Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники атомного проекта /

Беспалов Андрей Владимирович

Пер­вый заме­сти­тель гене­раль­ного дирек­тора ЗАО «ОКБ — Ниж­ний Новго­род» (2012–2015 гг.), дирек­тор Нижего­род­ского фили­ала ООО «НПО «Цен­тро­тех» (2016 г.), началь­ник кон­струк­тор­ско-тех­но­логи­че­ского отдела ООО «НПО «Цен­тро­тех» (2017–2018 гг.). Глав­ный кон­струк­тор ГЦ‑9+, лау­реат премии Пра­ви­тельства РФ в обла­сти науки и тех­ники за раз­ра­ботку ГЦ‑9+.
Беспалов Андрей Владимирович

Можно ска­зать, что заниматься цен­три­фугами мне было пред­опре­де­лено судь­бой. Мой отец Вла­ди­мир Семе­но­вич Бес­па­лов посвя­тил цен­три­фугам 40 лет жизни. Он всю жизнь про­ра­бо­тал в Ков­рове. Начи­нал элек­три­ком, закан­чи­вал заме­сти­те­лем началь­ника про­из­вод­ства. А я ока­зался на этом же заводе в конце 1980‑х, после окон­ча­ния инсти­тута.

Когда я в пер­вый раз попал на раз­де­ли­тель­ное про­из­вод­ство, пер­вое, что меня пора­зило, — без­лю­дье и тишина. Слышно было только, как где-то далеко-далеко рабо­тает транс­форма­тор. И эта тишина соче­та­ется с бес­ко­неч­ными про­сто­рами, исчис­ля­емыми километ­рами, где ярусы до потолка запол­нены цен­три­фугами, кото­рые тихо делают свое дело. Сей­час бы я срав­нил это с дата-цен­трами: там тоже нет людей и машины бесшумно тру­дятся, обра­ба­ты­вая информацию.

Правда, в отли­чие от отца, я не пошел по про­из­вод­ствен­ному направ­ле­нию: отра­бо­тав восемь лет, решил поме­нять сферу дея­тель­но­сти и из про­из­вод­ства ушел в кон­стру­и­ро­ва­ние. Мне хоте­лось не про­сто делать что-то, а при­думы­вать новые реше­ния. Пере­ехал в Ниж­ний Новго­род и начал рабо­тать в Опыт­ном кон­струк­тор­ском бюро Горь­ков­ского авто­за­вода (ОКБ ГАЗ). На Горь­ков­ском авто­за­воде до начала 90‑х рабо­тало круп­нейшее в Совет­ском Союзе про­из­вод­ство газо­вых цен­три­фуг (там изго­тав­ли­вали поло­вину всех цен­три­фуг в стране), было и соб­ствен­ное кон­струк­тор­ское под­раз­де­ле­ние. Затем я рабо­тал в «ОКБ — Ниж­ний Новго­род», УЗГЦ, в НПО «Цен­тро­тех». Я поспо­соб­ство­вал, в меру своих сил, созда­нию двух поко­ле­ний цен­три­фуг: 9 и 9+. Мне кажется, это хорошее дело. Все, что мог, я отдал этому делу и пол­но­стью дово­лен результа­том своей работы.

Пара­докс заклю­ча­ется в том, что над­кри­ти­че­ские цен­три­фуги — это не шаг впе­ред, а воз­враще­ние к исто­кам. Пер­вая цен­три­фуга, кото­рая раз­ра­ба­ты­ва­лась уче­ными до 1953 года, была над­кри­ти­че­ской, доста­точно длин­ной и с гиб­ким рото­ром. Однако в апреле 1953 года глав­ный кон­струк­тор ОКБ Ленинград­ского Киров­ского завода (ЛКЗ) Н. М. Синев и дирек­тор ЛКЗ Н. И. Смир­нов напра­вили на имя мини­стра сред­него маши­но­стро­е­ния В. А. Малышева и его пер­вого заме­сти­теля А. П. Заве­нягина письмо, в кото­ром пред­ложили пре­кра­тить раз­ра­ботки над­кри­ти­че­ской цен­три­фуги и сосре­до­то­читься на раз­ра­ботке цен­три­фуги с жест­ким рото­ром, пред­ложен­ной ОКБ ЛКЗ. Вскоре был полу­чен положи­тель­ный ответ. Оте­че­ствен­ная раз­де­ли­тель­ная промыш­лен­ность на долгие годы пошла по пути корот­ких под­кри­ти­че­ских ГЦ, пока не исчерпала их возмож­но­сти в ГЦ‑8. Но до сих пор все цен­три­фуги — и под­кри­ти­че­ские, и над­кри­ти­че­ские — изго­тав­ли­ваются с жест­ким рото­ром.

