Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Ромадова Елена Леонардовна

Выпуск­ница МВТУ им. Баумана, кан­ди­дат тех­ни­че­ских наук. Прошла путь от старшего науч­ного сотруд­ника до дирек­тора отде­ле­ния - глав­ного кон­струк­тора кос­ми­че­ских ядер­ных уста­но­вок НИКИЭТ.
Ромадова Елена Леонардовна

Я роди­лась в период между запус­ком пер­вого спут­ника и пер­вым поле­том чело­века в кос­мос. Это время было окрашено роман­ти­кой кос­ми­че­ских путеше­ствий. Как и большин­ство совет­ских детей, я зачи­ты­ва­лась фан­та­сти­че­скими рома­нами и сле­дила за поле­тами всех наших кос­мо­нав­тов. Но свя­зы­вать свою будущую про­фес­сию с кос­мо­сом не пла­ни­ро­вала. До пятого класса хотела быть теат­раль­ным режис­се­ром. А потом на лет­них кани­ку­лах мы поехали с роди­те­лями на Чер­ное море. И в один дожд­ли­вый день меня, 10-лет­нюю девочку, при­гла­сили к себе в палатку два физика: один — из Кур­ча­тов­ского инсти­тута, вто­рой — с кафедры Э-8 «Плазмен­ные энерге­ти­че­ские уста­новки» МВТУ имени Н. Э. Баумана. Оба — сорат­ники Льва Андре­евича Арци­мо­вича, осно­вопо­лож­ника физики плазмы и управ­ля­емого термо­ядер­ного син­теза. Они мне открыли инте­рес­нейший мир науки и тех­ники, рас­ска­зав о «про­блеме №1» на тот период — созда­нии термо­ядер­ного реак­тора.

Так я заго­ре­лась физи­кой. Театр был забыт. Я закон­чила физико-матема­ти­че­ский класс с меч­той поступить в МВТУ им. Баумана. Поступила не сразу. По семей­ным обсто­я­тельствам я начала учебу в другом инсти­туте, а в МВТУ пере­ве­лась на вто­рой курс. При пере­воде при­нимали только на кафедру Э-7 «Ядер­ные энерге­ти­че­ские уста­новки», при­чем именно в группу по спе­ци­а­ли­за­ции «кос­ми­че­ские ядер­ные уста­новки». Руко­во­ди­те­лем про­ек­тов у меня стал Борис Ива­но­вич Каторгин — выдающийся уче­ный и кон­струк­тор, ныне ака­демик РАН, лау­реат премии «Гло­баль­ная энергия». Он ввел меня в раз­ра­ботку ядер­ных ракет­ных двига­те­лей (ЯРД). Это была очень кра­си­вая идея, воплощен­ная в кон­струкции, кото­рая суще­ство­вала не только в виде чер­тежей, но и прошла комплекс назем­ных испыта­ний в рам­ках совет­ской программы ЯРД. Я все­рьез увлек­лась этой темой. И до насто­ящего времени она явля­ется одной из при­о­ри­тет­ных в моей жизни.

После окон­ча­ния инсти­тута меня рас­пре­де­лили в НИИАР, где в тече­ние 15 лет я наби­ра­лась прак­ти­че­ского опыта кон­стру­и­ро­ва­ния, изго­тов­ле­ния и испыта­ния изде­лий для атом­ной отрасли. Именно в НИИАР прошло мое ста­нов­ле­ние как кон­струк­тора. Занима­лась созда­нием устройств для повыше­ния без­опас­но­сти быст­рых натри­е­вых реак­то­ров. Там же защи­тила кан­ди­дат­скую дис­сер­тацию. Начала сотруд­ни­чать с РКК «Энергия» по раз­ра­ботке и изго­тов­ле­нию лити­е­вого пет­ле­вого канала для испыта­ний сепа­ра­тора термоэмис­си­он­ной ядер­ной энерге­ти­че­ской уста­новки. Еще будучи сотруд­ни­ком НИИАР, я вошла в состав меж­ве­дом­ствен­ной рабо­чей группы по про­ек­ти­ро­ва­нию кос­ми­че­ских ядер­ных энерге­ти­че­ских уста­но­вок (ЯЭУ). В эту рабо­чую группу вхо­дили раз­ра­бот­чики раз­ных типов ЯЭУ: с прямым и с тур­бо­машин­ным пре­об­ра­зо­ва­нием энергии, раз­ра­бот­чики ядер­ного ракет­ного двига­теля (спе­ци­а­ли­сты РКК «Энергия», КБХА, НИКИЭТ, «Крас­ной Звезды», ФЭИ, НПО «Луч», Кур­ча­тов­ского инсти­тута). Так как я исто­ри­че­ски тяго­тела к раз­ра­ботке ядер­ного ракет­ного двига­теля, глав­ным кон­струк­то­ром кото­рого в то время был НИКИЭТ, в 1999-м году я пере­ве­лась из НИИАР в НИКИЭТ и начала рабо­тать под руко­вод­ством глав­ного кон­струк­тора кос­ми­че­ских ЯЭУ Вла­ди­мира Пет­ро­вича Сме­тан­ни­кова и началь­ника отдела Вяче­слава Дмит­ри­е­вича Колга­нова. В НИКИЭТ прошла путь от старшего науч­ного сотруд­ника до дирек­тора отде­ле­ния — глав­ного кон­струк­тора кос­ми­че­ских ЯЭУ.

