Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники атомного проекта /

Емельянов Сергей Степанович

Первый заме­сти­тель гене­раль­ного дирек­тора Наво­ийского горно-метал­лур­ги­че­ского ком­би­ната (1998-2004 гг.), ветеран атомной энер­гетики и про­мыш­лен­но­сти Мина­тома РФ, Заслу­жен­ный работ­ник про­мыш­лен­но­сти Рес­пу­б­лики Узбе­ки­стан. Полный кавалер почёт­ного знака «Гор­няц­кая слава», ветеран труда Рос­сийской Феде­ра­ции.
Емельянов Сергей Степанович

Я родился в 1958 г. в с. Чингис Ново­си­бир­ской области, в мно­го­дет­ной семье, где было восемь детей. Папа, Еме­лья­нов Стефан Федо­ро­вич, родился в 1915 г., начал войну в 1939 г. в Карелии, был ранен, женился в 1940 г. на маме, Коро­ле­вой Алек­сан­дре Алек­се­евне, она с 1922 года. В январе 1941 г. у них роди­лась старшая дочь. Папа прошёл всю войну до Берлина, а закон­чил её в Праге. В наше время к соз­да­нию таких больших семей при­зы­вает пре­зи­дент РФ В. В. Путин. Только семьи с таким коли­че­ством детей могут спасти русский мир от выми­ра­ния.

В 1974 г. после окон­ча­ния 8 классов я посту­пил в Сибир­ский поли­тех­ни­кум г. Ново­си­бир­ска, который являлся 29-м цехом Завода хим­кон­цен­тра­тов (80-го завода Мин­сред­маша), на спе­ци­аль­ность "Кон­трольно-изме­ри­тель­ные приборы и авто­ма­тика". Помню, при про­хо­жде­нии про­из­вод­ствен­ной прак­тики на заводе на офор­м­ле­ние про­пуска из Мини­стер­ства уходило до девяти месяцев, это была про­верка всех членов семьи. Пред­ди­пломную прак­тику я про­хо­дил на Иски­тим­ском элек­трод­ном заводе в г. Иски­тиме Ново­си­бир­ской области. Во время прак­тики на пуск завода при­ез­жал пред­се­да­тель прави­тель­ства А. Н. Косыгин. По окон­ча­нии тех­ни­кума я попал в г. Зараф­шан Узбек­ской ССР. «Поку­па­те­лями» за нами в г. Ново­си­бирск при­е­хали выпускники нашего тех­ни­кума А. Ваин­ма­стер и А. Калаш­ни­ков, которые уже про­ра­бо­тали в Наво­ийском горно-метал­лур­ги­че­ском ком­би­нате в г. Зараф­шане десять лет. Их рассказ о том, как они в пустыне строили завод ГМЗ-2 и город, потряс меня до глубины души. Так я был напра­в­лен на пред­при­ятие п/я 1372 в рас­по­ря­же­ние дирек­тора НГМК А. А. Петрова. В 1978 году у меня поя­ви­лась запись в тру­до­вой книжке: «Элек­тро­с­ле­сарь КИПиА 5 разряда».

26 лет я отра­бо­тал на любимом ком­би­нате, где прошёл путь от слесаря до первого заме­сти­теля гене­раль­ного дирек­тора НГМК. В 1998 году совет дирек­то­ров еди­но­гласно про­голо­со­вал за мою кан­ди­да­туру, а мне ещё не было 40 лет. Люби­мыми моими учи­те­лями были Николай Ефи­мо­вич Лысенко — заме­сти­тель дирек­тора ком­би­ната по тран­с­порту, началь­ник рудника «Мурун­тау» Вален­тин Яко­вле­вич Кох­та­рев, началь­ник шахты «Мурун­тау» Василий Андре­е­вич Бушев­цев, началь­ник упра­в­ле­ния авто­мо­биль­ного тран­с­порта Виктор Вла­дими­ро­вич Кушев, главный инженер рудо­у­пра­в­ле­ния Николай Ива­но­вич Кучер­ский, главный инженер ком­би­ната Леонид Михайло­вич Дёмич, дирек­тор ком­би­ната Ана­то­лий Ана­то­лье­вич Петров. Кучер­ский был инже­не­ром от Бога, именно он привил любовь к моей спе­ци­аль­но­сти, всегда тре­бо­вал докла­ды­вать ему чётко и понятно, не любил неправды. Именно под его руко­вод­ством я офор­м­лял рац­пред­ло­же­ния и получал за это премии. Был удо­стоен чести полу­че­ния высшей награды за каче­ство золота, выпус­ка­е­мого в НГМК, — в 2000 г. получил «Пла­ти­но­вый приз» в Нью-Йорке (США).

