Лично проверял все узлы
В конце марта 1954 года меня пригласили в Москву в 6-е Главное Управление Министерства среднего машиностроения, где я получил направление в «хозяйство Володина». В Главке заместитель директора завода по кадрам Виктор Иванович Никитин объяснил мне, куда на самом деле я еду и чем там буду заниматься. Приехал на место, сразу встретился с директором завода Константином Арсеньевичем Володиным и главным инженером Александром Георгиевичем Потаповым. Они меня отправили стажироваться в Арзамас-16, где я получил навыки для работы контрольным мастером.
Из Ижевского ремесленного училища тогда приехали 14 слесарей-сборщиков и оклейщицы изделий. Вскоре поступили комплектующие узлы. Мы их проверяли контрольным аппаратом в присутствии представителя заказчика, после чего отправили на сборку в цех 26. Мне приходилось лазить под узлами изделий и демонстрировать, какую работу мы проделали.
Меня просили, например, открыть заглушку и произвести замеры. К приезду комиссии у нас все было готово, все аттестовано: и стеллажи, и инструменты. Я сообщал представителям заказчика полученные параметры. Они смотрели паспорт на изделие и делали свое заключение.
Мы обычно работали в три смены без выходных. Основная нагрузка ложилась на вторую смену. В первую — мы, как правило, разбирались с конструкторской, технологической документацией, устраняли какие-то нестыковки. Дело-то для всех было новое, непривычное. В результате сменное задание выполнялось не полностью и так переходило во вторую смену. Она уже протекала более спокойно, размеренно. Именно во время второй смены в основном сдавалась и принималась продукция. Так мы работали в течение месяца.
Выполнение плана зависело от комплектующих узлов, которые поступали к нам по кооперации. К. А. Володин и А. Г. Потапов постоянно нас контролировали, советовали, как и что лучше сделать. Был такой курьезный случай: как-то во вторую смену к нам приехал Володин. Дело приближалось к полуночи, и тут отключили электроэнергию, соответственно погас свет. В темноте Константин Арсеньевич не заметил прибывшего на объект Потапова. Они столкнулись лбами, посыпались, так сказать, непарламентские выражения. Когда разобрались что к чему, начали смеяться и извиняться друг перед другом. А в два часа ночи нужно было уже рапортовать в Москву о произведенной сборке. Час просидели в ожидании электроэнергии, но все же успели, и сделать положенное, и отчитаться об этом как следовало.
Работать приходилось и днем, и ночью. Помимо штатных изделий мы ведь еще и учебные выпускали для воинских частей. Настрой у работников завода был тогда боевой, все были нацелены на выпуск конечной продукции, себя не щадили. К. А. Володин и А. Г. Потапов проводили оперативки в цехе каждый день. Слесарей-сборщиков, оклейщиц постоянно спрашивали, какие у них трудности, нравится ли работа, устраивает ли зарплата, как они устроились в общежитии т.д. Руководство о нас заботилось. Обеспечивало транспортом для доставки на работу, снабжало необходимым инструментом, спецодеждой.
Тогда у нас было очень строго с техникой безопасности. Влажность, например, должна была составлять 45-75 процентов. Контролеры ее периодически проверяли. Если влажность была недостаточная, останавливались работы, смачивался пол. Специалисты группы механиков следили за работой кранов, оснастки. Электрики отвечали за правильность освещения. Трудились мы с интересом и большим желанием, главная мысль была одна — как еще чем-нибудь помочь производству.