Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники атомного проекта /

Леонов Геннадий Павлович

Родился в 1940-м году. В 1965-ом, по окон­ча­нии Брян­ского инсти­тута тран­с­порт­ного маши­но­стро­е­ния, был напра­в­лен на Подоль­ский маши­но­стро­и­тель­ный завод им. Серго Орджо­ни­ки­дзе в службу глав­ного свар­щика, которую воз­гла­в­лял с 1984-го по 2000-й годы. В насто­я­щее время – совет­ник глав­ного инже­нера по сварке.
Леонов Геннадий Павлович

Я родился в Брянске в 1940-м году. Отец работал на Брян­ском тан­ко­ре­мон­т­ном заводе инже­не­ром, спе­ци­али­стом по холод­ной обра­ботке металла. Как только нача­лась война, завод вместе с семьями сотруд­ни­ков эва­ку­и­ро­вали в Бого­родск Горь­ков­ской области, на тер­ри­то­рию бывшего коже­вен­ного завода. Это нас сильно выру­чило, так как имев­ши­еся склады необ­ра­бо­тан­ной свиной кожи послу­жили для эва­ку­и­ро­ван­ных хорошим под­с­по­рьем в трудное и голод­ное военное время. В 44-ом завод вер­нулся в осво­бо­жден­ный Брянск. Там я окончил среднюю школу, затем Брян­ский инсти­тут тран­с­порт­ного маши­но­стро­е­ния по спе­ци­аль­но­сти инже­нера-меха­ника сва­роч­ного про­из­вод­ства.

Посту­пал на дневное отде­ле­ние, но первые полтора года работал свар­щи­ком, а учился по вечер­ней схеме. Этому обсто­я­тель­ству, свя­зан­ному с реше­нием Н. С. Хрущева о при­бли­же­нии инже­нер­ной под­го­товки к прак­тике работы по будущей про­фес­сии, я весьма бла­го­да­рен, поскольку за время работы на Брян­ском заводе дорож­ных машин, где мы про­хо­дили прак­тику, вполне удо­вле­тво­ри­тельно освоил спе­ци­аль­ность свар­щика ручной дуговой и полу­ав­то­ма­ти­че­ской сварки. В даль­нейшем, несмо­тря на удли­не­ние цикла обу­че­ния до пяти с поло­ви­ной лет, это очень при­го­ди­лось мне в моей инже­нер­ной дея­тель­но­сти.

Период инсти­тут­ской про­из­вод­ствен­ной прак­тики совпал с Кариб­ским кри­зи­сом и нас, группу сту­ден­тов, после допол­ни­тель­ной атте­ста­ции допу­стили к выпол­не­нию моби­ли­за­ци­он­ной про­граммы сварки тран­с­пор­та­бель­ных пус­ко­вых уста­но­вок для ракет ПВО — тех самых, одной из которых впо­след­ствии на Урале был сбит самолет Пауэрса. Почти полгода по две­на­дцать часов в день мы рабо­тали над этим заказом в обста­новке ожи­да­ния большой войны. Одно­вре­менно я получил офи­цер­ское звание и, кстати, права на упра­в­ле­ние авто­мо­би­лем, поскольку этого тре­бо­вала военная спе­ци­аль­ность. Так что на сегодня, если считать с 1963-го года, у меня 55 лет води­тель­ского стажа, хотя реально за руль мне посчаст­ли­ви­лось сесть на пяти­де­ся­том году жизни после при­об­рете­ния по завод­ской квоте «жигулей»-семёрки. На этой «семерке» я, уже будучи главным свар­щи­ком завода и отцом боль­шого семейства, ездил с правами, полу­чен­ными ещё в сту­ден­че­ские годы, со сту­ден­че­ской фото­гра­фией. Первая же встреча с инспек­то­ром ГАИ привела к необ­хо­ди­мо­сти и обе­ща­нию срочной замены данного исто­ри­че­ского доку­мента.

Огля­ды­ва­ясь на начало своей тру­до­вой дея­тель­но­сти, не могу не отметить, что мне очень повезло и с выбором спе­ци­аль­но­сти, и с учи­те­лями, и с заводом, в кол­лек­тиве отдела сварки кото­рого я стал инже­не­ром. Доста­точно сказать, что кафе­д­рой сварки в Брян­ском инсти­туте руко­во­дил Ген­на­дий Дмит­ри­е­вич Шев­ченко — бли­жайший помощ­ник корифея оте­че­ствен­ной и мировой сварки, пионера при­ме­не­ния сварки в судо­стро­е­нии Виктора Пет­ро­вича Воло­гдина, бывшего ректора Даль­не­во­с­точ­ного уни­вер­си­тета, откуда в начале 30-х годов нача­лась вся наша оте­че­ствен­ная сва­роч­ная наука.