Из города Зараф­шана на пло­щадку Бес­со­пан, где нахо­дился ГМЗ-2, кур­си­ро­вал рабочий поезд. Его в шутку назы­вали "мотанья". Рас­сто­я­ние до рабочей пло­щадки в 30 кило­мет­ров поезд про­хо­дил за 50 минут: можно было выс­паться, забрав­шись на верхнюю полку. Однажды я опоздал на поезд, и при­шлось голо­со­вать на дороге. Мимо про­ез­жает "Волга" дирек­тора Рудо­у­пра­в­ле­ния Виталия Нико­ла­е­вича Сиге­дина, оста­на­в­ли­ва­ется, и води­тель Юра Богдан машет мне: садись в машину. Виталий Нико­ла­е­вич пред­ло­жил мне перед­нее место и спросил, откуда я приехал и где тружусь. Он ока­зался моим зем­ля­ком, из Томска. Спросил меня, как рас­ши­ф­ро­вы­ва­ется ЦРУ, а я ему в ответ: «Царство Рыжего Удава»! Он как шлёпнет меня по плечу, а ручища у него была, как у кузнеца. «Молодец, — говорит, — вечером в 17.00 ко мне в кабинет". А там меня ждал «четы­ре­х­у­голь­ник»: Сигедин, Кучер­ский, секретарь парт­кома Пись­мен­ный, пред­се­да­тель проф­кома Про­ценко. Я вкратце доложил о себе и ответил на их вопросы, и тогда дирек­тор пред­ло­жил мне пора­бо­тать на руднике «Мурун­тау» в УАТе. Моя работа тогда заклю­ча­лась в под­го­товке к пере­ходу на более совер­шен­ные авто­са­мо­свалы БелАЗ гру­зо­подъём­но­стью 75-110 тонн.

Собрав группу води­те­лей, я отбыл с ними на завод БелАЗ в г. Жодино. Это был август 1979 года, ровно через неделю после тра­ге­дии само­лёта (11.08.1979 потер­пел кру­ше­ние самолёт с фут­боль­ной коман­дой «Пах­та­кор»). Два месяца мы учились, рабо­тали на сбо­роч­ном и раз­бо­роч­ных кон­вейе­рах. Разо­бран­ный само­свал в 75 тонн поста­в­лялся на 4-х ж.д. плат­фор­мах. В начале сен­тя­бря нас повезли на экс­кур­сию в Хатынь. Впе­ча­т­ле­ние, конечно, неве­ро­ят­ное, тем более, что о фашист­ских зло­де­я­ниях нам рас­ска­зы­вал их оче­ви­дец Иван Камин­ски, там же при­сут­ство­вал первый секретарь Ком­пар­тии Бело­рус­сии П. М. Машеров.

Николай Ефи­мо­вич Лысенко гонял меня по руд­ни­кам, где уже рабо­тали ука­зан­ные авто­са­мо­свалы. Я пере­ни­мал опыт, анали­зи­ро­вал причины неис­прав­но­стей, докла­ды­вал и всё это кон­спек­ти­ро­вал, можно было док­тор­скую напи­сать. В 1981 году мы с Н. Е. Лысенко докла­ды­вали началь­нику Первого ГУ Мин­сред­маша Н. Б. Карпову. Его инте­ре­со­вало всё: каков будет расход топлива, на сколько сокра­тится чис­лен­ность води­те­лей, готова ли ремон­т­ная база, каковы дороги в карьере. В итоге только после его посе­ще­ния карьера было принято решение о при­об­рете­нии таких само­сва­лов. В мае 1981 г. нача­лась их поставка в Зараф­шан. Когда собрали уже 110 тонн, на пуск прибыл Е. П. Слав­ский с первым секретарём Ком­пар­тии Узбе­ки­стана Ш. Р. Раши­до­вым. Проехав немного на само­свале, Ефим Пав­ло­вич заявил, что упра­в­лять этой тех­ни­кой легче, чем авто­мо­би­лем "Волга": "Вот и план я вам уве­ли­чи­ваю — будет 43 млн. горной массы". При­хо­ди­лось жить на руднике, в город не отпус­кали, мы и мылись, и сти­рались на карьере. В итоге план выпол­нили.

