Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники атомного проекта /

Нестеров Валентин Павлович

Ветеран ЭХЗ. Прошёл путь от инже­нера-тех­нолога до стар­шего инже­нера-тех­нолога отдела глав­ного тех­нолога. Ветеран атомной про­мыш­лен­но­сти, удо­стоен медали «За тру­до­вое отличие», премии прави­тель­ства Рос­сийской Феде­ра­ции, медали «65 лет атомной отрасли», знака И. В. Кур­ча­това 3 степени и нагруд­ного знака Слав­ского, звания «Заслу­жен­ный тех­нолог РФ». Тру­до­вой стаж – 54 года.
Нестеров Валентин Павлович

Пре­красно помню свой первый день в городе. Это была суббота, 24 марта 1967 года. Сол­нечно и очень тепло, лужи на тро­ту­а­рах, по площади перед зданием гор­ис­пол­кома гуляют во мно­же­стве молодые мамы с коляс­ками — и мы стоим с женой и малень­кой дочкой (я женился еще в инсти­туте), рядом — детская кро­ватка с при­вя­зан­ной к ней оцин­ко­ван­ной ван­ноч­кой, все наше иму­ще­ство на тот момент...

В тот же день отыскал инсти­тут­ских това­ри­щей — город был малень­кий, считай, все друг друга знали. А в поне­дель­ник пришел в отдел кадров устра­и­ваться. Получил назна­че­ние старшим тех­ни­ком КИПиА в цех № 47 (началь­ни­ком там был Алексей Ива­но­вич Авер­киев). И, кстати, уже к вечеру поне­дель­ника имел ключ от комнаты в «доме моло­до­же­нов» — жилищ­ный вопрос тогда решался момен­тально.

А вот с допус­ком к само­сто­я­тель­ной работе при­шлось подо­ждать. Цех был не действу­ю­щим — только на 32-м блоке (первом с конца) начали мон­ти­ро­вать агре­гаты. Молодые спе­ци­али­сты сидели на 120 рублях без премии. Учили схемы. А почти у всех семьи, неиз­беж­ные траты на обзаве­де­ние… Ходили со своей про­бле­мой — мол, теорию знаем уже от и до, пора допус­кать к само­сто­я­тель­ной работе — к глав­ному при­бо­ри­сту Шестер­нину, к глав­ному инже­неру Сер­ге­еву. Ответ один: не поло­жено. Пришли толпой к Борт­ни­кову. Он только посо­вето­вал потер­петь. А еще — мяса в столо­вой не брать, а брать только вине­грет. Тогда денег хватит. Я, мол, сам так начи­нал…

Все нала­ди­лось, в том числе и в мате­ри­аль­ном плане, сразу после пуска стар­то­вого блока, который состо­ялся 25 февраля 1968 года. А в полном объеме цех был пущен 8 марта 1970 года. С 1 января 1968 года нас, молодых спе­ци­али­стов, назна­чили смен­ными инже­не­рами КИПиА по экс­плу­а­та­ции. Я под непо­сред­ствен­ным руко­вод­ством заме­сти­теля началь­ника цеха Бориса Васи­лье­вича Роспускова активно участ­во­вал в пуске вновь вво­ди­мых блоков. Эта живая работа мне очень нрави­лась.

Вспо­ми­на­ется, как И. Н. Борт­ни­ков решал про­из­вод­ствен­ные вопросы. Слу­чи­лось так, что началь­ник цеха № 47 Авер­киев был в отпуске, а его заме­сти­тель Роспусков заболел. Руко­вод­ство авто­ма­ти­че­ски перешло к началь­нику тех­ноло­ги­че­ского участка Вален­тину Федо­ро­вичу Пьяных. В выход­ные про­и­зо­шел тех­ни­че­ский сбой, но Пьяных об этом не доло­жили, поскольку у него не было домаш­него теле­фона. Когда во вторник ситу­а­ция всплыла на обще­за­вод­ской опе­ра­тивке, Борт­ни­ков поднял началь­ника службы связи и, игно­ри­руя его оправ­да­ния, мол, «сво­бод­ной пары нет» — кате­го­ри­че­ски при­ка­зал: Не знаю, чего у вас там нет — пара, света… канали­за­ции — но чтобы телефон у Пьяных стоял! И телефон стоял уже на сле­ду­ю­щее утро…

Весной 1970 года цех № 47 объе­ди­нили с 45-м. Теперь один сменный инженер КИПиА работал на два корпуса. Тру­ди­лись интен­сивно: обо­ру­до­ва­нию тре­бо­вался частич­ный планово-пре­ду­пре­ди­тель­ный ремонт один раз в 2,5 года, полный — раз в 5 лет. На деле это озна­чало, что прак­ти­че­ски каждую смену при­хо­ди­лось выво­дить секции в ремонт. После объе­ди­не­ния цехов бывшие руко­во­ди­тели цеха № 47 А. И. Авер­киев и Б. В. Роспусков воз­главили цех № 55. И привели за собой «свою команду» во главе с Б. В. Явор­ским — а он и меня пере­тя­нул.

