Продолжать традиции Минсредмаша
Я родился в 1958 г. в с. Чингис Новосибирской области, в многодетной семье, где было восемь детей. Папа, Емельянов Стефан Федорович, родился в 1915 г., начал войну в 1939 г. в Карелии, был ранен, женился в 1940 г. на маме, Королевой Александре Алексеевне, она с 1922 года. В январе 1941 г. у них родилась старшая дочь. Папа прошёл всю войну до Берлина, а закончил её в Праге. В наше время к созданию таких больших семей призывает президент РФ В. В. Путин. Только семьи с таким количеством детей могут спасти русский мир от вымирания.
В 1974 г. после окончания 8 классов я поступил в Сибирский политехникум г. Новосибирска, который являлся 29-м цехом Завода химконцентратов (80-го завода Минсредмаша), на специальность "Контрольно-измерительные приборы и автоматика". Помню, при прохождении производственной практики на заводе на оформление пропуска из Министерства уходило до девяти месяцев, это была проверка всех членов семьи. Преддипломную практику я проходил на Искитимском электродном заводе в г. Искитиме Новосибирской области. Во время практики на пуск завода приезжал председатель правительства А. Н. Косыгин. По окончании техникума я попал в г. Зарафшан Узбекской ССР. «Покупателями» за нами в г. Новосибирск приехали выпускники нашего техникума А. Ваинмастер и А. Калашников, которые уже проработали в Навоийском горно-металлургическом комбинате в г. Зарафшане десять лет. Их рассказ о том, как они в пустыне строили завод ГМЗ-2 и город, потряс меня до глубины души. Так я был направлен на предприятие п/я 1372 в распоряжение директора НГМК А. А. Петрова. В 1978 году у меня появилась запись в трудовой книжке: «Электрослесарь КИПиА 5 разряда».
26 лет я отработал на любимом комбинате, где прошёл путь от слесаря до первого заместителя генерального директора НГМК. В 1998 году совет директоров единогласно проголосовал за мою кандидатуру, а мне ещё не было 40 лет. Любимыми моими учителями были Николай Ефимович Лысенко — заместитель директора комбината по транспорту, начальник рудника «Мурунтау» Валентин Яковлевич Кохтарев, начальник шахты «Мурунтау» Василий Андреевич Бушевцев, начальник управления автомобильного транспорта Виктор Владимирович Кушев, главный инженер рудоуправления Николай Иванович Кучерский, главный инженер комбината Леонид Михайлович Дёмич, директор комбината Анатолий Анатольевич Петров. Кучерский был инженером от Бога, именно он привил любовь к моей специальности, всегда требовал докладывать ему чётко и понятно, не любил неправды. Именно под его руководством я оформлял рацпредложения и получал за это премии. Был удостоен чести получения высшей награды за качество золота, выпускаемого в НГМК, — в 2000 г. получил «Платиновый приз» в Нью-Йорке (США).
Из города Зарафшана на площадку Бессопан, где находился ГМЗ-2, курсировал рабочий поезд. Его в шутку называли "мотанья". Расстояние до рабочей площадки в 30 километров поезд проходил за 50 минут: можно было выспаться, забравшись на верхнюю полку. Однажды я опоздал на поезд, и пришлось голосовать на дороге. Мимо проезжает "Волга" директора Рудоуправления Виталия Николаевича Сигедина, останавливается, и водитель Юра Богдан машет мне: садись в машину. Виталий Николаевич предложил мне переднее место и спросил, откуда я приехал и где тружусь. Он оказался моим земляком, из Томска. Спросил меня, как расшифровывается ЦРУ, а я ему в ответ: «Царство Рыжего Удава»! Он как шлёпнет меня по плечу, а ручища у него была, как у кузнеца. «Молодец, — говорит, — вечером в 17.00 ко мне в кабинет". А там меня ждал «четырехугольник»: Сигедин, Кучерский, секретарь парткома Письменный, председатель профкома Проценко. Я вкратце доложил о себе и ответил на их вопросы, и тогда директор предложил мне поработать на руднике «Мурунтау» в УАТе. Моя работа тогда заключалась в подготовке к переходу на более совершенные автосамосвалы БелАЗ грузоподъёмностью 75-110 тонн.
Собрав группу водителей, я отбыл с ними на завод БелАЗ в г. Жодино. Это был август 1979 года, ровно через неделю после трагедии самолёта (11.08.1979 потерпел крушение самолёт с футбольной командой «Пахтакор»). Два месяца мы учились, работали на сборочном и разборочных конвейерах. Разобранный самосвал в 75 тонн поставлялся на 4-х ж.д. платформах. В начале сентября нас повезли на экскурсию в Хатынь. Впечатление, конечно, невероятное, тем более, что о фашистских злодеяниях нам рассказывал их очевидец Иван Камински, там же присутствовал первый секретарь Компартии Белоруссии П. М. Машеров.