Я прошёл большую жиз­нен­ную школу и пар­тийную учёбу в Уни­вер­си­тете мар­к­сизма-лени­низма в г. Зараф­шане, окончил филиал Таш­кен­т­ского поли­тех­ни­че­ского уни­вер­си­тета по спе­ци­аль­но­сти "горный инженер-энер­гетик". Когда стал заме­сти­те­лем дирек­тора ком­би­ната, заочно окончил Москов­ский геоло­го­раз­ве­доч­ный инсти­тут по спе­ци­аль­но­сти "горный инженер". Кучер­ский тре­бо­вал, чтобы его замы были гор­ня­ками.

Вспо­ми­наю 1978 год: жара была нео­бык­но­вен­ная, 47 гра­ду­сов в тени, техника не выдер­жи­вала. В городе запу­стили озеро, в основ­ном это был недель­ный запас воды для завода. Вода по трубам диа­мет­ром 1400 мм и длиной 200 км с п. Саза­кино из Аму-Дарьи пода­ва­лась семью насо­с­ными стан­ци­ями в город. Коман­до­вал этим хозяйством заме­ча­тель­ный руко­во­ди­тель Василий Васи­лье­вич Пове­рен­нов.

Хотя мага­зины были забиты мясом и кол­ба­сами, сырами и всеми необ­хо­ди­мыми про­дук­тами, любимой едой у меня был жарен­ный на хлоп­ко­вом масле лук с черным хлебом и зелёный чай без сахара. Деньги при­хо­ди­лось отпра­в­лять роди­те­лям. Тогда в каждом сред­ма­шев­ском городе — Навои, Зараф­шане, Учку­дуке, Нуробаде, Зафа­ра­баде — были свои ОРСы, МСЧ, детские сады, ЖКУ, и вся эта соци­алка тянула на 25-30 про­цен­тов себе­сто­и­мо­сти готовой про­дук­ции. Но Слав­ский на это шёл осо­знанно и заста­в­лял строить пио­нер­ские лагеря, сана­то­рии, дома отдыха. Бла­го­даря ему была создана уни­каль­ная струк­тура, которую мы назы­вали «госу­дар­ством в госу­дар­стве».

В октябре 1980 г. в Зараф­шан для награ­жде­ния званием Героя Соци­али­сти­че­ского Труда бри­га­дира экс­ка­ва­тор­щи­ков В. К. Пон­кра­това и води­теля авто­са­мо­сва­лов В. Я. Лус­карёва прибыл министр Е. П. Слав­ский. Он осмо­трел пио­нер­ский лагерь «Золотинка», иску­пался в бас­сейне. Я был от партии назна­чен к нему помощ­ни­ком. Ефим Пав­ло­вич после бас­сейна ополос­нулся и ради дез­ин­фек­ции протёрся оде­коло­ном «Красная Москва», спе­ци­ально при­везён­ным для этих целей, вытерся поло­тен­цем, надел халат и пошёл в столо­вую. Вот так судьба позна­ко­мила меня с этим заме­ча­тель­ным чело­ве­ком. Я горд тем, что мне дове­лось поз­до­ро­ваться с мини­стром за руку. Сигедин посме­ялся: «Раз­ре­шаю неделю не мыть руки!»

