Чем же все-таки был «Висмут»?
Август 1965 г. Москва. Большой дом на Ордынке. Легендарный Минсредмаш. Не без волнения захожу в здание. В бюро пропусков заявка на пропуск уже лежит. Поднимаюсь на второй этаж в отдел кадров. На каждом этаже серьезные молодые люди с пистолетами на поясе проверяют твой пропуск. В отделе кадров встречают ироничный Иван Ефимович Холин, доброжелательные и приветливые Лидия Стефановна Ветрова и Лидия Ивановна Ульянова. Через их руки прошли тысячи специалистов и членов их семей, отъезжающих в «Висмут». А специалисты приезжали со всех концов Союза.
Говорят, что театр начинается с вешалки. Я бы продолжил: организация начинается с отдела кадров. Ни в одной другой организации я не встречал такого внимательного и доброжелательного отношения к своим кадрам, как в 8-м Управлении Министерства среднего машиностроения. Прохожу стандартные процедуры: собеседования в ЦК комсомола (мне было 27 лет, и мы с женой были комсомольцами), ознакомительные беседы со специалистами 8-го Управления. После всех этих процедур получаю проездные документы и загранпаспорта, слушаю последние наставления Ивана Ефимовича о поведении в пути (черного и белого не брать, «да» и «нет» не говорить), и вот я с женой Ольгой и трехлетней дочкой Ниной еду в поезде Москва — Берлин до станции Франкфурт-на-Одере.
В поезде мы одни в купе. Знакомых лиц нет. В Бресте таможенный и пограничный контроль. Стандартные вопросы, заученные ответы, понятливые взгляды пограничников и таможенников. Первый раз пересекаю границу Союза и въезжаю в другую страну. Какое-то щемящее чувство и в то же время тревожно-любопытное ожидание будущего. К вечеру прибыли на вокзал Франкфурта-на-Одере. Оказалось, что в поезде ехали еще несколько семей висмутян, возвращавшихся из отпуска. Встречающий собрал нас всех, дал нам 20 марок на дорожные расходы, погрузил на ожидавший нас комфортабельный автобус и отправил в Зигмар. Старшим по поездке — так, видно, решили еще в отделе кадров в Москве — был Михаил Николаевич Цыгалов, возвращавшийся с семьей из отпуска. Познакомившись, мы узнали, что он работает начальником горной лаборатории в НТЦ. Ехавшие с нами женщины тут же взяли Ольгу с Ниной под свою опеку, а меня окружили мужчины. Мы впервые почувствовали дух товарищества и взаимопомощи, который сопровождал нас потом в течение многих лет моей работы в «Висмуте» и был традиционен для коллектива «Висмута».
Первые незабываемые километры и часы на немецкой земле. Маленькие, аккуратные деревни и городишки. Опрятные дома, напомнившие мне дом, построенный Нуф-Нуфом из кирпича с черепичной крышей в сказке о трех поросятах. Двухполосный автобан и, конечно, заправочная «Морозовка» на полпути в Зигмар. Поздно вечером приехали в Зигмар. Нас у автобуса встречали (кроме сотрудника отдела кадров «Висмута») Вадим Мельниченко, мой давнишний друг по работе во ВНИИОМШСе в Харькове, и Валерий Придорогин из Донецка. Нас разместили в гостинице на третьем этаже Советского клуба. Мы немного посидели за ужином и расстались до утра. Утром я пошел в Генеральную дирекцию и после оформления необходимых бумаг получил пропуск.
Работать я начал старшим инженером в лаборатории вентиляции научно-исследовательской части 3-го управления. В управление входили проектная часть и научно-исследовательская. Научно-технический центр стал самостоятельным предприятием в 1968 г. Лаборатория вентиляции размещалась в старом здании банка на Цвиккауэрштрассе напротив вокзала Зигмар-Шенау. Начальником лаборатории был Вадим Михайлович Мельниченко, его заместителем — Вилли Шлезингер, говоривший по-русски (был у нас в плену), педантичный и аккуратный человек. Его вскоре на этой должности сменил Гюнтер Шлотт, работавший до этого (после окончания Фрайбергской горной академии) в отделе вентиляции на Объекте 9. В лаборатории работали еще три советских специалиста: В. Д. Придорогин, А. В. Кретинин и Н. В. Демин. Валерий Дмитриевич Придорогин окончил в 1953 г. Ленинградский горный институт и прошел путь от горного мастера до руководителя шахты в Кадиевке (Донбасс), тогда же защитил кандидатскую диссертацию по методам борьбы с пылью. В 1967 г. был назначен главным инженером Кенигштайна. Анатолий Валентинович Кретинин окончил горно-металлургический институт в Алма-Ате, работал в Лениногорске в отделе вентиляции на полиметаллическом руднике. В лаборатории «Висмута» занимался вопросами вентиляции в очистных блоках Объектов 9 и 90. Николай Владимирович Демин окончил спецфак Московского института цветных металлов и золота, кандидат технических наук. В 1965 г. он приехал в «Висмут» по линии техпомощи из ПромНИИтехнологии. Работал вначале на Объекте 9 в отделе вентиляции у Гюнтера Депре. Затем перешел на постоянную работу в лабораторию вентиляции НТЦ. Занимался методами борьбы с радоном и продуктами его распада.
