Мы были одержимы работой!
В городе Курчатове я с 1968 года. До этого после окончания техникума и службы в армии с комсомольской путевкой в кармане уехал на Красноярскую ГРЭС, где работал машинистом портального крана. Это была, как известно, крупнейшая в мире стройка и, конечно, она мне дала в жизни многое, не говоря о профессиональном опыте. В городе с удивительным названием Дивногорск я встретил замечательную девушку, свою будущую супругу Марину, с которой у нас родилось двое сыновей, с которой связана вся моя жизнь. Но, как оказалось, на здоровье детей местный климат оказывал неблагоприятное влияние, и нашей семье пришлось переехать в Курчатов.
На Курскую АЭС меня приняли плотником с тем условием, что я сам поеду в город Киров за железнодорожным краном и пригоню его на стройку. Я сделал это. Но железнодорожного депо еще не было, и эта огромная махина — кран — долго находилась под открытым небом и зимой и летом. Грузы поступали в ЦЭМ, САЭМ, ДСК, село Макаровку и в местные колхозы из разных городов Советского Союза. Это были вагончики ПДУ, сборный железобетон, арматура, другие необходимые для выполнения строительных работ ценные грузы.
Каждый день, не зная праздников и выходных, я вставал в пять часов утра и шел на работу, чтобы нагреть в бочке воду и запустить машину. Пока дойдешь пешком по заснеженной ухабистой дороге до Лукашовки, самому впору согреться бы. Но дело есть дело. Разжигал костер, грел воду, заправлял кран — и за работу. И так на протяжении более восьми лет: с пяти утра до глубокой ночи в самые молодые годы, когда хотелось попозже встать и пораньше лечь в теплую постель, посмотреть по телевизору футбол и просто больше внимания уделить своей семье. Сказать, что я сожалею об этом, будет неправильно. Это просто, как говорится, к слову пришлось. Ведь на самом деле мы были одержимы в стремлении как можно быстрее пустить первый энергоблок, построить современный город и воочию увидеть плоды своего труда.
В 1970 году меня с железнодорожного участка перевели в отдел главного механика. В это время я получил свою самую высокую награду — орден Трудового Красного Знамени. Кроме производства, занимался общественной работой: был секретарем партийной организации, дважды избирался депутатом поселкового совета. Затем в течение трех лет по заданию советского правительства находился в служебной командировке в Монголии. С 1976-го по 1979 год работал на строительстве ТЭЦ в городах Эрдэнет и Чойболсан. Также выполнял строительные задания на портальном кране. И сам сделал многое, и многому научился.
В 1985 году вернулся на Курскую АЭС, возглавил бригаду слесарей в реакторном цехе № 2 и только в 2006 году ушел на заслуженный отдых. Но, признаюсь честно, не привык сидеть сложа руки. Продолжаю, как и раньше, участвовать в общественных городских мероприятиях, вношу свои предложения. В 2007 году мне присвоили звание «Почетный гражданин города Курчатова».
Не остаюсь в стороне и от жизни Курской АЭС, города Курчатова. По возможности вношу предложения по искоренению недостатков. Быть неравнодушными учу своих сыновей, которые продолжают мой профессиональный путь в атомной энергетике. Они оба имеют высшее образование. Андрей раньше работал в ведомственной инспекции, сейчас — начальник отдела в «Атомэнергоремонте», Александр работает мастером по ремонту кранов на второй очереди нашей станции.