Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники атомного проекта /

Балагуров Николай Андрианович

Родился в 1937-ом году в Ногин­ске. Окончил МИФИ в 1960-ом году, тогда же пришел по рас­пре­де­ле­нию на Машза­вод. Работал инже­не­ром-физиком, началь­ни­ком экс­пе­ри­мен­тально-тех­ноло­ги­че­ского отдела, заме­сти­те­лем тех­ни­че­ского дирек­тора по меж­ду­на­род­ным делам и рекон­струк­ции. Кан­ди­дат тех­ни­че­ских наук, про­фес­сор Цен­траль­ного инсти­тута повы­ше­ния квали­фи­ка­ции Роса­тома.
Балагуров Николай Андрианович

Я родился в Ногин­ске, школу закон­чил неплохо — с золотой медалью. До девя­того класса хотел стать моряком. Даже полу­чи­лось так, что после девя­того лег в боль­ницу, была грыжа, она меня никогда не бес­по­ко­ила, но я лёг, чтобы меня не забра­ко­вали по мед­осмо­тру. И вдруг в течение деся­того класса все изме­ни­лось. Вместо мор­ского училища я посту­пил в МИФИ. Окончил МИФИ в 60-ом году по спе­ци­аль­но­сти инженер-физик, про­ек­ти­ро­ва­ние и экс­плу­а­та­ция атомных энер­гети­че­ских уста­но­вок. Был напра­в­лен на завод по рас­пре­де­ле­нию. И с самого начала, в течение после­ду­ю­щих сем­на­дцати-восем­на­дцати лет, зани­мался вопро­сами иссле­до­ва­ния стар­то­вых нейтронно-физи­че­ских харак­те­ри­стик актив­ных зон для судовых энер­гети­че­ских уста­но­вок.

Вот вам и флот.

Тогда же защитил дис­сер­та­цию в Кур­ча­тов­ском инсти­туте. А потом что-то мне захо­те­лось, как гово­рится, рас­ши­ре­ния сферы дея­тель­но­сти. И я пошел в здешний сорок шестой цех, который про­из­во­дил таблетки и твэлы для большой энер­гетики (так мы все тогда гово­рили). Там работал-работал, потом так сло­жи­лось, на заводе был филиал ВНИИНМ, в корпусе шесть­сот первом. Инсти­тут Бочвара. И я туда перешел. Там мне тоже понрави­лось. Работал началь­ни­ком экс­пе­ри­мен­тально-тех­ноло­ги­че­ского отдела, который зани­мался раз­ра­бот­кой доку­мен­та­ции и изго­то­в­ле­нием опытных образ­цов всех видов твэл для большой энер­гетики, которые в то время были.

Затем, опять же, вер­нулся на завод. Это другая сфера, здесь инте­ресно всегда. И через неко­то­рое время мне пред­ло­жили долж­ность заме­сти­теля тех­ни­че­ского дирек­тора по меж­ду­на­род­ным делам и рекон­струк­ции. Это где-то начало 80-х.

Я, есте­ственно, согла­сился. Имея в виду не рекон­струк­цию, а в первую очередь меж­ду­на­род­ную дея­тель­ность. Как раз у нас завя­зы­вались кон­такты с «Симен­сом». И я был назна­чен руко­во­ди­те­лем проекта «Сименс» на Машза­воде. Вот эта сфера дея­тель­но­сти, очень инте­рес­ная, очень важная, привела к тому, что завод стал изго­та­в­ли­вать топливо для десяти атомных станций Запад­ной Европы. По их спе­ци­фи­ка­циям.

Это очень инте­рес­ное и пер­спек­тив­ное дело. Самое главное — это был прорыв на внешний рынок для продажи про­дук­ции для атомных станций Запад­ной Европы. Это и Гер­ма­ния (с нее начали), потом Швейца­рия, Швеция, Гол­лан­дия, потом Вели­ко­брита­ния.

