Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники атомного проекта /

Давыдов Юрий Львович

В 1973 г. окончил Москов­ский лесо­тех­ни­че­ский инсти­тут по спе­ци­аль­но­сти «элек­трон­ные вычи­с­ли­тель­ные машины». С 1977 г. был инже­не­ром, старшим инже­не­ром и главным тех­ноло­гом спе­ци­аль­ного тех­ни­че­ского упра­в­ле­ния Мини­стер­ства сред­него маши­но­стро­е­ния. С 1989 г. по насто­я­щее время рабо­тает в АО «ФЦНИВТ «СНПО «Элерон», где прошел путь от началь­ника отдела до первого заме­сти­теля гене­раль­ного дирек­тора. Кан­ди­дат тех­ни­че­ских наук, доцент. Отмечен многими отра­сле­выми награ­дами.
Давыдов Юрий Львович

Я учился в Лесо­тех­ни­че­ском инсти­туте на факуль­тете «Системы упра­в­ле­ния», по окон­ча­нии кото­рого 90 про­цен­тов выпускни­ков уходили на работу в косми­че­скую отрасль. Но я стал исклю­че­нием и попал в отрасль атомную, и поскольку я элек­трон­щик, то пришел в напра­в­ле­ние тех­ни­че­ских средств охраны. В то время это было спе­ци­аль­ное кон­струк­тор­ское бюро, которое нахо­ди­лось на тер­ри­то­рии ВНИИХТ, где я про­ра­бо­тал 4 года.

Мне повезло, я попал в группу, которая раз­ра­ба­ты­вала систему под назва­нием «трасса третья» и пред­на­зна­ча­лась к уста­новке в мав­зо­лее Ленина. Сроки были чрез­вы­чайно сжатые — всего один год, за который было необ­хо­димо раз­ра­бо­тать систему, изго­то­вить и настро­ить её. Нашей задачей было обес­пе­чить сбор инфор­ма­ции со всех дат­чи­ков, уста­но­в­лен­ных в мав­зо­лее. Впервые была при­ме­нена теле­мет­ри­че­ская система, отве­чав­шая за обра­ботку всей инфор­ма­ции, а также новейшие системы защиты линий связи. Мне было 22 года, и этот проект стал для меня про­фес­си­о­наль­ным вызовом. И даже в после­ду­ю­щее время, когда я имел уже большой опыт, осу­ще­ст­в­ле­ние подоб­ного проекта было бы для меня очень сложным. Вот там я понял, что такое само­от­вер­женно рабо­тать! Этот опыт стал моим про­фес­си­о­наль­ным стартом.

В 60-е годы руко­вод­ство страны стало пони­мать, что с суще­ству­ю­щими темпами раз­ви­тия атомной про­мыш­лен­но­сти и других важных отра­слей на охрану режим­ных объек­тов при­дется направить поло­вину муж­ского насе­ле­ния страны. Поэтому встал вопрос о раз­ра­ботке авто­ма­ти­зи­ро­ван­ных систем охраны. Сначала такая задача была поста­в­лена Минра­ди­о­прому, но дело не сдви­ну­лось. В итоге было решено: раз основ­ные секреты в Мин­сред­маше, пусть он и решает эту задачу.

Евгений Тро­фи­мо­вич Мишин соз­да­вал отрасль физ­за­щиты с нуля. Когда он начинал, не было ничего, а уже через месяц был под­го­то­в­лен проект, Мишин пред­ставил его мини­стру сред­него маши­но­стро­е­ния Ефиму Пав­ло­вичу Слав­скому, и тот его одобрил. Был под­пи­сан приказ о соз­да­нии лабо­ра­то­рии из 7 человек, которая впо­след­ствии выросла в Элерон.

