Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники атомного проекта /

Хоробрых Валерий Иванович

Окончил Ленин­град­ский желез­но­до­рож­ный инсти­тут. Работал инже­не­ром-кон­струк­то­ром ави­а­ци­он­ного завода в г. Кирове. С ноября 1960 г. – заме­сти­тель началь­ника цеха № 60 на заводе им. Дегтя­рева в г. Коврове, с сен­тя­бря 1962 г. - началь­ник про­из­вод­ства № 12. В 1974 г. назна­чен заме­сти­те­лем дирек­тора завода по про­из­вод­ству. Награ­жден орде­нами Ленина и Тру­до­вого Крас­ного Знамени. Лауреат премии Совета мини­стров СССР.
Хоробрых Валерий Иванович

С ноября 1960 г. я работал на заводе им. Дегтя­рева в городе Коврове заме­сти­те­лем началь­ника цеха № 60. Когда про­из­вод­ство № 12 (про­из­вод­ство газовых цен­три­фуг) начали пере­во­дить в новый корпус ПВА, мне при­шлось при­ни­мать в этом непо­сред­ствен­ное участие — наш цех готовил новый корпус и отвечал за мон­таж­ные работы. До этого времени у меня не было даже доступа в про­из­вод­ство № 12. Мой началь­ник Николай Кирил­ло­вич Ман­с­у­ров попро­сту не поз­во­лил офор­мить допуск — боялся, что тогдаш­ний началь­ник нового 12-го цеха А. П. Пушков заберет меня к себе. Пушков набирал лучших спе­ци­али­стов, ему были даны большие пол­но­мо­чия. Конечно, все пони­мали важ­ность нового цеха. Но какому руко­во­ди­телю захо­чется отда­вать хороших работ­ни­ков?!

Однако, как гово­рится, от судьбы не уйдешь. Когда я по роду своей дея­тель­но­сти позна­ко­мился с А. П. Пуш­ко­вым, тот сразу при­гла­сил меня на долж­ность энер­гетика. Я отка­зался. А в сен­тя­бре 1962 года уже дирек­тор завода В. В. Бахирев пред­ло­жил мне рабо­тать в новом про­из­вод­стве. Я подумал, что Вяче­слав Васи­лье­вич тоже имеет в виду долж­ность энер­гетика. Но на мой вопрос, кем бы я мог рабо­тать в про­из­вод­стве №12, дирек­тор, не заду­мы­ва­ясь, ответил: в каче­стве руко­во­ди­теля про­из­вод­ства. При­знаться, пред­ло­же­ние было нео­жи­дан­ным. На раз­ду­мье мне дали несколько часов — уже после обеда я должен был сооб­щить о своем решении Бахи­реву. Я дал согла­сие, и в тот же день меня пред­ставили руко­вод­ству завода в каче­стве нового началь­ника 12-го про­из­вод­ства. На опе­ра­тивке, где меня пред­ста­в­ляли и должны были ввести в курс дела, при­сут­ство­вало 20 человек руко­во­дя­щего состава. Вести сове­ща­ние пола­га­лось Пушкову. Но он, по-види­мому, решил про­ве­рить, справится ли новый руко­во­ди­тель, и, сослав­шись на экс­трен­ную заня­то­сть, поручил мне вести опе­ра­тивку само­сто­я­тельно. К счастью, у меня за плечами было 9 лет работы инже­не­ром-кон­струк­то­ром на ави­а­ци­он­ном заводе в Кирове и два года на заводе Дегтя­рева — опре­де­лен­ный опыт работы и с доку­мен­та­цией, и с людьми, без­у­словно, имелся. В общем, первое испы­та­ние я выдер­жал.