У того судь­бо­нос­ного реше­ния было много раз­ных при­чин. Глав­ная, навер­ное, заклю­ча­лась в том, что над­кри­ти­че­ская цен­три­фуга и тех­но­логи­че­ски, и тех­ни­че­ски слож­нее под­кри­ти­че­ской, а в 1953 году необ­хо­димо было срочно созда­вать раз­де­ли­тель­ное про­из­вод­ство. В пер­вом поко­ле­нии цен­три­фуг был реа­ли­зо­ван целый ряд ориги­наль­ных реше­ний, кото­рые поз­во­лили нашим под­кри­ти­че­ским цен­три­фугам успешно кон­ку­ри­ро­вать со всеми зару­беж­ными сопер­ни­ками в тече­ние деся­ти­ле­тий — и тех­ни­че­ски, и эко­номи­че­ски. Сей­час при­шло время, когда мы должны обес­пе­чить такую же успеш­ную кон­ку­ренцию, только уже в над­кри­ти­че­ской обла­сти. Навер­ное, поэтому мы не пошли по пути Запада (в США, напри­мер, сде­лали деся­тимет­ро­вую цен­три­фугу): у нас свой путь, поз­во­ляющий сохра­нять наши пре­имуще­ства.

«Девятка» (9‑е поко­ле­ние) стала пер­вой серий­ной над­кри­ти­че­ской цен­три­фу­гой. Ее про­ек­ти­ро­ва­ние начи­на­лось как про­долже­ние работ, кото­рые велись в ОКБ ГАЗ с конца 1980‑х. Уже тогда было понятно, что возмож­но­сти под­кри­ти­че­ских цен­три­фуг близки к исчерпа­нию и един­ствен­ный путь — пере­ход к над­кри­ти­че­ским цен­три­фугам. Но для этого необ­хо­димо было решить доста­точно много слож­ных про­блем, свя­зан­ных пре­жде всего с обес­пе­че­нием рабо­то­спо­соб­но­сти цен­три­фуги.

Уже в 1980‑е годы на нашем заводе в Ниж­нем Новго­роде были изго­тов­лены пер­вые опыт­ные пар­тии над­кри­ти­че­ских цен­три­фуг, кото­рые прошли испыта­ния на раз­де­ли­тель­ном ком­би­нате. Един­ствен­ная при­чина, почему они не были внед­рены в про­из­вод­ство в конце 1990‑х годов, заклю­ча­ется в том, что эти цен­три­фуги плохо впи­сы­ва­лись в суще­ствующую струк­туру раз­де­ли­тель­ных предпри­я­тий: были слиш­ком длин­ными.

В начале 2000‑х годов раз­ра­бот­кой «девятки» занима­лись три кон­струк­тор­ских бюро. КБ в Санкт-Петер­бурге раз­ра­ба­ты­вало принци­пи­ально новую цен­три­фугу с так назы­ва­емым гиб­ким рото­ром. Наше нижего­род­ское ОКБ и Ново­уральский научно-кон­струк­тор­ский центр (ООО «ННКЦ») раз­ра­ба­ты­вали цен­три­фугу с жест­ким рото­ром — с небольшими вари­аци­ями. ННКЦ вклю­чился в эту гонку несколько позд­нее, потому что кон­струк­торы были заняты раз­ра­бот­кой и внед­ре­нием в про­из­вод­ство и экс­плу­а­тацию «восьмерки». Поэтому мы в нижего­род­ском ОКБ про­дви­ну­лись дальше кол­лег.

