Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Савченко Владимир Иванович

Участ­ник Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны. Вое­вал свя­зи­стом на раз­лич­ных фрон­тах от Сева­стополя до Чехо­сло­ва­кии. Участ­ник войны с Япо­нией. Закон­чил Том­ский поли­тех­ни­че­ский инсти­тут в 1952 г., рабо­тал в Том­ске-7 заме­сти­те­лем началь­ника цеха ТЭС. С 1955 по 1989 гг. был в ФЭИ (г. Обнинск) инже­не­ром-элек­три­ком, старшим инже­не­ром, началь­ни­ком смены. Кава­лер двух орде­нов Крас­ного Знамени.
Савченко Владимир Иванович

Я был зачис­лен в штат ФЭИ с 5 мая 1955 года. Пока мне оформ­ляли документы, пошел на станцию. Позна­комился с атом­ной станцией, как там и что, посмот­рел на пульт. По-моему, станция тогда рабо­тала. Пульт, цен­траль­ные залы — везде можно было про­хо­дить.

Мне выпи­сали документы и повели на основ­ную работу. Гово­рят: «Зна­ете, вы как элек­трик, как элек­троме­ха­ник нам очень нужны. Сей­час мы ведем при­емку обо­ру­до­ва­ния, в основ­ном элек­троме­ха­ни­че­ского, на том зда­нии, где вам предпо­лага­ется рабо­тать. При­нимаем вас пока как инже­нера-элек­трика».

Меня ведут по зда­нию. А там, пред­ставьте, атом­ная энерге­ти­че­ская уста­новка — начи­ная от реак­тора, тур­бин­ного отде­ле­ния, элек­троме­ха­ни­че­ского. Вал уста­новки окан­чи­вался в гид­ро­тормозе, кото­рый пред­на­зна­чался для сня­тия энергии вала. Короче говоря, это энерге­ти­че­ская уста­новка для какого-то судо­вого объекта. Все это размеща­лось в корпусе трех отсе­ков. Мне стало понятно, что это уста­новка для под­вод­ного корабля.

Пока я сво­ими гла­зами не уви­дел, мне никто ничего не гово­рил, даже не наме­кали. Потом эту уста­новку при­нимали в тече­ние почти года. В конеч­ном счете ока­за­лось, что это основ­ной этап созда­ния ядер­ной энерге­ти­че­ской уста­новки для флота, и не только для под­вод­ного, потому что, как известно, потом пошли и ледо­колы, и над­вод­ные суда. Я попал на осуществ­ле­ние важ­нейшего этапа созда­ния ядер­ной энерге­ти­че­ской уста­новки для под­вод­ного корабля, пред­на­зна­чен­ной для испыта­ния в нату­раль­ном испол­не­нии.

А этапы были такие. Сна­чала — идея, потом тех­ни­че­ские, вся­кие тео­ре­ти­че­ские возмож­но­сти идут, потом кон­струкци­он­ный период, когда при­думы­ваются кон­струкции, что с чем совме­стить и возможно ли это; и лишь потом испол­не­ние всего комплекса.

И конечно, послед­ний этап — очень важ­ный. Это реаль­ная возмож­ность исполь­зо­ва­ния дан­ного предпо­ложе­ния, — то есть про­верка, можно ли идею вопло­тить в жизнь, в железо.

В зда­нии ока­за­лось два объекта. Пол­но­стью все сде­лано как на корабле: обо­лочка, корпус, семь соеди­нен­ных отсе­ков. Между отсе­ками перего­родки, как на насто­ящем судне. То есть один из таких объек­тов был постав­лен здесь. Это реак­тор­ный отсек, тур­бин­ный и элек­тро­от­сек. Вот такая штука.

И дальше… Энергия-то большая, а куда ее деть? Были спе­ци­ально выве­зен­ные немец­кие так назы­ва­емые гид­ро­тормоза. Они в Герма­нии исполь­зо­ва­лись для испыта­ния раз­лич­ных двига­те­лей, не только для судо­вых. Это такой большой объем, куда зака­чи­ва­ется вода, а там лопа­сти, кото­рые можно повер­нуть, оста­но­вив движе­ние воды. Лопа­сти вращаются, поглощают выра­бо­тан­ную по валу и при­шед­шую туда энергию. Вода нагре­ва­ется, а для ее охла­жде­ния на тер­ри­то­рии был устроен спе­ци­аль­ный бас­сейн, как на многих теп­ло­вых станциях. Есть гра­дирня, где вода под­нима­ется, сли­ва­ется, и бас­сейн, куда горя­чая вода поступает через трубы с фон­та­нами, охла­жда­ется и опять отка­чи­ва­ется.

Было два таких корпуса. Один водя­ной, дру­гой жидко-метал­ли­че­ский.

