Уникальный коллектив сосновоборцев
В 1972 году приехал в город Сосновый Бор. В то время уже участвовал в чемпионате Советского Союза по мотогонкам на льду. Это мой профиль. В 73-м году на союзном чемпионате в Красноярске стал четвёртым. В 1974 году на моём мотоцикле выиграл чемпионат СССР по мотогонкам на льду мой ученик Губич Сергей, который позже стал заслуженным тренером Союза и сам воспитал трёх чемпионов мира.
В Сосновый Бор меня пригласил Степанов Михаил Павлович, начальник отдела кадров Ленинградской АЭС. Приглашая, он писал: «город красивый, природа замечательная, приезжайте работать». Старый Икарус привёз нашу семью в город ночью, высадил у почты. Куда идти — не знаем. Пошли искать лаэсовское общежитие, что оно располагалось на улице Красных Фортов во втором доме.
Кое-как добрались, переночевали на каких-то тюках, а утром пошли устраиваться на работу. Управление ЛАЭС тогда уже располагалось в сегодняшнем здании СУСа. Там находились первый директор — Муравьёв Валентин Павлович, первый начальник реакторного цеха — Хромченко Анатолий Иванович и многие другие специалисты. Попали мы на приём к Лапушеву — заместителю начальника реакторного цеха. Поговорили, тут же написал заявление, и меня приняли на должность слесаря реакторного отделения одноименного цеха Ленинградской АЭС. Я попал на участок к Злобину Павлу Деяновичу.
Мы курировали работы по монтажу наращивания трактов реактора. В то время все работники контролировали какие-то работы, курировали какие-то процессы. А поскольку у меня был опыт работы сварщика и контролёра сварных швов (я работал контролёром по сварке космических летательных аппаратов и следил за их качеством) меня назначили на ЛАЭС контролировать работу монтажников и проверять сварные швы. Сварные швы — это очень серьёзное дело. Рентген мог показать только внутренние дефекты. А все наружные дефекты (шлаковые включения, подрезы, раковины) можно было разглядеть только глазами. Мне нравилась работа. Было очень интересно!
Новые люди вокруг, новая обстановка, новое дело. А дело — интересное, когда тебя доверяют. Сами были молодые: многое что уже умели и многое хотели. Работать старались, Рядом с такими людьми как, Лапушев, Злобин стыдно было сплоховать. Сами оборудовали мастерские (у нас — на отметке +25), готовили оборудование, верстаки, следили за порядком (как сейчас ПСР внедряют, тогда работали по-ударному, участвуя в соцсоревновании). Столько воспоминаний, такое чудо было работать рядом с такими классными людьми, как Шахов Валентин Матвеевич, Багров Евгений Никитич.
В 1975 году я поехал на первенство Советского Союза и в финале соревнований попал в аварию. Вернулся на костылях, весь переломанный…. Спасибо руководителям, они ценили мою работу. Вокруг меня всегда были люди — я им, чем мог, помогал, и мне многие помогали. Я ремонтировал моторы. Так познакомился с Климовым (он картингом увлекался). В разных местах города: в мастерских, в гаражах начинались развиваться технические виды спорта.
Потихонечку же всё…. В обеденный перерыв обсуждали многие вопросы, писали письма руководству предприятия. Их составлять помогал Евгений Багров (был членом парткома станции). Тогда секретарём партийного комитета был Пасичный Альберт Иванович, а он в юности увлекался мотоспортом. Вот он и предложил место общественного гаража для первых занятий секции мотоспорта. Тут и Луконин Николай Фёдорович заинтересовался работой нашей секции. Сам приехал в гараж, всё посмотрел. Даже тумбочку открыл, увидел порядок и успокоился. Не зря дают возможность развивать мотоспорт на предприятии. Позже мечты стали постепенно осуществляться.
Познакомился с ребятами из ВНИПИЭТ — они помогли с проектом. Уже к 1978 году мы его имели. Много помогали Геннадий Константинович Тычкин (чудо-мужик), Павел Николаевич Цветков, Николай Фёдорович Луконин. Видят, что я работаю — и помогали, не было причин отказать. Я организовал секцию ДОСААФ на Ленинградской АЭС, собирал взносы, перспективы рисовал всем. Вокруг стали собираться ребята из разных направлений технических видов спорта: мотокроссмены, картингисты, авиамоделисты, судомоделисты, стрелки, велосипедисты, радиолюбители (даже соревнования на реке Систе проводили «Охота на лис»).
В 1975 году мы провели первые соревнования по мотокроссу на берегу реки Воронка (тогда секция была ещё в общественном гараже). Город рос, предприятия развивались. Люди ехали работать, но в свободное время занимались ещё чем-то. Так складывался уникальный коллектив горожан-сосновоборцев, который позже зазвучал на весь Советский Союз.
Тогда же, в 1978 году мы начали строить фундамент для спортивно-технического комплекса. Темрюк, Логвинов (ЭЦ), Попов (гараж ЛАЭС) и я помогали строителям. Возводили фундамент под видом строительства жилищно-бытового корпуса работники СМУ-3 под руководством романа Несторовича Канюка.
Руководство ЛАЭС нас уже хорошо знало. Мы проводили мотокроссы на Воронке два раза в год: посвящённые Дню Победы и образованию Ораниенбаумского плацдарма, участвовали в организации и проведении военно-патриотических, а позже туристических слётах, проводили велопробеги и кроссы. Всё было на высоком уровне. Поэтому в строительстве нам оказывалась всяческая помощь. Но особенно запомнился момент, связанный с Анатолием Павловичем Епериным.
Однажды он собрал на совещание начальников цехов ЛАЭС и представителей строителей прямо на строительной площадке. Они прошли по создаваемым объектам, посмотрели и вдруг А. П. Еперин спрашивает: «А где турник будет стоять?». Я ему отвечаю, что здесь нет для этого места, здесь будет помещение мотосекции. А он спрашивает:
— Ты кто такой?
— Слесарь реакторного цеха Басалаев!
— Ну вот, иди и работай в реакторный цех!.
В итоге мы пообещали, что турник обязательно на СТК поставим. Одновременно с работой на ЛАЭС я курировал и работы по строительству комплекса. Очень многие работы мы выполняли самостоятельно. В первую очередь была сделана мастерская, ворота тоже сами монтировали. Понемногу собирали и ремонтировали технику (мотоциклы и карты). Мальчишки были рукастые, всё могли делать.
Спортивный зал помогали готовить девушки. Даже Васина Нина Петровна (замглавбуха) работала на СТК. Очень помогало соцсоревнование. Каждая бригада подразделений ЛАЭС брала обязательства в свободное от основной работы время помочь убрать территорию, высадить зелёные насаждения или водопровод копать. Даже городские предприятия приходили, милиционеры и военные.
Строительство СТК длилось 4 года, его торжественное открытие было приурочено к Дню рождения комсомола, 29 октября 1982 года, в 1983 году стали строить тир, в 1985 — спортивный комплекс. 35 лет назад был введён в эксплуатацию СТК, где были воспитаны чемпионы Советского Союза, чемпионы мира, олимпийские чемпионы и участники международных соревнований.