Производство № 12
С ноября 1960 г. я работал на заводе им. Дегтярева в городе Коврове заместителем начальника цеха № 60. Когда производство № 12 (производство газовых центрифуг) начали переводить в новый корпус ПВА, мне пришлось принимать в этом непосредственное участие — наш цех готовил новый корпус и отвечал за монтажные работы. До этого времени у меня не было даже доступа в производство № 12. Мой начальник Николай Кириллович Мансуров попросту не позволил оформить допуск — боялся, что тогдашний начальник нового 12-го цеха А. П. Пушков заберет меня к себе. Пушков набирал лучших специалистов, ему были даны большие полномочия. Конечно, все понимали важность нового цеха. Но какому руководителю захочется отдавать хороших работников?!
Однако, как говорится, от судьбы не уйдешь. Когда я по роду своей деятельности познакомился с А. П. Пушковым, тот сразу пригласил меня на должность энергетика. Я отказался. А в сентябре 1962 года уже директор завода В. В. Бахирев предложил мне работать в новом производстве. Я подумал, что Вячеслав Васильевич тоже имеет в виду должность энергетика. Но на мой вопрос, кем бы я мог работать в производстве №12, директор, не задумываясь, ответил: в качестве руководителя производства. Признаться, предложение было неожиданным. На раздумье мне дали несколько часов — уже после обеда я должен был сообщить о своем решении Бахиреву. Я дал согласие, и в тот же день меня представили руководству завода в качестве нового начальника 12-го производства. На оперативке, где меня представляли и должны были ввести в курс дела, присутствовало 20 человек руководящего состава. Вести совещание полагалось Пушкову. Но он, по-видимому, решил проверить, справится ли новый руководитель, и, сославшись на экстренную занятость, поручил мне вести оперативку самостоятельно. К счастью, у меня за плечами было 9 лет работы инженером-конструктором на авиационном заводе в Кирове и два года на заводе Дегтярева — определенный опыт работы и с документацией, и с людьми, безусловно, имелся. В общем, первое испытание я выдержал.
А потом начались трудовые будни. Я знакомился со всеми участками, с людьми, тщательно разбирался в обстановке, вникал в каждую мелочь. Люди здесь трудились достойные и надежные. Заместителем начальника производства по сборке был Б. И. Егоров, по механическим участкам — А. Т. Борзов, по вопросам гальваники и лакокраски — В. И. Потапычев, первым заместителем — П. И. Леонтьев. Я и сейчас вспоминаю их с благодарностью. Например, Алексей Терентьевич Борзов был асом механики. Человек с удивительными способностями, он работал в заводе всю войну. Он мог взять какую-то деталь и тут же сказать, какое оборудование требуется, чтобы организовать выпуск этой детали в нужных количествах. Без всяких расчетов! И когда я давал просчитать этот же вариант технологам — разница в расчетах составляла всего процентов 10-15. Вот такая инженерная интуиция. Правда, хватало и трудностей. Корпус ПВА занимал площадь в 25 тыс. кв. метров — в то время это был самый большой корпус на заводе. Спроектированный специально под изделия нашего профиля, он все-таки не годился для средней полосы — был очень холодным. Кроме того, где-то ошибку допустили энергетики: притоки и вытяжка были не сбалансированы — как только заработает гальваника, весь теплый воздух улетучивался. Поэтому поначалу пришлось много времени тратить на устранение ошибок проекта и налаживание температурного режима. Стружкоудаление было отработано плохо. Тогда строго требовалось разделение видов стружки, это приходилось делать вручную. Коэффициент использования металла был крайне низок — тоже целая проблема. И это далеко не полный перечень всех слабых мест.
Но, несмотря ни на какие трудности, никто не отменял главной задачи — четкого выполнения производственного плана. В. В. Бахирев жестко все контролировал. Каждое утро я докладывал ему по телефону о состоянии дел на производстве. На утренние оперативки в первые два года моей работы приходил Пушков — тоже с целью контроля. Такой прессинг продолжался до тех пор, пока руководство не убедилось, что с программой у нас все в порядке, план выполняется. Зарплата на производстве в то время была невысокой. Например, на механических участках — в среднем 72 рубля, у мастера оклад — 110 рублей, у старшего мастера — 120 рублей. Зарплата начальника производства — 220 рублей. Я видел, как напряженно работают люди, и переживал за них: нужно что-то делать, чтобы ребята зарабатывали достойно!Мы настойчиво искали пути повышения материальной заинтересованности рабочих. Например, создали так называемый фонд мастера. Из премиальных выплат каждому мастеру выделялась определенная сумма, и он по своему усмотрению распределял деньги между рабочими, поощряя тех, кто проявлял инициативу или повышал качество выпускаемой продукции. Такая практика положительно влияла на производительность труда. Работа была трехсменной. Старший мастер вынужден был не только отработать первую смену, но и запустить следующую. Вечерние смены я контролировал сам: приезжал и проверял, а в 22 часа собирал второй диспетчерский час. Домой удавалось только забежать, перекусить, немного поспать — и снова на работу. Конечно, так было не всегда, лишь в особо напряженные моменты, вызванные производственной необходимостью. Но что было, то было. Работа велась по суточному графику: если в сутки нужно выдать 400-450 центрифуг, — значит, это выполнялось беспрекословно.
