Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Теницкий Андрей Васильевич

Отслужил в ВМФ на Север­ном флоте 18 лет. С 2000 года рабо­тает в ФГУП "Атомфлот". Прошел путь от чет­вер­того помощ­ника до капи­тана атом­ного ледо­кола "Вайгач".
Теницкий Андрей Васильевич

Мне не нра­вится слово "поко­рять". Поко­рять — это не про Арк­тику, с ней надо рабо­тать, дружить, уважать, потому что без уваже­ния к такому мощ­ному созда­нию, как Арк­тика, нельзя. Мы там приш­лые люди, там своя уни­каль­ная эко­си­стема, кото­рую нужно не повре­дить. При­шел, раз­ло­мал, поко­рил — с ней так нельзя, тогда можно погиб­нуть самому и все уни­чтожить. С ней надо акку­ратно, любя рабо­тать — даже на мощ­ном ледо­коле.

Это только в книж­ках пишут, что море — это роман­тика, на самом деле море — это тяже­лая работа. Я вна­чале ходил в Атлан­тике, где нет льда; кроме моро­зилки в холо­диль­нике, я нигде его не видел. На Бал­тике, откуда я родом, нет льда. Пер­вый раз я лед уви­дел, когда в начале нуле­вых попал на ледо­кол. А еще я раза три ухо­дил с кораб­лей, хотел рас­статься с морем, и где я сей­час? Опять в море.

Я чело­век ста­рой закалки, у меня отец воен­ный. Раньше было все про­сто, не спраши­вали: сынок, кем ты хочешь быть? Впе­ред, в учи­лище — и будешь воен­ным. Поступил, в 1985 году окон­чил — и сразу на Север­ный флот. На Балтфлоте у меня отец служил, был коман­ди­ром диви­зи­она кораб­лей, фами­лия доста­точно гром­кая, поэтому, чтобы не гово­рили за спи­ной, что меня кто-то при­строил, я уехал на Север. Еще кур­сан­том я узнал, что здесь бывают морозы и под 45 гра­ду­сов. Для нас, в бал­тийских шине­лях, это был про­сто шок. Я родился в Бал­тийске, отучился в Кали­нинграде: пред­став­ля­ете, что там за погода, а здесь север­ный вари­ант. Отслужил я в Вооружен­ных силах 18 лет. После отставки хотел поме­нять что-то в жизни — уйти с флота в другую вооружен­ную струк­туру, но, когда я уво­лился, что-то не сложи­лось. Обещан­ной работы и долж­но­сти при­ш­лось долго ждать, а есть надо было что-то прямо сей­час.

Мне было 35 лет, на дворе конец девя­но­стых, я искал работу. С моей тягой ко всему новому и инте­рес­ному идти на хле­бо­за­вод, моло­ко­за­вод или соби­рать метал­ло­лом? Ну нет! Я не гума­ни­та­рий, я чело­век инже­нер­ного склада. Идти даже инже­не­ром на хле­бо­за­вод? Я, конечно, знаю, как важен хлеб, но это скучно. Надо рабо­тать там, где инте­ресно. Конечно, я пошел в граж­дан­ское паро­ход­ство. При­шел в ФГУП "Атомфлот" совершенно слу­чайно, устро­ился инже­не­ром спец­связи. В 2000 году попал на ледо­кол чет­вер­тым помощ­ни­ком капи­тана, прошел весь путь, потом изъявил жела­ние стать старпомом.

Чтобы знать ледо­кол, нужно расти; а не так, что при­шел — и сразу стал глав­ным. Нужно изу­чить ледо­кол, потому что это не про­сто судно, это еще и ядер­ный объект, у нас реак­тор. И помимо про­стой ответ­ствен­но­сти за меха­низмы это еще и сума­сшед­шая ответ­ствен­ность в обла­сти атом­ной энергии. Я в душе карье­рист, по всем воен­ным докумен­там я под­хо­дил на граж­дан­скую работу началь­ни­ком радио­станции, навига­то­ром и штурма­ном вплоть до капи­тана. И вот я здесь, в Арк­тике.