Я рабо­тал здесь с 1955 по 1989 год. Начи­нал инже­не­ром-элек­три­ком, потом пошел на пульт инже­нера управ­ле­ния уста­нов­кой, после — старшего инже­нера, дальше — заме­сти­теля началь­ника смены. Эти ступени я прошел за три года.

В смене рабо­тало чело­век восем­на­дцать. В наши задачи вхо­дили обслужи­ва­ние реак­тора, обслужи­ва­ние тур­бин­ного отсека, элек­трика. Была большая аккуму­ля­тор­ная бата­рея, как на штат­ной лодке. Помимо этого, был такой же, как на лодке, гене­ра­тор на стенде. Лодка рабо­тает на сило­вом посто­ян­ном токе. Помимо посто­ян­ного сило­вого напряже­ния, с помощью кото­рого при­во­дятся в движе­ние насосы, было перемен­ное напряже­ние 50В, перемен­ное 500В, посто­ян­ное ста­би­ли­зи­ро­ван­ное 220В и еще отдель­ные маленькие пре­об­ра­зо­ва­тель­ные при­боры. То есть очень большое элек­три­че­ское хозяйство.

Меха­ни­че­ское хозяйство — это тур­бина с пневмо­ме­ха­ни­че­ской муф­той, кото­рая могла пере­клю­чать тур­бину или на вал, на винт, или на гене­ра­тор отдельно; так назы­ва­емая шинно-пневма­ти­че­ская муфта и глав­ный редук­тор. Эти много­чис­лен­ные меха­низмы были очень слож­ные, поэтому тре­бо­ва­лось много спе­ци­а­ли­стов. И большие слож­но­сти были с теп­ло­обмен­ни­ками.

Вода-то из реак­тора — она актив­ная, высо­ко­ак­тив­ная, она должна пере­дать тепло на вто­рой кон­тур, где загряз­нен­ной воды быть не должно. Теп­ло­обмен­ники — тоже очень слож­ное устройство. И с ними были про­блемы: они могли давать течь.

Когда я при­е­хал, к нам уже стали при­бы­вать спе­ци­а­ли­сты из многих мос­ков­ских и уральских инсти­ту­тов. Как раз станцию только-только пустили, еще и другие объекты вво­ди­лись в строй, и туда тоже тре­бо­ва­лись спе­ци­а­ли­сты.

Жили мы в основ­ном в общежи­тиях, или даже не в общежи­тиях, а в квар­ти­рах на несколько семей. Пре­жде чем я полу­чил соб­ствен­ное жилье в Обнин­ске, я успел пожить в пяти таких совмест­ных домах.

В то время суще­ство­вала общ­ность людей — совсем не то, что мы имеем сей­час. Мы были вме­сте и на работе, и в быту, и на вся­ких спор­тив­ных меропри­я­тиях. Кол­лек­тивно выезжали в театры, на выставки.

Все жили вме­сте. На одной и той же площадке про­жи­вали док­тор наук и инже­нер, элек­трик и медик. Совместно участ­во­вали в одних и тех же меропри­я­тиях, вме­сте ходили на каток, бегали на лыжах, сообща ездили отды­хать.

Пона­чалу был очень раз­вит туризм. Многие уче­ные занима­лись альпи­низмом. А туризмом увле­ка­лись прак­ти­че­ски все. Отсюда — наш энту­зи­азм, свойствен­ный 50-м — 70-м годам, тес­ные друже­ские отноше­ния с кол­легами, атмо­сфера дове­рия и това­рище­ства.

В это же время появи­лась группа спе­ци­а­ли­стов, кото­рые обу­ча­лись и осва­и­вали работу на одной из уста­но­вок. Нам, работ­ни­кам зда­ния, стало известно, что это гото­вят спе­ци­а­ли­стов для ее экс­плу­а­тации — офице­ров ВМФ.

А в даль­нейшем, ближе к началу испыта­ний, при­были пер­вые девят­на­дцать моря­ков-под­вод­ни­ков с раз­ных фло­тов, в том числе и с Тихого оке­ана. Ходили они в штат­ском, флот­ский лек­си­кон им строго-настрого запре­тили. Старши­ной или трюм­ным никого не назы­вали: сле­сарь или мастер. Напри­мер, мастер 15-го — это старшина реак­тор­ного отсека. «Гальюн» гово­рить нельзя, только «туа­лет». Ну, и реак­тор, есте­ственно, не назы­вали своим име­нем: аппа­рат или кри­стал­ли­за­тор.

Моряки жили совсем рядом, как в общежи­тии, у них было отдель­ное жилье. Мы с ними быстро пере­зна­коми­лись и гото­ви­лись вме­сте.