Затем, уже в начале нулевых, я ушел на пенсию, но сохра­нил воз­мож­ность рабо­тать и на «Сименс», и на завод с точки зрения раз­ра­ботки новых видов тех­ноло­гий для изго­то­в­ле­ния топлива вот по этим кон­трак­там с «Симен­сом». И я работал. Хотя не был офи­ци­ально сотруд­ни­ком завода уже, был только как ветеран, и сотруд­ни­ком «Сименса» не был. Но у меня был кон­тракт и с немцами, и с заводом на раз­ра­ботку этих тех­ноло­гий.

И только лет пять тому назад я это всё оставил, потому что, говоря откро­венно, всё, что можно было сделать в данном напра­в­ле­нии, я сделал. Затем я работал (в насто­я­щее время не работаю) в ЦИПК. Это ещё не полное назва­ние. У меня как-то в боль­нице спро­сили, где я работаю, я отвечаю: «Мне нужно позво­нить». Там все в шоке: «Да как же так? Вы рабо­та­ете и не знаете, где рабо­та­ете?» А там полное назва­ние очень накру­чен­ное: НОУ (научно-обра­зо­ва­тель­ное учре­жде­ние) ДПО (допол­ни­тель­ное про­фес­си­о­наль­ное обра­зо­ва­ние) «ЦИПК Роса­тома» (Цен­траль­ный инсти­тут повы­ше­ния квали­фи­ка­ции), Обнинск.

Там моя задача заклю­ча­лась в чем? Мы в тот период очень активно раз­ви­вали связи с ино­стран­цами, которые у себя хотят строить первые атомные станции. И я раз­ра­ба­ты­вал курс тех­ноло­гии изго­то­в­ле­ния топлива вот для этих стран: Бан­гла­деш, Вьетнам, Египет, Малайзия — вот эти все страны. Этот курс — он есть, я его так иногда немножко совер­шен­ствую.

Сейчас буду зани­маться раз­ра­бот­кой нового курса, назва­ние кото­рому опре­де­лил уже сам, согла­си­лись со мной, что это будут «Неко­то­рые аспекты тех­ни­че­ских харак­те­ри­стик ядер­ного топлива для рос­сийского и запад­ного дизайна (в ско­боч­ках — что у всех кру­тится — шести­гран­ник и квадрат) в срав­не­нии». Там много дели­кат­но­стей, потому что, если ты чего-то еще не сделал, гово­рить об этом нельзя ино­стран­цам, надо сначала у себя сказать, добиться, чтобы это было реали­зо­вано, а потом уже, значит, там. Это такой особый про­то­кол, как себя правильно пре­под­но­сить, имея в виду продажи.

Ну, вот, соб­ственно, так, если кратко.

История с «Симен­сом» полу­чи­лась очень кра­си­вой. Она нача­лась с того, что в один пре­крас­ный день их началь­ник отдела стра­те­ги­че­ского пла­ни­ро­ва­ния, а затем и всё руко­вод­ство пришли к выводу, что «Сименсу» пора заняться вопро­сами изго­то­в­ле­ния топлива из реге­не­ри­ро­ван­ного урана. А как это делать? Им, чтобы изго­та­в­ли­вать, надо иметь лицен­зию. Опыта ника­кого нет — не получат они лицен­зию, совер­шенно точно. Тогда они поду­мали: а, может быть, попро­бо­вать Россию? То есть, как стало потом известно, вначале они оста­но­вили свой выбор на Вели­ко­брита­нии, попро­бо­вали БНФЛ (British Nuclear Fuels Laboratory). Но БНФЛ не выдер­жала испы­та­ний и квали­фи­ка­цию не полу­чила.

И они при­е­хали к нам.

