Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники атомного проекта /

Евсеев Александр Федорович

Заслу­жен­ный работ­ник НИИАР, Заслу­жен­ный работ­ник атомной про­мыш­лен­но­сти Рос­сийской Феде­ра­ции. Механик экс­пе­ри­мен­таль­ных стендов и уста­но­вок 9-го разряда. Награ­жден орде­нами Тру­до­вого Крас­ного Знамени, «Знак Почета», меда­лями «За доблест­ный труд» и «Ветеран труда», брон­зо­вой медалью ВДНХ СССР, преми­ро­ван авто­мо­би­лем от ВДНХ СССР. Удо­стоен пре­стиж­ной премии Улья­нов­ской области имени М. И. Лима­сова. Автор четырех патен­тов на изо­б­рете­ния. Около 100 его раци­о­нали­за­тор­ских пред­ло­же­ний вне­дрено в про­из­вод­ство.
Евсеев Александр Федорович

Вырос я в селе Степная Васи­льевка Меле­кес­ского района. Отец, ком­му­нист Федор Васи­лье­вич Евсеев, пал смертью храбрых в 1943 году под Орлом. Когда пришла похо­ронка, мне было только 8 лет, и я был старшим из пяти детей, которые остались с матерью Луке­рьей Алек­сан­дров­ной. В селе ведется так: если нет отца, старший сын — кор­ми­лец. Конечно, я делал всё: косил сено, варил обед, пилил дрова, уха­жи­вал за скоти­ной. Как же без этого. Окончил среднюю школу, пошёл в армию. Служил в авиации, здесь и в ком­му­ни­сти­че­скую партию вступил. Пытался посту­пить в инсти­тут меж­ду­на­род­ных отно­ше­ний, не прошёл по кон­курсу, вер­нулся домой. Пере­про­бо­вал несколько про­фес­сий.

В 1964 году я пришёл в отдел кадров НИИАРа и посту­пил сле­са­рем в отдел иссле­до­ва­тель­ских реак­то­ров. Нельзя сказать, что я мечтал об этом с детства. Начал сле­са­рем 4-го разряда, потом стал элек­тро­мон­тёром 5-го разряда, освоил вторую спе­ци­аль­ность — токаря, потом стало инте­ресно, и я освоил про­фес­сию ради­о­элек­тро­мон­таж­ника, затем — меха­ника экс­пе­ри­мен­таль­ных стендов и уста­но­вок. Работая в лабо­ра­то­рии, по вечерам я учился в Улья­нов­ском элек­тро­ме­ха­ни­че­ском тех­ни­куме. Первым моим настав­ни­ком был Алек­сандр Фомич Костюченко — уни­каль­ный мастер. Он часто при­го­ва­ри­вал: «Ты не смотри, что я с высшим обра­зо­ва­нием, а работаю простым лабо­ран­том. Дело наше тонкое, твор­че­ское и требует от чело­века высочайшей куль­туры и под­го­товки». Я всегда помнил эти слова.

Работу свою я люблю. При под­го­товке экс­пе­ри­мен­тов сам делаю чертежи деталей и уста­но­вок, многие метал­ли­че­ские изделия про­хо­дят через мои руки. Иногда пред­ла­гаю свое видение-решение поста­в­лен­ной задачи. Вот, к примеру, в 1986 году был случай. Физики при­вы­кли делать скидку на ради­а­ци­он­ный фон, воз­ни­ка­ю­щий в про­цессе испы­та­ний от метал­ли­че­ских кор­пу­сов. Никто не заду­мы­вался, почему инди­ка­торы раз­ме­ща­ются в гро­мозд­ких мас­сив­ных метал­ли­че­ских устройствах. Я пред­ло­жил раз­ме­щать их в тонкой алю­ми­ни­е­вой про­волоке, и фон сразу исчез. Правда, это была юве­лир­ная работа токаря — про­свер­лить в этой про­волоке отвер­стия диа­мет­ром 0.3 мм.