В 2008 году состо­я­лось большое совеща­ние под руко­вод­ством С. В. Кири­енко, и наи­бо­лее про­ра­бо­тан­ный на тот момент вари­ант кон­струкции — про­ект нижего­род­ского ОКБ — был при­нят к даль­нейшей раз­ра­ботке. Перед осталь­ными двумя предпри­я­ти­ями поста­вили другую задачу: рабо­тать над пер­спек­тив­ными изде­ли­ями. Поэтому мы заня­лись даль­нейшей про­ра­бот­кой ГЦ‑9, но петер­бург­ское и уральское КБ все равно при­нимали большое уча­стие в этой работе. В част­но­сти, уральский ННКЦ очень помог нам с отра­бот­кой так назы­ва­емой про­точ­ной части цен­три­фуги.

В тех­ни­че­ском зада­нии на «девятку» в итоге была про­пи­сана такая цель: раз­ра­бо­тать цен­три­фуги сле­дующего поко­ле­ния, кото­рые впи­са­лись бы в те же тех­но­логи­че­ские места. Цель была достиг­нута, что поз­во­лило в конеч­ном счете суще­ственно сни­зить затраты на пере­оснаще­ние и уско­рить этот процесс: не нужно было заме­нять стро­и­тель­ные кон­струкции, поса­доч­ные места новых цен­три­фуг, газо­вые, водя­ные и другие трассы, доста­точно было только поме­нять вспомога­тель­ное обо­ру­до­ва­ние. На пер­вых этапах работы над «девят­кой» при­вле­ка­лось большое коли­че­ство вне­от­рас­ле­вых иссле­до­ва­тельских орга­ни­за­ций как из Ниж­него Новго­рода, так и из Москвы, потому что НИР тре­бо­вали науч­ного под­хода. И конечно, в рабо­тах участ­во­вал широ­кий круг орга­ни­за­ций атом­ной отрасли: каж­дая на своем этапе решала опре­де­лен­ный комплекс про­блем, отно­сящихся к кон­струкции, тех­но­логии изго­тов­ле­ния, вопро­сам экс­плу­а­тации и т. д. В результате «девятка» по эффек­тив­но­сти пре­взошла под­кри­ти­че­ские цен­три­фуги преды­дущих поко­ле­ний.

«Девятка» по сво­ему пове­де­нию кар­ди­нально отли­ча­ется от под­кри­ти­че­ской цен­три­фуги необ­хо­димо­стью обес­пе­че­ния ее рабо­то­спо­соб­но­сти в зоне кри­ти­че­ских частот, что потре­бо­вало очень глу­бо­кой науч­ной, рас­чет­ной, тех­но­логи­че­ской про­ра­ботки узла, кото­рый назы­ва­ется «демпфер пере­хода кри­тики». Это была большая работа, кото­рой занима­лись в конце 1990‑х — начале 2000‑х годов. Здесь и мате­ри­а­ло­вед­че­ские про­блемы, и про­блемы изу­че­ния и опи­са­ния пове­де­ния всей системы в усло­виях силь­ных нестаци­о­нар­ных режимов. И самое глав­ное — поиск спо­со­бов управ­ля­емо­сти в этих режимах, при­чем управ­лять нужно авто­ма­ти­че­ски, без уча­стия чело­века. Эта задача была успешно решена. Сей­час десятки тысяч над­кри­ти­че­ских цен­три­фуг успешно пре­одо­ле­вают при разгоне этот самый слож­ный и напряжен­ный нестаци­о­нар­ный режим работы прак­ти­че­ски без вмеша­тельства людей. Люди только сле­дят за процес­сом. Также в рам­ках работы над «девят­кой» отра­ба­ты­ва­лись вопросы пере­хода на другие мате­ри­алы для обес­пе­че­ния устой­чи­во­сти работы в закри­ти­че­ской обла­сти: для этого был раз­ра­бо­тан еще один спе­ци­аль­ный демпфер. Для реше­ния этих вопро­сов потре­бо­ва­лось большое коли­че­ство времени, сотни рас­чет­ных работ, вари­ан­тов кон­струкции, экс­пе­римен­тов. И до сих пор процесс совершен­ство­ва­ния про­должа­ется — уже на ста­дии серий­ного изго­тов­ле­ния. А вообще-то все элементы цен­три­фуги — доста­точно про­стые по устройству, но слож­ные в работе: ведь они должны функци­о­ни­ро­вать в авто­ма­ти­че­ском режиме 30 лет без оста­новки.

