Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Вороненко Валентин Григорьевич

Начи­нал работу на СХК сле­са­рем-ремонт­ни­ком, затем рабо­тал, лабо­ран­том с 1972 года рабо­тает аппа­рат­чи­ком кон­дици­онно-испа­ри­тель­ных уста­но­вок на заводе раз­де­ле­ния изо­топов.
Вороненко Валентин Григорьевич

Аппа­рат­чик — самая мас­со­вая про­фес­сия на СХК. К слову «аппа­рат­чик» в связи с множе­ством исполь­зу­емых на СХК тех­но­логий и про­из­водств чего только не при­пи­сано, чтобы стало хоть немного понятно, чем он занима­ется на рабо­чем месте, какой фронт работ выпол­няет. А фронт, надо ска­зать, весьма и весьма про­тяжен­ный. Тут и пере­ра­ботка, и раз­де­ле­ние, и очистка, и при­го­тов­ле­ние, и элек­тро­лиз. Сло­вом, про­фес­сия аппа­рат­чика мало того что мас­со­вая, так еще и много­ли­кая. И люди, ею мастер­ски вла­деющие, тру­дятся во многих завод­ских цехах основ­ного про­из­вод­ства ком­би­ната.

О такой про­фес­сии как «аппа­рат­чик» я в дет­стве не слышал. Родом я из Асино, а там откуда аппа­рат­чику взяться? Вот и меч­тал о про­фес­сиях, кото­рые были на виду. Води­те­лем, к при­меру, хотел быть, но не кос­мо­нав­том точно. Да и о про­фес­сиях ли думать в дет­стве? Я о новом вело­сипеде меч­тал.

Трудно ска­зать, кто кого нашел — я свою про­фес­сию или она меня. Мы ведь не знаем, какие пово­роты нам судьба гото­вит. Армию отслужил и по совету брата, кото­рый уже жил в Север­ске и рабо­тал на СХК, запол­нил анкету. Завер­бо­вался, как тогда гово­рили. Сразу опре­де­лили меня на пер­вый объект ком­би­ната, где я и тружусь уже более сорока лет. У нас это, можно ска­зать, семей­ная тра­диция — не пор­хать с места на место, а долгие годы быть вер­ным одному предпри­я­тию. У меня отец также больше сорока лет на желез­ной дороге про­ра­бо­тал. Видимо, это от него пере­да­лось. В школе надо вообще хорошо учиться. Читать и писать, напри­мер (сме­ется). Зна­ния все­гда в жизни при­го­дятся. У меня доста­точ­ная база была, поскольку учился только на «хорошо» и «отлично». Ну а если гово­рить пред­метно, то матема­тика, физика и химия — вот основ­ные зна­ния, необ­хо­димые для хорошего аппа­рат­чика. Довольно часто в работе при­хо­дится делать вычис­ле­ния, точ­ные рас­четы. Нужно до тон­ко­стей и во всех подроб­но­стях знать тех­но­логи­че­ский процесс. Без этого нашу про­фес­сию труд­но­вато осво­ить и понять.

Чтобы стать хорошим спе­ци­а­ли­стом нужно время. Не сразу все при­хо­дит. Москва и та не сразу стро­и­лась. Иногда годы ухо­дят на осво­е­ние про­фес­сии, это я на своем опыте знаю. И уче­ни­ков у меня было много, и сам учился. Тут еще талант опре­де­лен­ный нужно иметь и стрем­ле­ние постичь, понять, усво­ить. При­бавьте сюда огром­ную долю ответ­ствен­но­сти, что ложится на наши плечи. Как-никак не на мака­рон­ной фаб­рике рабо­таем. Кстати, если вер­нуться к уче­ни­кам, то многие теперь на руко­во­дящих долж­но­стях успешно тру­дятся. Один, к при­меру, на дан­ный момент уже заме­сти­тель началь­ника цеха. Спа­сибо, гово­рит, Вален­тин Григо­рье­вич, что помог в люди выбиться. В обще­нии с моло­дыми работ­ни­ками у меня про­блем нет. Вза­и­мопо­нима­ние пол­ное, несмотря на раз­ницу в воз­расте. Они иногда уважи­тельно меня «дедом» назы­вают. Ну а что? Для многих я по воз­расту действи­тельно дед.

