Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники атомного проекта /

Евстигнеев Юрий Антонович

В 1968 г. окончил Сара­тов­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет им. Н. Г. Чер­ны­шев­ского по спе­ци­аль­но­сти «ради­о­фи­зика и ради­о­элек­тро­ника». С 1970 г. работал во Все­со­юз­ном научно-иссле­до­ва­тель­ском инсти­туте хими­че­ской тех­ноло­гии (ВНИИХТе). С 1989 г. - в АО «ФЦНИВТ «СНПО «Элерон»; в насто­я­щее время - первый заме­сти­тель испол­ни­тель­ного дирек­тора. Автор многих научных работ и изо­б­рете­ний, имеет отра­сле­вые и прави­тель­ствен­ные награды.
Евстигнеев Юрий Антонович

В далеком 1970 году, после окон­ча­ния службы в Забайкаль­ском военном округе, в поисках работы я по реко­мен­да­ции отца встретился в Мин­сред­маше с Е. Т. Мишиным. Сейчас, с высоты про­жи­тых лет, я с уве­рен­но­стью могу сказать, что наша встреча пре­до­пре­де­лила всю мою даль­нейшую про­фес­си­о­наль­ную карьеру. Евгений Тро­фи­мо­вич пред­ло­жил мне работу в тогда уже соз­дан­ном им отделе «З», который зани­мался раз­ра­бот­кой тех­ни­че­ских средств охраны.

Отдел воз­гла­в­лял кан­ди­дат тех­ни­че­ских наук Олег Алек­сан­дро­вич Сто­ля­ров, под его началом тру­ди­лись 45-50 сотруд­ни­ков. Уж не знаю за какие заслуги, но мне дали долж­ность младшего науч­ного сотруд­ника с окладом 140 рублей.

Мне пре­до­ставили место в комнате пло­ща­дью 35 кв.м., где, помимо меня, раз­ме­щались еще 7 сотруд­ни­ков. Помню, что на рабочих столах у нас не было ничего, кроме горы лент от само­пис­цев, и эти ленты мы, не под­ни­мая глаз, при­стально изучали.

Тогда моим непо­сред­ствен­ным началь­ни­ком был Вла­димир Михайло­вич Легонь­ков, который впо­след­ствии стал мне добрым другом и това­ри­щем. Вла­димир Михайло­вич только что прибыл из Желтых Вод, где в опытную экс­плу­а­та­цию был уста­но­в­лен прибор «Радиан А», и привез с собой еще гору таких же лент. Кратко объ­яс­нив суть, он сфор­му­ли­ро­вал задачу: на ленте должна быть только прямая линия — и никаких заго­гу­лин. Вот так, в борьбе с этими самыми заго­гу­ли­нами, я провел 20 лет, исполь­зуя весь потен­циал знаний, при­об­ретен­ных на физи­че­ском факуль­тете Сара­тов­ского госу­дар­ствен­ного уни­вер­си­тета.

Очень хорошо помню наши первые прави­тель­ствен­ные задания — в крат­чайший срок обо­ру­до­вать систе­мой охран­ной сиг­нали­за­ции Алмазный фонд и орга­ни­зо­вать демон­стра­цию жем­чу­жины Лувра, картины Лео­нардо Да Винчи «Мона Лиза». О том, как мы рабо­тали с этой «девуш­кой», хочу рас­ска­зать попо­дроб­нее.

Каза­лось бы, простая задача — орга­ни­зо­вать безо­пас­ную демон­стра­цию, но в итоге она пре­вра­ти­лась в пол­но­цен­ный НИОКР. Евгений Тро­фи­мо­вич создал мощную коо­пе­ра­цию: заводу «Молния» было пору­чено сделать бро­ни­ро­ван­ную кабину, а нашему кол­лек­тиву — систему под­дер­жа­ния климата. В соот­вет­ствии с тех­ни­че­ским зада­нием тем­пе­ра­тура должна была дер­жаться в пре­де­лах 19-20 гра­ду­сов по Цельсию, а влаж­ность — не пре­вы­шать 50-55 про­цен­тов; при этом одним из тре­бо­ва­ний фран­цуз­ской стороны было четкое и непре­рыв­ное фик­си­ро­ва­ние этих данных на бумаж­ном носи­теле.

