Умение увидеть незримое
После приезда в 1976 году на Курскую АЭС я пришел работать в созданный тогда конструкторско-технологический отдел. Руководил им тогда Алексей Попов. Многолетний опыт работы на Сибирском химическом комбинате, где я работал старшим инженером-конструктором, мне, безусловно, помог и на атомной станции. Разработка и внедрение новой техники — а на станции применялось тогда самое современное на тот момент оборудование — всегда интересно и увлекательно.
Вообще, после Сибирского химкомбината интересно работать везде. К слову, там только один из многочисленных объектов был таким же по масштабам, как и Курская АЭС, так что можно себе только представить весь комбинат в целом. Однако, если там все-таки было больше проектной работы, то здесь приходилось делать все. Естественно, предпусковое время — это всегда нервозность, спешка, авральный режим, выдерживание сроков сдачи и тому подобное. Конечно, все это трудности, но они были вполне решаемые. Ведь пуск энергоблока — это все-таки нерядовое событие.
Помню первое впечатление от строящейся АЭС — огромные корпуса и нескончаемый монотонный гул, и днем, и ночью. Вся стройка напоминала встревоженный пчелиный улей, а количество строителей и эксплуатационников впечатляло. Все-таки была Всесоюзная комсомольская стройка, где работали люди разных национальностей, практически со всего бывшего Советского Союза.
Очень многое приходилось делать самим, без помощи и подсказок. Главный инженер Том Петрович Николаев всегда лично контролировал объекты. И, конечно, много приходилось с ним ходить, проверять. Как-то пришли на работу в субботу (выходных для нас практически не существовало). Так вот, ушли домой только в понедельник к обеду. Так приходилось тогда работать. Но мы не считались со временем, потому что понимали: главное — пуск блока, начало работы атомного гиганта.
Всегда буду помнить интересные командировки на Ижорский завод, где курировал работы по реконструкции барабана-сепаратора, это было по линии ВПО «Союзатомэнерго», тесное взаимодействие с ВНИИАЭС (Юрий Янченко), НИКИЭТ (Константин Полушкин, Александр Потапов).
Отмечу, что уникальное оборудование, работающее на станции, подчас не имеет аналогов. Например, установка по сжиганию отходов — наша разработка, однако КТО не имел лицензии, и потому все передали в московский научно-исследовательский институт. Или взять тоже интересную работу — доработку готовых проектов. В этой связи вспоминается, как необходимо было при ремонте блока убрать все оборудование, то есть вывезти на специально заготовленную временную площадку и затем опять привезти. Так вот, специалисты конструкторско-технологического отдела разработали другой проект: все оборудование подвешивается на потолке, а затем благополучно возвращается на место. А это ведь экономия времени и средств. Конечно, все приходилось отстаивать, и не голословно, а предоставлять проекты и расчеты. Нельзя не сказать и об установке батарейных гидрозатворов в реакторном цехе — это было необходимо для создания высокого давления в 2-3 атмосферы.
Гордость КТО — технология перевозки 220-тонного статора-генератора в ремонт на специализированную организацию в Санкт-Петербург. Вся эта махина грузится на специальную многоосную платформу, и авторы — инженеры КТО Курской АЭС. Или, например, замена днищ баков-«тысячников» в цехе обеспечивающих систем — тоже наше изобретение. Так же как и здание установки по сжиганию отходов, этим проектом занимался талантливый инженер-строитель, руководитель строительной группы Альберт Арбатский.
Была у нас и еще одна важная задача — улучшить ремонтопригодность в машзале при перемонтаже оборудования. А для этого необходимо было получить лицензию на разработку элементов оборудования трубопроводов. Работой занимались нынешний начальник КТО Петр Михалев и Лариса Бродецкая. Так вот, нам четко сказали: ни одна станция не имеет лицензии на конструирование элементов оборудования трубопроводов, зачем же вы лезете не в свои дела? Приходилось доказывать. И убедили, все у нас получилось.
Могу сказать и о своем рацпредложении — по разработке документации по улавливанию капель горючей смеси на дизель-генераторной, где первое время возникали возгорания на кровле. Такие же оригинальные каплеотбойники установили и на азотно-кислородной станции. А изготовили все собственными силами.
Многое можно вспомнить интересного за время работы на станции. Но один случай запомнился особо. Произошла трещина клапана Ду-800. Ее необходимо было заварить, однако оказалось все не так просто. И технологию восстановления мне удалось узнать из… обычного учебника для профтехучилищ. Трещину нужно было заварить и тут же выковать. Так вот, пришлось это делать, в том числе и лично самому, своими руками ковать вслед за сварщиком. То есть многое, включая правильность расчетов, приходилось доказывать и самим себе.
Работа в конструкторско-технологическом отделе всегда интересна. Здесь нужно знать все, быть и конструктором, и технологом одновременно. Потому что конструкция-то создана, а еще нужна и технология устранения дефектов — и всем этим нужно заниматься. Инженер-конструктор должен быть профессионалом своего дела, ему нужны логика и быстрота мышления, умение увидеть незримое, ощутить осязаемое, и в то же время он должен быть творческим человеком, поскольку это все-таки и творческая, созидательная работа. Собственно говоря, именно такие люди и работали всегда в КТО. Нельзя не вспомнить первого начальника отдела Алексея Попова, который создавал, формировал отдел, подбирал кадры, обучал людей. Это был настоящий специалист своего дела.