Мишину была поста­в­лена задача по обо­ру­до­ва­нию защит­ными систе­мами госу­дар­ствен­ной границы СССР. В то время отно­ше­ния с Китаем были слож­ными, и тре­бо­ва­лось обо­ру­до­вать сухо­пут­ную границу с этой страной. Соз­да­ва­лось спе­ци­аль­ное тех­ни­че­ское упра­в­ле­ние, и Мишин при­вле­кал в него молодые кадры. В 26 лет я попал в его поле зрения и пришел на работу в Мин­сред­маш. Мишин осо­знанно делал ставку на моло­дежь, и ему даже при­шлось проти­во­сто­ять началь­нику упра­в­ле­ния кадров Семи­дя­еву, который считал, что следует наби­рать уже сло­жив­шихся, зрелых спе­ци­али­стов. Но в итоге Мишин настоял на своем, и около 80 про­цен­тов сотруд­ни­ков были моло­дыми.

В 1976 году вышло поста­но­в­ле­ние, пре­об­ра­зо­вав­шее СКБ, где я работал, во Все­со­юзный инсти­тут физи­че­ских при­бо­ров. А в Мин­сред­маше при 2 ГУ (режим­ном) было создано спе­ци­аль­ное тех­ни­че­ское упра­в­ле­ние во главе с Евге­нием Тро­фи­мо­ви­чем Мишиным, в которое входили погра­нич­ный отдел, отве­чав­ший за обо­ру­до­ва­ние физ­за­щи­той всех объек­тов отрасли, тех­ни­че­ский отдел (где работал я) и вспо­мо­га­тель­ный отдел, отве­чав­ший за стро­и­тель­ство, снаб­же­ние и т. п.

Впе­ча­т­ле­ние от первого времени работы в мини­стер­стве было потря­са­ю­щее! В то время там рабо­тали люди, начи­нав­шие реали­за­цию Атом­ного проекта. Мини­стром был Слав­ский. Нас поса­дили на третий этаж, где раз­ме­ща­лось руко­вод­ство мини­стер­ства. Это были леген­дар­ные люди, Герои Соц­труда, лау­ре­аты Ленин­ских премий, и в этом здании ты чув­ство­вал особый дух — дух ответ­ствен­но­сти, госу­дар­ствен­ного подхода. Мне не дове­лось тесно рабо­тать с осно­ва­те­лями отрасли, но я их посто­янно видел, встре­чал… Захо­дишь в лифт, а там ака­демик Алек­сан­дров или Юлий Хари­тон…и это само по себе ока­зы­вало сильное влияние на миро­воз­зре­ние.

С Мишиным я отра­бо­тал почти 40 лет. Это была зна­ко­вая фигура. Он родился на Украине, в бедной семье, с детства увле­кался ради­о­тех­ни­кой, окончил тех­ни­кум. Нача­лась война, и он стал коман­ди­ром ради­о­взвода. Участ­во­вал в Сталин­град­ской битве, был ранен. После войны Мишин с отли­чием окончил Ака­демию связи и был отко­ман­ди­ро­ван в Мин­сред­маш. Он не только был хорошо под­го­то­в­лен тех­ни­че­ски, но и был энту­зи­а­стом своего дела. Не суще­ство­вало каби­нетов, куда он не мог бы попасть, если этого тре­бо­вала работа. Он лично докла­ды­вал и Косы­гину, и Андро­пову, при этом легко находил общий язык и с рядо­выми сотруд­ни­ками. 40 лет, про­ве­ден­ных с таким чело­ве­ком, оставили неза­бы­ва­е­мый след. Он обладал непро­стым харак­те­ром, но иначе и не могло быть. Мишин был госу­дар­ствен­ным чело­ве­ком, не просто спе­ци­али­стом в своем деле, но отлич­ным орга­ни­за­то­ром и упра­в­лен­цем, своего рода «Кур­ча­то­вым в Сиг­нали­за­ции». Я не хочу его иде­али­зи­ро­вать, он был строгий человек, но при этом уважал людей. На сотруд­ника можно накри­чать, но при этом не унижать. У Мишина была своя команда, которой он дорожил. И мы никогда не гово­рили у него за спиной ничего плохого. Он уважал людей, а люди уважали его. Он всегда выслу­ши­вал про­блемы под­чи­нен­ных, как про­из­вод­ствен­ные, так и личные, и ста­рался помочь их решить. Мишин поль­зо­вался большим дове­рием и ува­же­нием Слав­ского. И все решения, которые Евгений Тро­фи­мо­вич пред­ла­гал, Слав­ский, как правило, под­дер­жи­вал. И эта под­дер­жка очень помогла ста­но­в­ле­нию и раз­ви­тию нашей отрасли физ­за­щиты.