Все мы дружили не только между собой, но и семьями. Руководителем научно-исследовательской части, затем Центра, был доктор Гюнтер Барт, позже он ушел на работу во Фрайбергскую горную академию. Его сменил доктор Эккельман. Главным инженером был Леонид Георгиевич Подоляко. В 1950-х гг. он работал в Чехословакии на предприятии «Яхимовские рудники». Курировал НТЦ заместитель главного инженера СГАО «Висмут» Виталий Николаевич Смирнов, который в 1956-1957 гг. работал по линии технической помощи от ПромНИИпроекта по выбору систем разработки для предприятий Роннебургского рудного поля. Из немецких специалистов со мной вместе над проблемой охлаждения воздуха на глубоких горизонтах месторождения Нидершлема-Альберода работал Вольфганг Мюллер, примерно моего возраста, выпускник Фрайбергской горной академии. Настоящий исследователь, въедливый, критичный и трудолюбивый. Он разработал методики расчетов охлаждения воздуха при проходке тупиковых выработок с применением промежуточных воздухоохладителей для условий 4-го и 5-го каскадов месторождения Нидершлема-Альберода. По этой тематике им была подготовлена диссертационная работа, которую он успешно защитил во Фрайбергской горной академии. Я выступал на его защите.
С удовольствием вспоминаю инженера Георги, который также занимался тепловым режимом рудника Нидершлема-Альберода. Небольшого роста, спокойный, трудолюбивый и симпатичный молодой человек. Как оказалось, он был любителем рыбной ловли и несколько раз инициировал совместные рыбалки на различных водоемах. К сожалению, не могу вспомнить пофамильно всех инженеров и коллекторов, с которыми мы работали и спускались в шахту для выполнения экспериментальных работ и снятия показателей приборов на глубоких горизонтах. Но некоторых припоминаю: Хольбик, Хайнц Ремер, Гюнтер Янек. Это были надежные, трудолюбивые и дружелюбные люди. Должен сказать, что за все время работы в «Висмуте» мне ни разу не приходилось слышать ядовитого шипения ни в свой адрес, ни в адрес своих товарищей. Споры, дискуссии были, но оскорблений или недружеского обращения — никогда. Конечно, основную роль в создании творческой атмосферы в лаборатории играл Вадим Михайлович Мельниченко. Он обладал даром организатора, коммуникабельностью и отличным знанием немецкого языка, что помогало ему быстро решать возникающие проблемы. И за это его уважали и ценили как немцы, так и русские.
В 1966 г. наша лаборатория переехала в Грюну. Там мы разместились во внутреннем здании на втором этаже. В 2010 г. я с группой висмутян был в Грюне. На месте зданий НТЦ и ЦГП — большая лужайка. Все здания снесены. Должен сказать, что проблема нормализации теплового режима на глубоких горизонтах (до 1800 м) захватывала не только требованием быстрого и эффективного ее практического решения, но и необходимостью решать научно-исследовательские задачи, которые еще не встречались в горной практике и горной теплофизике. Никто в мире не работал при таких температурах горных пород (более 65 градусов) и в таких больших объемах горных работ, не были изучены в реальных условиях вопросы тепло-массообмена, лучистого теплообмена между стенками выработок и рудничным воздухом и т.д. Все это было крайне интересно, и поэтому работа приносила мне истинное удовольствие. Даже специалисты из других областей знаний принимали участие в наших работах. Геофизик Георгий Попков разработал методику и аппаратуру измерения влажности горных пород в массиве вокруг выработки в зависимости от температуры и влажности воздуха, продолжительности проветривания. Основную теоретическую и расчетную основу для выбора системы охлаждения воздуха для глубоких горизонтов рудника дал научный коллектив Института технической теплофизики АН УССР под руководством академика А. Н. Щербаня. Разработку рабочего проекта осуществило Проектное предприятие.
Огромную поддержку и заинтересованность в решении проблем охлаждения воздуха для глубоких горизонтов рудника Нидершлема-Альберода проявил главный инженер Объекта 9 Иван Васильевич Дорофеичев. Все вопросы нормализации тепловых и радиационных условий работы горняков решались в тесном взаимодействии с отделом вентиляции Объекта 9 и его начальником Гюнтером Депре, отличным специалистом и человеком, заряженным на взаимопонимание и контакт. Для проверки своих результатов мы приглашали корифеев горной теплофизики. К нам приезжал из ПромНИИтехнологии профессор Александр Фролович Воропаев, который заинтересовался нашими результатами, и у нас были долгие дискуссии. Был доктор наук Вилен Павлович Черняк из института горной теплофизики АН УССР. С результатами наших работ сотрудники лаборатории выступали на международных конференциях. Вадим Мельниченко и Гюнтер Шлотт за свои доклады получили в 1968 г. серебряную медаль на международной конференции в Пршибраме. Я выступал в Ленинградском горном институте с докладом на Международной конференции по горной теплофизике. Но самую высокую оценку работ по созданию системы охлаждения рудничного воздуха при отработке месторождения Нидершлема-Альберода получила группа специалистов «Висмута» при присуждении им Государственной премии СССР. Среди них был и Вадим Михайлович Мельниченко.
