Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Порубаев Андрей Евгеньевич

Начи­нал работу элек­тро­сле­са­рем Бала­ков­ской АЭС, затем прошел путь от мастера участка до началь­ника цеха цен­тра­ли­зо­ван­ного ремонта Ростов­ской АЭС. В 2022 году стал побе­ди­те­лем пер­вого в исто­рии концерна «Росэнерго­атом» кон­курса «Лучший началь­ник цеха атом­ной станции».
Порубаев Андрей Евгеньевич

Моя родина — Волж­ская Венеция, так назы­вают Бала­ково — круп­нейший промыш­ленно-энерге­ти­че­ский центр Поволжья, город энерге­ти­ков, хими­ков, стро­и­те­лей, метал­лургов. Родился я в семье медика и инже­нера по охране труда, но с дет­ства гре­зил о небе. С чет­вер­того класса бук­вально жил в авиа­мо­дель­ном кружке, а после деся­того класса отпра­вился поступать в Крас­но­кут­ское лет­ное учи­лище граж­дан­ской авиации. Экза­мены сдал, а вот мед­комис­сию не прошел, зре­ние под­вело. Поступил в Риж­ский крас­но­знамен­ный инсти­тут инже­не­ров граж­дан­ской авиации, один из круп­нейших в СССР.

Инсти­тут гото­вил в том числе и борт­инже­не­ров, а в род­ном Бала­кове был аэропорт, где такие спе­ци­а­ли­сты были на вес золота. Но и этим пла­нам не суж­дено было сбыться. Некогда большая страна вхо­дила в кру­тое пере­стро­еч­ное пике, к моменту выпуска из инсти­тута бала­ков­ский аэропорт нахо­дился в кри­зис­ном состо­я­нии, а затем и вовсе закрылся. Домой все равно вер­нулся — там жила мама. Из Риги при­вез на родину будущую жену и начал искать работу.

Слу­чай при­вел на Бала­ков­скую АЭС, где появи­лась вакан­сия дежур­ного элек­тро­сле­саря. Тру­до­устра­и­ваться при­е­хал на своей пере­крашен­ной вруч­ную белой «Яве» и с рюк­за­ком за пле­чами. Заме­сти­тель началь­ника по экс­плу­а­тации скеп­ти­че­ски на меня посмот­рел и спро­сил: «Вы пре­тен­ду­ете на долж­ность элек­тро­сле­саря или на нечто большее, учи­ты­вая ваш маги­стер­ский диплом?». Я честно отве­тил, что об атом­ной энерге­тике знаю лишь из школь­ного курса физики, а саму АЭС видел раньше только изда­лека. На инже­нера не пре­тен­дую, но учиться готов. Позже понял, что это был вопрос с под­во­хом. Инже­не­ром меня и не взяли бы, а чест­ность понра­ви­лась и открыла новую дорогу в жизни.

Мой пер­вый началь­ник Ана­то­лий Ива­но­вич Ершов был чело­век серьез­ный, строгий и тре­бо­ва­тель­ный. Гово­рил мне: мол, только сле­сари, кото­рые здесь десять и более лет рабо­тают, могут в пере­рыве жур­налы и газеты читать, а твое чте­ние одно — схемы, инструкции и руко­вод­ства по экс­плу­а­тации. Я, соб­ственно, был не про­тив, хва­тался за любые новые зна­ния. За четыре с поло­ви­ной года окон­ча­тельно осво­ился на Бала­ков­ской АЭС, но тут появи­лась новость о реше­нии достро­ить и пустить Ростов­скую АЭС, и я заго­релся стать участ­ни­ком этого исто­ри­че­ского события.

Дого­во­рившись с руко­вод­ством о пере­воде с Бала­ков­ской атом­ной станции на Ростов­скую АЭС, в сере­дине сен­тября 1999 года я при­е­хал в Волго­донск. В общежи­тии места не ока­за­лось, оста­но­вился у зна­комых. Будиль­ник завел на семь утра, но проснуться при­ш­лось раньше. 16 сен­тября в 05:57 тер­ро­ри­сты взо­рвали сосед­ний дом. Почти две тонны взрыв­чатки в тро­ти­ло­вом экви­ва­ленте раз­ру­шили две секции многоэтажки, повре­дили еще 36 домов. Погибли 19 чело­век. Постра­давшими потом при­знают более 15 тысяч чело­век, из кото­рых более 1 тысячи чело­век — дети. Но тогда я об этом не знал. Взрыв­ной вол­ной в доме, где я оста­но­вился, выбило двери и окна, зда­ние шата­лось, была угроза обру­ше­ния. В сосед­ней квар­тире жила женщина с девоч­кой-под­рост­ком. Не успев даже одеться, я боси­ком кинулся к ним. Вывел, стал помогать другим. На улице тво­ри­лось несу­свет­ное: паника, крики, рас­те­рян­ные и пла­чущие люди. Когда всех эва­ку­и­ро­вали, под­нялся в свою квар­тиру. Рубашку нашел не сразу. Взрыв­ной вол­ной ее бук­вально затя­нуло в щель между створ­ками раз­би­того окна. Она каким-то чудом зацепи­лась и удержа­лась. Акку­ратно под­цепил, вытащил, надел и побежал тру­до­устра­и­ваться. В авто­бусе ехал один, не счи­тая води­теля. Началь­ницу отдела кад­ров АЭС встре­тил на тер­ри­то­рии, она куда-то шла и пла­кала. «Я к вам», — ска­зал неуве­ренно. «Моло­дой чело­век, как вы здесь ока­за­лись? Вы что, не зна­ете, что про­изошло?» — «Я на авто­бусе при­е­хал. Мне ска­зали — сегодня обя­за­тельно быть». Она при­смот­ре­лась к моему потрепан­ному виду и вздох­нула: «При­хо­дите зав­тра».

