Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Сасов Руслан Владимирович

Капи­тан ледо­кола «50 лет Победы».
Сасов Руслан Владимирович

Я родом из Бело­рус­сии, в дет­стве моря даже не видел, но все­гда меч­тал стать моря­ком. В 2002 году при­шел в Мурман­ское мор­ское паро­ход­ство, соби­рался рабо­тать на неф­тя­ных тан­ке­рах. Но неожи­данно тан­кер­ную группу закрыли, «Лукойл» забрал свои тан­керы, а мне пред­ложили место в атом­ном флоте. Про­сто пода­рок судьбы — ​все­гда думал, что это какая-то другая каста, недо­сяга­емая высота. Капи­та­нов атом­ных ледо­ко­лов в мире меньше, чем кос­мо­нав­тов.

Попал дуб­ле­ром чет­вер­того помощ­ника капи­тана на «Ямал», потом рабо­тал на «Рос­сии», на «Таймыре», снова на «Ямале», но уже тре­тьим помощ­ни­ком капи­тана. Дорос до вто­рого помощ­ника и в 2006 году поехал на при­емку «50 лет Победы». Вскоре меня отпра­вили туда старпомом. Я отра­бо­тал больше 10 лет, а в 2019 году перешел на «Ямал», уже капи­та­ном. В том же году меня ждал еще один пере­вод — ​на «50 лет Победы». Без­условно, для команды «Ямала» стало неожи­дан­но­стью, что им капи­та­ном поста­вили чело­века со сто­роны. Обычно капи­тан гото­вит себе замену из чле­нов сво­его экипажа. Чаще всего из старших помощ­ни­ков, так было когда-то и со мной. Идти капи­та­ном на дру­гой ледо­кол было страш­но­вато, ведь для команды ты совершенно новый чело­век. Но после нескольких рей­сов стало понятно, что опа­се­ния не оправ­да­лись. Мы отлично сра­бо­та­лись. Кроме того, спе­ци­фика работы на ледо­коле не поз­во­ляет заниматься выяс­не­нием отноше­ний, как это может слу­читься, допу­стим, на берегу. У нас есть опре­де­лен­ные задачи, есть суда, кото­рым необ­хо­димо обес­пе­чить без­опас­ную про­водку. И есть чет­кий график, кото­рого нужно при­держи­ваться. Если ты начи­на­ешь выяс­нять отноше­ния, под­меши­вать в работу что-то лич­ное, то про­сто выпа­дешь из графика, не выпол­нишь задачу и в конеч­ном счете уйдешь.

Какая про­водка была самой слож­ной? У нас все про­водки напряжен­ные: мы рабо­таем в мор­ском канале в Обской губе. Это довольно слож­ное место — ​огра­ни­чен­ный про­ход, мелко. Сей­час маленьких судов, кото­рые водили по 15 штук за раз, уже нет. Тон­наж уве­ли­чи­ва­ется, водо­измеще­ние судов уже минимум 70 тысяч тонн, и такие мы водим по два, а то и по одному. К при­меру, сразу два тан­кера СПГ типа Yamalmax не под­цепить. Это зимой. Летом чуть проще. Еще один слож­ный уча­сток — ​про­лив Сан­ни­кова. Тоже мелко, 13–14 м. Мы на ледо­коле прой­дем, а круп­но­тон­наж­ное судно — ​не факт. Поэтому у нас про­ложен осо­бый путь выше Ново­си­бир­ских ост­ро­вов, сде­ланы промеры глу­бин. Вся линия Севморпути раз­ви­ва­ется, интен­сив­ность судо­ход­ства уве­ли­чи­ва­ется, и мы пла­ни­руем перейти на работу по отдель­ным участ­кам. Напри­мер, один ледо­кол будет дежу­рить у Обской губы, дру­гой — ​у Ново­си­бир­ских ост­ро­вов и т. д. Это поз­во­лит про­ве­сти больше судов за сезон.

Есть лед, кото­рый ледо­кол не может пре­одо­леть? А на что тогда я — ​су­до­во­ди­тель? Ледо­вые капи­таны деся­ти­ле­ти­ями нара­ба­ты­вают опыт. Конечно, при­роду никто не побе­дит, но есть так­тика ледо­вого пла­ва­ния, кото­рая поз­во­ляет найти выход из любой ситу­ации. Ледо­кол может пройти везде, вопрос только во времени и силах, кото­рые на это тра­тятся. Другое дело, что задача ледо­кола — ​обес­пе­чить без­опас­ную про­водку с эффек­тив­ной коммер­че­ской ско­ро­стью 10–12 узлов. Тео­ре­ти­че­ски при неко­то­рых ледо­вых усло­виях эту задачу выпол­нить невозможно. Ну а прак­ти­че­ски такого у меня еще ни разу не было. Все вве­рен­ные нам суда про­во­дим.