У меня было много заме­ча­тель­ных учи­те­лей. Неко­то­рых я уже назвала — Каторгин, Сме­тан­ни­ков, Колга­нов. А также Вла­ди­мир Ива­но­вич Соло­нин, кото­рый, когда я учи­лась, был заме­сти­те­лем зав­кафедры Э-7. Возглав­лял ее тогда Нико­лай Анто­но­вич Дол­лежаль. В НИИАР моими учи­те­лями стали глав­ный инже­нер реак­тора БОР-60 Ана­то­лий Семе­но­вич Король­ков, глав­ный инже­нер БН-600 Нико­лай Нико­ла­е­вич Ошка­нов. А началь­ники стен­дов Вик­тор Тихо­но­вич Кома­ров, Алек­сандр Михай­ло­вич Малышев и про­фес­си­о­налы высо­чайшего уровня рабо­чих спе­ци­аль­но­стей научили меня «любить и понимать железо». Без этих качеств невозможно стать насто­ящим кон­струк­то­ром. Я вообще учусь всю жизнь. Каж­дый неор­ди­нар­ный чело­век и про­фес­си­о­нал сво­его дела внес свою лепту в ста­нов­ле­ние меня как кон­струк­тора. Хочется отме­тить Вла­ди­мира Алек­сан­дро­вича Шиш­кина, Ана­то­лия Сазо­но­вича Коро­те­ева, Нико­лая Нико­ла­е­вича Поно­ма­рева-Степ­ного, Юрия Григо­рье­вича Дра­гу­нова, Евге­ния Кон­стан­ти­но­вича Дья­кова, Юрия Ива­но­вича Орлова, Федора Алек­се­е­вича Коз­лова и многих-многих других.

Я внима­тельно слежу за рабо­тами в обла­сти тех­но­логии созда­ния высо­ко­темпе­ра­тур­ных мате­ри­а­лов. При созда­нии кос­ми­че­ских ЯЭУ одним из акту­аль­нейших вопро­сов явля­ется созда­ние изде­лий, рабо­тающих при очень высо­ких темпе­ра­ту­рах. Напри­мер, темпе­ра­тура газа на входе в тур­бину состав­ляет 1500 К. Пока это про­блема. Очень инте­ресны работы в этой обла­сти АО «Компо­зит», возглав­ля­емые глав­ным метал­лургом Вик­то­ром Нико­ла­е­ви­чем Бут­римом. Еще одно инте­рес­ное направ­ле­ние — адди­тив­ные тех­но­логии. Но при­ме­ни­тельно к раз­ра­ба­ты­ва­емым нами изде­лиям мы еще нахо­димся на началь­ном пути. Есте­ственно, я слежу за раз­ра­бот­кой высо­ко­темпе­ра­тур­ных топ­лив­ных компо­зиций, за результа­тами испыта­ний тур­бо­компрес­со­ров — гене­ра­то­ров.

Я науч­ный руко­во­ди­тель нескольких моло­дых инже­не­ров-кон­струк­то­ров. Сей­час в моем под­чи­не­нии нахо­дятся четыре отдела, кото­рые возглав­ляют пер­спек­тив­ные ребята. Учу кон­струк­то­ров пре­жде всего думать. Отно­ситься к кон­струкции, как компо­зи­тор к своей музыке или худож­ник к своей кар­тине. Кон­струкция ста­но­вится «кра­си­вой», когда ее можно изго­то­вить и она будет рабо­то­спо­собна в соот­вет­ствии с теми тре­бо­ва­ни­ями, кото­рые к ней были предъяв­лены. Не люблю фэн­тези ради отчет­но­сти, не терплю тупо­сти и посред­ствен­но­сти.