Двенадцатое производство всегда было на хорошем счету. На тот момент в стране нашу продукцию выпускали три завода: Горьковский автозавод делал изделие по полному циклу, Владимирский «Точмаш» выпускал часть деталей, и мы тоже часть — но наиболее емкую. С «Точмашем» у нас была, таким образом, кооперация. Нам еще помогал Ковровский электромеханический завод — для нас и для «Точмаша» поставлял статоры. Получается, что автономно мы работать не могли, поэтому приходилось поддерживать хорошие отношения с нашими смежниками. Мы обменивались опытом: рассказывали, чего добился наш завод; они тоже делились своими новинками. В командировки ездили не только руководители производства, но и мастера, чтобы не по рассказам и записям, а воочию увидеть новые наработки. Особенно нас интересовала пооперационная трудоемкость концевых деталей, чтобы определить, где мы проигрываем. Благодаря систематической работе по улучшению организации производства, за счет прогрессивных конструкторско-технологических решений, умелой кадровой политики и повышения материальной заинтересованности коллектива нам удалось добиться стабильной и качественной работы производства.
Когда меня назначили начальником, численность работающих была 2200 человек. К 1972 году в производстве работали только 1700 человек: за счет экономических и технических мероприятий удалось высвободить довольно значительное количество людей. Экономические показатели и производительность труда при этом всегда были высокими. Производство занимало лидирующие позиции в соцсоревнованиях, завоевывало переходящие Красные знамена. Мы успешно осваивали новые модификации изделий. В этом непростом деле нам помогали ленинградские конструкторы. Нашим научным руководителем был академик И. К. Кикоин — умнейший человек и замечательный специалист, очень много сделавший для производства. Большую помощь и поддержку заводу оказывал начальник главка генерал-майор А. Д. Зверев. Проводились интереснейшие конференции по обмену опытом, где участвовали не только мы, изготовители продукции, но и эксплуатационники, металлурги, авиаторы.
Кроме того, мы занимались строительством жилья, понимая, что это главный момент в решении социальных проблем. За время моей работы были построены три пятиэтажных дома в микрорайоне Южный и несколько домов совместно с другими производствами. Нам отводили площадку, и мы, начиная с котлована и заканчивая энергосистемами, самостоятельно строили дом. У нас имелся строительный цех, с нами работали водопроводчики, электрики, тепловики. Они были заинтересованы участвовать в строительстве: в готовом доме им выделяли несколько квартир из нашего фонда. Например, за однокомнатную квартиру нужно было отработать 1200 часов. Стройки финансировались заводом, от производства требовалась только вспомогательная рабочая сила. Люди были, конечно, очень довольны. Прошло много лет, но до сих пор при встрече бывшие работники всегда благодарят за те квартиры. Еще одно направление деятельности производства — помощь сельскому хозяйству. Была организована строительная бригада, за производством в качестве подшефного закрепили колхоз «Искра». За несколько лет мы построили там свинарник, коровник, много сенажных траншей, отремонтировали животноводческие помещения.
Кроме того, отстроили двухэтажное административное здание в с. Пантелееве. Сотрудничество длилось несколько лет. Работали и с совхозом «Камешковским». Около пос. Новки по направлению от Коврова с правой стороны дороги есть целый цикл животноводческих помещений — все они построены производством №12. Мы оказывали помощь и другим подразделениям завода. Именно наше производство впервые осваивало изделие 902-е, или «Туча» — маленькие пушки для создания дымовой завесы, устанавливаемые на танках и боевых машинах пехоты. Делали мы также запасные части для Кировского тракторного завода. Большую помощь оказывали ракетному и стрелково-пушечному производствам. Мы смогли создать такую школу и преемственность, что нам все было по плечу. Слова «нет» не существовало, было только «да»: да, мы это сделаем. Никогда ни от чего не отказывались. Поэтому руководство завода нагружало именно наше производство — как самое сильное.
Однажды встал вопрос о перебазировании производства в Сибирь. Этот вопрос рассматривал министр оборонной промышленности С. А. Зверев. Я дважды ездил в Томск с комиссией из министерства: необходимо было определить, во что выльется наш перевод туда. Выяснилось, что заводские корпуса в сибирском городе категорически не подходят под профиль 12-го производства. Для его перебазирования и обустройства потребовалось бы около 20 миллионов рублей. Это были огромные деньги, и вопрос сняли. Тем не менее, пока решалась наша судьба, мы изрядно переволновались.
Для меня годы работы в производстве №12 — одни из самых интересных и счастливых. Напряженные, порой очень сложные, но неизменно яркие и результативные. В 1974 году я был назначен заместителем директора завода, передав эстафету производства № 12 В. А. Овчинникову.