Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Шмаков Радий Анатольевич

Инже­нер-кон­струк­тор Санкт-Петер­бург­ского мор­ского бюро маши­но­стро­е­ния «Мала­хит», с 1976 по 2016 г.г. рабо­тал глав­ным кон­струк­то­ром АПЛ предпри­я­тия. Лау­реат Госу­дар­ствен­ной премии СССР.
Шмаков Радий Анатольевич

Роди­тели мои были ком­со­моль­цами до мозга костей. Решили: если родится маль­чик, назо­вут его Сталь. Чтобы был такой же зака­лен­ный, как сталь. Но на свет появи­лись близ­нецы — ​вна­чале брат, через 10 минут я. Брата назвали Ста­лем, а мне в сроч­ном порядке подыс­кали имя Радий. В пере­воде с латыни озна­чает «луч». Хорошее имя, мне нра­вится. Спа­сибо роди­те­лям, что не назвали Интер­наци­о­на­лом.

Семья жила в Ново­си­бир­ске. Жили бедно, но дружно. С бра­том мы были близки. В школе я все­гда давал ему спи­сы­вать. Сталь окон­чил Ново­си­бир­ский педагоги­че­ский инсти­тут и стал все­мирно извест­ным педагогом, в его честь даже назвали улицу в Ново­си­бир­ске. Я поступил в Ленинград­ский кораб­ле­стро­и­тель­ный инсти­тут, в 1954 году полу­чил крас­ный диплом. По рас­пре­де­ле­нию попал в про­ект­ный отдел СКБ‑143 Мини­стер­ства судо­стро­е­ния. Поня­тия не имел, чем они занимаются. Потом узнал, что в 1952 году СКБ‑143 пере­ори­ен­ти­ро­вали на созда­ние пер­вой атом­ной под­вод­ной лодки К‑3 про­екта 627. Этот про­ект еще назы­вали «Кит», потому что корпус лодки был кито­об­раз­ной формы.

Пер­вая в мире атом­ная под­вод­ная лодка «Нау­ти­лус» была постро­ена в США в 1954 году. К‑3 созда­ва­лась, чтобы лик­ви­ди­ро­вать отста­ва­ние от аме­ри­канцев. Науч­ным руко­во­ди­те­лем про­екта стал Ана­то­лий Алек­сан­дров, глав­ным кон­струк­то­ром по энерге­тике — ​Ни­ко­лай Дол­лежаль, раз­ра­ботку паро­ге­не­ра­то­ров пору­чили дирек­тору и глав­ному кон­струк­тору Бал­тийского судо­стро­и­тель­ного завода Ген­риху Гаса­нову, ответ­ствен­ным за кора­бель­ную часть был началь­ник СКБ‑143 Вла­ди­мир Перегу­дов.

Вла­ди­мир Перегу­дов стал началь­ни­ком СКБ‑143 в 1953 году и сразу при­влек к работе талант­ли­вых кон­струк­то­ров. Неко­то­рые из них к тому моменту как раз вышли из лаге­рей, отси­дев раз­ные сроки как враги народа. Я все думаю: как же их такая жизнь не сло­мала? И не могу найти ответа на этот вопрос. ​Слож­ное время было. Одни доно­сили, другие сидели. Вспомню — ​душа болит.