На Ростов­скую АЭС съезжа­лись сотни атомщи­ков из раз­ных угол­ков бывшего Союза. Если Бала­ков­ская станция рабо­тала как часы, то на Ростов­ской все только начи­на­лось, шел мон­таж обо­ру­до­ва­ния и его наладка. Это был неве­ро­ят­ный опыт, кото­рый давал возмож­ность изу­чить слож­нейшие меха­низмы и агрегаты в разо­бран­ном виде. Каж­дый из нас осва­и­вал смеж­ные про­фес­сии, мы соби­рали атом­ную станцию, словно гро­мад­ный пазл. Все чув­ство­вали сума­сшед­шую ответ­ствен­ность, не жалели ни сил, ни времени. Шли к цели — пустить пер­вый блок. Мы стро­или атом­ную станцию, а она в какой-то степени стро­ила нас.

За 16 лет работы на Ростов­ской АЭС я прошел путь от мастера участка до началь­ника цеха цен­тра­ли­зо­ван­ного ремонта, кото­рым руко­вожу послед­ние восемь лет. Три­жды за это время ЦЦР ста­но­вился лучшим цехом станции. Свой кол­лек­тив я назы­ваю семьей, а под­чи­нен­ных знаю по име­нам. Семья у нас большая — 560 чело­век. Моло­дые парни — это мои дети, я к ним именно так отношусь. А те, кто постарше, — род­ствен­ники, род­ные люди. Наш кол­лек­тив — это мое богат­ство. Работ­ники радуют руко­во­ди­теля посто­ян­ными побе­дами на чемпи­о­на­тах про­фес­си­о­наль­ного мастер­ства REASkills, AtomSkills, WorldSkills Hi-Tech — и как участ­ники, и как настав­ники. Сотруд­ники ЦЦР ста­но­ви­лись и побе­ди­те­лями кон­курса «Чело­век года «Роса­тома». В 2022 году и я как их началь­ник вышел на пер­вое место в диви­зи­о­наль­ном кон­курсе «Лучший началь­ник цеха атом­ной станции». Участ­во­вать решил, чтобы не отста­вать от под­чи­нен­ных. Я же своим ребя­там посто­янно говорю: «Давайте, впе­ред за побе­дой!». А сам, полу­ча­ется, в сто­роне стою. Руко­во­ди­тель должен пода­вать при­мер, быть авто­ри­те­том, поэтому про­иг­рать я себе поз­во­лить не мог. Вообще этот кон­курс — хорошее дело, инте­рес­ное и ответ­ствен­ное. На Ростов­ской АЭС немало достой­ных руко­во­ди­те­лей, поэтому я уве­рен, что кол­леги мой успех за нашей станцией смогут и закрепить, и при­умножить.

Сво­бод­ное время ста­раюсь про­во­дить с семьей. Жена Мария тоже рабо­тает на Ростов­ской АЭС. Старший сын окон­чил МГТУ им. Баумана, рабо­тает в кон­туре «Роса­тома», млад­ший сын еще школь­ник. Неча­сто, но нахо­дится время и на хобби — сесть за руль мотоцикла и, как гово­рят мотоцик­ли­сты, «слиться с вет­ром». Мотоцикл, с одной сто­роны, дарит непе­ре­да­ва­емое чув­ство сво­боды, срав­нимое с поле­том, с дру­гой — накла­ды­вает колос­саль­ные обя­за­тельства. Вожде­ние мотоцикла — это ответ­ствен­ность, помножен­ная на уме­ние про­счи­ты­вать свои действия и действия других води­те­лей. Воспи­тать в себе культуру без­опас­ного пове­де­ния на дороге нужно задолго до того момента, как впер­вые сел за руль. Вообще, любые пра­вила без­опас­но­сти напи­саны кро­вью, и соблю­дать их нужно и на работе, и вне ее.

Для меня глав­ное каче­ство спе­ци­а­ли­ста — ответ­ствен­ность. Ответ­ствен­ный чело­век всему научится и всего добьется. Для карьер­ного роста нужно посто­янно учиться, неза­ви­симо от ста­туса: моло­дой ты спе­ци­а­лист или началь­ник. Я никогда не стес­няюсь спраши­вать у кол­лег, если в чем-то сомне­ваюсь. Не стыдно чего-то не знать, хуже не хотеть в этом разо­браться. Сек­рет успеш­ного руко­во­ди­теля — уметь слышать и слушать, дове­рять и верить в людей. Быть ответ­ствен­ным за себя и за других. Любить то, что ты дела­ешь, и тех, с кем ты рядом рабо­та­ешь.