Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Попов Владимир Сергеевич

Инже­нер-тех­но­лог элек­тронно-луче­вой сварки. Окон­чил Мос­ков­ский авиаци­он­ный тех­но­логи­че­ский инсти­тут по спе­ци­аль­но­сти "Метал­лургия и тех­но­логия сва­роч­ного про­из­вод­ства". Рабо­тает во ВНИ­ИНМ с 1969 года. Имеет патенты, ноу-хау и автор­ские сви­де­тельства в обла­сти сварки и сва­роч­ных тех­но­логий.
Попов Владимир Сергеевич

Я закон­чил Мос­ков­ский тех­но­логи­че­ский инсти­тут по спе­ци­аль­но­сти "Метал­лургия и сва­роч­ное про­из­вод­ство". С тре­тьего курса рабо­тал на кафедре, соби­рался там и остаться, но судьба рас­по­ря­ди­лась иначе. При­шла раз­на­рядка по рас­пре­де­ле­нию на закрытое предпри­я­тие, и меня забрали, ска­зав: «Вый­дешь на работу — и там все поймешь». Так в 1969 году я попал во ВНИ­ИНМ.

Я сварщик, инже­нер-тех­но­лог, занимаюсь раз­ра­бот­кой тех­но­логий элек­тронно-луче­вой сварки, кото­рые затем внед­ряются на про­из­вод­стве при выпуске изде­лий из раз­лич­ных метал­лов и спла­вов. В слу­чае воз­ник­но­ве­ния каких-либо про­блем при сварке изде­лия на заводе спе­ци­а­ли­сты нашего отдела вме­сте с завод­ча­нами ищут их при­чину, чтобы испра­вить ситу­ацию.

Как известно, уран и ряд других метал­лов при нагре­ва­нии начи­нают активно вза­и­мо­действо­вать с воз­ду­хом и при высо­ких темпе­ра­ту­рах могут даже вспых­нуть. По этой при­чине сварка таких изде­лий осуществ­ля­ется исклю­чи­тельно в ваку­уме. Изде­лие размеща­ется внутри камеры сва­роч­ной уста­новки, сталь­ная дверь камеры плотно закры­ва­ется, после чего отка­чи­ва­ется воз­дух и созда­ется вакуум. Внутри и сна­ружи сва­роч­ной камеры уста­нов­лены спе­ци­аль­ные системы видео­на­блю­де­ния, поз­во­ляющие сле­дить за процес­сом сварки со всех сто­рон как в реаль­ном времени, так и запи­сы­вать видео на компью­тер. Внед­ре­ние таких систем дало возмож­ность обес­пе­чить новый уро­вень без­опас­но­сти пер­со­нала.

Сва­роч­ные работы сопряжены с высо­кой ответ­ствен­но­стью. Кон­струкция сва­роч­ной пушки преду­смат­ри­вает нали­чие элек­трон­ного затвора, кото­рый в слу­чае непред­ви­ден­ных обсто­я­тельств сможет отсечь луч от изде­лия и оста­но­вить сварку, чтобы не испор­тить ответ­ствен­ное изде­лие. Уста­новка для элек­тронно-луче­вой сварки вклю­чает в себя множе­ство слож­ного тех­но­логи­че­ского обо­ру­до­ва­ния. Ваку­ум­ная тех­ника, диффу­зи­он­ные насосы, элек­тро­ника, изме­ри­тель­ные при­боры, система цир­ку­ляции воды для охла­жде­ния, а также вытяжка и другое обо­ру­до­ва­ние тре­буют свое­времен­ного и тща­тель­ного обслужи­ва­ния. Работа про­хо­дит в усло­виях высо­кого напряже­ния, больших токов и высо­ких темпе­ра­тур. Ранее для обес­пе­че­ния ста­биль­ной работы машины помимо сварщика — инже­нера-тех­но­лога необ­хо­димо было иметь в штате еще 5 чело­век, кото­рые отве­чали за элек­тро­нику, ремонт и обслужи­ва­ние обо­ру­до­ва­ния, тех­но­логию сварки и т.д. Выгля­дело это так — один варит, а пятеро одно­временно вокруг «суе­тятся». Сей­час же многие процессы упрощены и авто­ма­ти­зи­ро­ваны, внед­рены современ­ные тех­но­логии, налажена работа по обслужи­ва­нию и ремонту обо­ру­до­ва­ния, а люди стали уни­вер­са­лами.

