Изобретатель по призванию
Я учился в мужской школе № 9 на улице Луначарского. Помню, как ее объединяли с третьей — женской — и сколько шума было по этому поводу. А еще помню, как в 1955 году в подвале школы установили станки для занятий на уроках труда: токарные, фрезерные. Мне всегда очень нравилось работать на них. В марте 1957 года на базе тракторного завода, который тогда как раз закончили строить, я сдал экзамен на токаря 3-го разряда, получив удостоверение. А сразу после школы устроился учеником слесаря на предприятие — тогда из соображений секретности оно называлось "Грамзавод", или "Почтовый ящик № 50". На этом же заводе — теперь это «Точмаш» — работал мой отец. Он создал здесь мощную центральную заводскую лабораторию отраслевого значения. Он и умер по дороге на работу, отдав ей 40 лет своей жизни.
На новом месте я первым делом получил болванку и поручение сделать из нее молоток — в те времена так учили всех будущих слесарей. Больше двух месяцев пилил ее драчовым напильником, приобретя мозоли и навык держать напильником плоскость: руки до сих пор помнят науку. Затем по комсомольской путевке от завода работал на многих городских стройках: участвовал в возведении зданий универмага у Золотых ворот, ВЗПО «Техника», ВНИИСС. Этому предшествовало то, что мой брат Виктор Анатольевич Чернов в 1958 году вернулся из армии и сразу был выбран в заводской комитет комсомола. Это была его идея — пойти работать на стройку. Он говорил: «Когда станем старыми хрычами, нам будет о чем вспомнить». Я пошел, а он остался. Но сейчас действительно есть о чем вспоминать.
Долгое время у меня не было образования, так что в соответствующей графе в разных анкетах я писал: «Завод «Точмаш». Что в общем-то было правдой. В 60-х начал учиться на вечернем отделении в авиамеханическом техникуме, но после 4-го курса меня забрали в армию. Там окончил школу младших авиационных специалистов по специальности «Механика вооружения истребительной авиации», а службу закончил в Челябинском высшем военном училище штурманов. Вернувшись во Владимир, вновь пошел и в техникум, и на завод: работать и учиться одновременно.
Я работал слесарем-инструментальщиком в цехе № 6, а потом в центрифужном цехе № 14. Но когда я наконец закончил учиться на инженера, Ефимов, наш начальник отдела кадров, вызвал меня и сказал, что цех № 5 получил новое специзделие, которое необходимо осваивать, а потому я там нужен. Хватило меня, правда, всего на три недели. Обстановка в цехе очень отличалась от того, к чему я привык. И я попросился обратно в центрифужный. Тогда это было не так просто сделать, но мне повезло: из одного цеха меня отпустили, а из другого как раз уволились два инженера, и образовалась вакансия.
Периметр завода в то время был раза в три меньше, чем сейчас, а вокруг — длинный забор со сторожевыми вышками и вооруженной охраной. Через два метра — еще одно ограждение с колючей проволокой. Между этими заборами бегали сторожевые собаки. На входе стояли пропускные кабинки, тогда еще отдельно мужские и женские. Всех проходящих обыскивали. Из-за этого в начале рабочей смены на завод стояли очереди. Много людей работало на заводе: толпы, которые с утра шли на смену, заполняли не только тротуары, но и проезжую часть — благо машин тогда почти не было.
В 60-70-х годах на заводе 400 человек работали в три смены, создавая газовые центрифуги. Начальник цеха Сергей Васильевич Тихомолов организовал идеальную атмосферу на производстве, а коллектив сделал дружным и сплоченным, чтобы каждый получал удовольствие от своего дела и мог работать с большей отдачей. Именно там я получил 19 авторских свидетельств на изобретения и внес несколько сотен рационализаторских предложений, при этом все предложения лично осуществил "в металле". Многие образцы проработали более 30 лет. Тогда были другие времена. Каждый был уверен в том, что будет завтра и послезавтра, через неделю и через год. Люди могли планировать свою жизнь, а это очень важно. Это дает спокойствие и уверенность. Моей главной задачей на этот период было создание безопасных условий труда, что тогда называлось эргономикой рабочего места. Ну и, конечно, пока мы были уверены в своей работе, ее нужности, мы радели за дело. Это были счастливые времена. Нам все время удавалось повышать качество в самых ответственных точках конструкции центрифуги. Но при этом мы знали, что при необходимости всегда можем обратиться за советом и помощью на любое другое предприятие атомной отрасли, а они так же могут обратиться к нам, и мы сделаем для них все, что в наших силах.
Даже после достижения пенсионного возраста продолжаю работать и изобретать. Одно из последних предложений позволило предприятию сэкономить около 6 миллионов рублей за год. А недавно разработал технологический процесс, который значительно увеличит производительность труда с повышением качества производства.
К концентрации производства и переносу части точмашевского оборудования в Ковров отношусь с осторожностью. Сам процесс непростой не только с точки зрения перемещения оборудования, но и отношения к людям, отдавшим этому заводу большую часть своей жизни. Люди — наша главная ценность. Им будет сложно адаптироваться в новых условиях, потому что коллективы ПАО «КМЗ» и АО «ВПО «Точмаш» имеют свои традиции, производственную культуру и историю. Но сделать это сегодня нужно. Мы живем в жесточайшем мире конкуренции, и Госкорпорации «Росатом» просто необходимо сохранить свое технологическое лидерство. Руководству предприятия нужно приложить максимум усилий, чтобы создать комфортные рабочие места и обеспечить людей всеми социальными гарантиями, которые им обещали после реализации проекта концентрации. Надеюсь, что проект позволит сохранить промышленный потенциал двух площадок и не потерять АО «ВПО «Точмаш», который был основан в далеком 1933 году на месте бывшей бумаготкацкой фабрики Белова. Важно, чтобы эти два легендарных предприятия стали высокоэффективными, динамично развивались и выпускали высокотехнологичную и конкурентоспособную продукцию.