Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Спирин Александр Михайлович

Окон­чил Высшее инже­нер­ное мор­ское учи­лище в Ленинграде. Начи­нал службу на ледо­коле «Арк­тика». Старший помощ­ник капи­тана, а с 2000 г. - капи­тан ледо­кола «Совет­ский Союз». В 2006 - 2013 гг. - капи­тан ледо­кола «Рос­сия». Выпол­нял слож­ные зада­ния, среди кото­рых - обес­пе­че­ние ледо­вой про­водки научно-иссле­до­ва­тельского судна «Ака­демик Федо­ров» в 2007 году с целью про­ве­де­ния пер­вого в исто­рии погруже­ния глу­бо­ко­вод­ных оби­та­емых аппа­ра­тов «Мир» на грунт в географи­че­ской точке Север­ного полюса; много­крат­ное обес­пе­че­ние высадки и эва­ку­ации кол­лек­ти­вов поляр­ни­ков дрейфующих станций «Север­ный полюс». Награж­ден орде­ном "За мор­ские заслуги".
Спирин Александр Михайлович

Стать моря­ком я решил еще в дет­стве. При­е­хал из своей род­ной деревни в Перм­ской обла­сти в Ленинград — поступать в Высшее инже­нер­ное мор­ское учи­лище. По окон­ча­нии полу­чил направ­ле­ние в ледо­коль­ную атом­ную группу Мурман­ского мор­ского паро­ход­ства чет­вер­тым помощ­ни­ком капи­тана. В Мурман­ске оформился в отделе кад­ров. Слу­чайно встре­тил капи­тана «Арк­тики» Васи­лия Алек­сан­дро­вича Голо­хва­стова. Он меня спраши­вает: «Ты форму сшил?». Нет, отве­чаю. Вот, гово­рит, когда сошьешь, тогда и при­ходи. Я сразу в ате­лье. Форму шили два дня. А я радост­ный гулял по Мурман­ску. Забрал форму, при­хожу, отдаю направ­ле­ние. А там напи­сано, что надо было при­быть двумя днями раньше! И тут же полу­чаю два прогула. Так нача­лась моя карьера.

К нович­кам на флоте отно­сятся доб­роже­ла­тельно, но насто­роженно. Я быстро стал своим в кол­лек­тиве. В те годы на «Арк­тике» для обще­ния суще­ство­вал «Рыбий клуб». Регу­лярно соби­ра­лись в каюте №13 у вто­рого старпома, дели­лись ново­стями, отме­чали празд­ники. Но допус­кали туда не всех — надо было заслужить: поймать или купить рыбу и при­го­то­вить из нее что-нибудь вкус­ное. Члены клуба дегу­сти­ро­вали это блюдо и при­нимали реше­ние. Уже в пер­вом рейсе я вошел в клуб. Про­двигался по служеб­ной лест­нице быстро: через четыре года, в октябре 1986-го, сдал экза­мен на вто­рого старшего помощ­ника капи­тана.

Плох сол­дат, кото­рый не меч­тает стать гене­ра­лом. Дойти до самой вершины сложно: нужно пройти все ступени, осво­ить спе­ци­фику каж­дой долж­но­сти, про­явить себя в судо­вож­де­нии и адми­ни­стра­тив­ной работе. До 1993 года я рабо­тал на «Арк­тике», потом она стала на дли­тель­ный ремонт. Меня при­гла­сили пер­вым старшим помощ­ни­ком капи­тана на «Совет­ский Союз». Рабо­тал семь лет, стал дуб­ле­ром капи­тана. Еще в конце 80-х мне пред­лагали пойти на «Вайгач», кото­рый стро­ился в Фин­лян­дии. Но я отка­зался. «Вайгач» ходит в устьях рек, он не такой мощ­ный и большой, как атомо­ходы, к кото­рым я при­вык. Слиш­ком спо­кой­ной и пред­ска­зу­емой пока­за­лась мне работа на реке. Ника­кого твор­че­ства.