В конце 1960-х начинается бурное развитие механизации очистных и проходческих работ: внедрение самоходного погрузочно-доставочного оборудования, буровых кареток для проходки горизонтальных горных выработок, механизированных полков для проходки восстающих, бурение скважин большого диаметра. В НТЦ был организован новый отдел, который был призван заниматься механизацией проходческих работ. Мне предложили, учитывая мой опыт работы во ВНИИОМШСе, в нем работать начальником отдела. Я согласился. Определенную роль в этом сыграл разговор с Александром Витальевичем Балдиным, работавшим в то время техническим директором Общества, который был ярым сторонником внедрения самоходного горного оборудования и применения новой техники. Отдел размещался на улице Цвиккауэрштрассе, напротив Гауссштрассе, в здании старой шпаркассы на третьем этаже. Заместителем начальника отдела был Хайнрих Ридель, моего возраста, выдержанный, слегка ироничный, обладающий чувством юмора. Он пользовался непререкаемым авторитетом в коллективе. Группой вертикальной проходки руководил Вольфганг Капуста — автор механизированного полка для проходки восстающих в неустойчивых породах. У него в группе работал Маттиас, бывший проходчик вертикальных выработок, Герой труда. Крепкий мужик, рыжеволосый, с голубыми глазами и кулаками, как пивные кружки 0,5 л. Краем уха слышал, что в игривом настроении он мог зажечь фонарь под глазом неудачливого собеседника. Еще были группы горизонтальной проходки, транспорта, бурения скважин большого диаметра. Помню Хайнца Зайферта (механизация очистных работ), доктора Клауса Дитцеля (горизонтальная проходка), Диттера Клюге (техника для бурения), Альфреда Борковски (механизация вспомогательных работ). Был еще переводчик, турок Исмаил. Он много и тесно работал с Юрием Смирновым, занимающимся вращательным бурением, и с Анатолием Чувилиным, специалистом из ВНИИ твердых сплавов, работавшим по линии техпомощи по внедрению новых твердосплавных коронок. К сожалению, не все фамилии и имена остались в памяти. Но помнятся добрые деловые и товарищеские отношения в коллективе. Я бывал с Ольгой в гостеприимном доме у Хайнриха Риделя и его супруги Бригитты. Работа в отделе механизации в какой-то мере подготовила меня к следующему этапу моей работы в «Висмуте».
Второй раз в «Висмут» я был приглашен в 1974 г. на должность заместителя главного инженера Общества вместо уехавшего Александра Витальевича Балдина. Вначале я поехал один, а Ольга с детьми приехала позже. Когда я перед своим вторым отъездом в «Висмут» проходил собеседование в оборонном отделе ЦК, мне было сказано, что основная моя задача — строительство нового современного рудника Дрозен, который должен компенсировать выбывающие мощности старых рудников. Причем надо укладываться в нормативные сроки, то есть в 4 года. Меня в 8-м Управлении уже подробно информировали о намечающемся строительстве нового глубокого рудника. Рассказали, что проектирование находится в начальной стадии, место заложения стволов еще не выбрано, структурная скважина не пробурена и есть опасность встретить водоносные горизонты. И когда в ЦК я робко возразил, что еще не пробурена скважина и как проходить стволы, мы еще не знаем, мне в ответ было сказано: как будете проходить стволы — ваше дело, но чтобы рудник был построен вовремя.
В «Висмуте» я был принят генеральным директором Общества Семеном Николаевичем Волощуком, который поставил мне задачу повысить эффективность ведения горных работ за счет применения новой техники и технологий. В пример он ставил Александра Витальевича Балдина, на замену которому я приехал. И конечно, сказал о проектировании рудника Дрозен и о том, какие сложности могут встретиться при его строительстве.
Должен сказать, что многолетние контакты с Семеном Николаевичем в рабочей обстановке и в свободное время показали мне, какой это уникальный и многогранный человек, пользовавшийся заслуженным авторитетом в коллективе Общества. Высокий профессионализм, цепкий ум и рассудительность были присущи ему при решении сложных проблем различного характера. Мне, молодому человеку, было приятно работать с ним и было чему у него поучиться, за что я ему благодарен.
Потом был разговор с первым замом генерального директора Общества Вернером Рихтером. Официально я был назначен техническим директором Общества (по советскому штатному расписанию моя должность была — зам. главного инженера Общества) и подчинялся непосредственно ему. Обаятельный, скромный человек и высокопрофессиональный специалист, досконально знающий производство, Вернер Рихтер с самого начала располагал к себе. И каждый, кто с ним работал, чувствовал себя комфортно. На протяжении многих лет, работая с ним, я всегда находился в атмосфере делового сотрудничества, открытости, человеческой дружбы и товарищества.
Начались трудовые будни. Я курировал технический отдел, начальником которого был Фред Вайраух. Замом у него был Анатолий Алексеевич Степин, кандидат технических наук, прекрасный специалист. В отделе капитального строительства начальником был Хайнц Нойман, в 1950-е гг. занимавшийся проходкой стволов на Объекте 9. Его заместителем был Дмитрий Трофимов, опытный шахтостроитель из «Кривбассшахтопроходки». Технологический отдел — начальник Эрвин Кринке. Заместителем у него был Юрий Мягкохлебов, опытный горный инженер из Желтых Вод. В сферу моей деятельности входили: НТЦ (директор — Бернхард Конецки, главный инженер — Юрий Яковлевич Евлюхин) и Проектное предприятие (директор — Ханске, главный инженер — Владимир Викторович Лопатин). Руководитель проектов по предприятиям Тюрингии — Борис Забелин. Все — знакомые еще по первому заезду.
