Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники атомного проекта /

Эйшинский Роальд Владимирович

Инженер-элек­трик, физик, кан­ди­дат тех­ни­че­ских наук. Главный тех­нолог, заме­сти­тель глав­ного инже­нера элек­тро­лиз­ного (раз­де­ли­тель­ного) завода «Т» АЭХК, пред­се­да­тель При­ем­ной комис­сии 4-го ГУ Мин­сред­маша по филь­трам для газо­диф­фу­зи­он­ных машин. Внес зна­чи­тель­ный вклад в усо­вер­шен­ство­ва­ние тех­ноло­гии фто­ри­ро­ва­ния уль­тра­дис­пер­с­ных филь­тров крупных газо­диф­фу­зи­он­ных машин. Участ­во­вал в пуске и экс­плу­а­та­ции газовых цен­три­фуг 4–7-го поко­ле­ний.
Эйшинский Роальд Владимирович

В 1962 году был закон­чен ввод в экс­плу­а­та­цию элек­тро­лиз­ного (раз­де­ли­тель­ного) завода на АЭХК. Несколько ранее были пущены раз­де­ли­тель­ные заводы на Урале (УЭХК) и в Томске (СХК). Но раз­де­ли­тель­ный завод на АЭХК был самым мощным в отрасли и отли­чался от них уста­но­в­лен­ным обо­ру­до­ва­нием. В четырех кило­мет­ро­вых кор­пу­сах рас­по­ла­га­лось более семи тысяч газо­диф­фу­зи­он­ных машин, в состав которых входило более 14 тысяч мощных ком­прес­со­ров, в несколько раз сжи­ма­ю­щих гек­са­ф­то­рид урана. Эти ком­прес­соры имели сум­мар­ную мощ­ность при­мерно 1,5 млн кВт, а за год потре­б­ле­ние элек­тро­энер­гии дости­гало 14 млрд кВт/ч, что соста­в­ляло 4% всей элек­тро­энер­гии, выра­ба­ты­ва­е­мой в СССР в 1962 году. По-види­мому, в это время элек­тро­лизный завод АЭХК был самым энер­го­ем­ким пред­при­ятием страны.

В газо­диф­фу­зи­он­ных машинах процесс раз­де­ле­ния изо­то­пов урана про­ис­хо­дит в филь­тру­ю­щих эле­мен­тах. На АЭХК общее коли­че­ство этих эле­мен­тов (в разные периоды) дости­гало 100–150 мил­ли­о­нов штук. При этом в 1-м и 2-м кор­пу­сах машины рабо­тали при дав­ле­нии 100 мм рт. столба, а в 3-м и 4-м — при дав­ле­нии 200 мм рт. столба. В 1963 году воз­ни­кли опре­де­лен­ные труд­но­сти с экс­плу­а­та­цией машин Т-56, ОК-30М в 3-м и 4-м кор­пу­сах, которые были введены в экс­плу­а­та­цию в 1960–1962 годах. Труд­но­сти во многом были обу­сло­в­лены объек­тив­ными при­чи­нами. В этих кор­пу­сах сразу были уста­но­в­лены модер­ни­зи­ро­ван­ные машины Т-56 (6-ярусный фильтр) и ОК-30М (5 ярусов). С целью повы­ше­ния про­из­во­ди­тель­но­сти в машины были поста­в­лены вновь раз­ра­бо­тан­ные, очень мел­ко­по­ри­стые фильтры с про­ни­ца­е­мо­стью 0,3 · 10-3, диаметр пор в филь­трах соста­в­лял при­мерно 0,04 микрона, то есть менее чем в 100 раз пре­вы­шал диаметр моле­кулы гек­са­ф­то­рида урана. Опыта ввода в работу таких филь­тров на машинах Т-56, ОК-30М (дав­ле­ние 200 мм рт. ст.) не было ни на одном из пред­при­ятий отрасли. На СХК (Томск) к этому времени уже экс­плу­а­ти­ро­вались машины Т-56, ОК-30, но не модер­ни­зи­ро­ван­ные, с филь­трами с более высокой про­ни­ца­е­мо­стью, соот­вет­ственно это были четырех- и трех­ъ­я­рус­ные машины, причем для них в даль­нейшем воз­ни­кла необ­хо­ди­мость вос­ста­на­в­ли­вать про­ни­ца­е­мость филь­тров с помощью три­ф­то­рида хлора. Отметим также, что фильтры, уста­на­в­ли­ва­е­мые в газо­диф­фу­зи­он­ные машины, явля­ются, по сути дела, полу­фа­бри­ка­тами: их надо непо­сред­ственно в блоках обра­ба­ты­вать фторо-воз­душ­ной смесью. Эта обра­ботка должна была обес­пе­чить полу­че­ние кор­ро­зи­он­но­у­стой­чи­вых филь­тров, причем с тре­бу­е­мой вели­чи­ной началь­ной про­ни­ца­е­мо­сти. Для этого было необ­хо­димо, чтобы каждый филь­тру­ю­щий элемент (а их было в блоке 300–500 тыс. шт.) под­вер­гался обра­ботке при оди­на­ко­вых тре­бу­е­мых тем­пе­ра­ту­рах и кон­цен­тра­циях фторной смеси в течение нужного времени.