Приняли меня в отделе глав­ного свар­щика хорошо. Мой первый непо­сред­ствен­ный руко­во­ди­тель, Вла­димир Алек­се­е­вич Шело­бод­кин, был чело­ве­ком энер­гич­ным и целе­устрем­лен­ным. К концу первого года сотруд­ни­че­ства мы отра­бо­тали тех­ноло­гию и полу­чили автор­ское сви­детель­ство на способ арго­но­ду­го­вой сварки труб в пово­рот­ном поло­же­нии. Через неко­то­рое время меня назна­чили началь­ни­ком иссле­до­ва­тель­ской лабо­ра­то­рии по сварке в среде защит­ных газов, что на долгие годы опре­де­лило мою спе­ци­али­за­цию в отделе.

На период 60-70-х годов при­шелся расцвет службы Глав­ного свар­щика ЗиО. У нас в отделе рабо­тало при­мерно 160 сотруд­ни­ков, в струк­туре отдела было пять тех­ноло­ги­че­ских бюро по напра­в­ле­ниям про­из­вод­ства и четыре иссле­до­ва­тель­ские лабо­ра­то­рии, а также соб­ствен­ное кон­струк­тор­ское бюро и группа спе­ци­али­стов, зани­ма­ю­щихся налад­кой, обслу­жи­ва­нием и ремон­том сва­роч­ного обо­ру­до­ва­ния в цехах. То есть, это была хорошая, вполне само­сто­я­тель­ная служба, и работы, которые мы вели, были достойны, без скидок, солид­ного иссле­до­ва­тель­ского инсти­тута. Спе­ци­али­стами нашей службы соз­да­ва­лось совре­мен­ное обо­ру­до­ва­ние для сварки, резки, про­из­вод­ства и обра­ботки сва­роч­ных мате­ри­а­лов, нестан­дарт­ной осна­стки. В разное время в ОГС рабо­тало 15 кан­ди­да­тов тех­ни­че­ских наук, начиная с первого началь­ника отдела Гера­си­менко И.Н.

Главным свар­щи­ком завода с 1959-го года был Свя­то­слав Нико­ла­е­вич Вивсик — талан­тли­вый инженер, один из моих учи­те­лей по жизни, интел­ли­ген­т­ный и обра­зо­ван­ный человек. Он начал и закон­чил Оте­че­ствен­ную войну в 1942-ом под Сталин­гра­дом, где в одном из первых боёв получил тяже­лейшее ранение и стал инвали­дом. Он мечтал стать лет­чи­ком, но стал инже­не­ром-свар­щи­ком, окончив Киев­ский поли­тех­ни­че­ский инсти­тут вместе с буду­щими руко­во­дя­щими работ­ни­ками ИЭС им. Е. О. Патона, но пред­ло­жен­ной карьере ученого пред­по­чел работу в про­мыш­лен­но­сти, отправив­шись на завод им. Орджо­ни­ки­дзе в Подольск. Инже­нер­ный талант, тру­до­лю­бие и ответ­ствен­ное отно­ше­ние Свя­то­слава Нико­ла­е­вича к работе поз­во­лили ему быстро выдви­нуться на ведущие позиции в сва­роч­ном про­из­вод­стве завода. Он был назна­чен шеф-инже­не­ром по сварке на монтаже изго­то­в­лен­ной на нашем заводе первой в мире Обнин­ской АЭС. Об ответ­ствен­но­сти данного назна­че­ния гово­рило то, что этот проект кури­ро­вал лично Л. П. Берия. Близкое рас­поло­же­ние Подоль­ска к Обнин­ску поз­во­ляло бригаде завод­ских спе­ци­али­стов рабо­тать на данной АЭС вах­то­вым методом. После завер­ше­ния монтажа в Обнин­ске руко­во­ди­тель монтажа А. А. Долгий стал леген­дар­ным дирек­то­ром завода, а С. Н. Вивсик — началь­ни­ком отдела сварки. Под его начало, в твор­че­скую, това­ри­ще­скую атмо­сферу, царив­шую в то время в нашем отделе, я и попал после инсти­тута. В 1979-ом я был назна­чен заме­сти­те­лем глав­ного свар­щика, а ещё через пять лет сменил Свя­то­слава Нико­ла­е­вича на его посту.

