Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники атомного проекта /

Кащеев Владимир Александрович

Дирек­тор отде­ле­ния по обра­ще­нию с РАО и ОЯТ и выводу из экс­плу­а­та­ции ради­а­ци­онно-опасных объек­тов ВНИИНМ им. Бочвара. Автор и соавтор более 80 научных работ (статьи в жур­на­лах, доклады на кон­фе­рен­циях), имеет 9 автор­ских сви­детель­ств на изо­б­рете­ния. Награ­ждался почёт­ными гра­мо­тами инсти­тута, выдви­гался на Доску почёта.
Кащеев Владимир Александрович

В Чер­но­быль я поехал добро­вольно. Сотруд­ники нашего инсти­тута напра­в­ля­лись в зону работ по очереди: спе­ци­али­сты по дез­ак­ти­ва­ции, спе­ци­али­сты по газо­о­чистке. А поскольку там все рабо­тали вах­то­вым методом или до полу­че­ния опре­делён­ной дозы, то и полу­ча­лась некая очерёд­ность. Увидеть лик­ви­да­цию аварии своими глазами — это было, конечно, совсем другое ощу­ще­ние, нежели слушать рас­сказы тех, кто там уже побывал. Это было жуткое ощу­ще­ние гран­ди­оз­но­сти какого-то глобаль­ного меро­при­ятия. Правда, не очень понятно, какого именно. Пони­ма­ете, Чер­но­быль — это такой про­вин­ци­аль­ный городок, который набит людьми в соот­вет­ству­ю­щей одежде — все куда-то ходят, все что-то делают, все куда-то торо­пятся. И вот вся эта 30-кило­мет­ро­вая зона как бы набита этими людьми. И, соб­ственно, гран­ди­оз­ность какого-то меро­при­ятия для тех, кто сидит в самом Чер­но­быле, непо­нятна абсо­лютно. Самой станции не видно — она довольно далеко от города. И полу­ча­ется, что кипит какая-то дея­тель­ность, непо­нятно на что напра­в­лен­ная.

Я был молодой, и опыта у меня ника­кого не было. Но я работал в бригаде с двумя опыт­ными това­ри­щами, и мы зани­мались вопро­сами газо­о­чистки, то есть кон­тро­ли­ро­вали атмо­сферу над раз­ру­шен­ным блоком. Над раз­вали­нами был пробро­шен трос, по кото­рому был запущен аппарат, через который про­хо­дил воздух. На этом аппа­рате стоял фильтр, и наша задача состо­яла в том, чтобы утром и вечером этот фильтр менять. Так что целыми днями мы на станции не сидели, конечно. От Чер­но­быля до станции кило­мет­ров восемь, навер­ное, не меньше. Автобус возил нас к упра­в­ле­нию станции, а 4-й блок, раз­ру­шен­ный который, он самый дальний. И вот по тран­с­порт­ному кори­дору нужно было это всё про­ша­гать, затем под­няться по лест­ни­цам на отметку метров 70, и так пару раз за день. Уста­вали, конечно, немного.

Поскольку наши работы касались непо­сред­ственно самой крыши раз­ру­шен­ного блока, то мы видели бригаду солдат, которые на ней рабо­тали: парни сбра­сы­вали графит, который на крышу налетел. Их инструк­ти­ро­вали офицеры: они рас­ска­зы­вали сол­да­там, сколько времени те должны рабо­тать и какие задачи за это время решить.

В Чер­но­быле всем инсти­ту­там и раз­лич­ным орга­ни­за­циям раздали учре­жде­ния, где они бази­ро­вались. Мы бази­ро­вались в здании Чер­но­быль­ского суда, куда при­ез­жали в течение рабо­чего дня заме­нить одежду. А за зоной мы жили в пио­нер­ском лагере, и поскольку время года было очень тёплое, то и ощу­ще­ние от всей этой поездки у меня оста­лось именно как от пио­нер­ского лагеря. Опас­ность всю я пре­красно понимал, потому что я из инсти­тута всё-таки. До этого я неод­но­кратно работал во вредных усло­виях, то есть я к этому делу при­выч­ный. Другое дело, что этого не пони­мали другие люди. Вот при­зыв­ники, они, конечно, ничего не пони­мали. Мы то знали, куда не надо соваться. Когда идёшь по станции, по тран­с­порт­ному кори­дору от первого блока к четвёр­тому, то весь коридор мелом исписан пока­за­ни­ями фона. Дози­мет­ри­сты через опре­делён­ное время про­хо­дили и мелом писали на стене пока­за­ния при­бо­ров. Поэтому мы особо не лезли, куда не надо. А вот люди необ­ра­зо­ван­ные к этому отно­си­лись вообще напле­ва­тель­ски. В зоне все ходили с инди­ви­ду­аль­ными дози­мет­рами. Тот, кто получал опре­делён­ную дозу, спи­сы­вался. И многие, оторван­ные от своих хозяйств, даже хотели побы­стрее полу­чить эту дозу, чтобы спи­саться домой. Но были и другие инте­ресы.