Мето­дика фто­ри­ро­ва­ния филь­тров в модер­ни­зи­ро­ван­ных машинах Т-56, ОК-30М непо­сред­ственно в блоках отра­ба­ты­ва­лась на АЭХК в 3-м корпусе. Я зани­мался этим на машинах ОК-30М в 1960 году еще как пред­стави­тель УЭХК. Ком­прес­соры мощных газо­диф­фу­зи­он­ных машин Т-52, Т-56, ОК-26, ОК-30М также имели опре­де­лен­ные недо­статки. Осо­бенно большим недо­стат­ком машин Т-52, Т-56 было то, что при заде­ва­нии алю­ми­ни­е­вого покры­ва­ю­щего диска рабо­чего колеса ком­прес­сора поло­вин­ного расхода за непо­движ­ные детали про­ис­хо­дил сильный разо­грев и воз­ни­кала бурная реакция: горение алю­ми­ния в атмо­сфере гек­са­ф­то­рида урана — тер­мо­ре­ак­ция. Поскольку мощ­ность элек­тро­дви­га­теля ком­прес­сора Т-56 была велика, то при «тер­мо­ре­ак­ции» он не отклю­чался, и про­ис­хо­дили отдель­ные случаи грубых нару­ше­ний ваку­ум­ной плот­но­сти. В резуль­тате изло­жен­ных объек­тив­ных причин, а также в связи с недо­ста­точ­ным коли­че­ством экс­плу­а­та­ци­он­ного и ремон­т­ного пер­со­нала в 1963 году воз­ни­кли про­блемы с повы­ше­нием уровня отказов ком­прес­со­ров и филь­тров (забития) машин Т-56, ОК-30М в 3-м и 4-м кор­пу­сах. Для решения этих проблем потре­бо­вались зна­чи­тель­ные усилия всего кол­лек­тива АЭХК, и в осо­бен­но­сти — цеха ревизии (№ 91) и тех­ноло­ги­че­ских цехов (№ 81, 82). Опре­де­лен­ный вклад в их решение внесло и упра­в­ле­ние завода «Т», которое начиная с лета 1963 года воз­гла­в­ляли заме­сти­тель глав­ного инже­нера АЭХК, дирек­тор завода «Т» Б. С. Пужаев и главный инженер завода «Т» А. М. Иванов.

В упра­в­ле­ние элек­тро­лиз­ного (раз­де­ли­тель­ного) завода входили: главный дис­пет­чер­ский пункт, его первый руко­во­ди­тель — В. П. Шопен (ныне гене­раль­ный дирек­тор АЭХК); про­из­вод­ственно-тех­ноло­ги­че­ский отдел во главе с В. Л. Коганом (впо­след­ствии Коган более 20 лет был заме­сти­те­лем и началь­ни­ком тех­ноло­ги­че­ского отдела ком­би­ната; отдел воз­главил В. М. Озорнин, в даль­нейшем главный инженер элек­тро­лиз­ного завода); бюро ведения тех­ноло­ги­че­ского режима во главе с О. Н. Дру­жи­ни­ным, который был его бес­смен­ным руко­во­ди­те­лем в течение более 40 лет; в бюро рабо­тали также Репин, Жуков и другие; нала­доч­ное бюро во главе с В. Р. Кар­ну­пом (затем началь­ни­ком бюро стал А. М. Хренков).

