Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники атомного проекта /

Неевин Виктор Семёнович

Рабо­тает в ОКБ «Гид­ро­пресс» с 1959 года, сразу после окон­ча­ния Ленин­град­ского поли­тех­ни­че­ского инсти­тута имени М.И.Кали­нина. За время работы прошел путь до началь­ника отдела паро­ге­не­ра­то­ров. В насто­я­щее время осу­ще­ст­в­ляет тех­ни­че­ское руко­вод­ство и при­ни­мает непо­сред­ствен­ное участие в кон­стру­и­ро­ва­нии паро­ге­не­ра­то­ров и другого теп­ло­об­мен­ного обо­ру­до­ва­ния для всех новых РУ и ППУ со свин­цово-вис­му­то­вым теп­ло­но­си­те­лем, которые раз­ра­ба­ты­ва­ются в ОКБ «Гид­ро­пресс». Имеет автор­ские сви­детель­ства и патенты. Награ­жден орденом «Знак Почета», меда­лями «Ветеран труда», «300 лет Рос­сийскому флоту», «За вклад в атомную энер­гетику». Отмечен Почет­ными гра­мо­тами, Бла­го­дар­но­стями, нагруд­ными знаками «Изо­б­рета­тель СССР» и «Ветеран атомной энер­гетики и про­мыш­лен­но­сти».
Неевин Виктор Семёнович

Я окончил Ленин­град­ский поли­тех­ни­че­ский, пришёл в Гид­ро­пресс по рас­пре­де­ле­нию в 59-ом году. Пришел в отдел кадров, мне говорят: «Пойдешь в отдел, где делают паро­ге­не­ра­торы для под­вод­ных лодок».

Делали паро­ге­не­ра­торы, были экс­пе­ри­мен­таль­ные работы, потом работы экс­плу­а­та­ци­он­ного харак­тера — в Обнин­ске, там был наземный про­тотип первой реак­тор­ной свин­цово-вис­мут­ной уста­новки, потом на монтаже первой лодки 645-го проекта в Севе­ро­двин­ске. Зани­мался паро­ге­не­ра­то­рами для лодок 705-го и 705К про­ек­тов, их экс­пе­ри­мен­таль­ным обо­с­но­ва­нием.

Вначале был горь­ков­ский проект реак­тор­ной уста­новки для корабля 705-го проекта, а потом наш — для корабля проекта 705К. На 705 проекте вокруг реак­тора рас­по­ла­гались три паро­ге­не­ра­тора. Наши кон­струк­торы пред­ло­жили рас­поло­жить паро­ге­не­ра­торы побортно и сделать реак­тор­ную уста­новку одним мон­таж­ным блоком, который можно изго­то­вить на заводе. И это при­вле­кло флот. Судо­стро­и­тель­ный завод получал уста­новки не рос­сы­пью обо­ру­до­ва­ния, как для горь­ков­ской уста­новки, а готовым блоком. И дешевле полу­ча­лось, и сокра­щались сроки монтажа на корабле. У нас ведь непло­хие головы были — это я не только себя имею в виду (улы­ба­ется). Акимов Вла­димир Ильич, Тачков Гри­го­рий Андре­е­вич — гиганты мысли!

Так вот. Отгру­зили с Подоль­ского завода им. Орджо­ни­ки­дзе в Севе­ро­двинск три блока реак­тор­ных уста­но­вок. Лодки 705-го проекта делали на Адми­рал­тейском заводе, а эти, севе­ро­двин­ские, шли как 705К, парал­лельно, и они прак­ти­че­ски одно­вре­менно вошли в строй.

В 90-е нас при­вле­кли к энер­гетике, делали модель реак­тор­ной уста­новки для иссле­до­ва­ния безо­пас­но­сти. Зани­мались ком­пен­са­то­рами дав­ле­ния, другими темами. Парал­лельно про­дол­жа­лась работа по нашей тема­тике. Так что загрузка была всегда. Правда, раньше на нашем напра­в­ле­нии мы зани­мали два этажа, а в 90-е ока­за­лось, что уме­ща­емся на одном.

Сейчас у нас пробел по воз­ра­сту соро­ка­лет­них с плюсом. При­хо­дит моло­дежь знающая, сооб­ра­жа­ю­щая. Гра­мот­ная молодёжь. И работа для неё будет. Чему мы, как гово­рится, рады.

Я сейчас много зани­ма­юсь экс­пер­ти­зой старых доку­мен­тов. Просто пора­жа­юсь и востор­га­юсь, сколько люди сделали за отно­си­тельно корот­кий отрезок времени — в конце 50-х, в 60-х годах. Гро­мад­ный объем работы, учи­ты­вая, что никаких ком­пью­те­ров тогда не было, всё рисо­вали вручную, на куль­ма­нах. Гран­ди­озный объем работы! Десятки вари­ан­тов паро­ге­не­ра­то­ров, самые нео­жи­дан­ные. Сделал копии в мас­штабе. Полу­ча­ется альбом, очень содер­жа­тель­ный и полезный. Пока­зы­ваю его молодым, потому что там много идей, много вари­ан­тов, много нео­жи­дан­ных нара­бо­ток, которые даже сейчас, почти шесть­де­сят лет спустя, могут выстре­лить. Надо обме­ни­ваться инфор­ма­цией, надо делиться зна­ни­ями и опытом.

У нас был период в конце 90-х, когда поя­ви­лись малень­кие пред­при­ятия. А что такое малень­кие пред­при­ятия? Они полу­чали какой-то заказ со станций и сами его выпол­няли, никого не под­пус­кая. Нашего отде­ле­ния это не кос­ну­лось. У нас такое правило: «Мы открыты друг другу в нашем закры­том отде­ле­нии». Вот эта атмо­сфера откро­вен­но­сти, вза­и­мо­по­мощи харак­терна для наших кадров, и мы ста­ра­емся это не только куль­ти­ви­ро­вать, но и вся­че­ски закреп­лять. Вот такие дела. Как гово­рится: «Если будем жить — будем рабо­тать».