Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Радченко Александр Александрович

В 1956 г. окон­чил Мос­ков­ское высшее тех­ни­че­ское учи­лище им. Н.Э.Баумана. С 1956 г. по насто­ящее время рабо­тает во ВНИИА, прошел путь от инже­нера до пер­вого заме­сти­теля глав­ного кон­струк­тора, с 2007 г. - совет­ник глав­ного кон­струк­тора. Награж­ден орде­ном Октябрьской Рево­люции (1976 г.), меда­лями «За тру­до­вую доб­лесть», «За доб­лест­ный труд. В ознаме­но­ва­ние 100-летия со дня рож­де­ния В.И.Ленина», «Вете­ран труда», «300 лет Рос­сийскому флоту», зва­ние «Заслужен­ный кон­струк­тор РФ» Лау­реат Госу­дар­ствен­ной премии СССР 1979 г. за созда­ние и осво­е­ние в серий­ном про­из­вод­стве ЯБП для ВМФ.
Радченко Александр Александрович

В 1956 году я окон­чил воен­ный факуль­тет МВТУ по спе­ци­аль­но­сти «Боепри­пасы, трубки, взры­ва­тели». На рас­пре­де­ле­нии в Мини­стер­стве мне сна­чала пред­ложили поехать в Саров, но поскольку я корен­ной моск­вич, то меня напра­вили во ВНИИА. После собе­се­до­ва­ния меня взял к себе Евге­ний Алек­се­е­вич Сафро­нов, и уже в марте 1956 года я вышел к нему на работу. Как раз в это время был вывешен при­каз о созда­нии кон­струк­тор­ского отдела КО-7 во главе с Е.А.Сафро­но­вым. Кад­ро­вый состав отдела, да и всего инсти­тута, был тогда доста­точно моло­дой: Духову было 50 лет, началь­ни­кам отде­лов и ведущим инже­не­рам — 30 — 40 лет, а большая часть инже­не­ров состо­яла из моло­дежи, окон­чившей инсти­туты в 1955–56 годах.

У моло­дых спе­ци­а­ли­стов пер­вые два — три года идет «обкатка», ты зна­комишься с това­рищами, с раз­лич­ными служ­бами, с про­из­вод­ством, при­вы­ка­ешь к нормо­кон­тролю, тех­но­логам. В нормо­кон­троле у нас тогда были очень силь­ные сотруд­ники и грамот­ные тех­но­логи. Сде­ла­ешь чер­теж, а тебе по нему кон­тро­лер дает десятки раз­лич­ных заме­ча­ний. Нужно ска­зать, что спе­ци­аль­ных отрас­ле­вых норма­тив­ных докумен­тов тогда еще не было, поэтому все при­хо­ди­лось «изоб­ре­тать» самим. Каж­дый чер­теж, каж­дую кон­струкцию делали, что назы­ва­ется, «с листа». Пережи­вали, пере­де­лы­вали, обсуж­дали — обсуж­де­ние было все­гда. По каж­дому изде­лию были опыт­ные ведущие кон­струк­торы — Ю.К.Голо­вин, Е.А.Поспе­лов, С.Г.Пере­ру­шев и другие. Пере­ру­шев, напри­мер, до при­хода во ВНИИА, был заме­сти­те­лем по науке у глав­ного кон­струк­тора артил­ле­рийских систем В.Г.Гра­бина в Под­лип­ках. Одно время он был сек­ре­та­рем райкома в Под­лип­ках, поэтому хорошо знал Коро­лева и других извест­ных кон­струк­то­ров.