В тот сложный период зна­чи­тель­ная доля блоков основ­ного обо­ру­до­ва­ния прошла ремонт, в том числе с жид­кост­ной реге­не­ра­цией или даже с полной заменой филь­тров, а также с реви­зией ком­прес­со­ров. «Про­дувка» с целью опре­де­ле­ния про­ни­ца­е­мо­сти и целост­но­сти филь­тров в блоках до ремонта и после замены филь­тров про­во­ди­лась силами одной из групп нала­доч­ного бюро, воз­гла­в­ля­е­мой А. И. Обу­хо­вым. В группу входило при­мерно десять аппа­рат­чи­ков, которые рабо­тали по сменам и обес­пе­чи­вали непре­рыв­ный процесс ремонта основ­ного обо­ру­до­ва­ния завода «Т». Расчеты, ведение доку­мен­та­ции по про­дувке осу­ще­ст­в­ля­лись Р. А. Девя­то­вой. Кон­троль состо­я­ния про­ни­ца­е­мо­сти филь­тров в блоках на рабочем газе выпол­нялся Н. Г. Пуш­ки­ной, Л. Ф. Брын­ских. Загрузка всего тех­ноло­ги­че­ского обо­ру­до­ва­ния, анализ грубых ано­малий (забитие и поломка филь­тров и т. п.) про­из­во­ди­лись группой во главе с Д. К. Каши­ри­ным. В группу входили З. М. Талаш­ма­нова, В. В. Руденко и другие спе­ци­али­сты. Сотруд­ники нала­доч­ного бюро зани­мались также испы­та­ни­ями блоков с новыми филь­трами, отра­бот­кой режимов фто­ри­ро­ва­ния филь­тров в блоках, про­во­дили другие иссле­до­ва­ния, в том числе по дви­же­нию смазки в тех­ноло­ги­че­ской цепочке, по изме­ре­нию виб­ра­ции ком­прес­со­ров, по новому обо­ру­до­ва­нию КИУ и т. д. Активно рабо­тали Ю. П. Падерин, В. А. Пара­мо­нов (впо­след­ствии началь­ник цеха), В. А. Луньков (впо­след­ствии началь­ник смены завода), Н. Б. Афа­на­сьев, Г. Морозов, Р. Н. Дуран­дина, Е. Латын­цева и многие другие. Хоте­лось бы отметить, что многие иссле­до­ва­ния про­во­ди­лись во вза­и­мо­действии с заме­сти­те­лем глав­ного инже­нера ком­би­ната по научной работе Б. Ф. Алейни­ко­вым, а иногда и под его руко­вод­ством. Нео­с­по­рима его очень большая роль в улуч­ше­нии харак­те­ри­стик основ­ного обо­ру­до­ва­ния завода «Т» начиная с 1963 года и в после­ду­ю­щее время.

Я работал главным тех­ноло­гом (заме­сти­те­лем глав­ного инже­нера) элек­тро­лиз­ного (раз­де­ли­тель­ного) завода «Т» АЭХК с мая 1963 по март 1968 года. Но мне при­хо­ди­лось бывать на АЭХК не один десяток раз в период с 1960 по 2006 год. Эти поездки были связаны с экс­плу­а­та­цией газо­диф­фу­зи­он­ного (я был пред­се­да­те­лем при­ем­ной комис­сии главка по филь­трам в 1963–1976 гг.), а также цен­тро­беж­ного обо­ру­до­ва­ния. При этом я пере­да­вал опыт Ураль­ского элек­тро­хими­че­ского ком­би­ната и изучал опыт АЭХК, неод­но­кратно про­во­дил занятия с его тех­ноло­ги­че­ским пер­со­на­лом. Мне повезло: в течение уже почти 50 лет я сотруд­ни­чал и про­дол­жаю сотруд­ни­чать вот уже с двумя поко­ле­ни­ями работ­ни­ков и руко­во­ди­те­лей АЭХК. Не сочтите за высо­ко­пар­ность, но Иркутск, Ангарск, АЭХК, его бывшие и насто­я­щие сотруд­ники и руко­во­ди­тели были и нав­се­гда оста­нутся в моем сердце!