Лопатин и Забелин рассказали о проектировании рудника Дрозен. Предполагалось, что это будет мощный рудник производительностью 1000 тонн урана в год, оснащенный современной техникой, который придет на замену выбывающим. Не буду приводить технические подробности, расскажу здесь только о некоторых эпизодах. Место заложения стволов №403 и 415 попало, к сожалению, на старый черешневый сад, прямо-таки чеховская история. Мы с Володей Лопатиным и Борисом Забелиным были там, когда ягоды уже поспели. Крупные, темно-вишневого, почти черного цвета, очень сладкие ягоды. Деревья, наверное, нам это предательство не простили, что мы вскоре в полной мере и вкусили. Первая сложность возникла после получения данных по структурным скважинам по осям стволов №403 и 415. Проходчиков ожидали три водоносных горизонта на первых ста метрах. Нужны были спецспособы проходки. Цементация или замораживание? Проектировщики приняли решение — цементация. Для выполнения работ пригласили народное предприятие из Гоммерна, специализировавшееся на цементационных работах, которые оно вело на севере ГДР при поисковых работах на нефть. Прибыло оборудование — буровые установки, мощные цементационные насосы и бригада во главе с бригадиром. Бригадир — молодой голубоглазый симпатяга с русыми кудрявыми волосами — оптимистично заявил: ребята, задавим воду, не такую давили. Цементационное оборудование может развивать давление до 200 атмосфер. Так что не беспокойтесь. И пошла машина в ход, и грохочет, и ревет.
Прошло некоторое время после начала цементации, мне звонит Володя Лопатин и говорит, что надо ехать на Дрозен и разбираться. Ему звонил маркшейдер из Дрозена и сообщил, что все маркшейдерские отметки на поверхности поползли вверх. Скорей всего, это результат цементационных работ. Мы приехали на площадку ствола №415. Маркшейдер показывает результаты. Да, действительно отметки поползли вверх. Цементационные насосы работают и «давят» раствор. Ищем симпатягу-бригадира. Рабочие, улыбаясь, говорят, что он скоро будет, уехал по делам.
Работы в дальнейшем остановили. Оборудование увезли, рабочие с бригадиром уехали. Но до нас дошли слухи, что в окрестностях Дрозена через несколько месяцев некоторые молодые мамы произвели на свет симпатяшек. Однако неприятностей при проходке стволов №415 и 403 после проведенной цементации избежать не удалось. Причем с совершенно неожиданной стороны. Для монтажа проходческого оборудования необходимо было на стволах пройти технологический отход. Вскрыв 15 февраля 1976 г. проходкой 22-й метр технологического отхода на стволе №415, мы получили аварийный приток воды вначале порядка 100 м3/час, а затем, 20 марта, максимальный приток достиг 470 м3/час, после чего уменьшился и к 30 апреля практически прекратился. Водоприток был из пермотриассовых доломитов, которые на структурной скважине были отмечены как «0,5 метра — потеря керна» и зацементированы не были. Для откачки воды использовались гирлянды шведских погружных насосов. Откачивая из ствола воду в течение трех месяцев, мы осушили все колодцы в округе. Пришлось срочно снабжать поселки привозной водой, искать новый водозабор и тянуть постоянный трубопровод для снабжения населения водой. Вместе с водой из водоносного горизонта выносило много грунта. В месте водопритока под нижней частью бетонной крепи ствола и подошвой забоя образовалась промоина высотой около метра. В эту промоину я и гидрогеолог Иванов пролезли, чтобы уточнить картину разрушения за крепью ствола. То, что мы увидели, — удручало. Образовалась большая полость высотой метров девять, шириной метров пять, в радиальном направлении — метра четыре, обнажив ряд цементационных труб. Для того чтобы не происходило дальнейшее обрушение полости вокруг ствола, надо было срочно ее забетонировать. Прорубили в крепи ствола отверстие и залили быстротвердеющим бетоном. В дальнейшем при проходке этих стволов осложнений не было. Но перед проходкой вентиляционного ствола №416, гидрогеология которого была примерно такая же, применили замораживание для формирования ледопородного цилиндра глубиной 123 метра.
Потерю времени на цементацию и устранение аварий на стволах №403 и 415 я предложил компенсировать сооружением постоянных копров одновременно с проходкой стволов с последующей надвижкой смонтированных копров на пройденные стволы. Копры монтировались в 50 метрах от стволов. Об опыте проведения таких работ мне стало известно во время командировок из ВНИИОМШСа на Норильский горно-металлургический комбинат им. А. Завенягина. Я обсудил этот вопрос с Лопатиным и Забелиным. Решили реализовывать эту технологию. Для копра ствола №403, имеющего вес 478 тонн, был принят оригинальный способ передвижения копра, четыре ноги которого опирались через гидроцилиндры на кессонные воздушные подушки, перемещающиеся по плоским направляющим. После перемещения копра на нужное место гидроцилиндры опускают его на фундаменты. Технология была разработана СМП-17 совместно с народными предприятиями «Нордхаузен» и тяжелого автотранспорта. Операция по надвижке была успешно осуществлена 26 августа 1981 г. Для башенного копра №415, имеющего вес 4700 тонн, был применен метод перемещения по рольганговым звеньям, катящимся по четырем заранее смонтированным и отрихтованным направляющим. Тяговые усилия для перемещения копра создаются лебедками и системой полиспастов. Технология была разработана Проектным предприятием и СМП-17. На надвижке заранее смонтированного копра мы выиграли два года.