Главной моей спе­ци­али­за­цией была сварка в среде защит­ных газов — это целое семейство сва­роч­ных тех­ноло­гий, свя­зан­ных со сваркой непла­вя­щимся и пла­вя­щимся элек­тро­дом — и я зани­мался в основ­ном этим: сваркой труб в пово­рот­ном и непо­во­рот­ном поло­же­ниях, сваркой тру­бо­про­во­дов, при­вар­кой труб к трубным доскам.

Зани­мался атомной тема­ти­кой, теп­ло­вой энер­гети­кой, энер­го­у­ста­нов­ками для атомных под­вод­ных лодок, в меньшей степени — бро­не­вой тех­ни­кой и метал­ло­кон­струк­ци­ями.

Осо­бенно запо­мни­лось выпол­не­ние заказа по атомной под­лодке проекта «Альфа», для кото­рого мы с кол­ле­гами из лабо­ра­то­рии и КБ ОГС раз­ра­бо­тали соб­ствен­ный, довольно удачный автомат для обварки труб в трубных досках паро­ге­не­ра­тора. Сроч­ность и ответ­ствен­ность заказа выну­дила нас с кол­ле­гой по лабо­ра­то­рии В. Нови­ко­вым своими руками зава­рить два паро­ге­не­ра­тора в рамках вне­дре­ния соб­ствен­ной раз­ра­ботки.

Атомные силовые уста­новки в лодках проекта «Альфа» соста­в­ляли одно целое с силовым кор­пу­сом. При взгляде на готовый силовой блок воз­ни­кало чувство гор­до­сти за оте­че­ствен­ную науку и про­мыш­лен­ность, настолько изящной и кра­си­вой была эта слож­нейшая в тех­ни­че­ском отно­ше­нии кон­струк­ция. Да и вся под­лодка была уни­каль­ной, до сих пор никем не пре­взойден­ной по своим ходовым каче­ствам и воз­мож­но­стям.

Не менее сложной была задача раз­ра­ботки методов обварки труб в трубных досках паро­ге­не­ра­тора к реак­тору — раз­мно­жи­телю на «быстрых» нейтро­нах БН-600. Она была обу­сло­в­лена очень жест­кими тре­бо­ва­ни­ями по каче­ству и рабо­чему сечению швов. На ее решение мы и свар­щики ОКБ «Гид­ро­пресс» на кон­кур­с­ной основе потра­тили почти пять лет и создали по вари­анту тех­ноло­гии, дошедшему до про­мыш­лен­ного вне­дре­ния. Вне­дре­нию завод­ского вари­анта уже по ходу выпол­не­ния заказа спо­соб­ство­вали труд­но­сти реали­за­ции более сложной «гид­ро­прес­сов­ской» тех­ноло­гии и то, что с помощью мини­стер­ства нам удалось при­об­ре­сти в США необ­хо­ди­мое для осу­ще­ст­в­ле­ния соб­ствен­ной раз­ра­ботки сва­роч­ное обо­ру­до­ва­ние.

С. Н. Вивсик настоял на моем участии в приемке данного обо­ру­до­ва­ния, и в 1975-ом году мы были коман­ди­ро­ваны в США, город Нэшвилл, штат Теннеси, вместе с пред­стави­те­лем ЦНИ­ИТ­МАШ д.т.н. А. Е. Руновым, провели там доста­точно много времени, почти два месяца, включая не только приемку, но и дора­ботки обо­ру­до­ва­ния. В прин­ципе, нам там очень понрави­лось. При­ни­мав­шая нас фирма «Меррик Инжи­ни­ринг» ока­за­лась неболь­шой, отно­ше­ния сло­жи­лись това­ри­ще­скими и дове­ри­тель­ными. Сотруд­ники фирмы ста­рались раз­влечь нас, по очереди при­гла­шали в гости на выход­ные, но при этом пре­ду­пре­ждали, чтобы мы нигде на улицах не гово­рили по-русски, потому что отно­ше­ние к СССР на юге тогдаш­ней Америки было не очень дру­же­ским. В рамках данной коман­ди­ровки нам удалось побы­вать на голов­ной, извест­ной в мире сва­роч­ной фирме «Миллер Элек­трик» и позна­ко­миться со вдовой ее осно­ва­теля г-жой Миллер. Пла­ни­ро­вав­шийся визит на пред­при­ятие, профиль кото­рого соот­вет­ство­вал нашему про­из­вод­ству, реали­зо­вать не удалось. Как сооб­щили наши кон­тр­а­генты, отказ был вызван выпол­не­нием секрет­ного заказа для аме­ри­кан­ских атомных под­ло­док.