С 1 января 1971 я начал рабо­тать в цехе № 55 старшим инже­не­ром по экс­плу­а­та­ции обо­ру­до­ва­ния. Кол­лек­тив здесь был усто­яв­шийся, работа шла «по нака­тан­ной» — до 1 июля 1976 года, когда на ЭХЗ нача­лась первая модер­ни­за­ция. При­бор­ное обо­ру­до­ва­ние, разу­ме­ется, обно­ви­лось, но по типу оста­ва­лось релейно-кон­так­т­ным. Прин­ци­пи­аль­ным отли­чием было то, что теперь тре­бо­ва­лось выво­дить пара­метры не только на упра­в­ля­ю­щий щит, но и на цен­траль­ный пульт. А это мно­же­ство парал­лель­ных завязок!

Ошибок в схемах пона­чалу допус­кали море… Устра­няли их по месту; про­ек­тант отра­сле­вого инсти­тута В. Л. Дудина, считай, без­вы­лазно в корпусе сидела, сотни ука­за­ний на монтаж (УМов) выдала. На ходу нахо­дили решения, на ходу вне­дряли. Поло­же­ние усу­гу­б­ля­лось недо­по­став­ками ком­плек­ту­ю­щих — плат, блоков, дат­чи­ков… Да еще сроки под­жи­мали — задача стояла пустить про­из­вод­ство к 7 ноября. Были орга­ни­зо­ваны две бригады. Рабо­тали по 12 часов. Недо­ста­ю­щее новое обо­ру­до­ва­ние — где это было воз­можно — заме­няли отре­мон­ти­ро­ван­ным и пове­рен­ным старым. Но все равно послед­ние новые платы пришли из Ленин­града только 5 ноября. Борт­ни­ков собрал главных спе­ци­али­стов, в их числе, конечно, и началь­ника 17-го отдела А. М. Про­хо­реню. Мы напря­женно ждали решения руко­вод­ства. Вышел Ана­то­лий Мит­ро­фа­но­вич и объявил: Пуск откла­ды­ва­ется, Борт­ни­ков решил не рис­ко­вать. Помню насту­пив­шее затем состо­я­ние опу­сто­ше­ния — зачем гнали, ста­рались?..

Про­из­вод­ство пустили через три недели. И прак­ти­че­ски сразу стали выле­зать огрехи пред­пуско­вой гонки. Осо­бенно много их всплыло в системе ава­рий­ной защиты блоков. Было много ложных сра­ба­ты­ва­ний. Как выра­зился Иван Нико­ла­е­вич, «ава­рийная защита в ава­рий­ном состо­я­нии...». Причины были разные. Напри­мер, у кон­ден­са­то­ров, поста­в­ля­е­мых из Армении, отчего-то момен­тально оки­сля­лись кон­такты. Еще датчики дав­ле­ния, про­из­во­ди­мые в Свер­д­лов­ске-44, часто не в штатном режиме сра­ба­ты­вали. Как после выяс­ни­лось, здесь была эле­мен­тар­ная недо­делка — не до конца закру­чены винты. Ну, ере­ван­ские кон­ден­са­торы поме­няли на ново­си­бир­ские, винты затя­нули. Дело нала­ди­лось. По окон­ча­нии модер­ни­за­ции меня назна­чили началь­ни­ком службы КИПиА цеха № 55.

В 1987 году вышло поста­но­в­ле­ние прави­тель­ства — уве­ли­чить зара­бот­ную плату без уве­ли­че­ния фонда оплаты труда. На деле это озна­чало сокра­ще­ние штатов. А у нас и без того людей не хватало: кто-то в отпуске, кто-то заболел — и группа уже нера­бо­то­с­по­соб­ная… Выход виделся только в объе­ди­не­нии служб КИПиА. Я пред­ло­жил мягкий вариант, объе­ди­нить службы 55-го и 46-го цехов. Руко­вод­ство решило более ради­кально: объе­ди­нить при­бор­ные службы цехов №№ 46, 54, 55, 59, 70 и ЦЗЛ — при цехе КИПиА № 58, куда мне пред­ло­жили пойти замом по экс­плу­а­та­ции при­бор­ного обо­ру­до­ва­ния.

Для выра­ботки окон­ча­тель­ного решения в каби­нете дирек­тора завода Михеева собрались главный инженер В. П. Сергеев, главный тех­нолог С. М. Тащаев, руко­во­ди­тели цехов, их заме­сти­тели, главные спе­ци­али­сты. Про­хо­реня доложил о струк­туре и фун­к­циях соз­да­ва­е­мой службы. В обсу­жде­нии первым высту­пил бывший тогда началь­ни­ком ЦЗЛ Ана­то­лий Нико­ла­е­вич Шубин — и высту­пил кате­го­ри­че­ски против ухода своих при­бо­ри­стов в объе­ди­нен­ный цех.