А потом начались тру­до­вые будни. Я зна­ко­мился со всеми участ­ками, с людьми, тща­тельно раз­би­рался в обста­новке, вникал в каждую мелочь. Люди здесь тру­ди­лись достойные и надеж­ные. Заме­сти­те­лем началь­ника про­из­вод­ства по сборке был Б. И. Егоров, по меха­ни­че­ским участ­кам — А. Т. Борзов, по вопро­сам галь­ва­ники и лако­краски — В. И. Пота­пы­чев, первым заме­сти­те­лем — П. И. Леон­тьев. Я и сейчас вспо­ми­наю их с бла­го­дар­но­стью. Напри­мер, Алексей Терен­тье­вич Борзов был асом меха­ники. Человек с уди­ви­тель­ными спо­соб­но­стями, он работал в заводе всю войну. Он мог взять какую-то деталь и тут же сказать, какое обо­ру­до­ва­ние тре­бу­ется, чтобы орга­ни­зо­вать выпуск этой детали в нужных коли­че­ствах. Без всяких рас­четов! И когда я давал про­считать этот же вариант тех­ноло­гам — разница в рас­четах соста­в­ляла всего про­цен­тов 10-15. Вот такая инже­нер­ная инту­и­ция. Правда, хватало и труд­но­стей. Корпус ПВА занимал площадь в 25 тыс. кв. метров — в то время это был самый большой корпус на заводе. Спро­ек­ти­ро­ван­ный спе­ци­ально под изделия нашего профиля, он все-таки не годился для средней полосы — был очень холод­ным. Кроме того, где-то ошибку допу­стили энер­гетики: притоки и вытяжка были не сба­лан­си­ро­ваны — как только зара­бо­тает галь­ва­ника, весь теплый воздух улету­чи­вался. Поэтому пона­чалу при­шлось много времени тратить на устра­не­ние ошибок проекта и нала­жи­ва­ние тем­пе­ра­тур­ного режима. Струж­ко­у­да­ле­ние было отра­бо­тано плохо. Тогда строго тре­бо­ва­лось раз­де­ле­ние видов стружки, это при­хо­ди­лось делать вручную. Коэф­фи­ци­ент исполь­зо­ва­ния металла был крайне низок — тоже целая про­блема. И это далеко не полный пере­чень всех слабых мест.

Но, несмо­тря ни на какие труд­но­сти, никто не отменял главной задачи — четкого выпол­не­ния про­из­вод­ствен­ного плана. В. В. Бахирев жестко все кон­тро­ли­ро­вал. Каждое утро я докла­ды­вал ему по теле­фону о состо­я­нии дел на про­из­вод­стве. На утрен­ние опе­ра­тивки в первые два года моей работы при­хо­дил Пушков — тоже с целью кон­троля. Такой прес­синг про­дол­жался до тех пор, пока руко­вод­ство не убе­ди­лось, что с про­грам­мой у нас все в порядке, план выпол­ня­ется. Зар­плата на про­из­вод­стве в то время была невы­со­кой. Напри­мер, на меха­ни­че­ских участ­ках — в среднем 72 рубля, у мастера оклад — 110 рублей, у стар­шего мастера — 120 рублей. Зар­плата началь­ника про­из­вод­ства — 220 рублей. Я видел, как напря­женно рабо­тают люди, и пережи­вал за них: нужно что-то делать, чтобы ребята зара­ба­ты­вали достойно!Мы настой­чиво искали пути повы­ше­ния мате­ри­аль­ной заин­те­ре­со­ван­но­сти рабочих. Напри­мер, создали так назы­ва­е­мый фонд мастера. Из преми­аль­ных выплат каждому мастеру выде­ля­лась опре­де­лен­ная сумма, и он по своему усмо­тре­нию рас­пре­де­лял деньги между рабо­чими, поощряя тех, кто про­я­в­лял ини­ци­а­тиву или повышал каче­ство выпус­ка­е­мой про­дук­ции. Такая прак­тика поло­жи­тельно влияла на про­из­во­ди­тель­ность труда. Работа была трех­смен­ной. Старший мастер выну­жден был не только отра­бо­тать первую смену, но и запу­стить сле­ду­ю­щую. Вечер­ние смены я кон­тро­ли­ро­вал сам: при­ез­жал и про­ве­рял, а в 22 часа собирал второй дис­пет­чер­ский час. Домой уда­ва­лось только забе­жать, пере­ку­сить, немного поспать — и снова на работу. Конечно, так было не всегда, лишь в особо напря­жен­ные моменты, вызван­ные про­из­вод­ствен­ной необ­хо­ди­мо­стью. Но что было, то было. Работа велась по суточ­ному графику: если в сутки нужно выдать 400-450 цен­три­фуг, — значит, это выпол­ня­лось бес­пре­ко­словно.