Что каса­ется заказа БН-600, то жизнь дока­зала пре­и­му­ще­ства завод­ской тех­ноло­гии заделки труб в трубные доски, в том числе по пока­за­те­лям экс­плу­а­та­ци­он­ной надеж­но­сти. Новую, более мощную энер­гети­че­скую уста­новку БН-800 про­ек­ти­ро­вали и изго­та­в­ли­вали уже с учетом накоп­лен­ного опыта. Соб­ствен­ная раз­ра­ботка более совре­мен­ного авто­мата для обварки труб ока­за­лась весьма совер­шен­ной и отлично пока­зала себя при изго­то­в­ле­нии паро­ге­не­ра­тора для этого, самого надеж­ного и круп­нейшего в мире энер­го­блока с реак­то­ром на «быстрых» нейтро­нах. Работая над выпол­не­нием заданий по теп­ло­вой, атомной энер­гетике и обо­рон­ной тема­тике, свар­щики завода, как и весь кол­лек­тив завод­чан, в 70-80 годы ощущали свою личную при­част­ность к решению обще­го­су­дар­ствен­ных проблем, свя­зан­ных с борьбой за пер­вен­ство с веду­щими зару­беж­ными энер­гети­че­скими кор­по­ра­ци­ями в наи­бо­лее сложных и нау­ко­ем­ких обла­стях техники, и сти­му­лами полу­че­ния резуль­та­тов были не только мате­ри­аль­ные блага. Часто без при­ну­жде­ния при­хо­ди­лось рабо­тать не покла­дая рук, сверх­у­рочно и не счита­ясь с празд­нич­ными днями. Однажды, в период мак­си­маль­ной загрузки про­из­вод­ства заказом БН-600, я, в нару­ше­ние тру­до­вого рас­по­рядка, в празд­нич­ный день 1-го мая проник на завод, минуя про­ход­ную, так как не пре­ду­смо­трел соот­вет­ству­ю­щего офор­м­ле­ния про­пуска на этот день и на выходе был наказан — вечером на про­ход­ной у меня ото­брали пропуск.

Хорошим при­ме­ром для всех нас также явля­лась само­от­вер­жен­ная, квали­фи­ци­ро­ван­ная и достойная под­ра­жа­ния работа дирек­ции, руко­во­ди­те­лей про­из­вод­ства и тех­ни­че­ских служб завода, напра­в­лен­ная на каче­ствен­ное и сво­е­вре­мен­ное выпол­не­ние госу­дар­ствен­ных заданий. На таких заказах, как БН-600, АПЛ «Альфа», осво­е­нии про­из­вод­ства обо­ру­до­ва­ния ВВЭР для АЭС, котлов на закри­ти­че­ские пара­метры в полной мере про­я­вился орга­ни­за­тор­ский талант наших руко­во­ди­те­лей, осо­бенно В. Г. Овчара, Л. С. Чубаря и многих других.

Высокие дости­же­ния завод­чан в выпол­не­нии важных госу­дар­ствен­ных заказов не ока­зы­вались неза­ме­чен­ными со стороны госу­дар­ствен­ных и пар­тийных органов. Орде­нами и меда­лями были награ­ждены многие свар­щики и инже­неры ОГС. В связи с пуском в про­мыш­лен­ную экс­плу­а­та­цию блока БН—600 я в составе группы участ­ни­ков также был награ­жден медалью «За тру­до­вую доблесть».