От нас тре­буют одного: без­опасно и на высо­кой ско­ро­сти про­ве­сти транспорт­ное судно. Инструкций, опре­де­ляющих после­до­ва­тель­ность действий, не суще­ствует. Я выби­раю марш­рут исходя из ледо­вой обста­новки и погод­ных усло­вий, кото­рые посто­янно меняются. Каж­дый раз что-то новое. В этом твор­че­ство.

В марте 2000 года меня назна­чили капи­та­ном «Рос­сии». От пер­вого рейса в роли капи­тана зави­села моя карьера. К сча­стью, все прошло хорошо. Осе­нью того же года я перешел, уже как капи­тан, на «Совет­ский Союз». А в фев­рале 2006 года вер­нулся на «Рос­сию», где и рабо­тал до вывода атомо­хода из экс­плу­а­тации в 2013 году.

В 2007 году я обес­пе­чи­вал ледо­вую про­водку судна «Ака­демик Федо­ров». Тогда впер­вые на Север­ном полюсе люди достигли дна на двух глу­бо­ко­вод­ных оби­та­емых аппа­ра­тах «Мир». Оба аппа­рата спу­сти­лись на глу­бину более 4 км, на грунт был уста­нов­лен флаг Рос­сии из тита­но­вого сплава. Были взяты пробы грунта и воды. В честь успеш­ной экс­пе­диции вблизи Север­ного полюса мы устро­или небольшой пик­ник с купа­нием. За уча­стие в экс­пе­диции «Шельф‑2011», опре­де­лившей гра­ницы арк­ти­че­ского шельфа, я полу­чил орден «За мор­ские заслуги».

«Ака­демик Федо­ров» тянул за собой кабель с устройствами, кото­рые фик­си­ро­вали информацию о под­вод­ном грунте. Эта работа для экипажа была слож­ной. Нужно было обес­пе­чить такой канал, чтобы судно шло с посто­ян­ной ско­ро­стью, не более четырех — шести узлов. Если бы оно двига­лось мед­лен­нее или оста­но­ви­лось, кабель мог бы погру­зиться на глу­бину более 120 м и выйти из строя. При этом ледо­кол должен был идти по зара­нее опре­де­лен­ному марш­руту без откло­не­ний, не обращая внима­ния на ледо­вую обста­новку. Такая работа про­во­ди­лась впер­вые. Это же, кстати, пыта­лись сде­лать канадцы, но без­успешно. Они поте­ряли кабель.

Обычно у меня подъем в 7:00. Ста­раюсь до зав­трака под­няться на ходо­вой мостик, узнать, что было сде­лано за ночь, а потом в кают-компа­нии с началь­ни­ками служб обсу­дить рабо­чие вопросы и планы на день. Дальше по обста­новке. Днем обя­за­тельно обхожу ледо­кол, посещаю ЦПУ, читаю вах­тен­ные жур­налы, загля­ды­ваю на кам­буз. Именно там нахо­дится самый глав­ный котел, — после реак­тор­ного, конечно (шутка). В тече­ние дня рабо­таю с докумен­тами, общаюсь с экипажем, кон­тро­ли­рую смену вахты каж­дые четыре часа, обра­ба­ты­ваю ледо­вую информацию. Если есть возмож­ность, иду в спорт­зал играть в волей­бол. Отбой около часа ночи. Скучно не бывает. Работы много. А в сво­бод­ное время можно погу­лять по открытым палу­бам или под­няться на мостик. Экипаж может сойти с ледо­кола в слу­чае ожи­да­ния транспорт­ного судна и только на при­пай­ный лед. Там можно гулять, играть в фут­бол, кататься на лыжах. Глав­ное — обес­пе­чить без­опас­ность и назна­чить дежур­ного, наблю­дающего за обста­нов­кой. Арк­тика каж­дый раз новая. А какие там осе­нью закаты! И нет ни одной похожей на другую льдинки!