Две­на­дца­тое про­из­вод­ство всегда было на хорошем счету. На тот момент в стране нашу про­дук­цию выпус­кали три завода: Горь­ков­ский авто­за­вод делал изделие по полному циклу, Вла­димир­ский «Точмаш» выпус­кал часть деталей, и мы тоже часть — но наи­бо­лее емкую. С «Точ­ма­шем» у нас была, таким образом, коо­пе­ра­ция. Нам еще помогал Ков­ров­ский элек­тро­ме­ха­ни­че­ский завод — для нас и для «Точмаша» поста­в­лял статоры. Полу­ча­ется, что авто­номно мы рабо­тать не могли, поэтому при­хо­ди­лось под­дер­жи­вать хорошие отно­ше­ния с нашими смеж­ни­ками. Мы обме­ни­вались опытом: рас­ска­зы­вали, чего добился наш завод; они тоже дели­лись своими новин­ками. В коман­ди­ровки ездили не только руко­во­ди­тели про­из­вод­ства, но и мастера, чтобы не по рас­ска­зам и записям, а воочию увидеть новые нара­ботки. Осо­бенно нас инте­ре­со­вала поо­пе­ра­ци­он­ная тру­до­ем­кость кон­це­вых деталей, чтобы опре­де­лить, где мы про­и­гры­ваем. Бла­го­даря систе­ма­ти­че­ской работе по улуч­ше­нию орга­ни­за­ции про­из­вод­ства, за счет про­грес­сив­ных кон­струк­тор­ско-тех­ноло­ги­че­ских решений, умелой кад­ро­вой поли­тики и повы­ше­ния мате­ри­аль­ной заин­те­ре­со­ван­но­сти кол­лек­тива нам удалось добиться ста­биль­ной и каче­ствен­ной работы про­из­вод­ства.

Когда меня назна­чили началь­ни­ком, чис­лен­ность рабо­та­ю­щих была 2200 человек. К 1972 году в про­из­вод­стве рабо­тали только 1700 человек: за счет эко­но­ми­че­ских и тех­ни­че­ских меро­при­ятий удалось высво­бо­дить довольно зна­чи­тель­ное коли­че­ство людей. Эко­но­ми­че­ские пока­за­тели и про­из­во­ди­тель­ность труда при этом всегда были высо­кими. Про­из­вод­ство зани­мало лиди­ру­ю­щие позиции в соц­со­рев­но­ва­ниях, заво­е­вы­вало пере­хо­дя­щие Красные знамена. Мы успешно осва­и­вали новые моди­фи­ка­ции изделий. В этом непро­стом деле нам помо­гали ленин­град­ские кон­струк­торы. Нашим научным руко­во­ди­те­лем был ака­демик И. К. Кикоин — умнейший человек и заме­ча­тель­ный спе­ци­алист, очень много сде­лав­ший для про­из­вод­ства. Большую помощь и под­дер­жку заводу ока­зы­вал началь­ник главка генерал-майор А. Д. Зверев. Про­во­ди­лись инте­рес­нейшие кон­фе­рен­ции по обмену опытом, где участ­во­вали не только мы, изго­то­ви­тели про­дук­ции, но и экс­плу­а­та­ци­он­ники, метал­лурги, ави­а­торы.

