Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Цимбал Игорь Романович

Вете­ран атом­ной энерге­тики и промыш­лен­но­сти. Инже­нер, кан­ди­дат тех­ни­че­ских наук. Стаж работы в Цен­траль­ном кон­струк­тор­ском бюро маши­но­стро­е­ния (ЦКБМ) - 55 лет.
Цимбал Игорь Романович

Пер­вое дет­ское воспоми­на­ние — мисти­че­ское. Лето 1943-го, мне четыре года. Наша семья эва­ку­и­ро­ва­лась из бло­кад­ного Ленинграда в посе­лок Покров Яро­слав­ской обла­сти. Я иду по сельской дороге, в руке хлеб­ная краюшка. Нав­стречу цыганка. Хвать — и ото­брала у меня кусок. Я заре­вел в голос. Так громко, что цыганка меня пожа­лела. Хлеб, правда, не вер­нула. Но отвела к матери: та рабо­тала в дет­ском доме, ее знала вся округа. Мама испуга­лась, а цыганка и гово­рит: «Пусть твой маль­чик не пла­чет. Война закон­чится в день его рож­де­ния». Так и вышло — ведь я родился 9 мая 1939 года!

В 1945 году наша семья — отец, мать и трое детей — вер­ну­лась в Ленинград. Посе­ли­лись в комму­налке на углу Нев­ского и Вла­ди­мир­ского про­спек­тов, в ком­нате площа­дью 12 квад­рат­ных мет­ров. В после­во­ен­ные годы жили трудно. Когда еда закан­чи­ва­лась, мама варила кар­то­фель­ные очистки. Делила на троих, строго поровну. Мы ели так, что за ушами трещало. На десерт грызли дуранду, так назы­вали жмых, спрес­со­ван­ный в бруски. Несмотря на это все дети из семьи полу­чили высшее обра­зо­ва­ние. Я учился в Поли­тех­ни­че­ском инсти­туте по спе­ци­аль­но­сти «подъемно-транспорт­ные машины и обо­ру­до­ва­ние». Днем ходил на лекции, вече­ром и ночью рабо­тал. Вна­чале груз­чи­ком, а когда прошел курсы вожде­ния, стал загонщи­ком такси — заго­нял автомо­били в парк. Карьера быстро пошла в гору: меня позвали рабо­тать на гру­зо­вой машине с при­цепом. Ночами выво­зил снег из цен­тра города, а утром спе­шил в инсти­тут. Поли­тех окон­чил с крас­ным дипломом. В 1965 году по рас­пре­де­ле­нию попал в Цен­траль­ное кон­струк­тор­ское бюро маши­но­стро­е­ния (ЦКБМ). Был инже­не­ром, потом перешел в иссле­до­ва­тельскую лабо­ра­то­рию №353. Там про­во­дили вход­ной кон­троль мате­ри­а­лов, поступающих в про­из­вод­ство, и выход­ной кон­троль изде­лий для атом­ной энерге­тики. Меха­ни­че­ский уча­сток изго­тав­ли­вал образцы для испыта­ний. Я рабо­таю в ЦКБМ по сей день. Правда, меха­ни­че­ский уча­сток расформи­ро­вали. Образцы теперь делают на про­из­вод­стве. Я занимаюсь кон­тро­лем тех­но­логи­че­ского процесса, про­ве­ряю каче­ство изде­лий, сам про­вожу испыта­ния. Огром­ный опыт на про­из­вод­стве и в лабо­ра­то­рии помогает решать слож­нейшие задачи.

Со школь­ных лет занимаюсь спор­том. В классе был самым маленьким и худеньким. Под­тя­нуться не мог ни разу, чем весе­лил одно­класс­ни­ков. Поэтому решил испра­вить ситу­ацию и занялся гим­на­сти­кой во Дворце пио­не­ров. Уже через полгода под­тяги­вался лучше всех, физ­рук в при­мер ста­вил. Увлекся туризмом, бего­выми лыжами и вело­спор­том. По вело­спорту и бего­вым лыжам пер­вый спор­тив­ный раз­ряд. Ходил в походы пятой катего­рии слож­но­сти. Больше всего запом­нился поход по Таймыру в 1970-е годы. Груп­пой из семи чело­век мы шли месяц — с 26 апреля по 26 мая. В это время на Таймыре еще лежит снег, темпе­ра­тура воз­духа -35°C. Места слож­но­про­хо­димые. Но тури­сты люди стран­ные. Им чем слож­нее, тем инте­рес­нее. Весь поход мы шли по лесо­тундре на охот­ни­чьих дере­вян­ных лыжах. Каж­дый тащил огром­ный рюк­зак со сна­ряже­нием и запа­сом еды на месяц. К рюк­заку была при­вя­зана «манюня» — запас­ная лыжа. Ночевка заслужи­вает отдель­ного опи­са­ния. Вече­ром, найдя под­хо­дящее ров­ное место, мы забра­сы­вали его ело­выми вет­вями. Поверх ста­вили большой бре­зен­то­вый шатер. В цен­тре соби­рали печь, трубу выво­дили в спе­ци­аль­ное отвер­стие в крыше. Рас­тап­ли­вали печь, ужи­нали и ложи­лись спать. Огонь горел всю ночь, за ним при­смат­ри­вал дежур­ный. Каж­дый час дежур­ный менялся. В состав отча­ян­ной группы вхо­дила девушка — Люд­мила Смир­нова, инже­нер-кон­струк­тор ЦКБМ. Женщина отлично дис­ци­пли­ни­рует мужи­ков в походе. Мы сразу ста­но­вимся веж­ли­выми и акку­рат­ными, никто матом не руга­ется.

Ежегодно участ­вую в гонке «Лыжня Рос­сии», в сорев­но­ва­ниях по спор­тив­ному ори­ен­ти­ро­ва­нию. Про­хо­дят они в лесах Ленобла­сти. Днем или ночью. Орга­ни­за­торы выдают карту мест­но­сти, на ней отме­чены кон­троль­ные пункты, через кото­рые должен пройти участ­ник. Найти пункт нелегко: надо хорошо читать карты, ори­ен­ти­ро­ваться по компасу, уметь быстро перемещаться по марш­руту через ямы, овраги и буре­ломы. Результаты опре­де­ляются по времени про­хож­де­ния дистанции. Пяти­ки­ломет­ро­вый марш­рут я про­бегаю за пол­часа!