Неожиданной проблемой стала наладка подъемной машины МК 5x2 для ствола №403. Ни группа наладки завода-изготовителя, ни специалисты из других уважаемых наладочных организаций не могли довести до ума эту прекрасную машину с современной системой управления. Сроки сдачи подъемного комплекса поджимали. Последней надеждой на спасение был главный инженер ПромНИИпроекта Леонид Андреевич Сергеев, работавший в 1965-1968 гг. в «Висмуте», профессионал высочайшего класса. К счастью, у него нашлось окно в рабочем графике, и он приехал в «Висмут» по линии технической помощи на пару недель. Этого времени оказалось достаточно, чтобы вдохнуть жизнь в мертвую груду металла и современной электроники. Как женщина, вытаскивая заколку из своих волос и встряхивая головой, распускает волосы и показывает их великолепие, так и Леонид Сергеев, найдя конкретную точку в схеме, дал машине заработать на всю мощность. Репутация советской подъемной машины была спасена.
В 1982 г. начались опытные очистные работы на блоке №729. Рудник Дрозен стал наращивать добычу урана. Первым и последним директором рудника Дрозен был Роланд Штельциг. С 1985 г. главным инженером рудника назначается Олег Мухарбекович Кастуев.
Для выбора технологии и оборудования для проходки стволов на Дрозене была организована ознакомительная поездка немецкой делегации на лучший в Союзе шахтопроходческий трест «Донецкшахтопроходка». Предварительно я съездил в Донецк и встретился с руководителем треста Рафиком Арминаковичем Туркяном, лауреатом Ленинской премии, которой он был удостоен за скоростные проходки стволов, и договорился о времени и объекте посещения нашей делегации. Он предложил посмотреть проходку глубокого ствола на строящейся шахте им. Засядько. Нас интересовали, в первую очередь, современные комплексы проходки стволов и технология ведения работ. В состав делегации вошли: Хайнц Нойман — руководитель 4-го (капитальное строительство) отдела Генеральной дирекции, Лотар Роннеберг — директор организованного шахтопроходческого предприятия, Петер Вайскер — главный инженер проекта рудника Дрозен, бригадир проходчиков (фамилию не помню), переводчик Коля Грановский и я. Нойман в 1950-х гг. проходил глубокие стволы на Объекте 9 и работал вместе со специалистами из «Донецкшахтопроходки» Мустафиным и Бондаренко, приехавшими по технической помощи для внедрения грейферных погрузчиков и скоростных технологий проходки стволов. И он с большим нетерпением ждал встречи со своим бывшим коллегой — Мустафиным, о котором отзывался с большим уважением.
Товарищи из «Донецкшахтопроходки» встретили и организовали все с традиционным шахтерским хлебосольством и гостеприимством. Мы были на проходке ствола на шахте им. Засядько, посмотрели в работе проходческий комплекс КС-2М и БУКС, а также другое оборудование. Хозяева организовали в выходной день поездку на их базу отдыха на берегу Азовского моря. На обратном пути мы посетили заповедник «Хомутовские степи» с ковыльными волнами и перекати-поле. В конце поездки встречались с Р. А. Тюркяном, обменивались мнениями и обсуждали интересующие нас вопросы. В частности, Тюркян заинтересовался нашей технологией проходки сопряжений и приствольных выработок при помощи самоходных погрузочно-доставочных машин и буровых кареток вместо скреперных установок. Мы пригласили его в «Висмут» посмотреть эффективность этой технологии. Ознакомление на шахте им. Засядько с работой стволового проходческого комплекса убедило членов нашей делегации в целесообразности закупки и применения его для проходки глубоких стволов Дрозена. Ну и наконец, Хайнц Нойман и остальные члены делегации были приглашены в гости к его давнему знакомому и коллеге — Заядину Шариповичу Мустафину. Стол изобиловал татарскими блюдами (пальчики оближешь), в приготовлении которых хозяин дома, татарин по национальности, знал толк. Застолье перемежалось воспоминаниями Мустафина о работе и жизни в «Висмуте» в далеких 1950-х гг.
Один забавный случай, произошедший с ним и его напарником Бондаренко на Лейпцигской ярмарке, особенно нас развеселил. Бондаренко, один из лучших операторов треста, работающих на стволовых грейферах БЧ, обладал недюжинной силой. И вот, обходя павильоны на Лейпцигской ярмарке, они натолкнулись на стенд, хозяин которого демонстрировал свой гайковерт, заявляя, что никто не сможет открутить гайки, завернутые его инструментом. Бондаренко послушал его и попросил: «Дай попробую». Подошел, приложился к гайке своими «музыкальными пальчиками», раз — и открутил. Хозяин не поверил, закрутил снова гайку — пробуй. Но «музыкальные пальчики» Бондаренко открутили и эту гайку. С третьей гайкой — то же самое. Вокруг стала собираться любопытствующая публика. Хозяин, видя назревающую скандальную ситуацию, предложил сделать перерыв и зайти в его офис. Там он предложил выпить и закусить. Ребята согласились. Но когда он налил немецкий доппельт (40 граммов) водки, то ребята обиделись. Пришлось ему наливать в пивные стаканы. В общем, дело кончилось полюбовно — Бондаренко сказал, что больше его гайки откручивать не будет. Ребята ушли довольные, оставив хозяина в раздумьях о путях совершенствования своего гайковерта.