Работу службы Глав­ного свар­щика завода нельзя рас­сма­т­ри­вать без тесного и посто­ян­ного кон­такта с голов­ными мате­ри­а­ло­вед­че­скими инсти­ту­тами по нашей тема­тике: НПО ЦНИ­ИТ­Маш в Москве, ЦНИИ КМ «Про­метей» в Ленин­граде и неко­то­рых других. От них полу­чали новые пред­ло­же­ния по технике и тех­ноло­гии, им давали задания на раз­ра­ботки. Многие про­блемы и непри­ят­но­сти, которые у нас бывали, а это в жизни неиз­бежно, мы рас­сма­т­ри­вали со спе­ци­али­стами голов­ных орга­ни­за­ции и вместе искали выходы из сложных тех­ни­че­ских ситу­а­ций. Кроме того, вместе с ними мы рабо­тали над отра­сле­вой нор­ма­тив­ной доку­мен­та­цией. Зна­ком­ство и тесное сотруд­ни­че­ство с веду­щими учеными миро­вого уровня спо­соб­ство­вало общему высо­кому уровню завод­ских раз­ра­бо­ток. Леген­дар­ные ученые, первые выпускники Даль­не­во­с­точ­ного тех­ни­че­ского уни­вер­си­тета, которых под­го­то­вил Виктор Пет­ро­вич Воло­гдин — Любав­ский Кон­стан­тин Васи­лье­вич, Гельман Алек­сандр Само­йло­вич и их зна­ме­ни­тые после­до­ва­тели Н.М.Ново­жи­лов, Э.С.Слепак, Р.А.Козлов, В.Н.Земзин, А.Е.Рунов, А.С.Зуб­ченко и многие другие не только создали целые напра­в­ле­ния мировой сва­роч­ной науки, но и прак­ти­че­ски реали­зо­вали их в про­мыш­лен­но­сти и на нашем пред­при­ятии. Ещё раз с бла­го­дар­но­стью вспомню пре­по­да­ва­те­лей кафедры сварки в моём родном инсти­туте и ее руко­во­ди­теля Г. Д. Шев­ченко — он тоже был выпускни­ком ДВТУ, причем одним из трёх первых инже­не­ров-свар­щи­ков СССР.

В твор­че­ской атмо­сфере осво­е­ния новой про­дук­ции и дело­вого сотруд­ни­че­ства с учеными в полной мере про­я­вился инже­нер­ный талант руко­во­ди­те­лей и спе­ци­али­стов сва­роч­ного про­из­вод­ства завода. Еще предво­ен­ные раз­ра­ботки Д. П. Соло­губа и И. Н. Гера­си­менко зало­жили основы тех­ноло­гии про­из­вод­ства неф­те­хими­че­ского обо­ру­до­ва­ния. Работы С. В. Фил­липенко, А. И. Бон­да­рева, С.Ф.Богу­шев­ского, В. А. Шело­бод­кина, В.Е.Заве­де­ева и многих других вете­ра­нов ОГС ЗиО полу­чили при­зна­ние не только в отрасли энер­го­ма­ши­но­стро­е­ния, но и в целом спо­соб­ство­вали про­грессу сва­роч­ной техники в 70-80-е годы. К сожа­ле­нию, о многих соз­да­те­лях завод­ской сва­роч­ной службы и ее дости­же­ний сегодня при­хо­дится гово­рить в про­шедшем времени.

Про­гресс техники, все­об­щая ком­пью­те­ри­за­ция и интер­нет суще­ственно изме­нили профиль работы и тре­бу­е­мые про­фес­си­о­наль­ные каче­ства совре­мен­ного инже­нера. Но сварка как процесс во многих случаях плохо под­да­ется «машин­ной» логике и, несмо­тря на совер­шен­ство­ва­ние техники, оста­ется искус­ством, а потому дости­же­ния наших предше­ствен­ни­ков рано сдавать в музей. До сих пор инту­и­ция, мастер­ство и особое чело­ве­че­ское каче­ство свар­щика фор­ми­ро­вать шов, пред­ви­деть по наруж­ной поверх­но­сти сва­роч­ной ванны состо­я­ние ее обрат­ной стороны оста­ется искус­ством, доступ­ным не всем. Прак­тика обу­че­ния свар­щи­ков сви­детель­ствует о том, что умение, доступ­ное одному, оста­ется недо­сти­жи­мым для другого даже после дли­тель­ной тре­ни­ровки, а потому работа с метал­лом издавна, еще с древних времен счита­лась магией. Совре­мен­ная техника, про­грам­м­ное упра­в­ле­ние упро­щают труд свар­щика, но пол­но­стью роль мастер­ства и искус­ства в этой спе­ци­аль­но­сти, оче­видно, не смогут исклю­чить из прак­тики работы еще долгие годы.

