком­би­нат. Здесь я был принят на работу в каче­стве мастера-меха­ника.

В августе 1968 года я получил при­гла­ше­ние на работу в Цен­траль­ное рудо­у­пра­в­ле­ние (ЦРУ) Наво­ийского горно-метал­лур­ги­че­ского ком­би­ната. В то время я работал на Алма­лык­ском ком­би­нате. После неко­то­рых коле­ба­ний — ехать, не ехать — я уво­лился и выехал в Зараф­шан. Началь­ник отдела кадров ЦРУ Г. А. Яхин пред­ставил меня дирек­тору рудо­у­пра­в­ле­ния Сергею Нико­ла­е­вичу Вит­ков­скому, который после корот­кой беседы дал команду офор­м­лять меня меха­ни­ком цеха измель­че­ния и гравита­ции. Я пытался воз­ра­зить, ведь в моём при­гла­ше­нии зна­чи­лась долж­ность меха­ника цеха круп­ного дро­б­ле­ния. Однако дирек­тор заклю­чил: «Молод еще, чтобы отды­хать на ККД, иди работай».

По работе на Алма­лык­ской медно-обо­га­ти­тель­ной фабрике я знал, что такое цех измель­че­ния. Обычно его попро­сту назы­вают «главный корпус», потому что все успехи и провалы фабрики или завода зависят от его работы. Мои мечты о спо­кой­ной жизни на ККД руши­лись, и 24 октября я был назна­чен меха­ни­ком цеха измель­че­ния и гравита­ции. На сле­ду­ю­щий день, получив пропуск в пром­зону, я вышел на работу.

До приезда в Зараф­шан я уже имел опыт участия в стро­и­тель­стве и пуско-нала­доч­ных работах на заводе "Элек­тро­цинк" во Вла­ди­кав­казе, в Алма­лыке на медно-обо­га­ти­тель­ной фабрике и меде­плавиль­ном заводе. Но то, что я увидел здесь, меня пора­зило.

Клас­си­че­ская схема соз­да­ния крупных про­мыш­лен­ных объек­тов такова: есть заказ­чик, есть гене­раль­ный под­ряд­чик, на руках имеется утвер­жден­ная про­ек­т­ная доку­мен­та­ция с утвер­жден­ным тех­ноло­ги­че­ским регла­мен­том ведения про­цесса пере­ра­ботки руд и извле­че­ния металла. Здесь же, учи­ты­вая особую важ­ность быстрого осво­е­ния место­ро­жде­ния Мурун­тау, поста­но­в­ле­нием Совета мини­стров СССР от 25 мая 1964 г. Мин­сред­машу в порядке исклю­че­ния было раз­ре­шено стро­и­тель­ство первой очереди пред­при­ятия по локаль­ным про­ек­там и сметам.

Для стро­и­тель­ства и экс­плу­а­та­ции золо­то­руд­ного место­ро­жде­ния при­ка­зом по ком­би­нату от 21 июля 1964 года было орга­ни­зо­вано Цен­траль­ное рудо­у­пра­в­ле­ние, дирек­то­ром кото­рого был назна­чен В. Н. Сигедин, а главным инже­не­ром — Г. И. Зайков. В составе рудо­у­пра­в­ле­ния было создано Зараф­шан­ское стро­и­тель­ное упра­в­ле­ние, но уже в декабре 1967 года упра­в­ле­ние стро­и­тель­ства было выве­дено из под­чи­не­ния рудо­у­пра­в­ле­ния в под­чи­не­ние ком­би­ната. Стро­и­тель­ство пред­при­ятия осу­ще­ст­в­ля­лось хозяйствен­ным спо­со­бом, работы про­во­ди­лись по дирек­тив­ному графику, утвер­жден­ному мини­стром Е. П. Слав­ским.