Вот, у меня есть про­то­кол, до сих пор его держу, от 82-го года, 8 августа, который с нашей стороны под­пи­сан был Коно­ва­ло­вым, о том, что обе стороны наме­рены раз­ви­вать сотруд­ни­че­ство. Там ещё не гово­рится — по изго­то­в­ле­нию. Обычный про­то­кол о наме­ре­ниях, доста­точно осто­рож­ный и акку­рат­ный.

А дальше воз­ни­кает вопрос: что нужно сделать, чтобы Машза­вод получил квали­фи­ка­цию — слово вполне кон­крет­ное; оно озна­чает, по сути, что ты полу­ча­ешь право изго­та­в­ли­вать топливо по спе­ци­фи­ка­ции фирмы «Сименс». Первое, что было нам пред­ло­жено, — под­го­то­вить так назы­ва­е­мый background report, то есть на что вы спо­собны, какая у вас история, чем вы зани­мались, сколько лет, каким было каче­ство (это озна­чает, что нужно пред­ставить данные по годам, при­мерно, по средней плот­но­сти таблеток, по обо­га­ще­нию и так далее). Это всё для того, чтобы принять решение о том, что дальше делать, в каком напра­в­ле­нии дви­гаться.

Мы такой background report под­го­то­вили, немцы его приняли, посмо­трели, все вроде пока нор­мально.

После этого они при­е­хали сюда, в Элек­тро­сталь, и спро­сили: «А что пред­ста­в­ляет собой ваше кон­трольно-изме­ри­тель­ное обо­ру­до­ва­ние?» Цен­траль­ная завод­ская лабо­ра­то­рия. «А могли бы вы сделать неболь­шое коли­че­ство, опытную партию таблеток? Чтобы можно было пока­зать, нас­колько они соот­вет­ствуют спе­ци­фи­ка­циям запад­ным, которые мы вам дадим».

Дали свою спе­ци­фи­ка­цию. Мы поло­жили рядом нашу. Срав­нили. Ну, тут я так скажу: сегодня они ничем не отли­ча­ются друг от друга. Кое что мы у них пере­няли, кое что они пере­няли у нас. Кричать об этом не нужно, но это факт.

Нам пред­ло­жили изго­то­вить опытную партию. Неболь­шую. Мы ее изго­то­вили. Ока­за­лось, что она вполне ничего. Тогда нам «Сименс» пояснил: «Для того, чтобы вы полу­чили право на изго­то­в­ле­ние, первый этап, таблеток топ­лив­ных (по их спе­ци­фи­ка­циям), вы должны нам пока­зать, какой у вас пер­со­нал по квали­фи­ка­ции, какое у вас там обо­ру­до­ва­ние, и под­го­то­вить про­грамму квали­фи­ка­ции».

Если гово­рить о топ­лив­ных таблет­ках, что из себя пред­ста­в­ляет про­грамма квали­фи­ка­ции, которая должна быть согла­со­вана с «Симен­сом»? Мы изго­та­в­ли­ваем, скажем, 50 кило­грам­мов, опытную партию. Берем харак­те­ри­стики порошка, изго­та­в­ли­ваем таблетки, несколько кило­грам­мов, с одними тех­ноло­ги­че­скими пара­мет­рами, а несколько — с другими, с пара­мет­рами по спе­ка­нию, по прес­со­ва­нию и прочее. И пред­ставить должны в итоге отчет по квали­фи­ка­ции, под­пи­сан­ный с нашей стороны, а про­грамма была и с нашей, есте­ственно, стороны, и немцами, а потом это отда­вали в Гер­ма­нию, немцы там смо­трели, про­ве­ряли и гово­рили: «Утвер­ждаем». Это озна­чало, что мы с таким обо­ру­до­ва­нием, с таким пер­со­на­лом и прочее можем изго­та­в­ли­вать топливо по спе­ци­фи­ка­ции фирмы «Сименс».

Потом такой же был этап для твэлов. И потом, в прин­ципе, такой же по теп­ло­вы­де­ля­ю­щим сборкам.