Работа над цен­три­фугами поко­ле­ния 9+ была комплекс­ной: в ней активно участ­во­вали про­из­вод­ства. Часть нара­бо­ток по 9+ с нашей помощью они исполь­зо­вали при серий­ном про­из­вод­стве «девя­ток», что поз­во­лило уменьшить себе­сто­и­мость этих машин. При раз­ра­ботке поко­ле­ния 9+ ста­ви­лась цель пре­жде всего суще­ственно уменьшить затраты на изго­тов­ле­ние и экс­плу­а­тацию цен­три­фуги, сни­зить ее удель­ную себе­сто­и­мость, при этом сохра­нив все необ­хо­димые параметры работы. Это нужно было для того, чтобы не поте­рять и даже уси­лить пре­имуще­ства Роса­тома в экс­порт­ном кла­стере. И цель была достиг­нута. По основ­ным парамет­рам (удель­ная себе­сто­и­мость изго­тов­ле­ния, удель­ное энергопо­треб­ле­ние на еди­ницу работы раз­де­ле­ния) новая ГЦ‑9+ зна­чи­тельно пре­вос­хо­дит лучшую зару­беж­ную цен­три­фугу, являющуюся основ­ным кон­ку­рен­том РФ на миро­вом рынке обогаще­ния. За 2017–2018 годы было постав­лено цен­три­фуг поко­ле­ния 9+ на общую сумму в 6,5 млрд руб­лей. При этом под­счи­тан­ная эко­номия на мон­таже 9+ только за эти два года по срав­не­нию с «девят­кой» соста­вила 1,5 млрд руб­лей в год. И это не счи­тая выгоды, полу­ча­емой в процессе экс­плу­а­тации в тече­ние после­дующих 30 лет.

Важ­ная вещь в процессе раз­ра­ботки новых поко­ле­ний цен­три­фуг — унифи­кация. Изде­лие, кото­рое при­думал кон­струк­тор, помимо всего про­чего, должно еще быть легко реа­ли­зу­емо в промыш­лен­ных масшта­бах. Чем меньше затрат на осво­е­ние изде­лия, тем быст­рее оно полу­чит путевку в жизнь, тем проще, надеж­нее и быст­рее будет прой­ден пер­вый этап осво­е­ния.

Пер­со­нал, кото­рый изго­тав­ли­вает цен­три­фуги, фак­ти­че­ски про­хо­дит непре­рыв­ное обу­че­ние. В процессе раз­ра­ботки «девятки» мы опро­бо­вали новые цен­три­фуги на серий­ном про­из­вод­стве — в основ­ном на КМЗ. Поэтому пере­ход к изго­тов­ле­нию как опытно-промыш­лен­ных пар­тий, так и уста­но­воч­ной серии про­изошел довольно быстро. Без каких-либо труд­но­стей было осво­ено и серий­ное про­из­вод­ство 9+.