Слав­ский и Мишин были похожи по харак­теру. У них суще­ство­вал некий вну­трен­ний стер­жень, поз­во­ляв­ший реали­зо­вы­вать самые сложные задачи. Это были люди с талан­тами орга­ни­за­то­ров и упра­в­лен­цев, живших своим делом. Помню такой случай. 1995 год. Мишина при­гла­сили по работе в США на 4 дня. Лететь 12 часов, 8 часов разница во времени, аккли­ма­ти­за­ция, но он словно не чув­ство­вал уста­ло­сти, а на обрат­ном рейсе мы в само­лете отме­чали его день рожде­ния — ему испол­ни­лось 75 лет!

Задача по обо­ру­до­ва­нию гос­гра­ницы стояла весьма остро, но техники для ее решения на тот момент не было, при этом была поста­в­лена цель на обо­ру­до­ва­ние 1,5 тысяч км границы в год. Были выбраны три «опытных» заставы, одну из которых кури­ро­вал я. Эта застава, навер­ное, стала одним из самых сложных для меня про­ек­тов. Ведь все дела­лось впервые. Мы про­бо­вали, искали разные решения и в итоге выпол­нили поста­в­лен­ную задачу. Были запу­щены проекты по соз­да­нию техники, к которым под­клю­чили порядка 50 тысяч сотруд­ни­ков. Мы про­дол­жали активно раз­ви­вать тех­ноло­гии физи­че­ской защиты на базе двух главков, отве­чав­ших за раз­ра­ботку и про­из­вод­ство ядер­ного оружия, на чьих заводах мы нала­дили про­из­вод­ство систем защиты. Мы назы­вали этот проект «Погра­нич­ный БАМ». Условия были очень разные. От Кушки, где жара, нет воды и все заметает песком, до Запо­ля­рья, где снег и морозы. А техника должна рабо­тать везде.

Тех­ни­че­ских слож­но­стей было очень много. Напри­мер, необ­хо­димо было создать систему, устой­чи­вую к грозам и молниям. Мы также обо­ру­до­вали ком­плек­сами защиты мобиль­ные группы, дежу­рив­шие в 20-кило­мет­ро­вой зоне границы с Афга­ни­ста­ном. Нас фак­ти­че­ски моби­ли­зо­вали, спе­ци­али­сты рабо­тали днями и ночами, а сроки поставки ком­плек­сов были рас­пи­саны бук­вально по часам. Мы чув­ство­вали, что решаем госу­дар­ствен­ные задачи. В итоге мы обо­ру­до­вали систе­мами защиты 14,5 тысяч км госу­дар­ствен­ной границы.

Мне часто при­хо­ди­лось бывать на границе. Один раз это был участок в 300 км от Алма-Аты, на границе с Китаем. Про­и­зо­шло зем­ле­т­ря­се­ние в 6 баллов. Гости­ница, где я жил, бук­вально ходила ходуном. А нака­нуне было зая­в­ле­ние ТАСС, что в случае про­во­ка­ций со стороны Китая СССР даст соот­вет­ству­ю­щий ответ. И я подумал: «Ну вот, нача­лось!». В итоге все обо­шлось. Чаще я бывал на вос­точ­ной границе, объез­дил прак­ти­че­ски весь Каза­х­стан. Чтобы вы ощутили каче­ство нашей работы, могу сказать, что даже после того, как рас­пался СССР, а Каза­х­стан, Тур­к­ме­ния и другие бывшие рес­пу­б­лики СССР стали само­сто­я­тель­ными госу­дар­ствами, наши ком­плексы про­дол­жали исправно рабо­тать.

