Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Самородский Александр Иванович

После окон­ча­ния Вла­ди­мир­ского поли­тех­ни­че­ского инсти­тута с 1975 по 1990 гг. рабо­тал в отделе глав­ного тех­но­лога завода им. Дег­тярева. С 1985 г. - началь­ник кон­струк­тор­ского бюро, в 1990 - 2006 гг. – началь­ник кон­струк­тор­ского бюро про­из­вод­ства газо­вых цен­три­фуг. С 2006 по 2013 гг. - глав­ный кон­струк­тор Ков­ров­ского меха­ни­че­ского завода. Награж­ден Зна­ками отли­чия «Е. П. Слав­ский», «Ака­демик И. В. Кур­ча­тов» IV степени, «Вете­ран атом­ной энерге­тики и промыш­лен­но­сти».
Самородский Александр Иванович

Я родился 9 ноября 1952 года в поселке Малышев Лог Кеме­ров­ской обла­сти. Семья пере­ехала в Ков­ров в 1964 году. Отец всю жизнь про­ра­бо­тал меха­ни­ком: сна­чала в Сибири — глав­ным меха­ни­ком шахты Шушта­лен­ская 1-я, затем — глав­ным меха­ни­ком Ков­ров­ского экс­ка­ва­тор­ного завода. Навер­ное, от отца и пере­да­лась мне любовь к точ­ным нау­кам, маши­нам и меха­низмам. Я учился на отлично и меч­тал о воен­ной карьере, хотел поступить в ака­демию имени Ф. А. Дзержин­ского, но не прошел медицин­скую комис­сию, и в 1970 году меня зачис­лили во Вла­ди­мир­ский поли­тех­ни­че­ский инсти­тут на спе­ци­аль­ность «Авто­ма­тика и телеме­ха­ника». В 1975 году я окон­чил его с отли­чием, диплом писал в НИИ-4 Мини­стер­ства обо­роны по раз­ра­ботке систем охраны особо важ­ных объек­тов.

В 1975 году я при­шел на завод имени В. А. Дег­тярева в отдел глав­ного кон­струк­тора (тогда его возглав­лял Ефим Семе­но­вич Гельбш­тейн) на долж­ность инже­нера-кон­струк­тора. Моим непо­сред­ствен­ным началь­ни­ком стал Давид Лаза­ре­вич Лип­сман, а кон­струк­тор­ское бюро (КБ) занима­лось кон­струк­тор­ским сопро­вож­де­нием изде­лий, пред­на­зна­чен­ных для про­верки ракет, выпус­ка­емых на заво­дах имени В. А.Дег­тярева и Ков­ров­ском меха­ни­че­ском: Стрела-2, Стрела-2М, Игла, Стрела-10, Стрела-1.

Во время работы в КБ мы регу­лярно выезжали на испыта­ния на полигоны в войско­вые части. И хотя в то время это было экзо­ти­кой и небы­ва­лой ред­ко­стью — 26 раз я побы­вал за рубежом. Правда, на экс­кур­сии и достопри­ме­ча­тель­но­сти времени не оста­ва­лось. Это были обыч­ные рабо­чие коман­ди­ровки: вос­ста­нов­ле­ние тех­ники, про­верка боего­тов­но­сти, про­дле­ние сро­ков тех­ни­че­ской при­год­но­сти. Сред­не­ста­ти­сти­че­ский рос­си­я­нин тогда даже поездку в брат­скую Болга­рию воспри­нимал как манну небес­ную, а тут Юго­сла­вия, Ника­ра­гуа, Куба, Индия, Чехо­сло­ва­кия, Герма­ния, Польша, Венгрия. В паспорте от визо­вых отме­ток не было места, их ста­вили прак­ти­че­ски друг на друга.

В 1985 году меня назна­чили на долж­ность началь­ника кон­струк­тор­ского бюро. В 1991 году КБ № 10 было расформи­ро­вано, и мне пред­ложили возгла­вить КБ № 6, занимавше­еся тема­ти­кой газо­вых цен­три­фуг. Чем занима­ется это кон­струк­тор­ское бюро, на заводе знали еди­ницы — атмо­сфера стро­гой сек­рет­но­сти и глу­бо­кой тайны сопро­вож­дала мою работу, а по офици­аль­ной вер­сии КБ занима­лось раз­ра­бот­кой холо­диль­ных уста­но­вок. В декабре 1991 года кон­струк­тор­ское бюро № 6 пере­вели в состав про­из­вод­ства № 12.

Газо­вые цен­три­фуги стали совершенно новым направ­ле­нием в моей работе. После назна­че­ния началь­ни­ком КБ пер­вые два месяца я дос­ко­нально изу­чал тех­ни­че­ские усло­вия и про­чую докумен­тацию сопро­вож­де­ния. Пере­вод КБ № 6 в штат про­из­вод­ства поз­во­лил кон­струк­то­рам рабо­тать непо­сред­ственно в про­из­вод­стве, оку­нуться в гущу про­из­вод­ствен­ных вопро­сов и решать их опе­ра­тивно. Ведь многие про­блемы тре­бо­вали не про­сто быст­рого реше­ния, а момен­таль­ного. А еще через неко­то­рое время меня назна­чили чле­ном мини­стер­ской При­емоч­ной комис­сии, в работе кото­рой при­нимали уча­стие спе­ци­а­ли­сты мини­стер­ства, кон­струк­тор­ских бюро, раз­де­ли­тель­ных предпри­я­тий и заво­дов — изго­то­ви­те­лей ГЦ.

В 2006 году в соот­вет­ствии с реструк­ту­ри­за­цией про­из­вод­ствен­ных акти­вов двух заво­дов имени В. А. Дег­тярева и КМЗ про­из­вод­ство № 12 пере­ба­зи­ро­ва­лось на Ков­ров­ский меха­ни­че­ский завод, кото­рый сегодня стал основ­ным изго­то­ви­те­лем газо­вых цен­три­фуг для раз­де­ле­ния изо­топов урана. Я был назна­чен глав­ным кон­струк­то­ром КМЗ. Мой отдел пол­но­стью обес­пе­чи­вал про­из­вод­ство и службы завода всей необ­хо­димой кон­струк­тор­ской докумен­тацией, осуществ­лял кон­струк­тор­ский над­зор за про­из­вод­ством газо­вых цен­три­фуг, совершен­ство­вал кон­струкции ГЦ, нахо­дящи­еся в про­из­вод­стве.

Я горжусь тем, что при моем непо­сред­ствен­ном уча­стии прошло осво­е­ние серий­ного про­из­вод­ства четырех поко­ле­ний газо­вых цен­три­фуг. Мы с кол­легами тру­ди­лись целе­устрем­ленно, чув­ствуя ответ­ствен­ность за наше общее дело под­дер­жа­ния пре­стижа страны. Сегодня на предпри­я­тии в отделе закупок рабо­тает моя дочь.