Поскольку эта работа хорошо опла­чи­ва­лась и, по сути, была непри­выч­ной для многих хорошей такой под­ра­бот­кой, то иные, напротив, пытались скрыть свою дозу облу­че­ния и подольше там про­ра­бо­тать, чтобы зара­бо­тать побольше денег. Они свои дози­метры просто с собой не брали, и всё. Когда нас везли к станции, то мы видели зна­ме­ни­тый рыжий лес. До аварии это был обычный хвойный лес, по кото­рому затем прошёлся выброс, и он стал рыжим. Вот этот лес реально был страш­ным, там дикая совер­шенно была ради­о­ак­тив­ность, и туда никто не совался. В нём вид­не­лись какие-то антенны, гово­рили, что там нахо­ди­лась какая-то военная ради­оло­ка­ци­он­ная станция. Что за станция, мы так и не узнали, но ходило очень много легенд о тех людях, которые там служили, мол, там и после аварии рабо­тают, и кто-то там посто­янно нахо­дится.

В Припяти отмыли несколько мно­го­эта­жек и сделали из них гости­ницы. Отмыли, конечно, очень условно. Скажем, в твоей комнате мелом начер­чены на полу кру­жочки, которые надо пере­ша­ги­вать. Это были очень «грязные» кру­жочки — так поме­чали зоны повы­шен­ной ради­о­ак­тив­но­сти. Эти кру­жочки надо было просто пере­пры­ги­вать, на них нельзя было насту­пать.

По моло­до­сти это нор­мально вос­при­ни­ма­ется: спать упали, и все дела. Но скажите, будет нор­маль­ный человек жить в комнате, в которой не везде реко­мен­ду­ется ходить? Жизнь в зоне была спе­ци­фи­че­ская. Напри­мер, все загрязнён­ные машины у людей изъяли. Их эва­ку­и­ро­вали. И когда выпол­ня­лись разные работы, тран­с­порт не ходил, а ездить надо было.

Днем я работаю в Чер­но­быле, вечером в Припяти. Как доехать? Люди эти эва­ку­и­ро­ван­ные машины поти­хоньку раз­би­рали, это и был тран­с­порт. Знаете, есть люди, которые гор­дятся тем, что им удалось побы­вать на месте круп­нейшей тех­но­ген­ной ката­строфы про­шлого века. Я этим совсем не горжусь. Потому что ника­кого созна­тель­ного подвига там никто не совер­шал.

Я работал в атомной отрасли, а кто туда ещё поедет, как не спе­ци­али­сты? Поэтому ника­кого геро­изма не испы­ты­вал, но поу­част­во­вать хоте­лось. Чтобы, во-первых, увидеть, а во-вторых, разо­браться в чём-то. Разо­браться, кстати, так ни в чём и не удалось, но понять ситу­а­цию полу­чи­лось. Многие решения тех­ни­че­ские были неправиль­ными, сгоряча были приняты.

Укрытие это, которое сейчас стоит, оно уже ветхое, его ведёт в разные стороны. Ведь можно сразу было постро­ить его на века, если бы стреми­лись к каким-то датам это всё постро­ить и закрыть. Но, как всегда, хотели побы­стрее сделать и отра­пор­то­вать, торо­пи­лись. И, с моей точки зрения, много народу зазря пере­о­б­лу­чи­лись, просто по негра­мот­но­сти. Всё можно было бы сделать эффек­тив­нее, но к такой ситу­а­ции под­го­то­виться нельзя. Тогда никто к таким ситу­а­циям готов не был, и я не знаю, как бы всё это обо­шлось, если бы это слу­чи­лось сейчас. Страна в те годы ресурсы не считала. И спе­ци­али­стов хватало: только у нас в инсти­туте было 5 тысяч человек, и были спе­ци­али­сты по любому вопросу. Нужны спе­ци­али­сты по газо­о­чистке — вот они, нужны спе­ци­али­сты по дез­ак­ти­ва­ции — вот они. А сейчас чего случись — многих спе­ци­али­стов и не найдёшь. Так что лучше не допус­кать.

Моя молодая жена с ребён­ком бес­по­ко­и­лась, не зара­жусь ли я. Я её успо­ка­и­вал и говорил, что если меня раньше двух недель отпра­вят, то тогда я облу­чился. А при нас как раз начали строить сар­ко­фаг для станции и дора­стили стены до того, что где-то на 10-й день моего пре­бы­ва­ния наш трос с филь­тром стро­и­тели попро­сту обру­били. Поэтому нам сказали, что у нас работы больше нет, и отправили по домам. Я звоню жене и говорю, что я воз­вра­ща­юсь. Она не пове­рила тому, что работа попро­сту закон­чи­лась и нас отпу­стили, а решила, что я облу­чился.

Разъ­яс­не­ния не при­ни­мались. Наш отдел сделал довольно много в рамках лик­ви­да­ции послед­ствий аварии в Чер­но­быле. Напри­мер, мы моди­фи­ци­ро­вали лазер­ный анали­за­тор аэро­зо­лей. Этот прибор поз­во­лял опе­ра­тивно опре­де­лять рас­пре­де­ле­ние аэро­зо­лей по размеру и исполь­зо­вался в зоне отчу­ж­де­ния вплоть до поя­в­ле­ния совре­мен­ных ком­пью­тер­ных средств.

Конечно, многие люди умерли с тех пор. Сергей Куликов, молодой спе­ци­алист, который брал пробы на вер­толёте, умер довольно быстро. В 2015 году от онколо­гии умер Павел Полу­эк­тов — руко­во­ди­тель лабо­ра­то­рии по обра­ще­нию с РАО. Время идёт, и людей, увы, ста­но­вится всё меньше и меньше.