Основоположница аттестации контроля
Я родилась в Ленинграде незадолго до войны. Перед самым началом блокады нас вывезли из города одним из последних составов. Мы должны были ехать в Красноярск, где работал отец. Но под Балаковом поезд разбомбили, мы оказались в болоте. Я помню только обжигающе холодную воду и мужчину, который меня из нее вытащил. Он снял пиджак, закатал рукава и отдал его мне, так как других вещей не осталось. И мы пошли пешком в Красноярск. Прямо по шпалам. Добрались до Красноярска лишь в 1943 году. Там нам помогли отыскать отца и дали место в избе, где уже жило 3 семьи таких же, как мы, эвакуированных. Прислали комсомольцев, которые помогли нам вырубать изо льда бревна, чтобы мы могли топить ими печь. Во второй половине 1943 года институт, где работал отец, перевели в Москву, и мы поехали вместе с ним. Нам дали комнату: 4 стены, пол, потолок. Папа принес ящик от станка, который днем служил нам столом, а ночью — моей постелью. Отец был старший научный сотрудник, заведующий лабораторией в НИИОП. Он был пионером телевизионной техники, разрабатывал передающие телевизионные трубки. За эту работу он получил орден Ленина.
В конце сороковых годов я пошла учиться в Ломоносовскую школу на Никольской улице, в нескольких домах от Красной площади. Технические предметы мне давались легко, и после окончания школы я поступила в Московский педагогический институт им. Ленина. Делала упор на математику и физику. После окончания вуза работала в школе учителем физики, математики, астрономии, электротехники и английского. В это же время нас переселили из центра на окраину, в Черемушки. Работа в школе дала мне навыки чтения лекций и уверенность в себе. Первое время мне было интересно, но через три года стало скучно, так как работа была довольно однообразная. И я перешла в институт СПЕКТОР, где проработала больше 10 лет — с 1966 по 1977 годы. Работа была интересная, мы часто выполняли военные заказы. Использовали различные модификации рентген-телевизионных систем. Просветка, просмотр, выдача заключений. Делали и много других работ рентген-телевизионного направления.
В 1977 году меня пригласили работать в ЦНИИТМАШ. Перед нами поставили задачу — разработать унифицированные нормативы и методики контроля производства продукции для атомной отрасли. За основу были взяты нормативы ЦНИИ Прометей, которые мы адаптировали для производства реакторов и других узлов атомных станций. Это был колоссальный объем работы, но в то же время чрезвычайно интересный. В институте работали замечательные специалисты. Например, Игорь Николаевич Ермолов считался отцом ультразвукового направления. Щербинский, Кряин, Осеенко — это люди, к которым можно было обратиться в любой момент с любым вопросом. Эти специалисты, будучи опытными практиками, написали методики, каждый по своему направлению. Подобные документы готовили не только мы, писали специалисты ВНИИАЭС, Курчатовского института, НИКИЭТ.
Проблема была в том, что предприятия использовали разную аппаратуру и приборы различной степени точности. Отличалось и делопроизводство. Было необходимо все унифицировать, ввести единообразие. Я начала ездить по всем предприятиям, изготавливающим оборудование для АЭС, побывала в командировках от Калининграда до Владивостока, познакомилась со всеми заводами, станциями, лабораториями и их руководителями. Провела опись и анализ оборудования и приборов контроля, которые на них использовали. На эту работу у меня ушло два года. По ее итогам я представила в концерн три тома систематизированной информации, где было указано, какие заводы обладают необходимым оборудованием и могут выполнять заказы в соответствии с существующими нормами контроля, и каким предприятиям необходимо закупить соответствующие приборы.
Появление нормативов требовало проверки их исполнения. Встал вопрос об аттестации специалистов, как на заводах — производителях оборудования, так и на строящихся атомных станциях. Нужно было создавать систему аттестации. Просматривали самые разные нормы: европейские правила, американские, французские — и адаптировали их под нашу отрасль. Мы не ходили на работу, а летали, словно на крыльях — настолько было интересно этим заниматься. В итоге мы создали систему аттестации персонала в атомной энергетике, образовали аттестационный центр и сформировали нормативную базу. Это был 1980 год. Появилась комиссия, в состав которой по каждому из 16 видов контроля входило три профильных специалиста. И каждый год работники предприятий сдавали экзамены на знание нормативов. Нормы отбраковки изделий были очень жесткие, и специалист должен был их знать вплоть до сотых долей мм. При этом аттестация строилась не столько на знании документов, сколько на их практическом применении на производстве.
Руководители и инженерный состав ЦНИИТМАШ, работавшие в атомной энергетике, также должны были проходить через проверку знаний. Каждые три года экзамены сдавали все — от генерального директора до последнего инженера. Без сдачи этих экзаменов не допускали к работе. Случались и забавные ситуации. Я помню, пришли сдавать экзамен генеральный директор и его заместитель. Требовалось ответить правильно минимум на 80 процентов вопросов. Первым на экзамен пошел заместитель директора, и когда он вышел, директор поинтересовался, каков результат. Тот отвечает: сдал, но одну ошибку допустил. Директор хватается за голову и восклицает: «Это что, мне теперь надо на все вопросы правильно ответить?! Ты что, не мог хотя бы две ошибки допустить?!». У меня проходили аттестацию 172 человека из нашего института, работавшие в атомной энергетике. Они все должны были сдать правила и нормы по своей специализации: по ультразвуковому контролю, по рентгеновскому, визуальному и т.д., и только после этого их допускали к работе.
Для аттестации специалистов мы также ездили по предприятиям отрасли и атомным станциям. Раз в три года они должны сдавать теорию и каждый год — практику. Когда я принимала экзамены, бывало, в аудитории сидело по 60 человек. И все внимательно слушают вопросы и записывают, конспектируют ответы. А мне именно это и надо. Чтобы законспектировали. Чтобы в голове осталось. И никогда, ни в одном билете не было повторяющихся вопросов. Например, Кольская АЭС: 30 билетов, в каждом — 10 вопросов. У нас 16 видов контроля. По ультразвуку, по рентгену, по визуальному контролю, по герметичности и др. Вот и считайте — 4800 вопросов.
Сегодня мои ученики работают на всех предприятиях и АЭС. Взять Билибинскую АЭС. Это Чукотка, Крайний Север, я туда ездила в течение 20 лет. Звоню на станцию: я еду, какая там температура? Отвечают, что потеплело. Говорю: дурака не валяй, скажи — сколько? Отвечают, что было — 63 (C°), стало — 58 (C°). Еду в Бушер. Там днем +53 (C°), ночью +48 (C°). Можно яичницу жарить на земле. Вот такая работа была: бросало всюду, куда только можно!