На послед­нем этапе полу­че­ния квали­фи­ка­ции по таблет­кам был так назы­ва­е­мый финаль­ный кон­троль, cross-check control. Что это озна­чает? Это озна­чает, что мы по неко­то­рым пара­мет­рам должны про­а­нали­зи­ро­вать свою опытную партию, пред­ставить данные. И направить эти резуль­таты с образ­цами в Гер­ма­нию. Самое тонкое и нео­быч­ное начи­на­лось дальше. Берем топ­лив­ную таблетку, раз­ре­заем ее по обра­зу­ю­щей, иссле­дуем одну поло­винку на предмет пори­сто­сти и размера зерна на своих уста­нов­ках, выдаем заклю­че­ние, а вторую поло­винку напра­в­ляем в Гер­ма­нию. И затем сверяем. Вот это назы­ва­лось cross-check, и это, как гово­рится, проще некуда, инте­рес­нее некуда. Раз­ре­зали, про­а­нали­зи­ро­вали, срав­нили резуль­таты анали­зов тут и там. Пере­крёст­ный кон­троль.

Затем, когда мы пере­хо­дили к твэлам, мы гото­вили неко­то­рое коли­че­ство твэлов для двух станций в Гер­ма­нии. Направили в Гер­ма­нию. Для двух станций, где они изго­та­в­ли­вали топливо. Ну, топливо, значит вклю­чает ТВС. Это уже был 95-ый год, мы туда вдвоём поехали: нынеш­ний замди­рек­тора по каче­ству и я. Каким видам кон­троля под­вер­гались эти твэлы там? Во-первых, они под­вер­гались кон­тролю как твэл, то есть гео­мет­рия, нет ли кор­ро­зии никакой, пря­мо­ли­нейность, все-все. Тогда еще вот этого кон­троля на rod-сканере не было. Это сейчас здесь у нас вне­дрено уже давно. Когда твэл на всю длину про­ве­ря­ется на предмет обо­га­ще­ния таблеток, среднее и для каждой.

Сначала прибор был active rod scanner. Что это такое? Вот эти таблетки, этот твэл, облу­ча­ются нейтро­нами в такой здо­ро­вен­ной бочке, а затем изме­ря­ется актив­ность по длине. Затем стал при­ме­няться раз­ра­бо­тан­ный здесь, на нашем заводе passive rod scanner, когда изме­ре­ния про­из­во­дятся по соб­ствен­ному излу­че­нию. Это колос­саль­ный шаг вперед.

Там был инте­рес­ный момент, когда про­ве­ряли твэлы… Там часть твэлов раз­ре­зали и зани­мались анали­зом таблеток. И вдруг полу­чаем такой резуль­тат, что они газят хлором, таблетки. Ну, не может быть такого, по всем пара­мет­рам, откуда хлор?.. Доко­пались — прежде, чем загру­жать таблетки, осо­бенно для ино­стран­цев, наши ОТК на выход­ном кон­троле про­ве­ряли их, и все были в пер­чат­ках, которые для чистоты и сте­риль­но­сти хло­ри­ро­вали. Всё, выяс­нили, объ­яс­нили немцам, при­ни­маем решение загру­зить их в печку при тем­пе­ра­туре 600 гра­ду­сов, там они несколько часов погре­лись — хлор испа­рился.

Это вроде бы смешно, но так бывает. Нет объ­яс­не­ния науч­ного, но есть объ­яс­не­ние жиз­нен­ное.

Затем ана­ло­гич­ная работа про­во­ди­лась по теп­ло­вы­де­ля­ю­щим сборкам. Самое сложное, и не только сложное, но и такое мно­го­об­раз­ное по видам кон­троля, это были таблетки. В твэлах вроде бы попроще. На самом деле это только внешнее раз­ли­чие. А в ТВС, кажется, ну чего там — когда уже таблетки про­ве­рили, твэл есть, там только поставь их и все. На самом деле, это не так.