В любой про­фес­сии, я счи­таю, есть что-то необыч­ное, отли­чающее от всех осталь­ных, опре­де­лен­ная изюминка. И каж­дый нахо­дит в ней свое. Может, кто-то и роман­тики ищет. Есть она и у нас, навер­ное. А на счет эли­тар­но­сти не берусь ска­зать. Со сто­роны вид­нее. В этом зда­нии я могу на любом участке рабо­тать. Все процессы известны. Сегодня ведь вза­имо­за­ме­ня­емость очень ценится. С вовле­чен­но­стью все в порядке. К тому же все мы люди. Кто-то забо­лел или в отпуск пошел, а процесс-то непре­рыв­ный. Поэтому рабо­тать надо уметь везде и в слу­чае чего заме­нить това­рища, при­чем рав­но­ценно.

У меня не воз­ни­кало жела­ния сме­нить спе­ци­аль­ность. Я же не сразу аппа­рат­чи­ком стал. До службы в армии успел окон­чить том­ский маши­но­стро­и­тель­ный тех­ни­кум и пора­бо­тать на ГПЗ-5 (под­шип­ни­ко­вый завод) масте­ром. По диплому я спе­ци­а­лист по обра­ботке метал­лов реза­нием. На СХК тоже пона­чалу сле­са­рем-ремонт­ни­ком рабо­тал, лабо­ран­том, а уже потом пред­ложили сме­нить про­фес­сию — перейти в аппа­рат­чики. С тех пор верен только этой про­фес­сии. Счи­таю себя совет­ским аппа­рат­чи­ком! С креп­кой шко­лой, с ответ­ствен­ным отноше­нием к делу, что заложили в меня в то время.

Про­фес­сия все­гда чему-то учит. Насто­ящий про­фес­си­о­нал должен быть в своем деле и швец, и жнец, и на дуде игрец. Ну а если ты на работе уме­лец, то и в жизни себя про­явишь. Вот для нас, аппа­рат­чи­ков, к при­меру, очень важно знать сле­сар­ное ремесло. Без него никак. Годы идут. Многое меня­лось прямо на моих гла­зах, но нет ничего веч­ного. Про­должаем рабо­тать. Кол­лек­тив у нас отлич­ный. Да и при­вык я уже к цеху, при­кипел за столько лет. Только неизменно мое настро­е­ние и отноше­ние к работе. Иду, если уж не на парад, то на любимую работу точно. Счи­таю себя совет­ским аппа­рат­чи­ком! С креп­кой шко­лой, с ответ­ствен­ным отноше­нием к делу, что заложили в меня в то время.

Алек­сандр Храмцов, началь­ник участка цеха № 42 ЗРИ, так харак­те­ри­зует Вален­тина Григо­рье­вича — От аппа­рат­чи­ков, от людей этой про­фес­сии зави­сит в первую оче­редь успеш­ная работа не только нашего завода, но и всего ком­би­ната. Вален­тин Григо­рье­вич Воро­ненко как раз из той рабо­чей когорты, что закла­ды­вала эти тра­диции, осва­и­вала новые уни­каль­ные тех­но­логии, обо­ру­до­ва­ние. Это наши «акса­калы», кото­рые знают свою про­фес­сию от и до. И не скры­вают про­фес­си­о­наль­ных навы­ков, гото­вят моло­дых спе­ци­а­ли­стов, охотно делясь с ними зна­ни­ями и опытом. Это на самом деле та совет­ская школа, кото­рая воспи­ты­вала ответ­ствен­ное отноше­ние к труду, уваже­ние к тому, что ты дела­ешь. Каче­ство и ответ­ствен­ность — основ­ные кри­те­рии, о кото­рых мы все­гда должны пом­нить.