В Москве нашу делегацию встретил сотрудник 8-го Управления Минсредмаша Иван Алексеевич Бычков, который в 1950 г. работал в «Висмуте» начальником производственно-технического отдела Объекта 10. Он любезно согласился показать достопримечательности Москвы членам делегации. А Рафик Арминакович Тюркян потом приезжал в «Висмут» и убедился, что при нашей технологии проходки рассечек руддворов и околоствольных выработок с помощью самоходных погрузочно-доставочных машин и буровых кареток можно давать производительность более 1000 м3/месяц. Посетовал только, что у них нет такого оборудования, которое производит «Висмут».
С первых дней «Висмут» был закрытой организацией, и сведения о его деятельности носили секретный характер. Это в условиях конфронтации двух держав и ведения холодной войны было понятно. Ведь добывали стратегически важный материал, имевший огромное военно-политическое значение. Поэтому все сведения о добыче, содержании и запасах урана в целом по «Висмуту», по его рудникам (производительность, размеры рудных полей, количество горизонтов, глубина работ и т.д.) и обогатительным предприятиям имели гриф «секретно» или «совершенно секретно». Материалы «секретно» печатались на листах бумаги, имеющих диагональную зеленую полосу, материалы «совершенно секретно» — на листах с диагональной красной полосой. Перечень документов и различных форм, относящихся к тому или иному грифу секретности, ежегодно утверждался техническим директором Общества по представлению секретного отдела Генеральной дирекции. Мне пришлось с этой процедурой лично столкнуться во втором моем заезде, когда я работал техническим директором, заместителем главного инженера Общества. Происходило это следующим образом. Начальник секретного отдела приносил мне целую пачку этих перечней и форм (высота стопки примерно 30 см), и каждый лист надо было посмотреть и подписать. Начальником секретного отдела в то время работал Михаил Максимович Ошкин, очень интеллигентный, спокойный и доброжелательный человек. Он заранее со мной договаривался о дне и времени, когда он может прийти с этой пачкой документов, чтобы в спокойной обстановке подписать их, так как процедура эта длилась часа три. Под конец процедуры у меня рука отваливалась. В один из таких дней, когда пальцы уже деревенели от процесса подписания, я сказал Ошкину: «Михаил Максимович! А ведь половину сведений из тех листов, что мы с тобой подписываем, легко определить без всяких сложностей. Вот, например, любой грамотный горный инженер по конструкции шахтного копра может определить, на какую глубину он рассчитан. Засекая время начала и окончания вращения шкива на копре, можно определить глубину подъема, количество горизонтов, так как скорость движения клетей — международный стандарт. Опять же, по движению шкива при перестановке определим количество этажей в клети. Рассматривая поверхность, видим вентиляционные стволы. Становится понятным размер рудного поля. Зная это, можно с определенной точностью определить производительность и все остальные параметры рудника. А содержание урана в добываемой руде можно определить по просыпям на железнодорожных путях или автодорогах». Михаил Максимович помолчал, потом спросил меня, кому я об этом говорил. Я ответил: «Никому, вот с вами рассуждаю». Он попросил: «Тогда больше никому не говори». И я продолжил ставить свои каракули.
Второй случай произошел во время приезда министра Е. П. Славского на празднование 25-летия «Висмута». Ефим Павлович должен был произнести речь на торжественном собрании висмутян в Конгресс-халле Дрездена. Присутствовало несколько сотен немецких горняков в парадных мундирах и при наградах. Все ждали выступления министра. Для своего выступления он поручил Валентину Павловичу Назаркину (в то время он работал заместителем руководителя 8-го Управления) подготовить справку о деятельности «Висмута». Я помогал Валентину Павловичу в подготовке материалов. Чтобы придать яркость выступлению министра, решили дать оценку того, какое место среди уранодобывающих предприятий в мире занимает «Висмут». Сравнили цифру годовой добычи с другими производителями, оказалось третье место в мире, и эту фразу включили в справку.
Сведения эти по тем временам были секретные. Ефим Павлович выступал как всегда энергично, почти не заглядывая в справку. Когда он громогласно назвал цифру и место в мире, сопровождая эту фразу энергичным взмахом руки, то зал восторженно загудел. А сидящий рядом со мной Михаил Максимович вжался в кресло и тихо меня спросил: «Кто писал ему выступление?». Я так же тихо ему отвечаю: «Вы же видите, он сам говорит, без бумажки». Успех выступления Е. П. Славского был впечатляющий. Висмутяне получили высокую оценку своего труда и заслуженно гордились этим. Министр прекрасно понимал, что это значительно лучше и важнее, чем поддерживать секрет Полишинеля.
