Стандарты должны быть едины для всех
Я родился в Брянске в 1940-м году. Отец работал на Брянском танкоремонтном заводе инженером, специалистом по холодной обработке металла. Как только началась война, завод вместе с семьями сотрудников эвакуировали в Богородск Горьковской области, на территорию бывшего кожевенного завода. Это нас сильно выручило, так как имевшиеся склады необработанной свиной кожи послужили для эвакуированных хорошим подспорьем в трудное и голодное военное время. В 44-ом завод вернулся в освобожденный Брянск. Там я окончил среднюю школу, затем Брянский институт транспортного машиностроения по специальности инженера-механика сварочного производства.
Поступал на дневное отделение, но первые полтора года работал сварщиком, а учился по вечерней схеме. Этому обстоятельству, связанному с решением Н. С. Хрущева о приближении инженерной подготовки к практике работы по будущей профессии, я весьма благодарен, поскольку за время работы на Брянском заводе дорожных машин, где мы проходили практику, вполне удовлетворительно освоил специальность сварщика ручной дуговой и полуавтоматической сварки. В дальнейшем, несмотря на удлинение цикла обучения до пяти с половиной лет, это очень пригодилось мне в моей инженерной деятельности.
Период институтской производственной практики совпал с Карибским кризисом и нас, группу студентов, после дополнительной аттестации допустили к выполнению мобилизационной программы сварки транспортабельных пусковых установок для ракет ПВО — тех самых, одной из которых впоследствии на Урале был сбит самолет Пауэрса. Почти полгода по двенадцать часов в день мы работали над этим заказом в обстановке ожидания большой войны. Одновременно я получил офицерское звание и, кстати, права на управление автомобилем, поскольку этого требовала военная специальность. Так что на сегодня, если считать с 1963-го года, у меня 55 лет водительского стажа, хотя реально за руль мне посчастливилось сесть на пятидесятом году жизни после приобретения по заводской квоте «жигулей»-семёрки. На этой «семерке» я, уже будучи главным сварщиком завода и отцом большого семейства, ездил с правами, полученными ещё в студенческие годы, со студенческой фотографией. Первая же встреча с инспектором ГАИ привела к необходимости и обещанию срочной замены данного исторического документа.
Оглядываясь на начало своей трудовой деятельности, не могу не отметить, что мне очень повезло и с выбором специальности, и с учителями, и с заводом, в коллективе отдела сварки которого я стал инженером. Достаточно сказать, что кафедрой сварки в Брянском институте руководил Геннадий Дмитриевич Шевченко — ближайший помощник корифея отечественной и мировой сварки, пионера применения сварки в судостроении Виктора Петровича Вологдина, бывшего ректора Дальневосточного университета, откуда в начале 30-х годов началась вся наша отечественная сварочная наука.
Приняли меня в отделе главного сварщика хорошо. Мой первый непосредственный руководитель, Владимир Алексеевич Шелободкин, был человеком энергичным и целеустремленным. К концу первого года сотрудничества мы отработали технологию и получили авторское свидетельство на способ аргонодуговой сварки труб в поворотном положении. Через некоторое время меня назначили начальником исследовательской лаборатории по сварке в среде защитных газов, что на долгие годы определило мою специализацию в отделе.
На период 60-70-х годов пришелся расцвет службы Главного сварщика ЗиО. У нас в отделе работало примерно 160 сотрудников, в структуре отдела было пять технологических бюро по направлениям производства и четыре исследовательские лаборатории, а также собственное конструкторское бюро и группа специалистов, занимающихся наладкой, обслуживанием и ремонтом сварочного оборудования в цехах. То есть, это была хорошая, вполне самостоятельная служба, и работы, которые мы вели, были достойны, без скидок, солидного исследовательского института. Специалистами нашей службы создавалось современное оборудование для сварки, резки, производства и обработки сварочных материалов, нестандартной оснастки. В разное время в ОГС работало 15 кандидатов технических наук, начиная с первого начальника отдела Герасименко И.Н.
