Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники атомного проекта /

Калашников Николай Павлович

Доктор физико-мате­ма­ти­че­ских наук, про­фес­сор, заве­ду­ю­щий кафе­д­рой общей физики МИФИ (стаж пре­по­да­ва­ния 56 лет). Автор теории жест­кого элек­тро­маг­нит­ного излу­че­ния быстрых заря­жен­ных канали­ро­ван­ных частиц в моно­кри­стал­лах. Автор более 210 печат­ных научных работ и более 10 моно­гра­фий, 9 автор­ских сви­детель­ств, более 20 учебных пособий. Награ­жден орденом «За заслуги перед МИФИ».
Калашников Николай Павлович

Я пре­по­даю физику в высшей школе 56 лет. С начала 1960-х сту­денты прак­ти­че­ски не изме­ни­лись, разве что стали более праг­ма­тич­ными. Все взве­ши­вают с точки зрения личной выгоды — исхожу из того, как трудно найти людей на вакан­сии моей кафедры. При­гла­сить моло­дежь стоит больших усилий — надо заин­те­ре­со­вать мате­ри­ально. На других кафе­д­рах та же ситу­а­ция. А в 1970-х годах быть пре­по­да­ва­те­лем уни­вер­си­тета счита­лось пре­стиж­ным, выпускники вузов мечтали об этой долж­но­сти, о зар­плате никто и не думал.

Вве­де­ние единого гос­эк­за­мена привело к тому, что школь­ни­ков не обучают физике, а натас­ки­вают на уга­ды­ва­ние ответа. 10 лет назад мы ввели кон­троль аби­ту­ри­ен­тов, посту­па­ю­щих в МИФИ по резуль­та­там ЕГЭ. В сен­тя­бре пер­во­кур­с­ни­кам пред­ла­га­ется 10 задач по всем темам школь­ной про­граммы по физике, которые требуют решения в бук­вен­ном и чис­лен­ном виде. Резуль­таты первой про­верки суще­ственно отли­чались от оценок ЕГЭ: средний балл умень­шился почти в полтора раза. Либо за лето они забыли, что знали, либо их под­го­товка оста­в­ляла желать лучшего. Мы никого не отчи­с­лили, но выдали школь­ным учи­те­лям реко­мен­да­ции, на какие разделы следует обра­тить вни­ма­ние при под­го­товке стар­ше­клас­с­ни­ков. Сейчас ситу­а­ция лучше. Резуль­таты вход­ного кон­троля почти сов­па­дают с резуль­та­тами ЕГЭ. Думаю, это связано с изме­не­нием отно­ше­ния обще­ства к тех­ни­че­ским наукам. Если раньше интерес аби­ту­ри­ента был напра­в­лен на эко­но­мику и юрис­пру­ден­цию, то сегодня он пере­клю­ча­ется на тех­ни­че­ские спе­ци­аль­но­сти. С каждым годом под­го­товка улуч­ша­ется.

Раньше пре­по­да­ва­ние на кафедре общей физики МИФИ велось по пяти­том­ному учеб­нику. В начале 2000-х я решил осо­вре­ме­нить курс и написал с кол­ле­гами новый учебник. Про­грамму общей физики уложили в два тома. Инфор­ма­ция подана кон­цен­три­ро­ванно, но инте­ресно, много иллю­стра­ций и при­ме­ров. Сейчас по новому учеб­нику пре­по­дают в МИФИ и Физтехе.

Чтобы удер­жать вни­ма­ние ауди­то­рии, пре­по­да­ва­тель должен быть актером. В каждой моей лекции есть «изюм» — факты, которые удивят или рас­сме­шат сту­ден­тов. Это хорошо снимает напря­же­ние. Вот вы знаете, что физик Исаак Ньютон долгое время кон­флик­то­вал с физиком Робер­том Гуком? Гук утвер­ждал, что это он первым открыл закон всемир­ного тяго­те­ния, а Ньютон, зани­мав­ший пост пре­зи­дента английской ака­демии наук, при­пи­сал откры­тие себе.

На занятиях прошу сту­ден­тов напи­сать формулу счастья, исполь­зуя теорию раз­мер­но­сти. Для начала опре­де­ляем, в чем изме­ря­ется счастье. Обычно сту­денты говорят про деньги, здо­ро­вье, любовь или статус. Допу­стим, меряем в деньгах. Тогда думаем, от чего зависит этот фактор. Посте­пенно можно вывести формулу. Это мно­го­ф­ак­тор­ная, неод­но­знач­ная задача. Для себя я пока не решил, в чем мерить счастье. Не хватает времени на такую задачу.