Разработка и производство дизельной самоходной техники, успех первого технического перевооружения рудников Роннебургского рудного поля, ликвидация эндогенных пожаров за счет внедрения высокоэффективной технологии отработки рудных тел слоями под твердеющей закладкой, создание мощной машиностроительной базы, выпускающей необходимое оборудование для предприятий Общества, создали предпосылки для дальнейшего совершенствования технологии и техники ведения горных работ. Этому способствовала работа Научно-технического центра и его лабораторий. Главный инженер НТЦ Юрий Евлюхин ознакомил меня с интересной работой, выполненной в горной лаборатории, по совершенствованию системы подготовки блоков с помощью наклонных съездов («рампентехнологи»). Однако с существующим пневматическим погрузочно-доставочным оборудованием, радиус действия которого был ограничен шлангом, эффект полностью не достигался. Требовалось оборудование с независимым, автономным приводом, которое могло бы преодолевать довольно крутые уклоны на съездах и обеспечивать высокую производительность работ, например, с дизельным приводом. Проанализировав выпускаемое в мире оборудование, мы пришли к выводу, что для наших специфических горнотехнических условий подходит однокубовая погрузочно-доставочная машина L-62 западногерманской фирмы. НТЦ выполнило технико-экономическое обоснование области применения новой технологии применения «рампентехнологи», возможного увеличения производительности труда забойщика и снижения затрат на ведение работ. Исследования дали хорошие результаты при работе в горнотехнических и горно-геологических условиях, известных на то время. Но для реализации этой «рампентехнологи» требовалось принципиальное решение руководства «Висмута», так как кроме изменения самой горной технологии необходимо было изготавливать принципиально новое для «Висмута» оборудование (дизельное погрузочно-доставочное оборудование, буровые станки для бурения рудоспусков), решать вопросы его обслуживания и ремонта, разработки новых сечений выработок под это оборудование и многое другое. Я пошел на доклад к Генеральному. Семен Николаевич внимательно выслушал, задал вопросы и дал принципиальное согласие на продолжение работ, поручив доложить о нашем разговоре Вернеру Рихтеру и готовить доклад на НТС Общества.
Разговор с Вернером был обстоятельный и долгий. Он сразу представил масштабность работ. Но в первую очередь надо было подготовить доклад на НТС. Он не будет легким. И Рихтер оказался прав. На НТС было много вопросов как со стороны директоров рудников, так и со стороны геологов. Всех беспокоила наметившаяся тенденция к ухудшению горно-геологических условий при переходе к отработке флангов Роннебургского рудного поля. После активных обсуждений НТС было принято решение развивать это новое направление совершенствования технологии и техники с учетом конкретных горнотехнических и горно-геологических условий.
И тут дело закрутилось. Была разработана программа «Развитие самоходной дизельной техники», охватившая практически все предприятия Общества. Первая задача — изготовление самой дизельной техники. Основное условие — все компоненты разрабатываемого оборудования должны производиться только в странах СЭВ. Изготовление первых образцов погрузочно-доставочных машин с емкостью ковша 1 куб. м было поручено заводу «Гормаш Ауэ». Для того чтобы учесть при разработке конструкции интересы и требования всех, кто будет работать с этим оборудованием, я организовал рабочую группу, состоящую из заинтересованных специалистов: конструкторов завода-изготовителя; горняков, которые будут работать на машинах; слесарей-ремонтников, которые будут ремонтировать; службы вентиляции — для учета требований санитарно-гигиенических условий; проектировщиков и сотрудников горной лаборатории НТЦ — для разработки технологии ведения горных работ, паспортов горных выработок и организации всей инфраструктуры обслуживания нового оборудования. Раз в неделю мы собирались в моем кабинете и решали возникающие проблемы. Это позволило в кратчайшие сроки (менее года) разработать и изготовить в 1976 г. первые образцы машин и приступить к их испытаниям. Не вдаваясь в подробности, могу сказать, что новое дизельное оборудование было создано в «Висмуте», испытания опытных образцов до серийного производства прошли всего за 1,5 года. В 1980 г. объемы очистной выемки по технологии «рампентехнологи» с применением дизельной техники на ведущих рудниках Роннебургского рудного поля достигли 50%. Эта работа по созданию и освоению самоходной дизельной техники доставляла мне огромное удовлетворение от реализации задуманных планов и возможности видеть востребованность плодов своей деятельности. Кроме того, работа над этой проблемой позволила мне познакомиться с большим количеством людей, которые так же были заинтересованы в успехе дела, увлеченно и творчески искали оптимальные варианты решения.
И такие люди были на всех предприятиях, связанных с решением этой проблемы. На руднике Шмирхау технический директор Рудольф Дейнеке, понимая преимущества самоходного дизельного оборудования, предложил вскрыть нижние горизонты наклонным съездом с помощью этой техники. На руднике Беервальде инициаторами вскрытия нижних горизонтов по этой технологии выступили технический директор Гюнтер Пич и главный инженер Петр Кузема. Йохан Ботэ перешел в «Висмут» из угольной шахты в 1967 г. 24-летним парнем и успешно работал на руднике Пайцдорф до 1990 г. Работа над изготовлением нового рудничного оборудования позволила близко познакомиться и подружиться с Хельмутом Бергнером — директором завода KRB. Он с энтузиазмом воспринял предложение о разработке и изготовлении самосвала и погрузочно-доставочной машины, так как это позволяло развивать завод и его конструкторский потенциал. Мы много ездили с ним по ГДР в поисках нужных компонентов для изготовления самосвала. Дружили мы и семьями. Встречались, как говорится, домами. Наши дружеские отношения сохранились до сих пор.
Работа по развитию дизельной техники сдружила меня с бригадиром проходческой бригады Рудольфом Хайнцем. Его бригада проходила с помощью дизельных погрузчика и самосвала наклонный съезд для вскрытия нижних горизонтов рудника Беервальде. Оборудование было изготовлено на заводе KRB. Мы частенько посещали с Хельмутом Бергнером бригаду Рудольфа, чтобы знать мнения и замечания горняков и вовремя внести изменения в конструкцию оборудования. Рудольф Хайнц в этом нам здорово помогал, так как был профессионалом своего дела и давал дельные замечания. В жизни и общении это был компанейский товарищ, любивший и понимавший юмор. Неоднократно мы семьями встречались в домах отдыха. До сих пор переговариваемся по Skype.
