Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники атомного проекта /

Фомин Юрий Павлович

Прошел тру­до­вой путь от лабо­ранта стар­шего инже­нера до началь­ника НКО-8. В течение многих лет руко­во­дил раз­ра­бот­кой первого оте­че­ствен­ного меди­цин­ского рен­т­ге­нов­ского ком­пью­тер­ного томо­графа. С 2002 по 2014 – первый заме­сти­тель глав­ного кон­струк­тора, а с 2014 по 2016 - заме­сти­тель глав­ного кон­струк­тора РФЯЦ-ВНИИТФ. В насто­я­щее время на заслу­жен­ном отдыхе. Лауреат премии Прави­тель­ства РФ в области науки и техники. Награ­ждён Почёт­ной гра­мо­той ГК «Росатом», Орденом Дружбы, ведом­ствен­ными знаками «Ветеран атомной энер­гетики и про­мыш­лен­но­сти», «Ака­демик И. В. Кур­ча­тов» 1-й и 2-й ст., «Е. П. Слав­ский», юби­лей­ной медалью «70 лет атомной отрасли России». Почет­ный гра­жда­нин Снежин­ска.
Фомин Юрий Павлович

В 1956 году отца пере­вели на другую работу, после стро­и­тель­ства Кара­кум­ского канала в Тур­к­ме­нии, город Крас­но­горск, он там работал. Отец был стро­и­те­лем, однако изна­чально закан­чи­вал в Ленин­граде финан­со­вый тех­ни­кум, полный курс высшего обра­зо­ва­ния ему полу­чить не удалось т.к. после Великой Оте­че­ствен­ной Войны семья зани­мала главен­ству­ю­щее место в жизни, но, тем не менее, про­дол­жал рабо­тать. История сло­жи­лась так, что после войны отец при­ни­мал участие во многих великих стройках того времени: Волго-Донской канал, Крым­ский канал. По завер­ше­нии стро­и­тель­ства Крым­ского канала отцу пред­ло­жили отправиться на стро­и­тель­ство Кара­кум­ского канала, он согла­сился, мы после­до­вали за ним. Это событие и послу­жило начало истории о Мини­стер­стве сред­него маши­но­стро­е­ния в нашей семье. Через год отца пере­вели в Лени­на­бад­ский горно-хими­че­ский ком­би­нат, город Чка­ловск. Там я посту­пил в тех­ни­кум, который имел непо­сред­ствен­ное отно­ше­ние к Мини­стер­ству сред­него про­мыш­лен­но­сти. В данном учебном заве­де­нии гото­вили спе­ци­али­стов сред­него профиля по раз­лич­ным спе­ци­аль­но­стям, начиная от поваров и това­ро­ве­дов и закан­чи­вая хими­ками и спе­ци­али­стами других тех­ни­че­ских наук. По завер­ше­нии учебы про­ис­хо­дило рас­пре­де­ле­ние кадров по городам, я выбрал Урал.