Пер­вые инже­неры управ­ле­ния были как раз флот­ские. Науч­ное руко­вод­ство осуществ­ляли науч­ные сотруд­ники и спе­ци­а­ли­сты из ЛИПАНа, Лабо­ра­то­рии изме­ри­тель­ных при­бо­ров (в даль­нейшем Кур­ча­тов­ского инсти­тута).

Хорошо помню, кто гото­вился и рабо­тал в нашей смене.

Началь­ни­ком смены был Смога­лев Петр Васи­лье­вич. В смене гото­ви­лись спе­ци­а­ли­сты из состава Учеб­ного цен­тра ВМФ Могила Алек­сандр Алек­сан­дро­вич, Тимо­феев Рюрик Алек­сан­дро­вич (он у нас стажи­ро­вался на БЧ-5 — это бое­вая часть 5, элек­троме­ха­ни­че­ская).

Сей­час из тех экипажей в живых остался только Нико­лай Георги­е­вич Анто­нов. Я хорошо знал Вяче­слава Ива­нова, Нико­лая Ива­но­вича Сос­нина. У меня даже есть маленький снимок с Сос­ни­ным.

В процессе при­емки выяв­ля­емые недо­статки устра­ня­лись.

Нако­нец в Жен­ский день 8 марта 1956 года был осуществ­лен выход на минималь­ный кон­тро­ли­ру­емый уро­вень мощ­но­сти. Физи­че­ский пуск осуществ­лялся под руко­вод­ством ака­демика Алек­сан­дрова. Уче­ные были удо­вле­тво­рены. Нача­лись дли­тель­ные испыта­ния всего комплекса уста­новки и устра­не­ние выяв­лен­ных недо­стат­ков.

Вскоре офицеры, гото­вящи­еся у нас, отбыли по местам службы, и в декабре 1958 года пер­вая лодка К-3 была пере­дана флоту.

В основ­ном офицеры были управ­лен­цами. У нас они учи­лись, а потом сда­вали экза­мен самому Алек­сан­дрову. А поскольку они рабо­тали на пультах, мы, при­ходя на пульт в смену, осо­бенно ночью, прямо там на пульте учи­лись вме­сте с ними. Поэтому многие из нас тоже быстро выдви­ну­лись в управ­ленцы. И когда моряки стали ухо­дить на свою уже гото­вую лодку, мы стали их заме­нять.

Кроме обу­че­ния на рабо­чем месте, в инсти­туте были орга­ни­зо­ваны двухго­дич­ные курсы для желающих осво­ить необ­хо­димые профиль­ные зна­ния. Там препо­да­вали сотруд­ники инсти­тута, в част­но­сти, Павел Лео­ни­до­вич Кирил­лов, Жанна Ива­новна Иевлева, Свет­лана Ива­новна Чуба­рова.

Мне тоже при­ш­лось про­во­дить заня­тия в группе опыт­ных спе­ци­а­ли­стов, не имеющих высшего обра­зо­ва­ния.

В это же время стали при­бы­вать более подго­тов­лен­ные выпуск­ники из МИФИ и Том­ского поли­тех­ни­че­ского инсти­тута.

Позд­нее также были про­ве­дены испыта­ния ана­логич­ной уста­новки с жид­коме­тал­ли­че­ским теп­ло­но­си­те­лем. Это был про­ект нашего инсти­тута 27ВТ. С реак­то­рами этого типа были постро­ены семь самых быст­ро­ход­ных АПЛ.

У меня не было осо­бого жела­ния куда-то повышаться. Меня удо­вле­тво­ряла смен­ная работа, уча­стие в важ­ном и ответ­ствен­ном деле.

Дело в том, что до этого, на объекте в Том­ске-7 (Северск), после окон­ча­ния инсти­тута я рабо­тал два с поло­ви­ной года на подго­товке к пуску большой теп­ло­вой элек­тро­станции, где в пол­ном объеме испытал «пре­ле­сти» адми­ни­стра­тив­ной работы.

И мне уже как-то не очень хоте­лось. Это — посто­ян­ная забота в голове. А в смене ты при­хо­дишь, все зна­ешь; позна­комился с докумен­тацией, узнал, что тебе надо сде­лать в тече­ние смены (какие изме­ре­ния, какой режим и так далее). Смену сда­ешь, ухо­дишь, и, конечно, ответ­ствен­ность с тебя уже снята. Сло­вом, у меня не было осо­бых амбиций. И сложи­лось все так, как надо.

Я очень благо­да­рен инсти­туту, где у меня была инте­рес­ная работа. Горжусь всем, что мы сде­лали для про­движе­ния атом­ной энергии на суше, на море и в кос­мосе. И очень рад, что живу в таком пре­крас­ном комплексе «Ста­рого города», кото­рый должен сохра­няться как исто­ри­че­ский памят­ник тру­до­вых и науч­ных побед.