Времени на долгие раз­мыш­ле­ния у нас не было, поэтому мы решили исполь­зо­вать обо­ру­до­ва­ние кли­ма­ти­че­ской камеры, что и было с успехом сделано. Окон­ча­тель­ная сборка про­хо­дила на заводе «Молния». Однако не обо­шлось без сюр­при­зов: после сборки на вну­трен­ней стороне одного из двух стекол остался отпе­ча­ток руки. Разо­брать кабину было невоз­можно, проще сделать новую. Много всего мы пере­про­бо­вали, благо Бог наделил не только умом, но и сме­кал­кой, — но в итоге ничего не помогло, отпе­ча­ток так и остался на стекле кабины как без­мол­в­ный сви­детель триумфа картины перед москов­ской ауди­то­рией.

Как ока­за­лось, впереди нас ждала еще одна про­блема. Ни один проход Пуш­кин­ского музея не поз­во­лял про­не­сти кабину стоя, поэтому ее внесли в демон­стра­ци­он­ный зал лежа. И вот тут-то и воз­ни­кла главная труд­ность — как же кабину под­ни­мать. Раз­ме­стить подъемные меха­низмы в зале не пред­ста­в­ля­лось воз­мож­ным. Помогла сме­калка О. А. Сто­ля­рова. Он пред­ло­жил под­ло­жить под кабину рези­но­вую лодку и надуть ее. С исполь­зо­ва­нием такого допол­ни­тель­ного меха­низма кабину удалось бла­го­по­лучно поднять и поставить.

И вот настал дол­го­ждан­ный момент. Полотно с пор­третом Моны Лизы было доста­в­лено в музей им. А. С. Пушкина в сопро­во­жде­нии сотруд­ницы Лувра и хра­ни­теля, ответ­ствен­ного за картину. Холст в свер­ну­том состо­я­нии нахо­дился в спе­ци­аль­ной капсуле, обес­пе­чи­ва­ю­щей сохран­ность картины в самых экс­тре­маль­ных усло­виях, вплоть до ави­а­ка­та­строфы. Мне посчаст­ли­ви­лось при­сут­ство­вать при вскры­тии капсулы и, более того, при­дер­жи­вать холст за кончики, пока хра­ни­тель при­би­вал его к раме золо­тыми гвоз­ди­ками.

После уста­новки картины в кабину по просьбе сотруд­ницы Лувра мы про­ве­рили систему кон­троля тем­пе­ра­туры и влаж­но­сти. Вся инфор­ма­ция фик­си­ро­ва­лась на ленте само­писца в виде двух прямых линий. Чтобы убе­диться в рабо­то­с­по­соб­но­сти всех ком­по­нен­тов защиты, сотруд­ница Лувра открыла боковую дверцу кабины, и в тот же момент стрелки бук­вально заш­калили, а кроме того, поя­ви­лась зву­ко­вая и свето­вая сиг­нали­за­ция.

После успеш­ного завер­ше­ния демон­стра­ции картины фран­цуз­ская сторона забрала с собой все ленты само­пис­цев. А когда я — уже в 90-х годах — побывал в Лувре, то увидел, что картина и там раз­ме­щена в спе­ци­аль­ной кабине за стеклом.

Скажу честно: труд­но­сти в работе, конечно же, были. Разве можно прожить жизнь, не стал­ки­ва­ясь с труд­но­стями, непо­ни­ма­нием и другими неу­ря­ди­цами?! Основ­ная труд­ность для нас была, в первую очередь, в том, чтобы убедить потен­ци­аль­ных заказ­чи­ков в необ­хо­ди­мо­сти исполь­зо­ва­ния тех­ни­че­ских средств охраны.

Напри­мер, в 1975 году был орга­ни­зо­ван выезд спе­ци­али­стов СКБ во главе с Ю. Б. Ива­но­вым в Бол­гар­скую народ­ную рес­пу­б­лику для реали­за­ции проекта осна­ще­ния ком­плекса «Баяна» систе­мой физи­че­ской защиты (СФЗ). В каче­стве системы сбора и обра­ботки инфор­ма­ции (СОИ) был при­ме­нен «Тритон», постро­ен­ный на основе первой инте­граль­ной СОИ «Трасса-1». В каче­стве второго рубежа на пери­метре исполь­зо­ва­лось ради­о­лу­че­вое сред­ство «Фобос», раз­ра­бо­тан­ное под руко­вод­ством В. А. Леонова.