Экс­плу­а­тация слож­ного обо­ру­до­ва­ния тре­бует неукос­ни­тель­ного соблю­де­ния пра­вил тех­ники без­опас­но­сти. Без­опас­ность пер­со­нала и про­во­димых работ для нас все­гда в при­о­ри­тете. Как и в работе с дру­гой слож­ной тех­ни­кой, у нас суще­ствуют свои риски. Напри­мер, до внед­ре­ния систем видео­на­блю­де­ния опе­ра­тор смот­рел на процесс сварки через защит­ное смот­ро­вое стекло, рас­по­ложен­ное в ваку­ум­ной камере. Несмотря на то, что это стекло выпол­нено из свинца, оно, как и любое другое стекло, может лоп­нуть. И тогда воз­дух вме­сте с кус­ками стекла сперва вры­ва­ется в камеру, а затем осколки выбра­сы­вает наружу. Поэтому мы в свое время преду­смот­рели и стали уста­нав­ли­вать для под­стра­ховки одно за другим сразу три смот­ро­вых стекла — это нам гаран­ти­ро­вало допол­ни­тель­ную защиту и без­опас­ность.

Металлы при сварке в ваку­уме ведут себя абсо­лютно по-раз­ному. Напри­мер, цир­ко­ний при высо­ко­темпе­ра­тур­ном нагреве может начать синеть или жел­теть, покры­ва­ясь окис­ной плен­кой. По его цвету можно опре­де­лить факт попа­да­ния в камеру частиц воз­духа вслед­ствие ее недо­ста­точ­ной герме­ти­за­ции. Вольфрам при нагре­ва­нии свыше 2 тыс. гра­ду­сов начи­нает све­титься, да так, что свет от него ста­но­вится ярче, чем от системы освеще­ния рабо­чего помеще­ния. Медь при темпе­ра­туре свыше 2,5 тыс. гра­ду­сов закипает и начи­нает испа­ряться. Пучок элек­тро­нов неви­дим, но когда пары меди под­нимаются в направ­ле­нии излу­ча­теля, луч элек­тро­нов начи­нает све­титься волшеб­ным сине-фио­ле­то­вым све­че­нием.

В 2000-е годы уста­новки для элек­тронно-луче­вой сварки в лабо­ра­то­рии ВНИ­ИНМ серьёзно модер­ни­зи­ро­вали. Напри­мер, одним из этапов модер­ни­за­ции стала уста­новка шаго­вых двига­те­лей, что поз­во­лило расши­рить диапа­зон ско­ро­сти сварки в несколько раз. Мы даже боя­лись, что при такой ско­ро­сти стол может сле­теть с направ­ляющих и повре­дить дверь камеры. Параметры были расши­рены до таких зна­че­ний, что я раньше и не меч­тал! Современ­ные уста­новки поз­во­ляют варить сразу два шва, луч рабо­тает как игла швей­ной машины, при­чем с такой высо­кой ско­ро­стью, что чело­ве­че­ский глаз этого не может уви­деть, частота достигает сотен герц. Машина может про­из­во­дить мик­ро­то­чеч­ную сварку, это юве­лир­ная работа, как блоху под­ко­вать!

Для раз­ра­ботки тех­но­логий сварки, кото­рые затем тиражи­руются на заво­дах-про­из­во­ди­те­лях, мало иметь уста­новку с раз­лич­ными диапа­зо­нами режимов работы, дающую широ­кие возмож­но­сти для иссле­до­ва­ний. Сварщик-тех­но­лог должен дос­ко­нально раз­би­раться в составе спла­вов, их струк­туре и харак­те­ри­сти­ках. Иначе ты будешь обык­но­вен­ным «вари­лой» — нажал кнопку «пуск», кнопку «стоп», вот и вся работа, таких можно прямо на улице набрать. Я же беру мате­риал, ана­ли­зи­рую его свойства, про­бую раз­лич­ные режимы сварки, затем отби­раю тот, что пока­зал наи­лучшие результаты.

Отдельно необ­хо­димо отме­тить, что сварка — завершающий и потому чрез­вы­чайно ответ­ствен­ный этап при созда­нии изде­лия, от каче­ства выпол­не­ния кото­рого во многом зави­сит проч­ность, надеж­ность и долго­веч­ность. У нас эта тех­но­логи­че­ская опе­рация послед­няя, завершающая выпуск изде­лия. После нас — всё. И если оши­биться, гото­вое изде­лие забра­ко­вы­ва­ется. Но если делать все по пра­ви­лам и с голо­вой, такого не про­изой­дет. К слову, неко­то­рые режимы сварки, кото­рые мы выста­вили на заводе более 40 лет назад, исполь­зуются и по сей день. Их про­бо­вали менять, но оптималь­нее подо­брать так и не уда­лось.