Было при­ду­мано много нов­ше­ств и изо­б­рете­ний. Есть у меня одно нео­быч­ное. Когда-то пер­во­быт­ный человек доду­мался при­вя­зать камень к палке, полу­чился первый молоток. Второй про­свер­лил в камне дырку. Третий вбил кость для закреп­ле­ния. Но на про­тя­же­нии веков инстру­мент неиз­менно спадал с руко­ятки. И вот я пред­ло­жил делать клин в теле инстру­мента. Он может быть в виде тре­у­голь­ника или трёх, четырех- или пяти­лу­че­вого клина. Таким образом, полу­ча­ется, что я тот самый чет­вер­тый — после первых трёх древних изо­б­рета­те­лей. Про­дол­жил эста­фету длиной в тысячи лет.

При моем непо­сред­ствен­ном участии про­ис­хо­дило соо­ру­же­ние кри­ти­че­ских стендов реак­то­ров МИР и СМ. Я также при­вле­кался и при­вле­ка­юсь к раз­ра­ботке, изго­то­в­ле­нию и вне­дре­нию в про­из­вод­ство многих систем, узлов и эле­мен­тов осна­стки тех­ноло­ги­че­ского обо­ру­до­ва­ния и экс­пе­ри­мен­таль­ных устройств реак­то­ров МИР, СМ, РБТ-6, РБТ-10.

Мои идеи, кон­струк­тор­ские и тех­ни­че­ские решения вне­дрены на многих уста­нов­ках НИИАР. При этом чер­теж­ную доку­мен­та­цию я делал сам. А то, что сделано, рабо­тает долгие годы и не лома­ется. Я посто­янно зани­ма­юсь само­об­ра­зо­ва­нием. Инте­ресно не столько сделать, что попро­сят или закажут, а прежде всего узнать, для чего это будет рабо­тать и какой резуль­тат пла­ни­ру­ется полу­чить. После осмы­сле­ния полу­чен­ной инфор­ма­ции сам пред­ла­гаю решения, улуч­ша­ю­щие пер­во­на­чаль­ный замысел, проект или кон­струк­цию.

Всегда следил за меж­ду­на­род­ным поло­же­нием в стране и мире. Желание стать дипло­ма­том было очень серьезным, поэтому более 40 лет я был поли­т­ин­фор­ма­то­ром в отделе и пар­тий­ной орга­ни­за­ции. Очень люблю слушать клас­си­че­скую музыку. Моя жена Ирина Нико­ла­евна — извест­ный в городе и области музы­кант, руко­во­ди­тель ансам­бля скри­па­чей, пре­по­дает по классу скрипки в детской музы­каль­ной школе. Сын Леонид тоже играет на скрипке (рабо­тает в НИИАРе старшим научным сотруд­ни­ком, кан­ди­дат физико-мате­ма­ти­че­ских наук).

Много мест я объез­дил по стране с моим другом Олегом Андре­е­ви­чем Мела­щенко, который руко­во­дил турист­ско-поис­ко­вым отрядом «Дзер­жи­нец», соз­дан­ным в нашем инсти­туте еще в 1965 году. Бывал в экс­пе­ди­циях по местам боевой славы в Закав­ка­зье, Мол­давии, Бело­рус­сии, Украине, При­бал­тике. Разыс­ки­вали могилы зем­ля­ков — участ­ни­ков боевых сра­же­ний, неиз­вест­ных героев Великой Оте­че­ствен­ной войны. С нами в походы ездили и вете­раны ВОВ, и молодые сотруд­ники инсти­тута. Всегда и везде фото­гра­фи­ро­вали, а потом делали большие фото­вы­ставки-отчеты в Доме куль­туры «Восход» о про­де­лан­ной работе и кра­си­вых местах нашей Родины. Фото­гра­фии вошли в архивы НИИАР, под­раз­де­ле­ний и сотруд­ни­ков инсти­тута.

У меня есть неболь­шая кол­лек­ция фото­а­п­па­ра­тов, наи­бо­лее инте­ресны доре­во­лю­ци­он­ный немец­кий пави­льон­ный фото­а­п­па­рат ФК с кор­пу­сом из крас­ного дерева. Похож на него и оте­че­ствен­ный ФК 60-х годов, его корпус из клена. Уже 50 лет я работаю на одном месте, улучшаю обо­ру­до­ва­ние и свое рабочее место в мастер­ской. Этим я под­твер­ждаю народ­ную муд­рость «Не место красит чело­века, а человек — место».