Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники атомного проекта /

Абалаков Борис Борисович

Родился в 1944 г. После окон­ча­ния Москов­ского высшего тех­ни­че­ского училища имени Баумана работал в НИКИЭТ им. Дол­ле­жаля. С 1972 г. — в атомном ледо­коль­ном флоте. Участ­во­вал в достройке и вводе в действие атом­ного ледо­кола «Россия». В 1981 году при­ни­мал участие в выгрузке ава­рийного ком­плекта ядер­ного топлива из реак­тора № 1 атом­ного ледо­кола «Ленин». Награ­жден почет­ной гра­мо­той мини­стра мор­ского флота, знаками «Почет­ный работ­ник мор­ского флота», «Почет­ный поляр­ник», «Ака­демик И. В. Кур­ча­тов» 4-й степени, «Ветеран атомной энер­гетики и про­мыш­лен­но­сти», «За без­а­ва­рийную работу на морском тран­с­порте» 3-й степени.
Абалаков Борис Борисович

Я пришел на флот после четырех лет работы в москов­ском НИКИЭТ им. Дол­ле­жаля. Ледо­коль­ная био­гра­фия нача­лась в марте 1972 года на первом в мире ато­мо­ходе «Ленин». Технику я знал хорошо, но обо всех тон­ко­стях ее экс­плу­а­та­ции в море имел лишь пред­ста­в­ле­ние. Чтобы все хорошо сло­жи­лось в нужный момент, надо ока­заться в нужном месте. Для меня ледокол «Ленин» ока­зался тем самым местом. Тра­ди­ци­онно на ато­мо­ходе был моло­деж­ный экипаж, и ада­п­ти­ро­ваться среди своих свер­ст­ни­ков не вызвало труд­но­стей. Состо­яться же в про­фес­сии мне помог главный инженер-механик Виктор Алек­сан­дро­вич Миз­ги­рев.

В науке суще­ствует понятие «школа». Люди отдают свои знания просто так, руко­вод­ству­ясь одним прин­ци­пом: возьми, я не хочу, чтобы на мне этот процесс изу­че­ния оста­но­вился. Виктор Алек­сан­дро­вич как-то с усмеш­кой рас­ска­зал такую историю. Молодым парнем он работал на паровом сейнере. На этом судне есть бра­шпиль — меха­низм, под­ни­ма­ю­щий якорь. Так вот, когда старший механик сейнера регу­ли­ро­вал паро­рас­пре­де­ле­ние, то накры­вался тело­грейкой, чтобы никто не видел, как он это делает. Главный инженер-механик «Ленина» не пря­тался за тело­грейкой, а напротив, делился всем опытом. Вместе мы рабо­тали на первом атомном ледо­коле, а с 1985 года по 1995-й — на «России». Когда Виктор Миз­ги­рев вышел на пенсию, его место на ато­мо­ходе занял я. Сейчас вновь модным стало слово «настав­ник». Если разо­браться в сути, то настав­ни­че­ство — это пси­холо­ги­че­ская бли­зо­сть. У нас с Вик­то­ром Алек­сан­дро­ви­чем было именно так.

Когда после «Ленина» я пришел на ледокол «Россия», этот ато­мо­ход пока­зался мне домом отдыха. Другой уровень авто­ма­ти­за­ции, отлич­ная ком­по­новка энер­гети­че­ской уста­новки. Все на порядок проще. Многие из моих знаний поте­ряли свою акту­аль­ность: за меня отра­ба­ты­вала авто­ма­тика.

Авто­ма­ти­за­ция спо­собна на многое, но она не может заме­нить суще­ству­ю­щую на атомных ледо­ко­лах зави­си­мость одного чело­века от другого. Если каждый спе­ци­алист будет выпол­нять свою работу как ему взду­ма­ется, то успеш­ного резуль­тата никогда не полу­чить. Как-то при­шлось общаться со швед­скими и нор­веж­скими кадетами. Поин­те­ре­со­вался у молодых людей: будут ли они про­дол­жать морские тра­ди­ции своих стран? В ответ получил: «Нет. Пора­бо­таем годика три-четыре — и все. После моря откроем свое дело». Для Атом­флота такой подход тупи­ко­вый. Без­а­ва­рийность напря­мую связана с посто­ян­ством экипажа. Человек, решив­ший связать свою судьбу с атомным ледо­коль­ным флотом, должен быть готов не только к особому вах­тен­ному ритму жизни, но и посто­янно зани­маться само­раз­ви­тием. Уни­каль­ные суда требуют особых эки­па­жей.

В 2010 году на ато­мо­ходе «Россия» мы зани­мались ледо­коль­ным обес­пе­че­нием тран­зит­ной про­водки танкера «Балтика» с газо­кон­ден­са­том. Дедвейт судна— 117 000 тонн. Такие танкеры еще не про­хо­дили по трассе Сев­мор­пути. Работа потре­бо­вала исклю­чи­тель­ного вни­ма­ния всего экипажа — как пер­со­нала, обслу­жи­ва­ю­щего ядерную энер­гети­че­скую уста­новку, так и судо­во­ди­те­лей. У нас был хороший контакт с капита­ном Олегом Щапиным, поэтому во время про­водки танкера не было ни экс­трен­ного подъема мощ­но­сти, ни суеты. Все делали спо­койно и про­гно­зи­ру­емо. Сейчас боль­ше­грузные суда на арк­ти­че­ских трассах не ред­кость. Но именно та первая про­водка «Балтики» сделала лучшую рекламу Сев­мор­пути и воз­мож­но­стям атом­ного ледо­коль­ного флота. Послед­няя работа «России» — тоже часть совре­мен­ной истории «Роса­том­флота». С 21 января по 10 апреля 2013 года на Балтике ато­мо­ход обес­пе­чил про­водку 355 судов.

Чело­ве­че­ское общение на берегу и в море — лучшая пси­холо­ги­че­ская раз­грузка. Дверь в мою каюту закры­ва­ется только в 22:00, когда ложусь спать. Все осталь­ное время готов гово­рить с эки­па­жем на про­из­вод­ствен­ные и личные темы. При опре­де­лен­ных усло­виях на ато­мо­ходе мое любимое место — биб­ли­о­тека. Книги — это из детства. В отличие от элек­трон­ных версий насто­я­щую, в пере­п­лете, можно подер­жать, поли­стать, запо­мнить ощу­ще­ния. Это такой дар, который и на море, и на суше неза­ме­ним.