Конечно, все эти подроб­но­сти я узнал зна­чи­тельно позже; в то время я был удивлен уви­ден­ным: пло­щадка завода напо­ми­нала муравейник, где день и ночь сновали люди, рабо­тала техника. К работам, кроме Зараф­шан­ского упра­в­ле­ния стро­и­тель­ства и Цен­траль­ного рудо­у­пра­в­ле­ния, были при­вле­чены прак­ти­че­ски все под­раз­де­ле­ния ком­би­ната: на соо­ру­же­нии сгу­сти­те­лей и насо­с­ных станций тру­ди­лись горняки Север­ного и Вос­точ­ного рудо­у­пра­в­ле­ний, стро­и­тель­ные работы по цеху сорбции, реге­не­ра­ции и готовой про­дук­ции вели работ­ники РСУ г. Навои, изго­то­в­ле­ние емкост­ного обо­ру­до­ва­ния и мон­таж­ные работы по этому же цеху вели работ­ники Ремон­тно-меха­ни­че­ского завода. Круг­ло­су­точно рабо­тала бригада автор­ского надзора из про­ек­т­ного инсти­тута ВНИ­ПИ­пром­тех­ноло­гии, офор­м­ля­лись изме­не­ния и дора­ботки проекта — ведь про­ек­ти­ро­ва­ние и стро­и­тель­ство шли прак­ти­че­ски одно­вре­менно. Огромную работу выпол­нял Ремон­тно-меха­ни­че­ский завод ком­би­ната по изго­то­в­ле­нию нестан­дарт­ного обо­ру­до­ва­ния и метал­ло­кон­струк­ций. Колос­саль­ную работу выпол­нял цен­траль­ный КИП ком­би­ната: все щитовое обо­ру­до­ва­ние КИПиА было им изго­то­в­лено, смон­ти­ро­вано и про­из­ве­дена его наладка. Прак­ти­че­ски все под­раз­де­ле­ния ком­би­ната при­ни­мали участие в стро­и­тель­стве ГМЗ-2, эта участь не обошла и нас, будущую службу экс­плу­а­та­ции. Кроме того, что мы выпол­няли свои прямые обя­зан­но­сти по ревизии и наладке обо­ру­до­ва­ния, меха­ни­че­ская служба цеха вела монтаж насо­с­ного обо­ру­до­ва­ния мель­нич­ных блоков, монтаж виб­ро­пита­те­лей, монтаж насо­с­ного обо­ру­до­ва­ния в насо­с­ных сгу­ще­ния, мон­таж­ные и нала­доч­ные работы цен­трали­зо­ван­ной системы смазки мельниц и клас­си­фи­ка­то­ров и весь ком­плекс работ по отде­ле­нию гравита­ции.

Наи­бо­лее трудной для нас, и в началь­ный период без­успеш­ной, была работа по шабровке подшип­ни­ков мельниц МБ 70*23: каждую мель­ницу (а это около 300 тонн) необ­хо­димо было поднять на дом­кра­тах, с помощью мосто­вого крана выка­тить подшип­ники на ремон­т­ную пло­щадку (вес каждого подшип­ника 7 тонн, и баби­то­вой заливки в нем порядка 700 кг). Мы дневали и ноче­вали на этих подшип­ни­ках, но резуль­тата не было. В помощь нам при­везли работ­ни­ков завода-изго­то­ви­теля, но и они не смогли исправить поло­же­ния. При­везли работ­ни­ков с Наво­ийской ГРЭС, которые спе­ци­али­зи­ро­вались на шабровке подшип­ни­ков турбин: резуль­тат нулевой, подшип­ники горят.

Наконец методом проб и ошибок в течение месяца, в резуль­тате бес­сон­ных ночей мы смогли понять, как надо шабрить такие подшип­ники. Героями этой эпопеи были Вере­ща­гин, Рез­ни­ков, Гон­ча­ров, Бартули. Потом эти ребята пере­дали свой опыт другим, но я еще долго с ними, если гово­рить образно, «ходил в атаку». По резуль­та­там нашей работы завод-изго­то­ви­тель внес кон­струк­тив­ное изме­не­ние и в после­ду­ю­щем стал выпус­кать мель­ницы с гид­ро­под­по­ром подшип­ни­ков в момент пуска.

Огромные объемы, сжатые сроки стро­и­тель­ства тре­бо­вали четкой коор­ди­на­ции работ. Поэтому законом были еже­д­нев­ные сове­ща­ния штаба стро­и­тель­ства с пред­стави­те­лями всех орга­ни­за­ций, участ­ву­ю­щих в стро­и­тель­стве, под пред­се­да­тель­ством дирек­тора ком­би­ната З. П. Зара­петяна. Сроком пуска завода было опре­де­лено 25 июля 1969 года. Орга­ни­за­то­ром всей этой огром­ной работы был неу­то­ми­мый Зарап Пет­ро­со­вич Зара­петян. Это был тре­бо­ва­тель­ный, иногда суровый, но справед­ли­вый руко­во­ди­тель; только человек с такой энер­гией, как он, мог закру­тить подоб­ную стройку. Завод ГМЗ-2 был построен за 25 месяцев. Но надо знать, что для запуска завода нужно было постро­ить объекты элек­трос­наб­же­ния и линию ЛЭП 220 кВ от Навои ГРЭС до Зараф­шана, водовод Аму­да­рья — Зараф­шан диа­мет­ром 1220 мм и длиной около 250 км с семью насо­с­ными стан­ци­ями, авто­мо­биль­ную дорогу Навои-Зараф­шан и, наконец, постро­ить город со всей инфраструк­ту­рой для жилья и быта тру­дя­щихся Цен­траль­ного рудо­у­пра­в­ле­ния. И все это нужно было успеть к 25 июля 1969 года.