Что каса­ется пер­со­нала экс­плу­а­ти­рующего предпри­я­тия, был непро­стой момент при пере­ходе на над­кри­ти­че­ские цен­три­фуги. В 2010 году мы поста­вили на предпри­я­тия Топ­лив­ной компа­нии первую опытно-промыш­лен­ную пар­тию «девя­ток». Запус­кали мы ее прак­ти­че­ски сво­ими силами и вме­сте с пер­со­на­лом отра­ба­ты­вали основ­ные алго­ритмы и принципы кон­троля. Рас­ска­зы­вали о нюан­сах, о том, на что нужно обращать внима­ние в первую оче­редь, чтобы прогно­зи­ро­вать рабо­то­спо­соб­ность обо­ру­до­ва­ния. В общем, пере­да­вали им весь свой опыт, накоп­лен­ный на экс­пе­римен­таль­ных участ­ках, в лабо­ра­то­риях ресурс­ных испыта­ний в ОКБ. К моменту мон­тажа пер­вого блока цен­три­фуг пер­со­нал уже был подго­тов­лен, обу­чен на опыт­ных секциях. Обя­за­тельно нужно ска­зать, что тех­но­логи­че­ские службы ком­би­на­тов очень ответ­ственно отно­сятся к своей работе и неукос­ни­тельно соблю­дают все наши тре­бо­ва­ния. Сей­час пер­со­нал экс­плу­а­ти­рующих предпри­я­тий уве­ренно обраща­ется с над­кри­ти­че­скими газо­выми цен­три­фугами.

Спе­ци­а­лист по про­ек­ти­ро­ва­нию цен­три­фуги — это «штуч­ный товар». Кон­струк­тор сле­дит за судь­бой изде­лия на всем жиз­нен­ном цикле, от его раз­ра­ботки до ути­ли­за­ции. Для того, чтобы воспи­тать инже­нера-кон­струк­тора, кото­рый «чув­ствует» цен­три­фугу, тре­бу­ется пять-шесть лет. 

Во время работ над цен­три­фугами поко­ле­ний 9 и 9+ в отрасли про­ис­хо­дили масштаб­ные струк­тур­ные пре­об­ра­зо­ва­ния. Нужно понимать, что реше­ния о таких пре­об­ра­зо­ва­ниях осно­вы­ваются на ситу­ации, кото­рая скла­ды­ва­ется на рынке. На рубеже 2010‑х и 2020‑х годов рыноч­ная цена еди­ницы работы раз­де­ле­ния резко упала (прак­ти­че­ски в четыре раза), поэтому изме­не­ния были необ­хо­димы. В результате четыре завода по про­из­вод­ству цен­три­фуг сли­лись в два; вме­сто трех кон­струк­тор­ских под­раз­де­ле­ний, занимавшихся цен­три­фугами, стали рабо­тать голов­ное под­раз­де­ле­ние на Урале и дочер­нее обще­ство в Санкт-Петер­бурге. Все эти струк­тур­ные изме­не­ния, есте­ственно, не лучшим обра­зом вли­яли на процесс про­ек­ти­ро­ва­ния. К сча­стью, нам уда­лось пре­одо­леть эти слож­но­сти — в том числе и за счет того, что мы наби­рали и гото­вили много моло­дых спе­ци­а­ли­стов. Если какие-то сотруд­ники ухо­дили, у нас были подго­тов­лен­ные ребята, кото­рые при­хо­дили им на смену. В результате мы смогли осуще­ствить пере­ход кон­стру­и­ро­ва­ния от поко­ле­ния 9 к поко­ле­нию 9+ без раз­рывов по времени и успешно довели эту работу до конца.

Воз­ни­кает зако­номер­ный вопрос: а зачем вообще было пере­хо­дить на «над­кри­тику», если нам хорошо жилось и с под­кри­ти­че­скими маши­нами? Такой под­ход ведет к стаг­нации. Нельзя сто­ять на месте, нужно посто­янно раз­ви­ваться. «Восьмерка» прак­ти­че­ски пол­но­стью выбрала все возмож­но­сти под­кри­ти­че­ских цен­три­фуг по ско­ро­стям, про­из­во­ди­тель­но­сти и т. д. Поэтому были необ­хо­димы новые реше­ния.