Так сло­жи­лось, что Элерон при­ни­мал участие во всех собы­тиях, где у госу­дар­ства воз­ни­кали какие-либо про­блемы. Возьмем 1986 год, Чер­но­быль. На нас легла задача обо­ру­до­ва­ния огра­жде­ния вокруг г. Припяти и 30-кило­мет­ро­вой зоны, постра­дав­шей после аварии. Первую группу наших спе­ци­али­стов, при­быв­ших туда, воз­главил лично Мишин. Я при­летел в составе второй группы, 22 июня, в день своего рожде­ния. Нам были приданы военные, мы жили внутри самой зоны, в палат­ках, кровати стояли на земле. Опас­но­сти мы тогда не чув­ство­вали. 30-кило­мет­ро­вая зона была раз­де­лена на три сектора, за один из которых отвечал я. В мое рас­по­ря­же­ние был передан целый полк. Мы ставили огра­жде­ния, делали ворота и калитки, проход через которые был жестко регла­мен­ти­ро­ван. Мы уста­но­вили более 100 км загра­жде­ний. За 4 недели ком­плекс защиты был под­го­то­в­лен к сдаче. За этот труд мы были награ­ждены прави­тель­ствен­ными награ­дами.

Еще один уни­каль­ный объект, в обо­ру­до­ва­нии кото­рого я при­ни­мал участие — Тре­тья­ков­ская галерея. Мы создали уни­каль­ный охран­ный ком­плекс, который учи­ты­вал вре­мен­ные пара­метры работы музея. У музея три режима работы: первый, когда он открыт для посети­те­лей, второй, когда закрыт, и третий, когда там рабо­тает обслу­жи­ва­ю­щий пер­со­нал: спе­ци­али­сты, реста­в­ра­торы и т. д. С ночным, закры­тым режимом проблем не воз­ни­кло: закры­ва­ются двери, и поме­ще­ния ста­вятся под охрану. Когда же в музее были люди, само поме­ще­ние не охра­ня­лось, и при­шлось ставить под охрану каждый экс­по­нат отдельно. Мы исполь­зо­вали правило трех ключей. В музее был пульт у милиции, пульт у службы безо­пас­но­сти и пульт у глав­ного хра­ни­теля. И только когда сигнал при­хо­дил с 3-х пультов, экс­по­нат можно было снять с охраны и отклю­чить сиг­нали­за­цию. Мы обо­ру­до­вали все музеи Кремля, Ору­жейную палату, Пуш­кин­ский музей.

Отдель­ная история была с обо­ру­до­ва­нием сиг­нали­за­цией аэро­порта Шере­ме­тьево, постро­ен­ного к Олим­пи­аде-80. Объект был прак­ти­че­ски готов, когда спо­хва­ти­лись, что он не обо­ру­до­ван систе­мами охраны. И нам при­шлось про­кла­ды­вать провода и уста­на­в­ли­вать обо­ру­до­ва­ние, бук­вально «вгры­за­ясь в гранит», которым были отде­ланы здания аэро­порта, «впи­сы­вая» системы охраны в архи­тек­тур­ный ансам­бль уже постро­ен­ного ком­плекса.

Сегодня я отвечаю за систему кон­троля безо­пас­но­сти тран­с­пор­ти­ровки ядерных мате­ри­а­лов. Это наш проект. Мы его раз­ра­бо­тали и про­дол­жаем совер­шен­ство­вать. Мы скон­стру­и­ро­вали спе­ци­аль­ные авто­мо­били, обо­ру­до­ван­ные датчики, которые также уста­но­в­лены на вагоны и суда, инфор­ма­ция с которых отслежи­ва­ется сетью дис­пет­чер­ских пунктов. В реаль­ном режиме времени мы мони­то­рим каждое тран­с­порт­ное сред­ство, знаем его место­поло­же­ние. Эта система уни­кальна: ни одна отрасль, кроме атомной, не имеет подоб­ной раз­ра­ботки.