В Арк­тике есть свои пре­ле­сти: белые мед­веди, моржи, север­ное сия­ние, лед. Кстати, он очень быстро рас­тет, осо­бенно если моло­дой. Сегодня 10 см, зав­тра 15 см, после­зав­тра уже 25 см, потом 30−40. И вот с этой мас­сой нам при­хо­дится рабо­тать. Лома­ешь льдинку, она начи­нает дыбиться кверху. Это нам, может быть, не страшно, уже при­выкшие. И то порой дума­ешь: "Ничего себе, может и на палубу запрыг­нуть". Все так торже­ственно и вели­че­ственно выгля­дит. Хотя, честно говоря, мы на это внима­ния не обращаем. У нас не художе­ствен­ная про­фес­сия. Мы рабо­тать при­шли, а не краски разма­зы­вать.

Как мы все­гда гово­рим, самый лучший ледо­кол — это ветер. То, что не можем сде­лать мы, хоть все ледо­колы в одну точку поставь, то сде­лает ветер. Он может все рас­тащить, рас­ки­дать, раз­ло­мать, когда очень силь­ный. А лед! Пред­став­ля­ете, лед пол­тора-два метра, и его начи­нает ломать ветер. Ветер дует, масса льда начи­нает двигаться, как мил­ли­ард тонн бетона. И этот бетон друг на дружку движется. Хотя, когда очень низ­кие темпе­ра­туры, до минус 55, тогда ветра нет, даже можно ска­зать, что воз­дух стоит. И когда ледо­кол ломает лед, сразу пар идет вверх, стоят такие дымо­вые све­то­вые столбы, они не шеве­лятся вообще.

Насто­ящий ледо­кольщик по льду не едет, он хочет идти по воде. По трещин­кам, где-то раз­лом­чики найти. Зачем дол­бить тех­нику, пусть даже она и большая, мощ­ная, мы же ее уни­чтожим, нельзя так. Лучше подо­ждать пару часов, пол­су­ток, я лучше постою, при­торможу, я про­сто знаю, что тече­ние "отра­бо­тает", какая-то дырочка воз­ник­нет, и я там пройду. Ледо­кол же не озна­чает, что он должен идти и колоть по прямой линии. Надо учи­ты­вать при­роду, тече­ние, ветер. Где-то посмот­рел, пере­ждал, где-то дал впе­ред, чтобы успеть, где-то отыг­рал и идешь по графику. Напро­лом Арк­тику не побе­дить, она тебя не пустит.

Управ­ле­ние ледо­ко­лом — это не только рас­чет, это что-то более тон­кое. Если есть какие-то слож­но­сти, у меня сразу сра­ба­ты­вает чуйка, и я зара­нее иду на мостик. Если знаю, что мы будем про­хо­дить тяже­лый по ледо­вой обста­новке уча­сток, — есте­ственно, стрем­люсь все кон­тро­ли­ро­вать. У нас рас­четы, как на дороге автомо­биль­ной: вы зна­ете, что из одной точки в другую вы при­е­дете за опре­де­лен­ное коли­че­ство времени, плюс-минус пробки.

Нужно уметь читать лед, погоду. Будь ты хоть супер-матема­ти­ком или физи­ком, но если не уме­ешь дружить с пого­дой и со льдом, ты не про­едешь, а зна­чит — задачу не выпол­нишь. В голове идет посто­ян­ный ана­лиз: а что здесь было неделю назад, какие были ветра, тече­ния?

Ледо­вые карты ста­рые под­няли, посмот­рели. Ага, гло­баль­ное движе­ние сюда, сей­час все встало. Понятно, начи­наем рабо­тать. Ледо­вые карты при­сы­лает штаб, всё в режиме онлайн. То есть я могу посмот­реть, что было месяц назад, и вижу, что сегодня в районе, кото­рый мне нужен.