Главным сварщиком завода с 1959-го года был Святослав Николаевич Вивсик — талантливый инженер, один из моих учителей по жизни, интеллигентный и образованный человек. Он начал и закончил Отечественную войну в 1942-ом под Сталинградом, где в одном из первых боёв получил тяжелейшее ранение и стал инвалидом. Он мечтал стать летчиком, но стал инженером-сварщиком, окончив Киевский политехнический институт вместе с будущими руководящими работниками ИЭС им. Е. О. Патона, но предложенной карьере ученого предпочел работу в промышленности, отправившись на завод им. Орджоникидзе в Подольск. Инженерный талант, трудолюбие и ответственное отношение Святослава Николаевича к работе позволили ему быстро выдвинуться на ведущие позиции в сварочном производстве завода. Он был назначен шеф-инженером по сварке на монтаже изготовленной на нашем заводе первой в мире Обнинской АЭС. Об ответственности данного назначения говорило то, что этот проект курировал лично Л. П. Берия. Близкое расположение Подольска к Обнинску позволяло бригаде заводских специалистов работать на данной АЭС вахтовым методом. После завершения монтажа в Обнинске руководитель монтажа А. А. Долгий стал легендарным директором завода, а С. Н. Вивсик — начальником отдела сварки. Под его начало, в творческую, товарищескую атмосферу, царившую в то время в нашем отделе, я и попал после института. В 1979-ом я был назначен заместителем главного сварщика, а ещё через пять лет сменил Святослава Николаевича на его посту.
Главной моей специализацией была сварка в среде защитных газов — это целое семейство сварочных технологий, связанных со сваркой неплавящимся и плавящимся электродом — и я занимался в основном этим: сваркой труб в поворотном и неповоротном положениях, сваркой трубопроводов, приваркой труб к трубным доскам.
Занимался атомной тематикой, тепловой энергетикой, энергоустановками для атомных подводных лодок, в меньшей степени — броневой техникой и металлоконструкциями.
Особенно запомнилось выполнение заказа по атомной подлодке проекта «Альфа», для которого мы с коллегами из лаборатории и КБ ОГС разработали собственный, довольно удачный автомат для обварки труб в трубных досках парогенератора. Срочность и ответственность заказа вынудила нас с коллегой по лаборатории В. Новиковым своими руками заварить два парогенератора в рамках внедрения собственной разработки.
Атомные силовые установки в лодках проекта «Альфа» составляли одно целое с силовым корпусом. При взгляде на готовый силовой блок возникало чувство гордости за отечественную науку и промышленность, настолько изящной и красивой была эта сложнейшая в техническом отношении конструкция. Да и вся подлодка была уникальной, до сих пор никем не превзойденной по своим ходовым качествам и возможностям.
Не менее сложной была задача разработки методов обварки труб в трубных досках парогенератора к реактору — размножителю на «быстрых» нейтронах БН-600. Она была обусловлена очень жесткими требованиями по качеству и рабочему сечению швов. На ее решение мы и сварщики ОКБ «Гидропресс» на конкурсной основе потратили почти пять лет и создали по варианту технологии, дошедшему до промышленного внедрения. Внедрению заводского варианта уже по ходу выполнения заказа способствовали трудности реализации более сложной «гидропрессовской» технологии и то, что с помощью министерства нам удалось приобрести в США необходимое для осуществления собственной разработки сварочное оборудование.
С. Н. Вивсик настоял на моем участии в приемке данного оборудования, и в 1975-ом году мы были командированы в США, город Нэшвилл, штат Теннеси, вместе с представителем ЦНИИТМАШ д.т.н. А. Е. Руновым, провели там достаточно много времени, почти два месяца, включая не только приемку, но и доработки оборудования. В принципе, нам там очень понравилось. Принимавшая нас фирма «Меррик Инжиниринг» оказалась небольшой, отношения сложились товарищескими и доверительными. Сотрудники фирмы старались развлечь нас, по очереди приглашали в гости на выходные, но при этом предупреждали, чтобы мы нигде на улицах не говорили по-русски, потому что отношение к СССР на юге тогдашней Америки было не очень дружеским. В рамках данной командировки нам удалось побывать на головной, известной в мире сварочной фирме «Миллер Электрик» и познакомиться со вдовой ее основателя г-жой Миллер. Планировавшийся визит на предприятие, профиль которого соответствовал нашему производству, реализовать не удалось. Как сообщили наши контрагенты, отказ был вызван выполнением секретного заказа для американских атомных подлодок.
Что касается заказа БН-600, то жизнь доказала преимущества заводской технологии заделки труб в трубные доски, в том числе по показателям эксплуатационной надежности. Новую, более мощную энергетическую установку БН-800 проектировали и изготавливали уже с учетом накопленного опыта. Собственная разработка более современного автомата для обварки труб оказалась весьма совершенной и отлично показала себя при изготовлении парогенератора для этого, самого надежного и крупнейшего в мире энергоблока с реактором на «быстрых» нейтронах. Работая над выполнением заданий по тепловой, атомной энергетике и оборонной тематике, сварщики завода, как и весь коллектив заводчан, в 70-80 годы ощущали свою личную причастность к решению общегосударственных проблем, связанных с борьбой за первенство с ведущими зарубежными энергетическими корпорациями в наиболее сложных и наукоемких областях техники, и стимулами получения результатов были не только материальные блага. Часто без принуждения приходилось работать не покладая рук, сверхурочно и не считаясь с праздничными днями. Однажды, в период максимальной загрузки производства заказом БН-600, я, в нарушение трудового распорядка, в праздничный день 1-го мая проник на завод, минуя проходную, так как не предусмотрел соответствующего оформления пропуска на этот день и на выходе был наказан — вечером на проходной у меня отобрали пропуск.