Роса­том все­гда живет по плану. В этом плане есть опре­де­лен­ный раз­дел, посвящен­ный пер­спек­тив­ным раз­ра­бот­кам, в кото­рых возможны про­рыв­ные открытия (пре­жде всего в при­ме­не­нии мате­ри­а­лов, но и в других обла­стях тоже). При этом, если вдуматься, цен­три­фуга — это доста­точно при­ми­тив­ная вещь: стоит вол­чок и кру­тится. Вопрос в том, как заста­вить его кру­титься с нуж­ными нам парамет­рами, — здесь и наступает момент, когда тре­буются пере­до­вые кон­струк­тор­ские и мате­ри­а­ло­вед­че­ские реше­ния. Этим необ­хо­димо заниматься зара­нее: пла­ни­ро­вать поста­новку, про­ра­ботку этих задач и их реше­ние. Поэтому раз­ра­ботка сле­дующих поко­ле­ний цен­три­фуг идет в пла­но­вом порядке, непре­рывно. Когда внед­ря­лось поко­ле­ние 9+, кон­струк­торы в рам­ках мульти­за­дач­ной стра­тегии работы уже вели нара­ботки по деся­той машине. Сей­час, когда «десятка» в раз­ра­ботке, наши спе­ци­а­ли­сты уже про­ра­ба­ты­вают возмож­ность созда­ния сле­дующего поко­ле­ния цен­три­фуги: ищут «тон­кие» места, наме­чают направ­ле­ния НИР, кото­рые, есте­ственно, будут идти также с при­вле­че­нием ведущих инсти­ту­тов.

Есть два клю­че­вых параметра, кото­рые вли­яют на основ­ные харак­те­ри­стики газо­вой цен­три­фуги: ско­рость враще­ния и длина рабо­чей камеры. Поэтому в рам­ках раз­ви­тия газоцен­три­фуж­ной тех­но­логии уче­ные и инже­неры рабо­тают в первую оче­редь над улучше­нием этих парамет­ров. В эту работу вклю­чены многие предпри­я­тия. Мате­ри­а­ло­веды раз­ра­ба­ты­вают новые ните­вид­ные мате­ри­алы с более высо­кими харак­те­ри­сти­ками, матема­тики рабо­тают над созда­нием матема­ти­че­ской модели газо­вой цен­три­фуги. Это слож­ная задача, она реша­ется уже лет десять. Конечно, в будущем возможен пере­ход к каким-то принци­пи­ально иным маши­нам. Я рас­ска­зы­вал выше, что пере­ход к «над­кри­тике» совершился, когда под­кри­ти­че­ская цен­три­фуга подошла к физи­че­скому и тех­но­логи­че­скому пре­делу. Над­кри­ти­че­ская цен­три­фуга пока не исчерпала своих возмож­но­стей, поэтому мы сосре­до­та­чи­ваем все уси­лия именно в этом направ­ле­нии.

При­ме­нить зна­ния, накоп­лен­ные за время наших работ по цен­три­фугам, можно в раз­ных сфе­рах. Однако для раз­де­ле­ния урана на дан­ный момент наи­бо­лее эффек­тив­ным явля­ется газоцен­три­фуж­ный метод. Его надо про­должать совершен­ство­вать, чтобы обес­пе­чи­вать энергией будущие поко­ле­ния. Если гово­рить о возмож­ном исполь­зо­ва­нии тех­но­логий, свя­зан­ных с цен­три­фугами, в других обла­стях, то здесь есть раз­ные направ­ле­ния. Напри­мер, для многих стран акту­аль­ная про­блема сей­час — пуль­си­рующий режим работы аль­тер­на­тив­ных источ­ни­ков энергии. Если исполь­зо­вать накопи­тели энергии доста­точно большой емко­сти, эти пуль­сации снижаются, сглажи­ва­ется нерав­но­мер­ная выра­ботка элек­троэнергии. В каче­стве таких накопи­те­лей могут выступать цен­три­фуги. При разгоне цен­три­фуги элек­три­че­ская энергия пре­об­ра­зу­ется в кине­ти­че­скую, при после­дующем торможе­нии про­ис­хо­дит обрат­ная транс­формация.