Конечно, у Зарапа Пет­ро­со­вича были помощ­ники, я бы даже сказал — сорат­ники в этом большом деле. Это зам. по стро­и­тель­ству К. П. Пав­лы­чев, главный инженер ком­би­ната А. П. Щепет­ков, началь­ник ОКСа Е. М. Маломуд, зам. по общим вопро­сам Ф. М. Капита­нов, главный механик Б. И. Швар­ц­ман, главный тех­нолог Ю. Н. Щеглов, дирек­тор РМЗ С. З. Львов­ский, дирек­тор ЦРУ С. Н. Вит­ков­ский, началь­ник отдела обо­ру­до­ва­ния ком­би­ната В. А. Заруд­ний, главный энер­гетик ком­би­ната Ю. М. Маслов, началь­ник ЗУС Н. В. Щукин. Без­у­словно, этот список можно было бы про­дол­жать, но я огра­ни­чил его основ­ными участ­ни­ками штабов стройки.

Послед­ние два месяца перед пуском мы, а также руко­вод­ство завода и цехов, были пере­ве­дены на казар­мен­ное поло­же­ние, жили без выезда на пло­щадке завода в обо­ру­до­ван­ной гости­нице. Про­во­дили наладку и испы­та­ние обо­ру­до­ва­ния, инди­ви­ду­аль­ные и ком­плекс­ные пуски, гид­ра­в­ли­че­ские испы­та­ния; про­ве­ря­лись системы кон­троля и защиты.

Настал день офи­ци­аль­ного пуска завода 25 июля 1969 года. Ворота завода были рас­пах­нуты настежь для гостей: из города при­е­хали жители для участия в тор­же­стве. После запусков блоков состо­ялся митинг. В каче­стве почет­ных гостей — Р. Ш. Рашидов, Е. П. Слав­ский, З. П. Зара­петян, главные спе­ци­али­сты ком­би­ната. На митинге министр сказал: "Вы, дорогие това­рищи, сот­во­рили насто­я­щее чудо. История еще не знала таких высоких темпов стро­и­тель­ства, такого само­от­вер­жен­ного труда, какой про­я­в­лен вами за два с неболь­шим года. Ваш тру­до­вой подвиг можно срав­нить лишь с насто­я­щим боевым подви­гом солдата".

Офи­ци­аль­ная часть закон­чи­лась, и начался этап осво­е­ния мощ­но­стей в течение остав­ше­гося периода 1969 года и весь 1970 год. Это было время вне­дре­ния меро­при­ятий по устра­не­нию недо­стат­ков проекта и обо­ру­до­ва­ния, выя­в­лен­ных при пуске: в 12-мет­ро­вом пролете были смон­ти­ро­ваны шесть мельниц доиз­мель­че­ния объемом 32 куб. м каждая, в резуль­тате работ по усо­вер­шен­ство­ва­нию насосов 8 гр 8 пришли к кон­струк­ции совер­шенно нового — смер­че­вого насоса. Была раз­ра­бо­тана и изго­то­в­лена раз­гру­зоч­ная решетка с щелью 10 мм, усилены привода мельниц (в даль­нейшем мы ушли от редук­тор­ного привода). Была раз­ра­бо­тана новая пери­фе­рийная кон­струк­ция футе­ровки, усо­вер­шен­ство­вана кон­струк­ция загру­зоч­ной втулки и раз­гру­зоч­ной бутары, а также про­ве­дены другие, более мелкие работы по рекон­струк­ции зумпфов, пуль­по­де­ли­те­лей, футе­ровке течек и тру­бо­про­во­дов. Все эти работы про­во­ди­лись меха­ни­че­ской службой рудо­у­пра­в­ле­ния и ком­би­ната с при­вле­че­нием Меха­н­обра, Сыз­ран­ского, Ново­кра­ма­тор­ского машза­во­дов, РМЗ ком­би­ната и кон­струк­тор­ского отдела ком­би­ната. Совер­шен­ство­ва­лась струк­тура ремон­т­ного цикла блоков и ремон­т­ной службы ГМЗ-2. В декабре 1970 года цех измель­че­ния достиг своей про­ек­т­ной про­из­во­ди­тель­но­сти. Вся про­де­лан­ная нами работа по пуско-наладке 1969-1970 годов легла в основу про­ек­ти­ро­ва­ния и стро­и­тель­ства после­ду­ю­щих оче­ре­дей ГМЗ-2.

В период завер­ше­ния стро­и­тель­ства и осо­бенно в период пуско-нала­доч­ных работ мне часто при­хо­ди­лось общаться с Зарапом Пет­ро­со­ви­чем, это были пои­с­тине «мои уни­вер­си­теты». Я многому у него нау­чился: общению с людьми, умению пони­мать трудные ситу­а­ции и выхо­дить из них. Эти уроки поз­во­лили мне в будущем пройти все сту­пеньки моей карьер­ной лест­ницы. З. П. Зара­петян был самым главным моим учи­те­лем.