Николай Ефимович Лысенко гонял меня по рудникам, где уже работали указанные автосамосвалы. Я перенимал опыт, анализировал причины неисправностей, докладывал и всё это конспектировал, можно было докторскую написать. В 1981 году мы с Н. Е. Лысенко докладывали начальнику Первого ГУ Минсредмаша Н. Б. Карпову. Его интересовало всё: каков будет расход топлива, на сколько сократится численность водителей, готова ли ремонтная база, каковы дороги в карьере. В итоге только после его посещения карьера было принято решение о приобретении таких самосвалов. В мае 1981 г. началась их поставка в Зарафшан. Когда собрали уже 110 тонн, на пуск прибыл Е. П. Славский с первым секретарём Компартии Узбекистана Ш. Р. Рашидовым. Проехав немного на самосвале, Ефим Павлович заявил, что управлять этой техникой легче, чем автомобилем "Волга": "Вот и план я вам увеличиваю — будет 43 млн. горной массы". Приходилось жить на руднике, в город не отпускали, мы и мылись, и стирались на карьере. В итоге план выполнили.
Я прошёл большую жизненную школу и партийную учёбу в Университете марксизма-ленинизма в г. Зарафшане, окончил филиал Ташкентского политехнического университета по специальности "горный инженер-энергетик". Когда стал заместителем директора комбината, заочно окончил Московский геологоразведочный институт по специальности "горный инженер". Кучерский требовал, чтобы его замы были горняками.
Вспоминаю 1978 год: жара была необыкновенная, 47 градусов в тени, техника не выдерживала. В городе запустили озеро, в основном это был недельный запас воды для завода. Вода по трубам диаметром 1400 мм и длиной 200 км с п. Сазакино из Аму-Дарьи подавалась семью насосными станциями в город. Командовал этим хозяйством замечательный руководитель Василий Васильевич Повереннов.
Хотя магазины были забиты мясом и колбасами, сырами и всеми необходимыми продуктами, любимой едой у меня был жаренный на хлопковом масле лук с черным хлебом и зелёный чай без сахара. Деньги приходилось отправлять родителям. Тогда в каждом средмашевском городе — Навои, Зарафшане, Учкудуке, Нуробаде, Зафарабаде — были свои ОРСы, МСЧ, детские сады, ЖКУ, и вся эта социалка тянула на 25-30 процентов себестоимости готовой продукции. Но Славский на это шёл осознанно и заставлял строить пионерские лагеря, санатории, дома отдыха. Благодаря ему была создана уникальная структура, которую мы называли «государством в государстве».
В октябре 1980 г. в Зарафшан для награждения званием Героя Социалистического Труда бригадира экскаваторщиков В. К. Понкратова и водителя автосамосвалов В. Я. Лускарёва прибыл министр Е. П. Славский. Он осмотрел пионерский лагерь «Золотинка», искупался в бассейне. Я был от партии назначен к нему помощником. Ефим Павлович после бассейна ополоснулся и ради дезинфекции протёрся одеколоном «Красная Москва», специально привезённым для этих целей, вытерся полотенцем, надел халат и пошёл в столовую. Вот так судьба познакомила меня с этим замечательным человеком. Я горд тем, что мне довелось поздороваться с министром за руку. Сигедин посмеялся: «Разрешаю неделю не мыть руки!»
28.10.1998 года я был приглашён в Москву в Колонный зал на 100-летний юбилей Славского. До сих пор храню пригласительный билет, книгу и маленький бюст великого министра. Из речей на торжественном вечере врезалось в память выступление Н. И. Рыжкова, где он подробно описал, как после Чернобыльской аварии ему несколько раз звонил Горбачёв и требовал взять у Славского заявление о его увольнении. Николай Иванович говорил, что ему было стыдно звонить такой величине. В итоге Ефим Павлович явился к нему с заявлением сам. От таких воспоминаний мурашки по телу бегут и волосы поднимаются.
В 1987 году мне пришлось участвовать в ликвидации последствий землетрясения в Армении в городах Спитаке и Ленинакане. Для этого была создана автоколонна из 45 автомашин — самосвалов КрАЗ, МАЗ, автокранов. Я возглавил колонну, и мы выдвинулись своим ходом через паромную переправу в Баку. В этот период происходили волнения в Нагорном Карабахе, и пока мы следовали по территории Азербайджана, местные жители на ходу нам выбили все стёкла. Слава Богу, что никто из водителей не пострадал. Месяц мы разбирали завалы, доставали трупы, только потом прибыл В. Н. Михайлов. Он приказал передать всю технику местной автобазе. Желающие водители пусть остаются, а остальным нужно отбыть в распоряжение Н. И. Кучерского.