Что было, в общем, логично — основ­ные цеха рабо­тают строго по регла­менту, а в ЦЗЛ своя спе­ци­фика, посто­ян­ные экс­пе­ри­менты, схемы все время меня­ют­ся… Прочие службы объе­ди­нили. Про­и­зо­шло это 29 декабря 1987 года.

Были ли в глобаль­ном объе­ди­не­нии плюсы? Без­у­словно. Первый — четкая спе­ци­али­за­ция групп: основ­ного обо­ру­до­ва­ния, вспо­мо­га­тель­ного обо­ру­до­ва­ния, меж­кас­ка­д­ных ком­му­ни­ка­ций (уни­каль­ное для раз­де­ли­тель­ных про­из­вод­ств обра­зо­ва­ние). Бла­го­даря работе этих групп были при­ве­дены в четкое соот­вет­ствие с про­ек­том все схемы авто­ма­ти­за­ции раз­де­ли­тель­ных кас­ка­дов (раньше слу­ча­лось такое, что фак­ти­че­скую схему своего цеха КИПовцы «держали в голове»).

Второй — во время кап­ре­мон­тов мощные объе­ди­нен­ные группы действо­вали более сла­женно и быстрее испол­няли про­из­вод­ствен­ные задания. Были и минусы. Главный — сменный инженер КИПиА опе­ра­тивно под­чи­нялся началь­ни­кам смен сразу пяти цехов! В резуль­тате цеховые тех­нологи при надоб­но­сти не могли опе­ра­тивно найти при­бо­ри­ста, который был занят в другом месте. Звонили руко­вод­ству, выска­зы­вали претен­зии…

Меня Роспусков неод­но­кратно просил: дайте хоть одного при­бо­ри­ста — но чтобы всегда в цехе… Плюс соци­аль­ные вопросы, каса­ю­щи­еся, напри­мер, размера начи­с­лен­ной пенсии (цех КИПиА какое-то время не при­рав­ни­вался к основ­ным). В итоге руко­вод­ство сочло раци­о­наль­ным отдать обратно в цех сначала при­бор­ную службу цеха № 70, потом № 54. Осталь­ные до послед­него времени были объе­ди­нены.

В мае 1992 года началь­ник цеха № 58 Павел Пав­ло­вич Моряков воз­главил цех про­из­вод­ства кассет ПМН — и началь­ни­ком цеха КИПиА назна­чили меня. Про­ра­бо­тал на этом посту до 2007 года. Считаю, что в эти годы цех сделал для пред­при­ятия немало полез­ного. А именно: орга­ни­зо­вали ряд спе­ци­али­зи­ро­ван­ных групп. Первая — группа учета энер­го­ре­сур­сов. В каждом под­раз­де­ле­нии (в том числе в гараже, в под­соб­ном хозяйстве, в цехе кера­мики) поставили приборы учета тепла.

Мы взяли на себя обслу­жи­ва­ние этих доста­точно сложных при­бо­ров. Также спе­ци­али­зи­ро­ван­ная группа обслу­жи­вала цен­трали­зо­ван­ную охран­ную и пожар­ную сиг­нали­за­цию. В пост­пе­ре­стро­еч­ные времена взялись обслу­жи­вать раз­но­об­раз­ную копи­ро­валь­ную технику, которая во мно­же­стве поя­ви­лась во всех под­раз­де­ле­ниях пред­при­ятия: от совхоза до склад­ского хозяйства.

Всегда с гор­до­стью вспо­ми­наю сов­мест­ную работу тех­ноло­гов и при­бо­ри­стов по совер­шен­ство­ва­нию схемы авто­ма­ти­за­ции фран­цуз­ской уста­новки пере­лива, которая мон­ти­ро­ва­лась в хими­че­ском цехе. В резуль­тате время рабочей опе­ра­ции было сокра­щено вдвое. При этом уста­новка рабо­тала как часы. Началь­ни­ком участка пере­лива в то время был Сергей Ива­но­вич Белян­цев, при­бо­ри­стом — Борис Ген­на­дье­вич Мака­ренко.

Считаю, нам, тем, кто приехал сюда в 60-е, очень повезло. Мы делали важное для страны дело. Работа всегда была инте­рес­ной, кол­лек­тив подо­брался заме­ча­тель­ный: с такими людьми как Генри Челышев, Николай Весел­ков, Алек­сандр Иси­ченко и многие, многие другие — можно было горы свер­нуть.

Нам, молодым, дове­ряли: не ред­ко­стью были началь­ники служб в 27 лет, старшие инже­неры — в 29. А еще — мы были соци­ально защи­щены и знали, что в любой ситу­а­ции завод придет нам на помощь.