Бывают такие ситу­ации, когда идешь, лиди­ру­ешь. Ледо­кол впе­реди, и за ним на дистанции от трех до десяти кабельто­вых (500–1800 мет­ров) — паро­ход. Мы идем, и вдруг неожи­данно торос попался, лед тяже­лый, и ледо­кол встал, а сзади паро­ход идет, кото­рый не может сразу оста­но­виться. Паро­ход может дать по тормо­зам — при­мерно, как автомо­биль на скольз­кой дороге, а ведь паро­ход груже­ный и большой, он может догнать тебя, и будет совсем нехо­рошо. И тогда начи­на­ешь "Вайгач", как живое суще­ство, про­сить: "Ну давай, доро­гой, давай!". Мы же видим, что не глухо встали, движе­ние есть. Ледо­кол дрожит, и я разго­ва­ри­ваю с ним. А как иначе?

Одна­жды у "Вайгача" была уни­каль­ная опе­рация — швар­товка в открытом море ледо­кола к воен­ному кораблю для бун­ке­ровки прес­ной водой. Так гово­рят, хотя я уни­каль­но­сти здесь ника­кой не вижу. Мы пока­зали, что атом­ный ледо­кол может и этим заниматься помимо всех своих основ­ных задач. Мы обес­пе­чи­вали про­водку кара­ва­нов судов Военно-мор­ского флота после уча­стия в уче­ниях "Восток-2018". Воз­никла необ­хо­димость попол­не­ния запа­сов питье­вой воды на одном из судов кара­вана. Для них прес­ная вода, для всех судов, что воен­ных, что граж­дан­ских, — это про­блема. У них нет таких емко­стей, чтобы залить и сде­лать нормаль­ную прес­ную воду. А у нас хорошая мине­ра­ли­зо­ван­ная вода — 600 тонн. Это очень много воды, при­чем у нас две опрес­ни­тель­ные уста­новки, кото­рые варят каж­дый день эту воду по 60 тонн каж­дая. Мы каж­дый день варим 100 тонн воды, отчего бы не дать, если людям надо. 100−150 тонн воды на пять-шесть судов мы отдали и тут же нава­рили новой.

Команда важна. Один капи­тан, будь он даже суперге­рой, ничего не сде­лает. Штатно на "Вайгаче" — 82 чело­века, но обычно у нас больше — под сотню. Это стажеры, уче­ники. Надо учить людей, ведь строят новые ледо­колы, кто там будет рабо­тать? Их же из Мака­ровки (Уни­вер­си­тет мор­ского и реч­ного флота им. Мака­рова) не набе­рут, при­хо­дят люди, а тех­ника современ­ная и спе­ци­фич­ная, вот мы их учим. Кого-то себе остав­ляем, кого-то отдаем на другие ледо­колы. Мы этот костяк лепили, кото­рый сей­час на "Вайгаче", лет шесть-семь. Экипажи обнов­ляются, но костяк 80% у меня сохра­ня­ется. Его нужно создать и сохра­нять. Где-то бороться за людей, где-то помогать им. Я счи­таю, что людей надо поощ­рять за их заслуги, даже маленькие, при­чем необя­за­тельно денежно, про­сто благо­дар­ность капи­тана, руко­вод­ства. Мне это нра­вится, и у меня очень много людей поощ­рены. Нужно отме­чать людей, потому что если ты это дела­ешь, так и экипаж рабо­тает, а не про­сто испол­няет пору­че­ния. Каж­дый выпол­няет свои задачи, на своих уров­нях, и я ста­раюсь все­гда, чтобы не было ника­кой вражды, а было понима­ние. Мостик понимал меха­ни­ков, а они — мостик, что мы делаем одно и то же. Надо зака­лять дух кол­лек­тива: если будет друж­ный и спло­чен­ный кол­лек­тив, то он сам будет помогать в выпол­не­нии необ­хо­димых задач. Даже в кри­ти­че­ских ситу­ациях меня никто никогда не под­во­дил. Делаем мы все вме­сте — одно дело.

Все­гда хочется про­во­дить больше времени с семьей. Жена со мной уже очень давно, почти 35 лет. Как она отно­сится к моей работе? Я то родину защищал, то про­сто рабо­таю, отдаю свой долг работе. Мы недавно с женой ходили на фильм "Небо". У меня — как там у глав­ных героев. А куда деться, когда долг зовет? Это про­сто работа. У меня она такая; есте­ственно, семья ее при­нимает. Дочь взрос­лая, рас­тет внучка, но по моим стопам они не пой­дут. У женщин, как я думаю, другая задача.