Какое место занимает «Висмут» в моей пятидесятилетней трудовой деятельности? В общей сложности 18 лет — не такой уж и большой срок. Но по своему воздействию на меня как на специалиста и человека он имел решающее значение. Как предприятие «Висмут» органично сочетал в своей деятельности производство, науку и проектирование, считая это залогом успешных результатов своей работы. Начав работать в НТЦ, я почувствовал это в своей повседневной деятельности. Тематика научно-исследовательских работ формировалась из конкретных запросов предприятий и перспективных планов развития «Висмута». Успешное решение правильно отобранных задач обеспечивало успешную работу Общества «Висмут». Это повышало ответственность и заинтересованность исполнителей в получении необходимых результатов.
Полученный опыт в последующие годы я применял в процессе своей работы по организации и управлению НИОКР в системе высшей школы России. Работая рядом с немецкими специалистами, я учился у них тщательности в проведении экспериментов, рациональной основательности и аккуратности. Неоднократно был свидетелем того, как поставляемый образец техники, разработанный и изготовленный на союзных предприятиях, приобретал новые качества после осмысления и доработки их немецкими специалистами. Строгое соблюдение немецкими рабочими технологии ведения работ — залог безопасного и производительного труда. Это качество отмечал не только я, но и многие наши специалисты.
И конечно, чувство коллективизма и товарищества, традиционно свойственное горнякам и горняцкому труду, было присуще всему коллективу «Висмута». Без всяких сомнений, это чувство особенно укрепилось и развилось в условиях социалистического общества ГДР. Сейчас, после объединения Германии, предпринимаются широкомасштабные усилия по криминализации истории ГДР, по дискредитации ее успехов в построении общества социальной справедливости. Да, как и в Советском Союзе, так и в ГДР, были допущены ошибки. Как сказал Маркус Вольф в своей книге «Игра на чужом поле»: «Мы потерпели крах, но не потому, что внедряли слишком много социализма, а потому, что слишком мало. Но это не означает, что целая эпоха и ее положительный опыт должны исчезнуть из памяти человечества. Право на оплачиваемый и гарантированный труд, на бесплатное образование и здравоохранение, на обеспеченность жильем — является неоспоримым достижением социализма. Это стало очевидным сейчас, когда в обществе потребления и власти денег эти права отобрали. Поиск модели справедливого общества продолжается. События последнего мирового экономического кризиса показывают, что этот поиск актуален как никогда. Могут ли люди в перспективе быть удовлетворены такой моделью цивилизации, основной чертой которой является подчинение всего диктату собственности? Власть денег прибегает к насилию не меньше, чем власть государства. Она действует не так явно, но не менее жестко. Неясный страх перед будущим чувствуется повсюду и происходит оттого, что наша современная общественная система не только не в состоянии решить большие проблемы, перед которыми стоит человечество, но и порождает новые и еще большие проблемы».
Не избежал участи пересмотра истории «в связи с вновь открывшимися фактами» и «Висмут». Открытые в России для широкого доступа архивы дают для работы с ними широкое поле деятельности. И это хорошо. Но давайте теперь откроем архивы, и не только спецслужб, в Германии и США, которые касаются деятельности «Висмута». В противном случае история «Висмута» будет переосмыслена и переписана в угоду только одной точки зрения, точки зрения «победителя» в холодной войне.
Чем же все-таки был «Висмут»? Какой след он оставил в истории, и насколько история «Висмута» значима для двух народов, создававших это предприятие? Безусловно, это история создания и деятельности уникального уранового предприятия, сыгравшего свою определенную роль в сохранении мира и баланса сил на планете. С другой стороны, это история сближения и примирения двух народов, которые только что стреляли друг в друга. Процесс проходил постепенно, и не все было гладко. Но разум и стремление к спокойному миру восторжествовали.
В этой связи мне вспоминается эпизод, произошедший в 1965 г. в автобусе, развозившем немецких горняков после смены с шахты №371 Объекта 9. Мне его рассказал Анатолий Кретинин, ехавший в нем. Как правило, через пять минут после отправления автобуса все его пассажиры — уставшие после смены горняки — засыпали и синхронно качались, повторяя повороты автобуса. Но в этот раз попался мужичок, который будоражил весь автобус разговорами, что, мол, нас, немцев, обидели, нас унижают, надо восстановить справедливость. Народ гудел, кто-то поддерживал, кто-то нет. Это продолжалось до тех пор, пока один пожилой немец не сказал: «Вот мы в свое время одного оратора слушали и шли за ним. И что осталось от Великой Германии? Вот еще одного дурака послушаем — останется один только Ауэ». Автобус грохнул от смеха.
В 2009 г. наша делегация висмутян была в Мюнхене. Пили пиво во всемирно известной пивной, связанной со многими событиями, вздыбившими весь мир. С нами за столом сидела немецкая супружеская пара из-под Страсбурга. Мы разговорились и после продолжительной, очень дружеской беседы пришли к выводу, что ни немецкому, ни русскому народу ничего друг от друга не надо, кроме мирного труда и дружбы. И что если бы простые люди-труженики больше общались между собой и сами бы решали свои судьбы, то не было бы ни войн, ни ненависти.
Вспоминая все это, понимаешь, что самое значимое место в истории «Висмута» — формирование взаимопонимания, добрых человеческих отношений между простыми тружениками двух государств.