Но были сделаны все про­верки по сборкам, и мы полу­чили право. Но у нас была опре­де­лен­ная коо­пе­ра­ция. От них по таблет­кам мы ничего не полу­чали. Когда мы дого­во­ри­лись изго­та­в­ли­вать твэлы, мы полу­чали оболочки с при­ва­рен­ной одной заглуш­кой. И там пру­жинки всякие, которые были изго­то­в­лены в Гер­ма­нии. И заглушку для второго шва.

Когда мы начали изго­та­в­ли­вать ТВС-ки, мы полу­чали от них, если гово­рить попро­сту, кожух с дистан­ци­о­ни­ру­ю­щими решет­ками. Ну, он, на самом деле, не всегда кожух, это как бы скелет, потому что на ранних этапах только были кожухи, потом от них отошли. Это был скелет, где есть верхняя заглушка, нижняя; здесь нужно только твэлы вста­в­лять.

И мы начали. В 95-ом мы полу­чили право на изго­то­в­ле­ние таблеток и твэлов, прошли квали­фи­ка­цию. Потом мы полу­чили такое же право и для изго­то­в­ле­ния сборок в такой коо­пе­ра­ции.

Что мы полу­чили в резуль­тате? В резуль­тате мы полу­чили под­твер­жде­ние, что завод нахо­дится на мировом уровне и владеет высо­кими тех­ноло­ги­ями. С другой стороны, завод, после того, как это сотруд­ни­че­ство было реали­зо­вано, получил очень непло­хие эко­но­ми­че­ские пре­и­му­ще­ства. И третье — мы вошли в 90-е с нара­бо­тан­ным опытом меж­ду­на­род­ного сотруд­ни­че­ства. А что такое были 90-е, рас­ска­зы­вать не надо, все помнят.

Когда везде было плохо, мы своему заводу очень здорово помогли. Хотя в это время многие сотруд­ни­чали с Западом, только обес­пе­чив поставки сюда обо­ру­до­ва­ния. Это любимое дело меж­ду­на­род­ни­ков того периода. А чтобы изго­та­в­ли­вать, поста­в­лять топливо для десяти атомных станций Запад­ной Европы — это в голове ни у кого не было такого.

В этом проекте есть одна дипло­ма­ти­че­ская тон­кость, которой при­дер­жи­ва­ется и «Сименс», и мы: не надо наше сотруд­ни­че­ство афи­ши­ро­вать, в осо­бен­но­сти сейчас. Потому что в Гер­ма­нии сейчас засилье «зеленых», там закры­вают блоки, а если громко хва­статься, там спо­хва­тятся: «Как это так? Что это такое? А чего они там про­дол­жают-то? У нас всё закры­ва­ется, а в Элек­тро­стали…»

Один такой зво­но­чек уже про­зве­нел. Вдруг в БНФЛ, в Вели­ко­брита­нии, про­и­зо­шел такой случай: выя­вился подлог резуль­та­тов про­ве­рок ядер­ного топлива. Ядерное топливо было для МОКС-топлива. Они про­ве­ряли выбо­рочно. Нужно было, скажем, десять таблеток про­ве­рить — они про­ве­ряли три, убе­ждались, что всё в норме, осталь­ные про­пус­кали. После того, как это вскры­лось, под­нялся дикий хай. И правильно, что под­нялся. До того он был сильный, этот хай, что неко­то­рые атомные станции оста­но­вили работу и выгру­зили топливо, которое было изго­то­в­лено в БНФЛ.

Про­хо­дит неко­то­рое время. И те же «зеленые» говорят: «Рано вы успо­ко­и­лись. Ещё есть топливо, которое в Элек­тро­стали изго­то­в­лено — такое же, поди?» И тогда мы с немцами дого­во­ри­лись при­слать сюда группу пред­стави­те­лей средств мас­со­вой инфор­ма­ции, чтобы они на месте посмо­трели и убе­ди­лись, как здесь все орга­ни­зо­вано.