Нобе­лев­ский лауреат Ричард Фейнман сказал: «Если вы ученый, кван­то­вый физик, но не можете в двух словах объ­яс­нить пяти­лет­нему ребенку, чем вы зани­ма­етесь, — вы шар­ла­тан». Он абсо­лютно прав. Всегда можно найти простые слова, чтобы архи­слож­ные вещи, которые дела­ются на перед­нем крае науки, были понятны и инте­ресны любому слу­ша­телю. Смешно, но каждый раз перед чтением первой лекции на новом потоке вол­ну­юсь: а вдруг они больше меня знают? Поэтому перед 1 сен­тя­бря я откла­ды­ваю все дела и уси­ленно гото­в­люсь к лекции.

Сту­денты пишут про меня отзывы в интер­нете: «Препод шикар­ный, но сдать сложно». Или: «Лас­ко­вый, но зверь». С послед­ним опре­де­ле­нием не могу согла­ситься. Я не звер­ствую, а ста­ра­юсь объек­тивно оце­ни­вать знания. Строг лишь с теми, кто поль­зу­ется шпар­гал­ками. В прошлую зимнюю сессию отправил на пере­с­дачу почти поло­вину маги­стран­тов. Что при­ка­жете делать, если они предмет не знают? Потом пере­с­дают по несколько раз. В лидерах рейтинга студент, который при­хо­дил на пере­с­дачу семь раз и в конце концов получил заслу­жен­ную тройку. Правда, с воз­ра­с­том я стал сен­ти­мен­таль­нее. Понял, что у сту­ден­тов помимо физики есть и другие про­блемы. Надо соиз­ме­рять физику и все осталь­ное.

Моя про­фес­си­о­наль­ная дея­тель­ность скла­ды­ва­ется из трех частей. Первым делом идет наука — это святое. Потом — педа­го­ги­че­ская работа, потом — адми­ни­стра­тив­ная, которую я называю своей святой обя­зан­но­стью. В научном сооб­ще­стве есть мнение, что вузы должны учить, а не зани­маться наукой. Я с этим не согла­сен. Когда пре­по­да­ва­тель зани­ма­ется наукой, он являет собой пример для под­ра­жа­ния, а значит, имеет мораль­ное право пре­по­да­вать. Если вы оставили науку и лишь пре­по­да­ете, то ста­но­ви­тесь мето­ди­стом и цитат­ни­ком. В таком случае вам лучше учить детей в средней школе.

Основ­ное напра­в­ле­ние моей научной работы — вза­и­мо­действие заря­жен­ных частиц с моно­кри­стал­лами. Пока речь идет о фун­да­мен­таль­ных вещах. Если у вас имеется лазер­ный пучок одной частоты, то после про­хо­жде­ния через кри­сталл и вза­и­мо­действия с элек­трон­ным пучком частота может изме­няться в несколько раз.

На прак­тике это можно исполь­зо­вать в биоло­ги­че­ских и меди­цин­ских целях. К примеру, пучок элек­тро­маг­нит­ного излу­че­ния может затор­ма­жи­вать деление клеток либо сти­му­ли­ро­вать их деление. Мы экс­пе­ри­мен­ти­ро­вали с хра­не­нием облу­чен­ных про­дук­тов без пони­же­ния тем­пе­ра­туры. Полу­чи­лось, что масло и колбасу можно хранить при ком­нат­ной тем­пе­ра­туре.

Недавно выпол­няли инте­рес­ную задачу для пиво­ва­рен­ной ком­па­нии «Балтика». Опре­де­ляли частоту и интен­сив­ность элек­тро­маг­нит­ного излу­че­ния для уси­ле­ния раз­мно­же­ния дро­ж­же­вых грибков и уско­ре­ния про­цесса при­го­то­в­ле­ния пива. Мы выпол­нили свои расчеты, но про их судьбу я ничего не знаю. Обычная ситу­а­ция. Ученые всегда побоку, когда идет ком­мер­че­ское вне­дре­ние.

Думаю, будущее — за вза­и­мо­действием искус­ствен­ного интел­лекта и чело­века. Все, что делает человек, может делать и ком­пью­тер, только гораздо быстрее. Вопрос — как уско­рить мысли­тель­ный процесс чело­века при помощи ком­пью­тера? Как создать обрат­ную связь между корой голов­ного мозга и ком­пью­те­ром? С одной стороны — научная про­блема. С другой — гума­нитар­ная. Вдруг ком­пью­тер ока­жется умнее?

Физика помо­гает мне сохра­нять интерес к окру­жа­ю­щему миру. Иногда я ловлю себя на мысли, что есть при­род­ные явления, не имеющие аде­кват­ной физи­че­ской интер­прета­ции. Напри­мер, я до конца не понимаю, почему при закате поя­в­ля­ется зеленое све­че­ние. При всем своем обра­зо­ва­нии не могу постро­ить аде­кват­ную модель, которая объ­яс­нила бы, что там, на небе, про­ис­хо­дит…