Несмо­тря на древние истоки, по насто­я­щему сварка начала раз­ви­ваться только в конце XIX века и начало этому напра­в­ле­нию тех­ноло­гии поло­жили изо­б­рете­ния наших ученых И. Н. Бенар­доса и Н. Г. Сла­вя­нова. К сожа­ле­нию, тра­ди­ци­он­ное рос­сийское отсут­ствие «ком­мер­че­ской жилки» привело к тому, что наи­бо­лее совре­мен­ное обо­ру­до­ва­ние для реали­за­ции рос­сийских идей мы при­об­ретаем за рубежом, в том числе на швед­ской фирме ESAB, соз­дан­ной совре­мен­ни­ком Н. Г. Сла­вя­нова Оскаром Кьель­бер­гом и успешно действу­ю­щей на рынке сва­роч­ного обо­ру­до­ва­ния и мате­ри­а­лов более 100 лет.

Умение наших зару­беж­ных коллег дово­дить до совер­шен­ства новые, в том числе чужие идеи, явля­ется не един­ствен­ным поводом для заим­ство­ва­ния их опыта. Еще одним важным напра­в­ле­нием совер­шен­ство­ва­ния сбо­рочно-сва­роч­ного про­из­вод­ства явля­ется вне­дре­ние меж­ду­на­род­ных прин­ци­пов его орга­ни­за­ции. Это напра­в­ле­ние в нашей стране тра­ди­ци­онно нахо­ди­лось на обочине тех­ни­че­ского про­гресса еще с соци­али­сти­че­ских времен. Первым поводом для нашего инте­реса к данной про­блеме стало то обсто­я­тель­ство, что на зару­беж­ных фирмах-ана­ло­гах чис­лен­ность инже­нер­ного пер­со­нала в области сварки ока­за­лась в разы меньше. Решение о заим­ство­ва­нии меж­ду­на­род­ного опыта орга­ни­за­ции про­из­вод­ства воз­ни­кло после несколь­ких зару­беж­ных коман­ди­ро­вок спе­ци­али­стов ОГС, прежде всего заме­сти­теля Глав­ного свар­щика Я. Я. Тазлова. Реали­за­ция ини­ци­а­тивы по пере­ходу на ведение тех­ноло­ги­че­ской доку­мен­та­ции, системы обо­зна­че­ний и дело­про­из­вод­ства согласно тре­бо­ва­ниям орга­ни­за­ци­он­ных стан­дар­тов ISO по сва­роч­ному про­из­вод­ству в конце 80-х годов стала пред­метом нашей гор­до­сти.

В этой связи вспо­ми­на­ется опыт моего участия в составе деле­га­ции Минэнер­г­шо­маша в сове­ща­ниях с заказ­чи­ками АЭС «Ловииза», Фин­лян­дия, по рас­смо­тре­нию нор­ма­тив­ной базы ее изго­то­в­ле­ния. Только много лет спустя мы поняли, что заказ­чик без­успешно пытался состы­ко­вать рос­сийские стан­дарты с нормами ASME, о которых в то время ни один из рос­сийских участ­ни­ков пере­го­во­ров не имел пред­ста­в­ле­ния. Жизнь заставила нас позднее и вне связи с заказом «Ловииза» атте­сто­вать про­из­вод­ство по нормам ASME, а в 1994 году — по нормам TUV. Зару­беж­ные заказ­чики помогли свар­щи­кам ЗиО понять и нау­читься при­ме­нять обще­при­знан­ные в мире прин­ципы орга­ни­за­ции про­из­вод­ства, раз­ра­ботки и атте­ста­ций тех­ноло­гий и пер­со­нала сва­роч­ного про­из­вод­ства.

Это умение поз­во­лило нам успешно выпол­нить заказ по поставке теп­ло­об­мен­ных аппа­ра­тов для завода по сжи­же­нию при­род­ного газа «Сахалин-2» с при­ем­кой по нормам ASME, а также целый ряд заказов котель­ной тема­тики с при­ем­кой инспек­цией TUV, в том числе котлов-ути­ли­за­то­ров мусора в Гер­ма­нию. В связи с при­ня­тым прави­тель­ством РФ реше­нием о стро­и­тель­стве мусо­ро­сжи­га­тель­ных заводов по запад­ному инжи­ни­рингу и с учетом соб­ствен­ной готов­но­сти рабо­тать по при­знан­ным зару­беж­ным нор­ма­тив­ным базам рас­счи­ты­ваем быть основ­ными испол­ни­те­лями буду­щего заказа прави­тель­ства Москов­ской области на соо­ру­же­ние несколь­ких заводов такого типа.

