Мы выполняли все, что требовалось!
С Иваном Сергеевичем легко и приято общаться, и это несмотря на его многочисленные регалии и награды. Героем себя никогда не считал и не считает. Говорит просто: «Работы всегда было много. Но все, что требовалось, мы выполняли!». Сделать дело хорошо и в срок — основной критерий его работы, его жизни. Он, крестьянский парнишка, за плечами которого — школа-семилетка, в самом начале Великой Отечественной войны вместе с родителями эвакуировался в город Энгельс Саратовской области. Окончил ФЗО, получил специальность электромонтера. Во время обучения основами специальности овладевал на местном мясокомбинате. А в 1944 году был призван в ряды военно-морского флота, служил электросвязистом на Северном флоте. Память о тех днях — медаль «За Победу над Германией».
В 1946 году, демобилизовавшись по состоянию здоровья, работал электромонтером на саратовском мясокомбинате. Через два года на комбинат приехали вербовщики, набиравшие рабочих для развития атомной отрасли. Ивана вызвали в секретный отдел, попросили заполнить анкету, а через несколько месяцев парня отправили в закрытый Свердловск-44 на предприятие п/я 318.
— Сразу по приезду нам устроили экзамены, пришлось сдавать техминимум, по итогам которого почти всем добавили по разряду. У меня был 5 разряд, сделали 6-ой. Так я начал работать электриком на секретном производстве. Потом пришлось освоить и профессию крановщика. Крановщиком я обычно работал ночью, когда приходило оборудование. Эшелоны с оборудованием из Нижнего Новгорода и Ленинграда шли постоянно, в каждом эшелоны было вагонов по пятьдесят. В общем, трудился и днем, и ночью. И к тому же я еще был секретарем комсомольской организации цеха. Но успевал везде, даже организовал в цехе футбольную команду и свободное время проводил на стадионе.
Вскоре в Свердловск-44 приехал Виктор Федорович Новокшенов, который подбирал команду профессионалов для работы в Ангарске. Моторному Новокшенов сразу понравился своей общительностью, доброжелательностью, любовью к спорту. И Виктору Федоровичу приглянулся скромный работящий парень, которому он и предложил поехать на строительство нового комбината. В Ангарск Иван поехал с женой Ольгой, работавшей бухгалтером в Свердловске-44, и трехлетней дочкой Ларисой.
— Сначала нам выделили комнату в 107 квартале. На работу из центра города приходилось ездить на электричке, которая ходила от нынешней школы №10 до самого предприятия. А когда мы получили квартиру в квартале А, то ездили на комбинат на паровозе, курсировавшем оттого места, где сейчас расположена фирма Автомобили. Приезжали на комбинат и — бегом до проходной. Летом бегали потому, что молодые были, а зимой — из-за сорокоградусных морозов.
Жена утроилась работать на машино-счетную станцию, обслуживавшую АЭХК. Станция эта находилась в обычной трехкомнатной квартире в дом №1 квартала А. Маленькую дочку приходилось возить в ясли в центр города. В общем, мороки было много, а тут еще пуск на комбинате, приходилось трудиться по 12, 16 часов. И так день за днем.
Иван Сергеевич был в числе так называемых «пускачей», подготавливал к запуску установки, смонтированные наладчиками. Подготовка к запуску проводилась, как правило, по ночам. В сжатые сроки, всего за 4 года, были построены и введены в эксплуатацию 4 цеха АЭХК. Каждый — больше километра длиной. Электрики комбината были одним из его главных рабочих звеньев.
— Вы ведь знаете, что Братскую ГЭС построили, чтобы обеспечить наш комбинат энергией. АЭХК ведь «съедал» половину энергии всей Иркутской ГЭС! Поэтому пришлось строить Братскую ГЭС и возводить ТЭЦ-10.
29 июля 1966 года по итогам пуска комбинат наградили орденом Ленина, а Ивана Моторного — звездой Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Его лично поздравил Виктор Федорович Новокшенов, никогда не забывавший выдающегося электрика.
В ответ на вопрос «Что было самым сложным в работе?», Иван Сергеевич рассмеялся.
— Не было такого, работал и работал. Вот только помню, что спецовку постоянно приходилось выжимать. Когда в цехе — горячая обработка, до 36 градусов доходило, жарко, в машинам не притронешься! А вообще я работал во всех корпусах комбината. И прибористом был, и электриком. Крутил задвижки, делал на крыше вентиляцию, корректировал датчики давления. На велосипеде ездил по корпусам, километры наматывал. Все тогда на велосипедах ездили, и Новокшенов в том числе.
Активно занимался Иван Сергеевич и рационализаторской деятельностью. Экономический эффект от его рацпредложений составил более 200.000 рублей. Избирался депутатом Иркутского областного совета (4 созыва), членом парткома комбината, членом Совета ветеранов. Дочка Лариса папу практически не видела, он все пропадал на работе. Но в редкие минуты отдыха Иван Сергеевич стремился провести время вместе с семьей: зимой они ходили на каток (Иван Сергеевич и сам прекрасно катался на коньках), а летом, закупив газировки «Саяны», отправлялись загорать и купаться на Китой.
Моторный работал на АЭХК до выхода на пенсию. Да и потом, уже в пенсионном возрасте, продолжал трудиться слесарем-электриком на объектах соцкультбыта комбината. Сейчас частенько вспоминает сложное время пуска комбината, общение с Новокшеновым, своих коллег, многих из которых уже в живых. Контактный, общительный, веселый, открытый, он всегда находит общий язык с ангарскими школьниками, с работниками комбината и с нашей журналисткой братией. Он не прочь рассказать о комбинате и о себе, о любимой работе и любимом городе, которому была отдана вся его жизнь. Жизнь, заключенная в одной фразе: «Мы выполняли все, что требовалось!».