Никто не знал, какой должна быть лодка в целом, каж­дый пред­став­лял только свою часть. С утра до вечера кон­струк­торы счи­тали, чер­тили и снова счи­тали. Постепенно были опре­де­лены при­мер­ный вес и габа­риты атом­ной энерге­ти­че­ской уста­новки. Правда, оста­ва­лось неясно, как будет вести себя атом­ный реак­тор на под­вод­ной лодке. Слож­ные маневры, качка на поверх­но­сти и обжа­тие корпуса на глу­бине. Может ли реак­тор рабо­тать в таких усло­виях? Улучшать усло­вия было необ­хо­димо — ​пла­ни­ро­ва­лось, что авто­ном­ность пла­ва­ния АПЛ соста­вит два месяца. Перед стро­и­тельством голов­ной под­лодки были изго­тов­лены дере­вян­ные отсеки в нату­раль­ную вели­чину. На них опти­ми­зи­ро­ва­лось размеще­ние обо­ру­до­ва­ния. Перегу­дов при­глашал моря­ков, инте­ре­со­вался, в каких усло­виях им было бы осо­бенно удобно рабо­тать и жить. На дизель­ных под­вод­ных лод­ках все под­вес­ные койки лич­ного состава нахо­ди­лись в раз­ных местах — ​где только можно было разме­стить. Иногда для эко­номии про­стран­ства коек было меньше, чем людей: пока один стоял на вахте, дру­гой мог отдох­нуть.

Я вклю­чился в работу над АПЛ в 1954 году. Царила строжайшая сек­рет­ность. Реак­тор назы­вали кри­стал­ли­за­то­ром, лодку — ​объек­том Перегу­дова. Не все сотруд­ники отдела знали, что она оснащена ядер­ной энерге­ти­че­ской уста­нов­кой. Рабо­чие чер­тежи отправ­ляли на завод № 402 в Севе­ро­двин­ске, ныне «Севмаш». Чтобы быстро постро­ить лодку, там ввели три смены. Да и кон­струк­торы рабо­тали как одержимые. Ничего, кроме своих чер­тежей, не видели.

Лодку спро­ек­ти­ро­вали и постро­или за пять лет. В авгу­сте 1957 года ее спу­стили на воду, бутылку шампан­ского раз­били не только о киль, но и в реак­тор­ном отсеке. 3 июля 1958 года К‑3 вышла на ходо­вые испыта­ния. Я занимался на борту вывес­кой и кре­но­ва­нием корабля. Пер­вый выход в море выявил ряд недо­стат­ков. Глав­ный — ​по­яв­ле­ние мик­ро­те­чей труб­ных систем паро­ге­не­ра­то­ров из-за непроч­но­сти труб­ных систем. Для лик­ви­дации этого явле­ния на пита­тель­ных тру­бопро­во­дах поста­вили ионо­обмен­ные фильтры, сде­лали паро­ге­не­ра­торы из новых мате­ри­а­лов, что поз­во­лило уве­ли­чить их ресурс в 25–30 раз. 17 января 1959 года АПЛ была при­нята в опыт­ную экс­плу­а­тацию Военно-мор­ским фло­том.

Длина субма­рины соста­вила 107 м, диаметр — ​около 10. Проч­ный корпус водо­измеще­нием 3 тыс. т кон­струк­торы раз­де­лили на девять отсе­ков. Пер­вый, носо­вой, — ​торпед­ный, там рас­по­лага­лись восемь торпед­ных аппа­ра­тов. Вто­рой и седьмой отсеки были жилыми, в них разме­стили каюты офице­ров и мичма­нов. В тре­тьем — ​цен­траль­ный пост управ­ле­ния с пери­скопами, выдвиж­ными устройствами радио­ло­каци­он­ных станций и станций связи. Здесь же рас­по­ложи­лись рубки с обо­ру­до­ва­нием для аку­сти­ков и ради­стов. Чет­вер­тый отсек пред­на­зна­чался для двух резерв­ных дизель­ных элек­тро­ге­не­ра­то­ров и вспомога­тель­ных меха­низмов, пятый — ​для двух водо-водя­ных реак­то­ров с паро­ге­не­ра­то­рами. В шестом отсеке нахо­ди­лись тур­бины, в седьмом — ​элек­тро­обо­ру­до­ва­ние и помеще­ние с пультами управ­ле­ния реак­то­ров, в восьмом — ​хо­ло­диль­ные машины для обес­пе­че­ния мик­ро­климата на корабле и жилые помеще­ния, в девя­том — ​ру­ле­вые устройства и другое вспомога­тель­ное обо­ру­до­ва­ние. К‑3 могла идти под водой со ско­ро­стью до 30 узлов. У аме­ри­кан­ских атом­ных под­вод­ных лодок в те годы ско­рость была не более 21 узла. По всему корпусу рас­по­лага­лись бал­ласт­ные цистерны общей емко­стью 900 м3. Запол­няя их заборт­ной водой, лодка погружа­лась. Пре­дель­ная глу­бина погруже­ния К‑3 состав­ляла 300 м. Когда вода вытес­ня­лась из цистерн сжа­тым воз­ду­хом, субма­рина всплы­вала.