Хорошим примером для всех нас также являлась самоотверженная, квалифицированная и достойная подражания работа дирекции, руководителей производства и технических служб завода, направленная на качественное и своевременное выполнение государственных заданий. На таких заказах, как БН-600, АПЛ «Альфа», освоении производства оборудования ВВЭР для АЭС, котлов на закритические параметры в полной мере проявился организаторский талант наших руководителей, особенно В. Г. Овчара, Л. С. Чубаря и многих других.
Высокие достижения заводчан в выполнении важных государственных заказов не оказывались незамеченными со стороны государственных и партийных органов. Орденами и медалями были награждены многие сварщики и инженеры ОГС. В связи с пуском в промышленную эксплуатацию блока БН—600 я в составе группы участников также был награжден медалью «За трудовую доблесть».
Работу службы Главного сварщика завода нельзя рассматривать без тесного и постоянного контакта с головными материаловедческими институтами по нашей тематике: НПО ЦНИИТМаш в Москве, ЦНИИ КМ «Прометей» в Ленинграде и некоторых других. От них получали новые предложения по технике и технологии, им давали задания на разработки. Многие проблемы и неприятности, которые у нас бывали, а это в жизни неизбежно, мы рассматривали со специалистами головных организации и вместе искали выходы из сложных технических ситуаций. Кроме того, вместе с ними мы работали над отраслевой нормативной документацией. Знакомство и тесное сотрудничество с ведущими учеными мирового уровня способствовало общему высокому уровню заводских разработок. Легендарные ученые, первые выпускники Дальневосточного технического университета, которых подготовил Виктор Петрович Вологдин — Любавский Константин Васильевич, Гельман Александр Самойлович и их знаменитые последователи Н.М.Новожилов, Э.С.Слепак, Р.А.Козлов, В.Н.Земзин, А.Е.Рунов, А.С.Зубченко и многие другие не только создали целые направления мировой сварочной науки, но и практически реализовали их в промышленности и на нашем предприятии. Ещё раз с благодарностью вспомню преподавателей кафедры сварки в моём родном институте и ее руководителя Г. Д. Шевченко — он тоже был выпускником ДВТУ, причем одним из трёх первых инженеров-сварщиков СССР.
В творческой атмосфере освоения новой продукции и делового сотрудничества с учеными в полной мере проявился инженерный талант руководителей и специалистов сварочного производства завода. Еще предвоенные разработки Д. П. Сологуба и И. Н. Герасименко заложили основы технологии производства нефтехимического оборудования. Работы С. В. Филлипенко, А. И. Бондарева, С.Ф.Богушевского, В. А. Шелободкина, В.Е.Заведеева и многих других ветеранов ОГС ЗиО получили признание не только в отрасли энергомашиностроения, но и в целом способствовали прогрессу сварочной техники в 70-80-е годы. К сожалению, о многих создателях заводской сварочной службы и ее достижений сегодня приходится говорить в прошедшем времени.
Прогресс техники, всеобщая компьютеризация и интернет существенно изменили профиль работы и требуемые профессиональные качества современного инженера. Но сварка как процесс во многих случаях плохо поддается «машинной» логике и, несмотря на совершенствование техники, остается искусством, а потому достижения наших предшественников рано сдавать в музей. До сих пор интуиция, мастерство и особое человеческое качество сварщика формировать шов, предвидеть по наружной поверхности сварочной ванны состояние ее обратной стороны остается искусством, доступным не всем. Практика обучения сварщиков свидетельствует о том, что умение, доступное одному, остается недостижимым для другого даже после длительной тренировки, а потому работа с металлом издавна, еще с древних времен считалась магией. Современная техника, программное управление упрощают труд сварщика, но полностью роль мастерства и искусства в этой специальности, очевидно, не смогут исключить из практики работы еще долгие годы.
Несмотря на древние истоки, по настоящему сварка начала развиваться только в конце XIX века и начало этому направлению технологии положили изобретения наших ученых И. Н. Бенардоса и Н. Г. Славянова. К сожалению, традиционное российское отсутствие «коммерческой жилки» привело к тому, что наиболее современное оборудование для реализации российских идей мы приобретаем за рубежом, в том числе на шведской фирме ESAB, созданной современником Н. Г. Славянова Оскаром Кьельбергом и успешно действующей на рынке сварочного оборудования и материалов более 100 лет.