Тогда было много работы, в част­но­сти, раз­ра­ба­ты­ва­лась система авто­ма­тики для ракеты Р-7. Общую компо­новку делал Пес­ка­рев, а я выпус­кал чер­тежи на отдель­ные детали. Потом делал компо­новку блока низ­ко­вольт­ной авто­ма­тики. Тогда еще не было опыта созда­ния аппа­ра­туры, устой­чи­вой к удар­ным и виб­раци­он­ным нагруз­кам. Мы знали, что перегрузки на раке­тах зна­чи­тельно больше, чем в авиаци­он­ной тех­нике, однако точ­ных дан­ных у нас не было. В то время у нас рабо­тали спе­ци­а­ли­сты, кото­рые раньше рабо­тали в МАПе и кон­стру­и­ро­вали авиаци­он­ную тех­нику. У них была тен­денция делать детали полегче, исполь­зуя клепа­ные и свар­ные кон­струкции. Я сде­лал такую клепа­ную рас­пре­де­ли­тель­ную коробку, состо­ящую из двух поло­вин, выпу­стил чер­тежи, по кото­рым в цехе сде­лали обра­зец. Вдруг меня вызы­вают в цех и гово­рят, что коробка не соби­ра­ется, так как отвер­стия для уста­новки заклепок, выпол­нен­ные на каж­дой поло­вине, не совпа­дают между собой. Ока­за­лось, что я задал в чер­теже рас­сто­я­ние до отвер­стий в одной поло­винке от одного края, а в дру­гой поло­винке — от другого края. Началь­ник цеха Н.Г.Шоро­хов понял искрен­нее огор­че­ние моло­дого спе­ци­а­ли­ста, при­нял меры и испра­вил мою ошибку. Для меня же это было серьез­ным жиз­нен­ным уро­ком: ошибки кон­струк­тора исправ­ляются не только им самим, но и рабо­чими и другими сотруд­ни­ками предпри­я­тия. Однако эта кон­струкция не пошла, так как испыта­ния ее на виб­ро­стенде дали отрица­тель­ные результаты. Пыта­лись делать свар­ную коробку, но она тоже не пошла. В конеч­ном итоге было выбрано литье, как более тех­но­логич­ное, при­год­ное и для нашего про­из­вод­ства, и для серии.

У нас на предпри­я­тии были опыт­ные литейщики. Началь­ник литей­ного цеха П.Ф.Смо­лен­ский подробно объяс­нял нам, моло­дым, как кон­стру­и­ро­вать детали для литья, какой толщины делать стенки, чтобы отливка зали­ва­лась рав­но­мерно, и не было рако­вин и рых­лот. Много внима­ния нам уде­лял Сергей Васи­лье­вич Сара­тов­ский, очень грамот­ный тех­но­лог, обще­ние с ним для нас было очень полезно. Ну и наши непо­сред­ствен­ные началь­ники тоже с нами рабо­тали и учили. Так мы учи­лись на своих ошиб­ках, наби­ра­лись опыта, учи­лись выби­рать наи­бо­лее оптималь­ные тех­ни­че­ские реше­ния.

Уже при­мерно через два года мне стали пору­чать само­сто­я­тельно вза­и­мо­действо­вать с раз­ра­бот­чи­ками носи­те­лей. В 1960 году вышло поста­нов­ле­ние на созда­ние 3-х комплек­сов про­ти­во­ло­доч­ной обо­роны. Комплекс и ракету «Вихрь» было пору­чено раз­ра­ба­ты­вать в НИИ-1, где дирек­то­ром тогда был Бод­ров Сергей Яко­вле­вич. Там было два направ­ле­ния: одно возглав­лял А.Д.Нади­радзе, а вто­рое — Н.П.Мазу­ров. Раз­ра­ботку комплекса «Вихрь» пору­чили Н.П.Мазу­рову. Эти ракеты пред­на­зна­ча­лись для пуска с над­вод­ного корабля. Стар­то­вый двига­тель бро­сал ракету на 20-25 километ­ров, она при­вод­ня­лась и ухо­дила на опре­де­лен­ную глу­бину. На этой глу­бине про­ис­хо­дил под­рыв. Нужно ска­зать, что ни мы, ни ракет­чики тогда тол­ком не знали, какие перегрузки действуют на ракету в процессе ее пуска и при­вод­не­ния. Для того чтобы изу­чить все фак­торы, воз­действующие на ракету и боепри­пас, в 1961 году в Фео­до­сию была коман­ди­ро­вана большая группа спе­ци­а­ли­стов, чело­век 20 (кон­струк­торы, раз­ра­бот­чики при­бо­ров, аккуму­ля­торщики и другие.). Был про­из­ве­ден пуск ракеты с при­вод­не­нием, после чего на мел­ко­во­дье доста­вали мате­ри­аль­ную часть и изу­чали, что там про­изошло. После этой поездки в под­раз­де­ле­нии №27 была создана спе­ци­аль­ная кон­струк­тор­ская бригада. Меня назна­чили испол­няющим обя­зан­но­сти началь­ника этой бригады. В 1961-62 годах мы про­должали изу­чать воз­действие на бое­вую часть перегру­зок при при­вод­не­нии ракеты. На пер­вом этапе про­из­во­ди­лись пуски по мел­ко­во­дью. Однако большая часть информации для нас фак­ти­че­ски про­па­дала, так как Военно-Мор­ской Флот не имел средств, чтобы под­нять со дна сброшен­ный боепри­пас. Тем не менее, эта работа не про­пала даром: мы научи­лись вза­и­мо­действо­вать и с ракет­чи­ками, и с полиго­ном, обме­ни­ва­лись с ними зна­ни­ями, вме­сте кон­стру­и­ро­вали.

