Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники атомного проекта /

Буденный Иван Кузьмич

Ветеран атомной энер­гетики, бывший началь­ник кон­струк­тор­ско-тех­ноло­ги­че­ского отдела Курской АЭС
Буденный Иван Кузьмич

После приезда в 1976 году на Курскую АЭС я пришел рабо­тать в соз­дан­ный тогда кон­струк­тор­ско-тех­ноло­ги­че­ский отдел. Руко­во­дил им тогда Алексей Попов. Мно­го­лет­ний опыт работы на Сибир­ском хими­че­ском ком­би­нате, где я работал старшим инже­не­ром-кон­струк­то­ром, мне, без­у­словно, помог и на атомной станции. Раз­ра­ботка и вне­дре­ние новой техники — а на станции при­ме­ня­лось тогда самое совре­мен­ное на тот момент обо­ру­до­ва­ние — всегда инте­ресно и увле­ка­тельно.

Вообще, после Сибир­ского хим­ком­би­ната инте­ресно рабо­тать везде. К слову, там только один из мно­го­чи­с­лен­ных объек­тов был таким же по мас­шта­бам, как и Курская АЭС, так что можно себе только пред­ставить весь ком­би­нат в целом. Однако, если там все-таки было больше про­ек­т­ной работы, то здесь при­хо­ди­лось делать все. Есте­ственно, пред­пуско­вое время — это всегда нер­воз­ность, спешка, авраль­ный режим, выдер­жи­ва­ние сроков сдачи и тому подоб­ное. Конечно, все это труд­но­сти, но они были вполне реша­е­мые. Ведь пуск энер­го­блока — это все-таки неря­до­вое событие.

Помню первое впе­ча­т­ле­ние от стро­я­щейся АЭС — огромные корпуса и нес­кон­ча­е­мый моно­тон­ный гул, и днем, и ночью. Вся стройка напо­ми­нала встре­во­жен­ный пче­ли­ный улей, а коли­че­ство стро­и­те­лей и экс­плу­а­та­ци­он­ни­ков впе­чат­ляло. Все-таки была Все­со­юзная ком­со­моль­ская стройка, где рабо­тали люди разных наци­о­наль­но­стей, прак­ти­че­ски со всего бывшего Совет­ского Союза.

Очень многое при­хо­ди­лось делать самим, без помощи и под­ска­зок. Главный инженер Том Пет­ро­вич Нико­лаев всегда лично кон­тро­ли­ро­вал объекты. И, конечно, много при­хо­ди­лось с ним ходить, про­ве­рять. Как-то пришли на работу в субботу (выход­ных для нас прак­ти­че­ски не суще­ство­вало). Так вот, ушли домой только в поне­дель­ник к обеду. Так при­хо­ди­лось тогда рабо­тать. Но мы не считались со вре­ме­нем, потому что пони­мали: главное — пуск блока, начало работы атом­ного гиганта.

Всегда буду помнить инте­рес­ные коман­ди­ровки на Ижор­ский завод, где кури­ро­вал работы по рекон­струк­ции бара­бана-сепа­ра­тора, это было по линии ВПО «Сою­за­томэнерго», тесное вза­и­мо­действие с ВНИИАЭС (Юрий Янченко), НИКИЭТ (Кон­стан­тин Полуш­кин, Алек­сандр Потапов).

Отмечу, что уни­каль­ное обо­ру­до­ва­ние, рабо­та­ю­щее на станции, подчас не имеет ана­ло­гов. Напри­мер, уста­новка по сжи­га­нию отходов — наша раз­ра­ботка, однако КТО не имел лицен­зии, и потому все пере­дали в москов­ский научно-иссле­до­ва­тель­ский инсти­тут. Или взять тоже инте­рес­ную работу — дора­ботку готовых про­ек­тов. В этой связи вспо­ми­на­ется, как необ­хо­димо было при ремонте блока убрать все обо­ру­до­ва­ние, то есть вывезти на спе­ци­ально заго­то­в­лен­ную вре­мен­ную пло­щадку и затем опять при­везти. Так вот, спе­ци­али­сты кон­струк­тор­ско-тех­ноло­ги­че­ского отдела раз­ра­бо­тали другой проект: все обо­ру­до­ва­ние под­ве­ши­ва­ется на потолке, а затем бла­го­по­лучно воз­вра­ща­ется на место. А это ведь эко­но­мия времени и средств. Конечно, все при­хо­ди­лось отста­и­вать, и не голо­словно, а пре­до­ста­в­лять проекты и расчеты. Нельзя не сказать и об уста­новке бата­рейных гид­ро­за­тво­ров в реак­тор­ном цехе — это было необ­хо­димо для соз­да­ния высо­кого дав­ле­ния в 2-3 атмо­сферы.