С бла­го­дар­но­стью вспо­ми­наю моих старших това­ри­щей, коллег-меха­ни­ков Бориса Иса­а­ко­вича Швар­ц­мана — глав­ного меха­ника ком­би­ната и Самуила Зель­мо­вича Львов­ского — дирек­тора ремон­тно-меха­ни­че­ского завода. Это были мои учителя в про­фес­сии, всегда готовые под­ска­зать, так­тично посо­вето­вать и помочь кон­крет­ными действи­ями.

Во все периоды моей жизни и работы на ком­би­нате у меня были теплые дру­же­ские отно­ше­ния с тех­ноло­гами Тод­ра­зом Дри­со­ви­чем Гур­дзи­бе­е­вым, Адоль­фом Алек­сан­дро­ви­чем Пеш­ко­вым, Львом Гер­ма­но­ви­чем Анаш­ки­ным, Ген­на­дием Михайло­ви­чем Дмит­ри­е­вым. Каждый из них в опре­де­лен­ный момент внес свою лепту в мое обра­зо­ва­ние в части тех­ноло­гии пере­ра­ботки руд.

Николай Ива­но­вич Кучер­ский в августе 1971 г. был назна­чен главным инже­не­ром Цен­траль­ного рудо­у­пра­в­ле­ния. Я в то время работал главным меха­ни­ком ГМЗ-2. С этого момента про­и­зо­шло наше зна­ком­ство. Сразу стало понятно, что это гра­мот­ный руко­во­ди­тель, вни­ка­ю­щий во все тон­ко­сти незна­ко­мых ему по пре­ды­ду­щей дея­тель­но­сти тех­ноло­гий пере­ра­ботки руд и извле­че­ния металла. В даль­нейшем он стал дирек­то­ром ЦРУ, а в 1985 г. был назна­чен дирек­то­ром Наво­ийского ком­би­ната, который воз­гла­в­лял в течение 23-х лет. Под руко­вод­ством Николая Ива­но­вича на ком­би­нате были выпол­нены работы по уве­ли­че­нию выпуска метал­лов, но самое главное — посто­янно про­во­ди­лась линия по сохра­не­нию чело­ве­че­ского капитала.

Евгений Алек­сан­дро­вич Толстов с 1992 года работал главным инже­не­ром ком­би­ната, ранее он был дирек­то­ром Вос­точ­ного и Север­ного рудо­у­пра­в­ле­ний. Наше зна­ком­ство про­и­зо­шло, когда я работал главным меха­ни­ком Север­ного рудо­у­пра­в­ле­ния, а он был пере­ве­ден из Навои заме­сти­те­лем глав­ного инже­нера рудо­у­пра­в­ле­ния. Это зна­ком­ство в даль­нейшем перешло в дружбу. Евгений Алек­сан­дро­вич был отлич­ным инже­не­ром и руко­во­ди­те­лем. Он внес зна­чи­тель­ный вклад в соз­да­ние и раз­ви­тие высо­ко­эф­фек­тив­ной добычи урана спо­со­бом подзем­ного выще­ла­чи­ва­ния. Под его руко­вод­ством были орга­ни­зо­ваны горные работы на место­ро­жде­нии Кок­по­тас.

Свой путь в ком­би­нате я начинал меха­ни­ком цеха, далее был главным меха­ни­ком ГМЗ-2, заме­сти­те­лем глав­ного меха­ника Цен­траль­ного рудо­у­пра­в­ле­ния, главным меха­ни­ком Север­ного рудо­у­пра­в­ле­ния, дирек­то­ром стро­я­ще­гося ГМЗ-3. Участ­во­вал в стро­и­тель­стве сер­но­ки­слот­ного завода и потом руко­во­дил им. Затем почти 10 лет был дирек­то­ром Север­ного рудо­у­пра­в­ле­ния. На про­тя­же­нии всех лет работы в пустыне Кызыл­кум рядом со мной была моя жена Зоя Ива­новна Нови­кова. Она рабо­тала масте­ром на реге­не­ра­ции, опе­ра­то­ром на поли­гоне подзем­ного выще­ла­чи­ва­ния, масте­ром сер­но­ки­слот­ного цеха. Выйдя на пенсию, встре­чала меня с работы.

Условия работы в НГМК были труд­ными: жара под 40 гра­ду­сов в тени, без­во­дие на началь­ном этапе, до минус 30 в зимнее время с про­ни­зы­ва­ю­щим ветром. Но по про­де­лан­ной работе это самые лучшие годы моей жизни.