Я пред­ло­жил немцам: «Дайте своим кор­ре­с­пон­ден­там ваши немец­кие дози­метры. (У них дози­метры кас­сет­ного типа, в них все это изме­ря­ется, не выклю­ча­ется ничего). Пусть они про­ве­рят, какую дозу полу­чили во время пере­лета из Гер­ма­нии сюда, а потом я их буду водить здесь, по цехам завода. И пусть сравнят — это очень важно, чтобы они поняли, что здесь серьёзно поста­в­лено дело». Я-то знал, что про­и­зойдёт. Главное было, чтобы это их дози­метры зафик­си­ро­вали. Ока­за­лось, когда мы здесь под­во­дили итоги, мы обна­ро­до­вали сов­местно, что они в само­лете полу­чили в два-три раза большую дозу, чем во время посе­ще­ния завода, ядер­ного и, как гово­рится, страш­ного. Вот такой был инци­дент, такой зво­но­чек.

Это ведь про что история, если смо­треть в корень? Это история про куль­туру про­из­вод­ства. Такой огромный страш­ный завод, рабо­тает со спе­ци­аль­ными мате­ри­а­лами, одно из двух гра­до­об­ра­зу­ю­щих пред­при­ятий Элек­тро­стали — а в течение послед­них два­дцати лет его вклад в выбросы вредных хими­че­ских веществ по городу не пре­вы­шает 1%. Любая котель­ная даёт больше. Самые вредные для города — это гараж, котель­ные, метал­лур­ги­че­ские пред­при­ятия. Я это рас­ска­зы­ваю ино­стран­цам, когда они сюда при­ез­жают, и это действует — им инте­ресно, что один из воз­мож­ных изго­то­ви­те­лей топлива для их АЭС рабо­тает без шума и пыли, чисто и акку­ратно, рабо­тает — куль­турно. Это же реклама. Реклама и завода, и всей нашей отрасли.

Что ещё необ­хо­димо отметить?

Первым под­раз­де­ле­нием завода, которое полу­чило квали­фи­ка­цию от «Сименса», была цен­траль­ная завод­ская лабо­ра­то­рия, которая пока­зала, что она может про­во­дить изме­ре­ния по всем пара­мет­рам на осно­ва­нии своих при­бо­ров и своих методик. Нынеш­ний замди­рек­тора по каче­ству, Алек­сандр Куз­не­цов, был тогда началь­ни­ком это лабо­ра­то­рии. Они полу­чили первыми. Хоть я в этой лабо­ра­то­рии никогда не работал, но отметить это считаю нужным, потому что это правда.

Без этой лабо­ра­то­рии ничего не было бы. А потом смо­тришь: вот без этого под­раз­де­ле­ния тоже ничего не было бы. И без тех или иных нара­бо­тан­ных тех­ноло­гий. И все в сово­куп­но­сти рабо­тало на успех.

Напри­мер. У нас была изу­ми­тель­ная система орга­ни­за­ции по под­го­товке к мас­со­вому про­из­вод­ству. На началь­ных этапах у науч­ного руко­во­ди­теля в сово­куп­но­сти с воен­ными руко­во­ди­те­лями воз­ни­кала идея: чего-то нужно было бы получше сделать. Выпус­кался эскизный проект, на осно­ва­нии этого эскиз­ного проекта изго­та­в­ли­ва­лась опытная партия, про­ве­ря­лось, что, чего, как; при­сва­и­ва­лась опре­де­лен­ная литера кон­струк­тор­ской доку­мен­та­ции, то есть опытная или что-то еще, но ни в коем случае не серийное про­из­вод­ство; затем сле­ду­ю­щий шаг… Да, и обя­за­тельно вклю­ча­лась, после первого шага, кор­рек­ти­ровка доку­мен­та­ции на осно­ва­нии опытной штуки. И еще, и еще.