Кроме того, мы зани­мались стро­и­тель­ством жилья, понимая, что это главный момент в решении соци­аль­ных проблем. За время моей работы были постро­ены три пяти­этаж­ных дома в микро­районе Южный и несколько домов сов­местно с другими про­из­вод­ствами. Нам отво­дили пло­щадку, и мы, начиная с кот­ло­вана и закан­чи­вая энер­го­си­сте­мами, само­сто­я­тельно строили дом. У нас имелся стро­и­тель­ный цех, с нами рабо­тали водо­про­вод­чики, элек­трики, теп­ло­вики. Они были заин­те­ре­со­ваны участ­во­вать в стро­и­тель­стве: в готовом доме им выде­ляли несколько квартир из нашего фонда. Напри­мер, за одно­ком­нат­ную квар­тиру нужно было отра­бо­тать 1200 часов. Стройки финан­си­ро­вались заводом, от про­из­вод­ства тре­бо­ва­лась только вспо­мо­га­тель­ная рабочая сила. Люди были, конечно, очень довольны. Прошло много лет, но до сих пор при встрече бывшие работ­ники всегда бла­го­да­рят за те квар­тиры. Еще одно напра­в­ле­ние дея­тель­но­сти про­из­вод­ства — помощь сель­скому хозяйству. Была орга­ни­зо­вана стро­и­тель­ная бригада, за про­из­вод­ством в каче­стве подшеф­ного закре­пили колхоз «Искра». За несколько лет мы постро­или там сви­нар­ник, коров­ник, много сенаж­ных траншей, отре­мон­ти­ро­вали живот­но­вод­че­ские поме­ще­ния.

Кроме того, отстро­или двух­этаж­ное адми­ни­стра­тив­ное здание в с. Пан­те­ле­еве. Сотруд­ни­че­ство длилось несколько лет. Рабо­тали и с сов­хо­зом «Камеш­ков­ским». Около пос. Новки по напра­в­ле­нию от Коврова с правой стороны дороги есть целый цикл живот­но­вод­че­ских поме­ще­ний — все они постро­ены про­из­вод­ством №12. Мы ока­зы­вали помощь и другим под­раз­де­ле­ниям завода. Именно наше про­из­вод­ство впервые осва­и­вало изделие 902-е, или «Туча» — малень­кие пушки для соз­да­ния дымовой завесы, уста­на­в­ли­ва­е­мые на танках и боевых машинах пехоты. Делали мы также запас­ные части для Киров­ского трак­тор­ного завода. Большую помощь ока­зы­вали ракет­ному и стрел­ково-пушеч­ному про­из­вод­ствам. Мы смогли создать такую школу и пре­ем­ствен­ность, что нам все было по плечу. Слова «нет» не суще­ство­вало, было только «да»: да, мы это сделаем. Никогда ни от чего не отка­зы­вались. Поэтому руко­вод­ство завода нагру­жало именно наше про­из­вод­ство — как самое сильное.

Однажды встал вопрос о пере­ба­зи­ро­ва­нии про­из­вод­ства в Сибирь. Этот вопрос рас­сма­т­ри­вал министр обо­рон­ной про­мыш­лен­но­сти С. А. Зверев. Я дважды ездил в Томск с комис­сией из мини­стер­ства: необ­хо­димо было опре­де­лить, во что выльется наш перевод туда. Выяс­ни­лось, что завод­ские корпуса в сибир­ском городе кате­го­ри­че­ски не под­хо­дят под профиль 12-го про­из­вод­ства. Для его пере­ба­зи­ро­ва­ния и обустройства потре­бо­ва­лось бы около 20 мил­ли­о­нов рублей. Это были огромные деньги, и вопрос сняли. Тем не менее, пока реша­лась наша судьба, мы изрядно пере­вол­но­вались.

Для меня годы работы в про­из­вод­стве №12 — одни из самых инте­рес­ных и счаст­ли­вых. Напря­жен­ные, порой очень сложные, но неиз­менно яркие и резуль­та­тив­ные. В 1974 году я был назна­чен заме­сти­те­лем дирек­тора завода, передав эста­фету про­из­вод­ства № 12 В. А. Овчин­ни­кову.