Умение наших зарубежных коллег доводить до совершенства новые, в том числе чужие идеи, является не единственным поводом для заимствования их опыта. Еще одним важным направлением совершенствования сборочно-сварочного производства является внедрение международных принципов его организации. Это направление в нашей стране традиционно находилось на обочине технического прогресса еще с социалистических времен. Первым поводом для нашего интереса к данной проблеме стало то обстоятельство, что на зарубежных фирмах-аналогах численность инженерного персонала в области сварки оказалась в разы меньше. Решение о заимствовании международного опыта организации производства возникло после нескольких зарубежных командировок специалистов ОГС, прежде всего заместителя Главного сварщика Я. Я. Тазлова. Реализация инициативы по переходу на ведение технологической документации, системы обозначений и делопроизводства согласно требованиям организационных стандартов ISO по сварочному производству в конце 80-х годов стала предметом нашей гордости.
В этой связи вспоминается опыт моего участия в составе делегации Минэнергшомаша в совещаниях с заказчиками АЭС «Ловииза», Финляндия, по рассмотрению нормативной базы ее изготовления. Только много лет спустя мы поняли, что заказчик безуспешно пытался состыковать российские стандарты с нормами ASME, о которых в то время ни один из российских участников переговоров не имел представления. Жизнь заставила нас позднее и вне связи с заказом «Ловииза» аттестовать производство по нормам ASME, а в 1994 году — по нормам TUV. Зарубежные заказчики помогли сварщикам ЗиО понять и научиться применять общепризнанные в мире принципы организации производства, разработки и аттестаций технологий и персонала сварочного производства.
Это умение позволило нам успешно выполнить заказ по поставке теплообменных аппаратов для завода по сжижению природного газа «Сахалин-2» с приемкой по нормам ASME, а также целый ряд заказов котельной тематики с приемкой инспекцией TUV, в том числе котлов-утилизаторов мусора в Германию. В связи с принятым правительством РФ решением о строительстве мусоросжигательных заводов по западному инжинирингу и с учетом собственной готовности работать по признанным зарубежным нормативным базам рассчитываем быть основными исполнителями будущего заказа правительства Московской области на сооружение нескольких заводов такого типа.
Имеющиеся сертификации завода оказались востребованы также и на выполнении заказов для атомной энергетики. Прежде всего речь идет об АЭС «Ханхикиви» в Финляндию, на которой сварочное производство ЗиО оказалось наиболее подготовленным из большого количества российских субподрядчиков с точки зрения работы по системе международных стандартов. В перспективе аналогичные требования будут предъявляться и при выполнении заказов АЭС «Пакш» в Венгрию, «Аккую» в Турцию и, очевидно, других контрактов, поскольку эта тенденция будет нарастать в условиях глобализации требований к продукции ответственного назначения.
То, что мы разобрались с международно признанной системой организации, технологической подготовки сборочно-сварочного производства и реализовали ее на своём производстве, очень пригодилось в период промышленного спада «лихих» 90-х годов, когда всё начало сыпаться, когда пришлось в очень значительной мере сокращать отдел Главного сварщика. Люди в основном были очень квалифицированные, но, к сожалению, многое обрушилось в нашей жизни, приходилось резать по живому….
Сегодняшний отдел сварки ЗиО имеет численность около 40 человек. По нынешним требованиям, с учетом уровня загрузки предприятия он справляется со стоящими задачами и в основном сохранил накопленный за 90-летнюю историю развития научно-технический потенциал.
В заключение следует отметить, что, к сожалению, многие в нашей стране, в том числе надзорные органы и правительственные организации, занимающиеся проблемами технического регулирования, не понимают настоятельной необходимости перехода на прямое применение общепризнанных международных стандартов организационного профиля в сварочном производстве, чем обрекают отечественную промышленность на самоизоляцию, избыточную затратность выполнения требований законодательства о Техническом регулировании и снижение конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке. Речь идёт о том, как разумно организовать производство, а не о каких либо мифических затратах на переход на зарубежные стандарты. Россия — член ISO и стандарты этого международного органа стандартизации не должны быть для российской промышленности «чужими». И сейчас я в отделе сварки как раз и занимаюсь тем, что пытаюсь оставить своим сменщикам внутренние документы, регламентирующие переход на полноценное применение этих стандартов в надежде на то, что здравый смысл восторжествует и в нашей отрасли, и в российской промышленности в целом .