Для даль­нейших испыта­ний был раз­ра­бо­тан всплы­вающий вари­ант ракеты, кото­рая сбра­сы­ва­лась с само­лета ТУ-16, при­вод­ня­лась со ско­ро­стью, соот­вет­ствующей бое­вому пуску, и всплы­вала. Сама ракета и все узлы изде­лия, вклю­чая заряд, под­верга­лись тща­тель­ной дефек­тации. Раз­ра­ботка про­хо­дила очень интен­сивно. В 1963-64 годах на пред­ва­ри­тель­ном этапе испыта­ний было про­ве­дено 16 пус­ков ракет с назем­ной пус­ко­вой уста­новки и 19 сбро­сов с само­лета ТУ-16. Отра­бот­кой заряда руко­во­дил началь­ник кон­струк­тор­ской бригады ВНИ­ИЭФ В.А.Белу­гин. Позд­нее он активно про­двигался по служеб­ной лест­нице и с 1987 до 1996 года был дирек­то­ром ВНИ­ИЭФ.

В процессе этих испыта­ний воз­никла необ­хо­димость уменьшить удар­ные перегрузки, пере­да­ва­емые на при­боры. Удар­ную перегрузку, пере­да­ва­емую на при­боры, уда­лось уменьшить в несколько раз с помощью спе­ци­аль­ных креше­ров, кон­струкция кото­рых была раз­ра­бо­тана моей брига­дой и обос­но­вана брига­дой Бари­нова. Вме­сте с тем, крешеры давали довольно объек­тив­ную информацию о действующих перегруз­ках. Эта информация поз­во­ляла нам про­во­дить массу экви­ва­лент­ных испыта­ний у себя в инсти­туте. Дан­ная идея была оформ­лена нами в виде изоб­ре­те­ния, за кото­рое мы полу­чили автор­ское сви­де­тельство, оно было исполь­зо­вано также в раз­ра­бот­ках ВНИ­ИТФ. Сло­вом, работа была очень напряжен­ная, но и очень инте­рес­ная, из отпуска все­гда воз­враща­лись с жела­нием рабо­тать. В конце 1964 года успешно прошли госу­дар­ствен­ные испыта­ния, и в даль­нейшем за раз­ра­ботку изде­лия была при­суж­дена Госу­дар­ствен­ная премия.

В 1964 году, вскоре после смерти Н.Л.Духова, мы вме­сте с В.В.Сиялко были пред­ста­ви­те­лями от ВНИИА на совеща­нии глав­ных кон­струк­то­ров. В этом совеща­нии участ­во­вали Л.В.Люльев, Р.В.Иса­ков и другие корифеи — раз­ра­бот­чики про­ти­во­ло­доч­ного оружия.

Началь­ни­ком бригады я рабо­тал 15 лет — с 1961 по 1976 год, за этот период моя бригада уве­ли­чи­лась с трех до пят­на­дцати чело­век. В 1966 году к нам при­со­еди­нили бригаду Тима­кова Ивана Алек­се­е­вича, занимавшуюся торпе­дами. Таким обра­зом, 1961 по 1976 год я занимался раз­ра­бот­кой изде­лий для всего про­ти­во­ло­доч­ного оружия. За это время нами было раз­ра­бо­тано и сдано в серию свыше 15 изде­лий.

В 1977 году я стал ведущим по комплекс­ным изде­лиям и рабо­тал на этой долж­но­сти до 1980 года. В 1980 году меня назна­чили началь­ни­ком КО-7 вме­сто ушед­шего на пен­сию Е.А.Сафро­нова. В 1987 году Ю.Н.Барма­ков, став дирек­то­ром инсти­тута, назна­чил меня заме­сти­те­лем глав­ного кон­струк­тора, а в 2002 году — пер­вым заме­сти­те­лем глав­ного кон­струк­тора. На этой долж­но­сти я про­ра­бо­тал до 2007 года, после чего стал совет­ни­ком глав­ного кон­струк­тора и до насто­ящего времени по мере сил, зна­ний и опыта участ­вую в раз­ра­ботке новых спе­ц­и­з­де­лий.