Сна­чала мы учимся на обык­но­вен­ном судо­во­ди­тельском факуль­тете, напри­мер, в ГУМРФ им. Мака­рова, нашем глав­ном мор­ском вузе. В дипломе не ука­зы­ва­ется, ледо­вый ты капи­тан или не ледо­вый. Обыч­ный диплом мор­ского судо­вож­де­ния. Если соби­ра­ешься на ледо­кол, нужно пройти курсы и прак­тику на тре­нажере. Кстати, даже капи­таны судов, кото­рые мы водим, обя­заны знать спе­ци­фику работы в ледо­вых усло­виях: понимать, почему ледо­кол берет или не берет судно на бук­сир, как форми­ру­ется кара­ван и т. д. Всему этому учат в цен­трах в Санкт-Петер­бурге и Мурман­ске. «Атомфлот», как и многие другие предпри­я­тия, заин­те­ре­со­ван в моло­дых спе­ци­а­ли­стах. У нас есть парт­нер­ства с несколькими вузами, на базе ГУМРФ орга­ни­зо­ван Центр мор­ских арк­ти­че­ских компе­тенций. Там про­хо­дят подго­товку и пере­подго­товку наши спе­ци­а­ли­сты. В целом моло­дые люди в «Атомфлот» идут охотно. И кстати, все больше деву­шек — ​уже и штурманы есть, и старпомы.

Пер­вое арк­ти­че­ское живот­ное, кото­рое я уви­дел в походе, был тюлень. Мы рабо­тали тогда в Белом море. В Кан­да­лакш­ском заливе, в месте встречи прес­ной и мор­ской воды, у тюле­ней кормо­вое место — ​они там пло­дятся, выкарм­ли­вают дете­нышей. Сей­час эти места стали мало­су­до­ходны: эко­логи забо­тятся о попу­ляции тюле­ней, не хотят, чтобы их тре­вожили. Даже инспек­торы спе­ци­аль­ные туда ездят и сле­дят за обста­нов­кой. Белых мед­ве­дей я уви­дел уже позже, чуть север­нее. Ну и сей­час, на дет­ском рейсе, несколько мед­ве­дей нам попа­лись по пути.

Возить детей на Север­ный полюс — ​одно удо­вольствие. Они такие непо­сред­ствен­ные, столько вос­торга в гла­зах. Взрос­лые более сдер­жан­ные. А дети только начи­нают жить, для них эта экс­пе­диция — ​самое большое при­клю­че­ние. Мне радостно от того, что ребята такие грамот­ные, умные, актив­ные. Всем инте­ре­суются, обо всем спраши­вают. Иной раз зай­дешь в биб­лио­теку, они там в такие инте­рес­ные настоль­ные игры играют — ​самому при­со­еди­ниться хочется. Я счи­таю, нам повезло сде­лать два дет­ских рейса под­ряд (сразу после «Ледо­кола зна­ний» на полюс отпра­ви­лась экс­пе­диция «Ледо­кол открытий»).

Обычно поход длится месяца четыре. Чтобы отдох­нуть и снять напряже­ние, у нас есть спорт­зал, бас­сейн с мор­ской водой, три сауны, биб­лио­тека. Недавно появи­лись интер­нет и теле­ви­де­ние, но только в зоне действия спут­ни­ков. Север­нее Земли Франца-Иосифа рабо­тает только «Ири­диум» — ​си­стема подвиж­ной спут­ни­ко­вой связи. «Ири­диум» стоит дорого, и далеко не каж­дое судно такой системой обо­ру­до­вано.

Команда занима­ется спор­том, про­во­дит на борту сорев­но­ва­ния: по тен­нису был тур­нир, по волей­болу. Мы зара­нее покупаем призы для побе­ди­те­лей. Я в сво­бод­ное время читаю. Мне нра­вятся книги на мор­скую тему, тех­ни­че­ская лите­ра­тура — ​про новые суда, современ­ные тех­но­логии. Еще люблю читать про путеше­ствия, да и сам часто путеше­ствую на машине. Раньше по Европе много ездил, сей­час в основ­ном по Рос­сии. У меня есть мечта — ​реч­ной круиз по Золо­тому кольцу. Я очень люблю Волгу, Вол­хов, Неву. Вдоль них пре­крас­ные пей­зажи. Еще нра­вится ездить в сто­рону Выборга, Шлис­сель­бурга. Там есть живопис­ный Пет­ров­ский канал вдоль Ладоги, по нему ходят небольшие реч­ные суда. Кострома еще мне нра­вится, Яро­славль, Вла­ди­мир. Вообще в Рос­сии есть что посмот­реть.