28.10.1998 года я был при­глашён в Москву в Колон­ный зал на 100-летний юбилей Слав­ского. До сих пор храню при­гла­си­тель­ный билет, книгу и малень­кий бюст вели­кого мини­стра. Из речей на тор­же­ствен­ном вечере вре­за­лось в память выступ­ле­ние Н. И. Рыжкова, где он подробно описал, как после Чер­но­быль­ской аварии ему несколько раз звонил Гор­бачёв и тре­бо­вал взять у Слав­ского зая­в­ле­ние о его уволь­не­нии. Николай Ива­но­вич говорил, что ему было стыдно звонить такой вели­чине. В итоге Ефим Пав­ло­вич явился к нему с зая­в­ле­нием сам. От таких вос­по­ми­на­ний мурашки по телу бегут и волосы под­ни­ма­ются.

В 1987 году мне при­шлось участ­во­вать в лик­ви­да­ции послед­ствий зем­ле­т­ря­се­ния в Армении в городах Спитаке и Лени­на­кане. Для этого была создана авто­колонна из 45 авто­ма­шин — само­сва­лов КрАЗ, МАЗ, авто­кра­нов. Я воз­главил колонну, и мы выдви­ну­лись своим ходом через паромную пере­праву в Баку. В этот период про­ис­хо­дили вол­не­ния в Нагор­ном Кара­бахе, и пока мы сле­до­вали по тер­ри­то­рии Азер­бай­джана, местные жители на ходу нам выбили все стёкла. Слава Богу, что никто из води­те­лей не постра­дал. Месяц мы раз­би­рали завалы, доста­вали трупы, только потом прибыл В. Н. Михайлов. Он при­ка­зал пере­дать всю технику местной автобазе. Жела­ю­щие води­тели пусть оста­ются, а осталь­ным нужно отбыть в рас­по­ря­же­ние Н. И. Кучер­ского.

Из научных откры­тий у меня сов­местно с Инсти­ту­том ВНИ­ПИ­пром­тех­ноло­гии, В. В. Кара­муш­кой, М. Н. Таде­е­вым, Инсти­ту­том горного дела, ВИМС полу­чены три патента на пере­ра­ботку пер­вич­ных, суль­фи­д­ных и упорных руд. Работая в долж­но­сти совет­ника гене­раль­ного дирек­тора Ура­но­вого хол­динга "АРМЗ" В. Н. Вер­хов­цева, я выезжал на золо­то­руд­ные место­ро­жде­ния и про­во­дил испы­та­ния данных руд. Метод поз­во­ляет оки­слять руды спе­ци­аль­ным рас­тво­ром, полу­чать извле­че­ние золота 80-85 про­цен­тов.

В 2002 году случай опять свёл меня с В. Н. Михайло­вым. Он приехал вместе с В. П. Кара­муш­кой для озна­ком­ле­ния с опытом работы СП "Зараф­шан-Ньюмонт" по извле­че­нию золота методом кучного выще­ла­чи­ва­ния. Меня вызвал Кучер­ский и велел доставить их в Зараф­шан на пред­при­ятие. И чтобы я ехал сам за рулём, без води­теля. Озна­ко­мив­шись с пред­при­ятием, Вла­димир Ники­то­вич попро­сил про­везти его по городу Зараф­шану с экс­кур­сией. Воз­вра­ща­ясь поздно вечером, он спросил у меня, сколько лет я отра­бо­тал на этом пред­при­ятии и являюсь ли я вете­ра­ном мини­стер­ства. Я ответил, что ещё не удо­стоен такого звания. Он потре­бо­вал копию тру­до­вой и пас­порта. А в 2003 году я получил это звание, будучи гра­жда­ни­ном Узбе­ки­стана.

Самым любимым занятием в Узбе­ки­стане, когда всё хорошо на пред­при­ятии, были рыбалка и охота. Мы выез­жали на два выход­ные дня и отды­хали. Это самые лучшие вос­по­ми­на­ния. Слу­ча­лось, что не отпус­кали в отпуск, пока не выпол­нишь план. Супруга и дети, конечно, были недо­вольны: "Все зака­зы­вают путёвки и едут отды­хать, а ты ни разу не поль­зо­вался путёв­ками". Я отпра­в­лял отды­хать семью.