В самом начале работы слу­чился забав­ный эпизод. Когда мы с группой бол­гар­ских спе­ци­али­стов обсу­ждали график про­ве­де­ния работ и мате­ри­ально-тех­ни­че­ское обес­пе­че­ние, на все наши вопросы бол­гар­ская сторона дружно кивала головой, что нас очень радо­вало. Однако в итоге мы поняли, что при­ня­тый в мире жест согла­сия — кивок — у них имеет совер­шенно проти­во­полож­ное зна­че­ние.

Тем не менее, прак­ти­че­ски за один год были завер­шены все работы, и ком­плекс был предъ­я­в­лен к сдаче. При­е­хав­шие Евгений Тро­фи­мо­вич Мишин и Алек­сандр Ива­но­вич Бело­но­сов раз­ра­бо­тали насто­я­щий сце­на­рий демон­стра­ции, тща­тельно его отре­пети­ро­вали, причем мне доста­лась роль интру­дера (зло­у­мыш­лен­ника), пере­ле­за­ю­щего через загра­жде­ние.

Все прошло на «ура». На сле­ду­ю­щий день Е. Т. Мишин должен был предъ­я­в­лять ком­плекс Тодору Живкову — гене­раль­ному секретарю КПБ. Но вдруг, уже поздно вечером, всё инфор­ма­ци­он­ное табло засвети­лось тре­вож­ной инфор­ма­цией. То, что мы испы­тали в этот период, трудно описать. Только под утро нам удалось найти причину сбоя: кто-то забыл закрыть люк кабель­ной канали­за­ции, и туда про­вали­лась собака, которая от испуга пере­грызла сиг­наль­ный кабель. Неис­прав­ность быстро лик­ви­ди­ро­вали, а ком­плекс успешно сдали, получив высокую оценку руко­вод­ства Бол­га­рии и лично Тодора Живкова.

Опыт, полу­чен­ный в Бол­га­рии, был с успехом исполь­зо­ван при стро­и­тель­стве ком­плек­сов физи­че­ской защиты Пре­зи­дент-Отеля и Дома прави­тель­ства в Москве.

За время своей про­фес­си­о­наль­ной карьеры мне посчаст­ли­ви­лось участ­во­вать в раз­ра­ботке и вне­дре­нии при­бо­ров «Радиан» и «Ромб», осно­ван­ных на при­ме­не­нии емкост­ного прин­ципа обна­ру­же­ния. Их устой­чи­вая работа в раз­лич­ных кли­ма­ти­че­ских усло­виях обес­пе­чи­ва­лась исполь­зо­ва­нием охран­ного элек­трода, откры­тие кото­рого под руко­вод­ством Ю. К. Свир­ского обес­пе­чило насто­я­щий прорыв в соз­да­нии емкост­ных средств обна­ру­же­ния.

О будущем атомной отрасли и о своем будущем могу с уве­рен­но­стью сказать: главное — это не стоять на месте. Без инно­ва­ций, без про­гресса нет дви­же­ния вперед. И этого дви­же­ния не надо бояться.

То, что после Чер­но­быля и Фуку­симы отно­ше­ние неко­то­рых стран к атомной энергии поме­ня­лось, — это факт, не буду его отри­цать. Но даже самым ярым против­ни­кам, если уж на то пошло, я могу сказать, что атом — это не только АЭС, это и ядерная меди­цина, и многое-многое другое. И мои слова под­твер­ждает ста­ти­стика. Взять хотя бы мое родное пред­при­ятие, АО «ФЦНИВТ «СНПО «Элерон»: наши заказы год от года растут, коли­че­ство парт­не­ров уве­ли­чи­ва­ется, — значит, мы дви­га­емся в верном напра­в­ле­нии.

Работа — работой, но у меня есть твердая уве­рен­ность, что у каждого чело­века должны быть какие-то увле­че­ния. Иногда очень важно отклю­читься и пол­но­стью рас­сла­биться. Кстати, именно в такие моменты вдруг из ниот­куда рожда­ются решения сложных задач, которые подчас не мог осилить на работе.

Я всю жизнь ста­рался зани­маться спортом, выбрал для себя большой теннис и сейчас про­дол­жаю играть, получаю насто­я­щее удо­воль­ствие от нахо­жде­ния на корте.

Бла­го­дарю судьбу, что всю жизнь меня под­дер­жи­вала моя семья. Это давало и дает мне огромный стимул рабо­тать и дальше на благо нашей Родины.