Рас­пре­де­ли­тель­ная комис­сия закон­чила свою работу, я получил напра­в­ле­ние и подъемные и 16 января 1965 года я приехал на свое новое место работы. По рас­пре­де­ли­тель­ной системе того времени мне было сразу же выдано напра­в­ле­ние на кон­крет­ное пред­при­ятие и к кон­крет­ному дирек­тору и конечно же денеж­ное обес­пе­че­ние на первое время, причем все это было сделано еще в тех­ни­куме. После приезда в Снежинск, через какое-то время, мне были выданы пов­торно денеж­ные сред­ства, т.к. при­сут­ство­вали мате­ри­аль­ные издер­жки и их мне ком­пен­си­ро­вали в полном объеме. Плюсом к мате­ри­аль­ной соста­в­ля­ю­щей служило общежи­тие “Восток”, в которое меня посе­лили. Утром первого рабо­чего дня нас ждала машина, чтобы отвезти на рабочее место. Там нас встретили, но сразу же хочется сказать, что вакан­т­ных место по нашим спе­ци­аль­но­стям на тот момент не было, поэтому нас взяли сле­са­рями авто­ре­мон­т­ного дела 5 разряда, а платили как молодым спе­ци­али­стам, по той ставке, которая была акту­альна в то время — 120 рублей в месяц. Все было очень неплохо. Отно­ше­ния были заме­ча­тель­ными, надо мной сразу взяли шефство и помо­гали во всем. Началь­ник сразу поставил задачу: раньше ты работал с авто­мо­би­лями, а теперь будешь рабо­тать с вычи­с­ли­тель­ными маши­нами, твоя задача их освоить. На меня была воз­ло­жена ответ­ствен­ная задача по ремонту этих машин, в случае их поломки. Разо­браться со сложной тех­ни­кой мне помо­гали умельцы нашего КБ, знания пере­да­вались от работ­ника к работ­нику, это очень помо­гало и, в итоге, с поста­в­лен­ной задачей я справился. Парал­лельно с выпол­не­нием своих прямых обя­зан­но­стей я втя­ги­вался с тема­тику отдела. С тече­нием времени старшие това­рищи начали гото­вить меня к пере­ходу на новую работу, свя­зан­ную кон­кретно с дея­тель­но­стью отдела. Я перешел в рас­чет­ную группу. При приеме в группу мне устро­или некий экзамен. Мне зада­вали вопросы, а я на них ста­ра­тельно отвечал, импро­ви­зи­ро­ван­ный экзамен был сдан. Кроме рабочих отно­ше­ний кол­лек­тив свя­зы­вали раз­лич­ного рода спор­тив­ные сорев­но­ва­ния, которые отлично спла­чи­вали кол­лек­тив, так же про­во­ди­лись кра­соч­ные вечера куль­туры. В эти меро­при­ятия были вовле­чены все сотруд­ники, вне зави­си­мо­сти от воз­ра­ста и статуса. Такие меро­при­ятия помо­гали сохра­нить и раз­ви­вать добро­же­ла­тель­ные отно­ше­ния в кол­лек­тиве.

Руко­во­ди­тели всегда отно­си­лись с пони­ма­нием к про­бле­мам, во всех вопро­сах шли на встречу и ока­зы­вали вся­че­скую под­дер­жку не только мне, но и всем молодым спе­ци­али­стам, которые сов­ме­щали работу и учебу. Стоит отметить, что руко­во­ди­тели были заин­те­ре­со­ваны в нашем обу­че­нии и, дабы дать воз­мож­ность реали­зо­вать те знания, что мы при­об­ретали в про­цессе учебы, руко­вод­ство, зача­стую, давало нам задания, которые помо­гали закре­пить тео­рети­че­скую часть про­цесса обу­че­ния. Свой диплом я защищал прямо на про­из­вод­стве. Такая система поз­во­ляла сразу же устро­ить спе­ци­али­ста на под­хо­дя­щее рабочее место и помо­гала опре­де­лить, на что этот спе­ци­алист спо­со­бен. На рабочие места при­хо­дили готовые спе­ци­али­сты, знающие спе­ци­фику своей дея­тель­но­сти.

Кроме рабочих отно­ше­ний кол­лек­тив свя­зы­вали раз­лич­ного рода спор­тив­ные сорев­но­ва­ния, которые отлично спла­чи­вали кол­лек­тив, так же про­во­ди­лись кра­соч­ные вечера куль­туры. В эти меро­при­ятия были вовле­чены все сотруд­ники, вне зави­си­мо­сти от воз­ра­ста и статуса. Такие меро­при­ятия помо­гали сохра­нить и раз­ви­вать добро­же­ла­тель­ные отно­ше­ния в кол­лек­тиве.

Хочется отметить, что в жизни инсти­тута было очень много спор­тив­ных меро­при­ятий, было тяжело под­дер­жи­вать такой высокий темп спор­тив­ной жизни, но моти­ви­ро­ваны были все. Изна­чально при­стра­стие к спорту идет со школы, где необ­хо­димо было сдавать нор­ма­тивы на “БГТО”, в тех­ни­куме были свои нор­ма­тивы, к которым очень серьезно отно­си­лись, в случае не сдачи этих нор­ма­ти­вов тебя могли лишить стипен­дии. Из тех­ни­кума многие люди выхо­дили уже с раз­ря­дами по тому или иному виду спорта, поэтому участие в спор­тив­ной жизни инсти­тута это завер­ша­ю­щий этап физи­че­ской под­го­товки, начав­шейся еще в школе. Спорт играл очень важную роль в жизни кол­лек­ти­вов.