Име­ю­щи­еся сер­ти­фи­ка­ции завода ока­зались вос­тре­бо­ваны также и на выпол­не­нии заказов для атомной энер­гетики. Прежде всего речь идет об АЭС «Хан­хи­киви» в Фин­лян­дию, на которой сва­роч­ное про­из­вод­ство ЗиО ока­за­лось наи­бо­лее под­го­то­в­лен­ным из боль­шого коли­че­ства рос­сийских суб­под­ряд­чи­ков с точки зрения работы по системе меж­ду­на­род­ных стан­дар­тов. В пер­спек­тиве ана­ло­гич­ные тре­бо­ва­ния будут предъ­я­в­ляться и при выпол­не­нии заказов АЭС «Пакш» в Венгрию, «Аккую» в Турцию и, оче­видно, других кон­трак­тов, поскольку эта тен­ден­ция будет нара­с­тать в усло­виях глобали­за­ции тре­бо­ва­ний к про­дук­ции ответ­ствен­ного назна­че­ния.

То, что мы разо­брались с меж­ду­на­родно при­знан­ной систе­мой орга­ни­за­ции, тех­ноло­ги­че­ской под­го­товки сбо­рочно-сва­роч­ного про­из­вод­ства и реали­зо­вали ее на своём про­из­вод­стве, очень при­го­ди­лось в период про­мыш­лен­ного спада «лихих» 90-х годов, когда всё начало сыпаться, когда при­шлось в очень зна­чи­тель­ной мере сокра­щать отдел Глав­ного свар­щика. Люди в основ­ном были очень квали­фи­ци­ро­ван­ные, но, к сожа­ле­нию, многое обру­ши­лось в нашей жизни, при­хо­ди­лось резать по живому….

Сего­д­няш­ний отдел сварки ЗиО имеет чис­лен­ность около 40 человек. По нынеш­ним тре­бо­ва­ниям, с учетом уровня загрузки пред­при­ятия он спра­в­ля­ется со сто­я­щими зада­чами и в основ­ном сохра­нил накоп­лен­ный за 90-летнюю историю раз­ви­тия научно-тех­ни­че­ский потен­циал.

В заклю­че­ние следует отметить, что, к сожа­ле­нию, многие в нашей стране, в том числе над­зор­ные органы и прави­тель­ствен­ные орга­ни­за­ции, зани­ма­ю­щи­еся про­бле­мами тех­ни­че­ского регу­ли­ро­ва­ния, не пони­мают насто­я­тель­ной необ­хо­ди­мо­сти пере­хода на прямое при­ме­не­ние обще­при­знан­ных меж­ду­на­род­ных стан­дар­тов орга­ни­за­ци­он­ного профиля в сва­роч­ном про­из­вод­стве, чем обре­кают оте­че­ствен­ную про­мыш­лен­ность на само­и­зо­ля­цию, избы­точ­ную затрат­ность выпол­не­ния тре­бо­ва­ний зако­но­да­тель­ства о Тех­ни­че­ском регу­ли­ро­ва­нии и сни­же­ние кон­ку­рен­то­с­по­соб­но­сти рос­сийской про­дук­ции на мировом рынке. Речь идёт о том, как разумно орга­ни­зо­вать про­из­вод­ство, а не о каких либо мифи­че­ских затра­тах на переход на зару­беж­ные стан­дарты. Россия — член ISO и стан­дарты этого меж­ду­на­род­ного органа стан­дар­ти­за­ции не должны быть для рос­сийской про­мыш­лен­но­сти «чужими». И сейчас я в отделе сварки как раз и зани­ма­юсь тем, что пытаюсь оставить своим смен­щи­кам вну­трен­ние доку­менты, регла­мен­ти­ру­ю­щие переход на пол­но­цен­ное при­ме­не­ние этих стан­дар­тов в надежде на то, что здравый смысл востор­же­ствует и в нашей отрасли, и в рос­сийской про­мыш­лен­но­сти в целом .