Гор­дость КТО — тех­ноло­гия пере­возки 220-тонного статора-гене­ра­тора в ремонт на спе­ци­али­зи­ро­ван­ную орга­ни­за­цию в Санкт-Петер­бург. Вся эта махина гру­зится на спе­ци­аль­ную мно­го­ос­ную плат­форму, и авторы — инже­неры КТО Курской АЭС. Или, напри­мер, замена днищ баков-«тысяч­ни­ков» в цехе обес­пе­чи­ва­ю­щих систем — тоже наше изо­б­рете­ние. Так же как и здание уста­новки по сжи­га­нию отходов, этим про­ек­том зани­мался талан­тли­вый инженер-стро­и­тель, руко­во­ди­тель стро­и­тель­ной группы Альберт Арбат­ский.

Была у нас и еще одна важная задача — улуч­шить ремон­то­при­год­ность в машзале при пере­мон­таже обо­ру­до­ва­ния. А для этого необ­хо­димо было полу­чить лицен­зию на раз­ра­ботку эле­мен­тов обо­ру­до­ва­ния тру­бо­про­во­дов. Работой зани­мались нынеш­ний началь­ник КТО Петр Михалев и Лариса Бро­дец­кая. Так вот, нам четко сказали: ни одна станция не имеет лицен­зии на кон­стру­и­ро­ва­ние эле­мен­тов обо­ру­до­ва­ния тру­бо­про­во­дов, зачем же вы лезете не в свои дела? При­хо­ди­лось дока­зы­вать. И убедили, все у нас полу­чи­лось.

Могу сказать и о своем рац­пред­ло­же­нии — по раз­ра­ботке доку­мен­та­ции по ула­в­ли­ва­нию капель горючей смеси на дизель-гене­ра­тор­ной, где первое время воз­ни­кали воз­го­ра­ния на кровле. Такие же ори­ги­наль­ные кап­ле­от­бойники уста­но­вили и на азотно-кисло­род­ной станции. А изго­то­вили все соб­ствен­ными силами.

Многое можно вспо­мнить инте­рес­ного за время работы на станции. Но один случай запо­мнился особо. Про­и­зо­шла трещина клапана Ду-800. Ее необ­хо­димо было зава­рить, однако ока­за­лось все не так просто. И тех­ноло­гию вос­ста­но­в­ле­ния мне удалось узнать из… обыч­ного учеб­ника для проф­те­х­у­чи­лищ. Трещину нужно было зава­рить и тут же выко­вать. Так вот, при­шлось это делать, в том числе и лично самому, своими руками ковать вслед за свар­щи­ком. То есть многое, включая правиль­ность рас­четов, при­хо­ди­лось дока­зы­вать и самим себе.

Работа в кон­струк­тор­ско-тех­ноло­ги­че­ском отделе всегда инте­ресна. Здесь нужно знать все, быть и кон­струк­то­ром, и тех­ноло­гом одно­вре­менно. Потому что кон­струк­ция-то создана, а еще нужна и тех­ноло­гия устра­не­ния дефек­тов — и всем этим нужно зани­маться. Инженер-кон­струк­тор должен быть про­фес­си­о­на­лом своего дела, ему нужны логика и быстрота мыш­ле­ния, умение увидеть незри­мое, ощутить ося­за­е­мое, и в то же время он должен быть твор­че­ским чело­ве­ком, поскольку это все-таки и твор­че­ская, сози­да­тель­ная работа. Соб­ственно говоря, именно такие люди и рабо­тали всегда в КТО. Нельзя не вспо­мнить первого началь­ника отдела Алексея Попова, который соз­да­вал, фор­ми­ро­вал отдел, под­би­рал кадры, обучал людей. Это был насто­я­щий спе­ци­алист своего дела.