Затем межве­дом­ствен­ные испы­та­ния. Первой комис­сией межве­дом­ствен­ной руко­во­дил Борис Бори­со­вич Батуров. До сих пор помню, как мы гото­вили про­то­колы, они много лет служили рыбой, чтобы после­ду­ю­щие испы­та­ния межве­дом­ствен­ные про­во­дить, уже была система. Эта система орга­ни­за­ции под­го­товки к про­из­вод­ству вклю­чала в себя не только технику. Нужно, чтобы пер­со­нал был не ниже уровня пятого разряда. Если кто-то из рабо­та­ю­щих в цехе попа­дался на пьянке — его убирали. Могло пока­заться, что это такая вар­вар­ская система, но это была исклю­чи­тельно правиль­ная система.

Сейчас мы поти­хоньку пыта­емся вос­ста­но­вить её, но ущерб в 90-е годы был нанесён очень большой. Сами поду­майте — если раньше руко­во­ди­те­лем военной приемки был как минимум капитан второго ранга, то сейчас — старлей. Это, как гово­рится, немного другой уровень.

Зато на заводе есть одно под­раз­де­ле­ние, которое не могу не отметить. Это так назы­ва­е­мый инже­нер­ный центр. Раньше они назы­вались по-разному — лабо­ра­то­рия авто­ма­ти­за­ции, меха­ни­за­ции… Сейчас они зани­ма­ются раз­ра­бот­кой авто­ма­ти­зи­ро­ван­ных линий по изго­то­в­ле­нию теп­ло­вы­де­ля­ю­щих сборок, включая сначала сна­ря­же­ние, твэлы, а затем уже из этих твэлов полу­че­ние теп­ло­вы­де­ля­ю­щих сборок. Вот эти ребята, я хоть никогда близко к этой струк­туре не был, они просто молодцы. Когда первую линию по изго­то­в­ле­нию твэлов РБМК сделали, брак с уровня порядка 10% упал до уровня одного про­цента. А ведь это не только эко­но­мика вот такая, но это и каче­ство того, что при­знано годным. Ведь когда большой уровень брака, то у тебя поя­в­ля­ется замет­ная веро­ят­ность того, что в годной про­дук­ции есть несо­от­вет­ству­ю­щая про­дук­ция.

Сейчас, если гово­рить про ста­ти­сти­че­ский подход к анализу каче­ства, он привел к тому, что в спе­ци­фи­ка­циях стали писать не так, как писали раньше, напри­мер, «диаметр топ­лив­ной таблетки, номи­наль­ное зна­че­ние плюс-минус 0,15 мил­ли­метра». Это я называю реаль­ную цифру при среднем порядка девяти. А теперь пишут те же самые цифры, а дальше AQL -1% (acceptable quality level, то есть допу­сти­мый уровень дефек­т­но­сти). То есть если ты плохо орга­ни­зо­вал про­из­вод­ство, то у тебя вот этот AQL никогда не будет 1%, у тебя будет там 10%. То есть допус­ка­ется такое-то коли­че­ство. И это реали­зо­вано во всей доку­мен­та­ции, которая на заводе есть.

Это очень серьезный шаг. Как гово­рится, один малень­кий фраг­мент. И вот этот инже­нер­ный центр, может быть, звонко как-то звучит, но он, включая всех его предше­ствен­ни­ков, сегодня очень большую дает для завода пользу.

Еще раз под­чер­ки­ваю, основ­ная идея такая, что завод ока­зался на мировом уровне и тех­ни­че­ски, и по квали­фи­ка­ции пер­со­нала. Что, соб­ственно, и поз­во­лило ему выйти на меж­ду­на­род­ную арену по изго­то­в­ле­нию топлива для запад­ных атомных элек­тро­стан­ций.