Из научных открытий у меня совместно с Институтом ВНИПИпромтехнологии, В. В. Карамушкой, М. Н. Тадеевым, Институтом горного дела, ВИМС получены три патента на переработку первичных, сульфидных и упорных руд. Работая в должности советника генерального директора Уранового холдинга "АРМЗ" В. Н. Верховцева, я выезжал на золоторудные месторождения и проводил испытания данных руд. Метод позволяет окислять руды специальным раствором, получать извлечение золота 80-85 процентов.
В 2002 году случай опять свёл меня с В. Н. Михайловым. Он приехал вместе с В. П. Карамушкой для ознакомления с опытом работы СП "Зарафшан-Ньюмонт" по извлечению золота методом кучного выщелачивания. Меня вызвал Кучерский и велел доставить их в Зарафшан на предприятие. И чтобы я ехал сам за рулём, без водителя. Ознакомившись с предприятием, Владимир Никитович попросил провезти его по городу Зарафшану с экскурсией. Возвращаясь поздно вечером, он спросил у меня, сколько лет я отработал на этом предприятии и являюсь ли я ветераном министерства. Я ответил, что ещё не удостоен такого звания. Он потребовал копию трудовой и паспорта. А в 2003 году я получил это звание, будучи гражданином Узбекистана.
Самым любимым занятием в Узбекистане, когда всё хорошо на предприятии, были рыбалка и охота. Мы выезжали на два выходные дня и отдыхали. Это самые лучшие воспоминания. Случалось, что не отпускали в отпуск, пока не выполнишь план. Супруга и дети, конечно, были недовольны: "Все заказывают путёвки и едут отдыхать, а ты ни разу не пользовался путёвками". Я отправлял отдыхать семью.
Когда я перешёл на работу в Навои, меня судьба свела с замечательным руководителем, другом Кучерского, директором ПО "Навоиазот" В. С. Крупиным. Это руководитель от Бога. На очередном совещании в кабинете министров Узбекистана по программе локализации и импортозамещению продукции он обвинил НГМК, что ему не заявляют свою потребность в химической промышленности, а тратят валюту на приобретение продукции из других стран. После ряда совещаний мы благодаря ему более 90% продукции начали выпускать на ПО "Навоиазот". Совсем недавно он поведал на своём юбилее, что Ю. М. Лужков в общей сложности проработал 10 лет в командировках в г. Навои по созданию топлива для космических ракет и получил Государственную премию. Лужков занимался темой топлива для космических ракет.
В 2004 году я вынужден был по семейным обстоятельствам закончить свою трудовую деятельность в Узбекистане и переехать в г. Воронеж, а потом и в Москву, чтобы уделить внимание детям и дать им возможность получить достойное образование. Дети всегда должны жить лучше, чем родители. Иначе не будет процветания нации.
40 лет назад судьба свела меня с Николаем Петровичем Петрухиным. Этот уникальный руководитель посещал с рабочими поездками все подразделения не только НГМК, но и подразделения всех комбинатов Первого ГУ Минсредмаша. Он лично знал каждого директора и всех главных специалистов. По приезду в Москву мы обязательно встречались у него в кабинете и обсуждали текущие моменты строительства на предприятиях. Николая Петровича можно было ночью поднять, и он рассказал бы о самых последних результатах строительства промышленных и гражданских объектов на горнорудных комбинатах. Отсюда и наше уважительное к нему отношение. Он настоящий учитель и воспитатель не одного подрастающего поколения Минсредмаша.
В последнее время я работал советником генерального директора Горнорудного дивизиона ГК "Росатом". И на вопрос, что способствует развитию атомной отрасли в настоящее время, хочется ответить словами его генерального директора Владимира Николаевича Верховцева: «Сегодня наша задача — продолжать традиции Минсредмаша, трудиться на благо нашего общего дела, строить новые рудники, качественно и в срок обеспечивать страну стратегическим сырьём — так, как это делал великий Е. П. Славский. Россия ураном обеспечена, как никто другой в мире. Эльконский горно-металлургический комбинат в Якутии располагает запасами в 357 тыс. тонн. Это второе по запасам месторождение в мире. Пока мы его не разрабатываем, потому что добыча горным способом там дороговата — дороже, чем в Краснокаменске. А у нас есть «Хиагда» в Бурятии, «Далур» в Курганской области, где добыча гораздо дешевле, т.к. ведётся методом выщелачивания. Такой потенциал позволяет «Росатому» делать иностранным партнёрам пакетные предложения — не просто построить АЭС, но и гарантировать её обеспеченность российским топливом».