Для иссле­до­ва­ния пла­нет Сол­неч­ной системы в насто­ящее время рас­смат­ри­ва­ется линейка ракет­ных двига­те­лей. Ядер­ная энерге­тика в этой линейке может быть исполь­зо­вана только для двух типов двига­те­лей. Это ядер­ные ракет­ные двига­тели и элек­тро­ра­кет­ные двига­тели. В ядер­ных ракет­ных двига­те­лях рабо­чее тело (водо­род) нагре­ва­ется в актив­ной зоне реак­тора и выбра­сы­ва­ется через сопло, созда­вая реак­тив­ную тягу. Такие двига­тели инте­ресны пре­жде всего для осуществ­ле­ния полета на Марс. В насто­ящее время рас­смат­ри­ваются твер­дофаз­ные ядер­ные ракет­ные двига­тели, экс­пе­римен­таль­ное иссле­до­ва­ние кото­рых про­во­ди­лось в США и СССР в 1950–1980 годы. Для осуществ­ле­ния лун­ной программы рас­смат­ри­ваются элек­тро­ра­кет­ные двига­тели, источ­ни­ком элек­троэнергии для кото­рых могут служить ядер­ные энерге­ти­че­ские уста­новки. В насто­ящее время под руко­вод­ством «Роса­тома» НИКИЭТ как глав­ный кон­струк­тор занима­ется раз­ра­бот­кой ЯЭУ двух типов ─ с прямым и тур­бо­машин­ным спо­со­бами пре­об­ра­зо­ва­ния энергии. На базе таких уста­но­вок также могут быть созданы напла­нет­ные станции для энерго­обес­пе­че­ния лун­ной базы. Науч­ным руко­во­ди­те­лем про­ек­тов тра­дици­онно явля­ется НИЦ «Кур­ча­тов­ский инсти­тут».

Времени ката­строфи­че­ски не хва­тает. Каж­дое утро я начи­наю с раз­ра­ботки плана работ на день. Для рас­ста­новки при­о­ри­те­тов исполь­зую мат­рицу Эйзен­хауэра с раз­де­ле­нием задач на сроч­ные и важ­ные, не сроч­ные и важ­ные, сроч­ные и не важ­ные, не сроч­ные и не важ­ные. Далее участ­вую в опе­ра­тив­ках с руко­вод­ством, про­вожу опе­ра­тивки с под­чи­нен­ными. Ста­раюсь рабо­тать, при­держи­ва­ясь состав­лен­ного плана с уче­том кор­рек­тив, кото­рые вно­сит рабо­чий процесс. Вече­ром рабо­таю с поч­той. Чтобы все успе­вать, ста­раюсь заниматься спор­том. Спорт для меня как заряд­ное устройство. Люблю гор­ные лыжи, яхтинг. По возмож­но­сти пытаюсь не забы­вать тен­нис и фит­нес. Иногда рисую, немного играю на гитаре и фор­тепи­ано. По-преж­нему люблю театр.

Кон­струк­тор должен не только уметь чер­тить, но и глу­боко раз­би­раться в физике, теп­лофи­зике, динамике, вопро­сах мате­ри­а­ло­ве­де­ния и проч­но­сти, алго­ритмах управ­ле­ния работы созда­ва­емой им уста­новки. Кон­струк­тор — это сози­да­тель. Он должен сопро­вож­дать созда­ва­емое им изде­лие на всех этапах жиз­нен­ного цикла: про­ек­ти­ро­ва­ние, изго­тов­ле­ние, испыта­ния, функци­о­ни­ро­ва­ние в задан­ных усло­виях. Нет большего сча­стья для кон­струк­тора, чем уви­деть свою раз­ра­ботку в рабо­тающем «железе». Учи­тесь: читайте, общай­тесь с кол­легами и пред­ста­ви­те­лями смеж­ных про­фес­сий, участ­вуйте в семи­на­рах и конфе­ренциях. Повышайте свою ква­лифи­кацию и защищайте дис­сер­тации. Не замы­кай­тесь на работе. Любите жизнь во всех ее про­яв­ле­ниях. Увле­че­ния, хобби сде­лают вашу жизнь богаче и пре­крас­нее.

При­веду цитату из выступ­ле­ния Нико­лая Дол­лежаля на 20-летии кафедры Э-7: «В наше время одной из наи­бо­лее твор­че­ских про­фес­сий явля­ется инже­нерно-кон­струк­тор­ская. Роль кон­струк­тора не только в том, что он создает новые машины, при­боры. Кон­струк­тор пер­вый натал­ки­ва­ется на про­белы в науке, он пер­вый обна­ружи­вает необ­хо­димость поста­новки науч­ного иссле­до­ва­ния или экс­пе­римента. Именно кон­струк­тор может сформу­ли­ро­вать цель иссле­до­ва­ния, эко­номи­че­ски обос­но­вать его необ­хо­димость. Это обя­зы­вает кон­струк­тора, инже­нера посто­янно совершен­ство­вать свои зна­ния, расши­рять свой науч­ный круго­зор. Сегодня это крайне необ­хо­димо». Коммен­та­рии здесь излишни. Так рабо­тали, рабо­таем и будем рабо­тать.