Когда я перешёл на работу в Навои, меня судьба свела с заме­ча­тель­ным руко­во­ди­те­лем, другом Кучер­ского, дирек­то­ром ПО "Наво­и­а­зот" В. С. Кру­пи­ным. Это руко­во­ди­тель от Бога. На оче­ред­ном сове­ща­нии в каби­нете мини­стров Узбе­ки­стана по про­грамме локали­за­ции и импор­то­за­ме­ще­нию про­дук­ции он обвинил НГМК, что ему не зая­в­ляют свою потреб­ность в хими­че­ской про­мыш­лен­но­сти, а тратят валюту на при­об­рете­ние про­дук­ции из других стран. После ряда сове­ща­ний мы бла­го­даря ему более 90% про­дук­ции начали выпус­кать на ПО "Наво­и­а­зот". Совсем недавно он поведал на своём юбилее, что Ю. М. Лужков в общей слож­но­сти про­ра­бо­тал 10 лет в коман­ди­ров­ках в г. Навои по соз­да­нию топлива для косми­че­ских ракет и получил Госу­дар­ствен­ную премию. Лужков зани­мался темой топлива для косми­че­ских ракет.

В 2004 году я выну­жден был по семейным обсто­я­тель­ствам закон­чить свою тру­до­вую дея­тель­ность в Узбе­ки­стане и пере­е­хать в г. Воронеж, а потом и в Москву, чтобы уделить вни­ма­ние детям и дать им воз­мож­ность полу­чить достойное обра­зо­ва­ние. Дети всегда должны жить лучше, чем роди­тели. Иначе не будет про­цвета­ния нации.

40 лет назад судьба свела меня с Нико­лаем Пет­ро­ви­чем Пет­ру­хи­ным. Этот уни­каль­ный руко­во­ди­тель посещал с рабо­чими поезд­ками все под­раз­де­ле­ния не только НГМК, но и под­раз­де­ле­ния всех ком­би­на­тов Первого ГУ Мин­сред­маша. Он лично знал каждого дирек­тора и всех главных спе­ци­али­стов. По приезду в Москву мы обя­за­тельно встре­чались у него в каби­нете и обсу­ждали текущие моменты стро­и­тель­ства на пред­при­ятиях. Николая Пет­ро­вича можно было ночью поднять, и он рас­ска­зал бы о самых послед­них резуль­та­тах стро­и­тель­ства про­мыш­лен­ных и гра­ждан­ских объек­тов на гор­но­руд­ных ком­би­на­тах. Отсюда и наше ува­жи­тель­ное к нему отно­ше­ние. Он насто­я­щий учитель и вос­пита­тель не одного под­ра­с­та­ю­щего поко­ле­ния Мин­сред­маша.

В послед­нее время я работал совет­ни­ком гене­раль­ного дирек­тора Гор­но­руд­ного диви­зи­она ГК "Росатом". И на вопрос, что спо­соб­ствует раз­ви­тию атомной отрасли в насто­я­щее время, хочется ответить словами его гене­раль­ного дирек­тора Вла­димира Нико­ла­е­вича Вер­хов­цева: «Сегодня наша задача — про­дол­жать тра­ди­ции Мин­сред­маша, тру­диться на благо нашего общего дела, строить новые рудники, каче­ственно и в срок обес­пе­чи­вать страну стра­те­ги­че­ским сырьём — так, как это делал великий Е. П. Слав­ский. Россия ураном обес­пе­чена, как никто другой в мире. Эль­кон­ский горно-метал­лур­ги­че­ский ком­би­нат в Якутии рас­по­ла­гает запа­сами в 357 тыс. тонн. Это второе по запасам место­ро­жде­ние в мире. Пока мы его не раз­ра­ба­ты­ваем, потому что добыча горным спо­со­бом там доро­го­вата — дороже, чем в Крас­но­ка­мен­ске. А у нас есть «Хиагда» в Бурятии, «Далур» в Кур­ган­ской области, где добыча гораздо дешевле, т.к. ведётся методом выще­ла­чи­ва­ния. Такой потен­циал поз­во­ляет «Роса­тому» делать ино­стран­ным парт­нёрам пакет­ные пред­ло­же­ния — не просто постро­ить АЭС, но и гаран­ти­ро­вать её обес­пе­чен­ность рос­сийским топ­ли­вом».