Лодка про­ек­ти­ро­ва­лась и стро­и­лась в спешке, поэтому в ходе экс­плу­а­тации посто­янно тре­бо­вала ремонта, доде­лок и пере­де­лок. Одной из про­блем стал шум тур­бин — ​это повышало риск обна­руже­ния про­тив­ни­ком. На вто­рой лодке пер­вого поко­ле­ния ​нам уда­лось сни­зить шум­ность, поста­вив тур­бины на амор­ти­зи­рующее осно­ва­ние. В июле 1962 года К‑3 впер­вые в исто­рии совет­ского ВМФ совершила дли­тель­ный поход подо льдами Север­ного Ледо­ви­того оке­ана, два­жды прошла точку Север­ного полюса, а также под­ня­лась на поверх­ность в ближайшей полы­нье. В том же году К‑3 полу­чила назва­ние «Ленин­ский ком­со­мол» — ​в честь дизель­ной лодки, погибшей в бое­вом походе в 1943 году.

За пер­вые девять лет экс­плу­а­тации на «Ленин­ском ком­со­моле» не было ни одного слу­чая травмы или гибели среди лич­ного состава, а потом слу­чи­лась беда. 8 сен­тября 1967 года про­изошел пожар, погибли 39 чело­век. Это пер­вая круп­ная ава­рия на совет­ском атом­ном под­вод­ном флоте, повлекшая мас­со­вую гибель чле­нов экипажа. Взрыва торпед уда­лось избежать, лодка само­сто­я­тельно вер­ну­лась на базу. Пона­чалу рас­сле­до­ва­ние сочло, что ава­рия про­изошла по вине лич­ного состава — ​де­скать, один из мат­ро­сов решил поку­рить. Гораздо позже выяс­ни­лось, что при­чи­ной ава­рии стала пло­хая уплот­ни­тель­ная про­кладка в штуцере гид­рав­ли­че­ской машинки. Воз­никла утечка, гид­рав­ли­че­ская жид­кость воспламе­ни­лась — возможно, от элек­три­че­ского фонаря, на лампочке кото­рого не было штат­ного защит­ного колпака. В даль­нейшем на всех под­вод­ных лод­ках гид­рав­ли­че­скую жид­кость заме­нили на него­рю­чую. Ребята-под­вод­ники ни в чем не вино­ваты. В 2014 году, через 47 лет после ава­рии, всех погибших посмертно награ­дили орде­нами Муже­ства.

С 1976 по 2016 годы я был глав­ным кон­струк­то­ром АПЛ. Сна­чала пер­вого, затем вто­рого поко­ле­ния. В веде­нии нахо­ди­лось 70 атом­ных под­ло­док раз­ных про­ек­тов, 35 дизель-элек­три­че­ских, а также два назем­ных стенда для отра­ботки спе­ци­аль­ных комплек­сов. «Ленин­ский ком­со­мол» вывели из состава Север­ного флота в 1991 году, еще через пять лет в ВМФ Рос­сии не оста­лось ни одной лодки пер­вого поко­ле­ния. Они послужили про­то­типом для сле­дующих, более совершен­ных АПЛ. Всего было создано четыре поко­ле­ния атом­ных лодок, и каж­дое сле­дующее имеет минимум 30 % новизны.