Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Новиков Вячеслав Вячеславович

Дирек­тор Север­ного рудо­управ­ле­ния Наво­ийского ГМК (1995-2004 гг.). Заслужен­ный работ­ник промыш­лен­но­сти рес­пуб­лики Узбе­ки­стан, вете­ран Атом­ной энерге­тики и промыш­лен­но­сти, вете­ран НГМК.
Новиков Вячеслав Вячеславович

В 1958 году после окон­ча­ния школы я поступил в Северо-Кав­каз­ский горно-метал­лурги­че­ский инсти­тут на спе­ци­аль­ность "Раз­ра­ботка место­рож­де­ний полез­ных ископа­емых". После тре­тьего курса в связи со смер­тью отца и необ­хо­димо­стью рабо­тать я перешёл на вечер­нее отде­ле­ние на спе­ци­аль­ность "Меха­ни­че­ское обо­ру­до­ва­ние заво­дов цвет­ной и чер­ной метал­лургии". В период учебы рабо­тал на заводе "Элект­роцинк" в свинцо­вом цехе в каче­стве ших­товщика. В 1963 году окон­чил инсти­тут и, так как выпуск­ни­ков вечер­них отде­ле­ний на работу не рас­пре­де­ляли, выехал в Узбек­скую ССР, в город Алма­лык, где в это время стро­ился гор­ный ком­би­нат. Здесь я был при­нят на работу в каче­стве мастера-меха­ника.

В авгу­сте 1968 года я полу­чил при­глаше­ние на работу в Цен­траль­ное рудо­управ­ле­ние (ЦРУ) Наво­ийского горно-метал­лурги­че­ского ком­би­ната. В то время я рабо­тал на Алма­лык­ском ком­би­нате. После неко­то­рых коле­ба­ний — ехать, не ехать — я уво­лился и выехал в Зарафшан. Началь­ник отдела кад­ров ЦРУ Г. А. Яхин пред­ста­вил меня дирек­тору рудо­управ­ле­ния Сергею Нико­ла­е­вичу Вит­ков­скому, кото­рый после корот­кой беседы дал команду оформ­лять меня меха­ни­ком цеха измель­че­ния и гра­ви­тации. Я пытался воз­ра­зить, ведь в моём при­глаше­нии зна­чи­лась долж­ность меха­ника цеха круп­ного дроб­ле­ния. Однако дирек­тор заклю­чил: «Молод еще, чтобы отды­хать на ККД, иди рабо­тай».

По работе на Алма­лык­ской медно-обога­ти­тель­ной фаб­рике я знал, что такое цех измель­че­ния. Обычно его попро­сту назы­вают «глав­ный корпус», потому что все успехи и про­валы фаб­рики или завода зави­сят от его работы. Мои мечты о спо­кой­ной жизни на ККД руши­лись, и 24 октября я был назна­чен меха­ни­ком цеха измель­че­ния и гра­ви­тации. На сле­дующий день, полу­чив про­пуск в пром­зону, я вышел на работу.

До при­езда в Зарафшан я уже имел опыт уча­стия в стро­и­тельстве и пуско-нала­доч­ных рабо­тах на заводе "Элект­роцинк" во Вла­ди­кав­казе, в Алма­лыке на медно-обога­ти­тель­ной фаб­рике и меде­пла­виль­ном заводе. Но то, что я уви­дел здесь, меня пора­зило.

Клас­си­че­ская схема созда­ния круп­ных промыш­лен­ных объек­тов такова: есть заказ­чик, есть гене­раль­ный под­ряд­чик, на руках име­ется утвер­жден­ная про­ект­ная докумен­тация с утвер­жден­ным тех­но­логи­че­ским регламен­том веде­ния процесса пере­ра­ботки руд и извле­че­ния металла. Здесь же, учи­ты­вая осо­бую важ­ность быст­рого осво­е­ния место­рож­де­ния Мурун­тау, поста­нов­ле­нием Совета мини­стров СССР от 25 мая 1964 г. Мин­сред­машу в порядке исклю­че­ния было раз­решено стро­и­тельство пер­вой оче­реди предпри­я­тия по локаль­ным про­ек­там и сме­там.

Для стро­и­тельства и экс­плу­а­тации золо­то­руд­ного место­рож­де­ния при­ка­зом по ком­би­нату от 21 июля 1964 года было орга­ни­зо­вано Цен­траль­ное рудо­управ­ле­ние, дирек­то­ром кото­рого был назна­чен В. Н. Сиге­дин, а глав­ным инже­не­ром — Г. И. Зай­ков. В составе рудо­управ­ле­ния было создано Зарафшан­ское стро­и­тель­ное управ­ле­ние, но уже в декабре 1967 года управ­ле­ние стро­и­тельства было выве­дено из под­чи­не­ния рудо­управ­ле­ния в под­чи­не­ние ком­би­ната. Стро­и­тельство предпри­я­тия осуществ­ля­лось хозяйствен­ным спо­со­бом, работы про­во­ди­лись по дирек­тив­ному графику, утвер­жден­ному мини­стром Е. П. Слав­ским.

Конечно, все эти подроб­но­сти я узнал зна­чи­тельно позже; в то время я был удив­лен уви­ден­ным: площадка завода напоми­нала мура­вей­ник, где день и ночь сно­вали люди, рабо­тала тех­ника. К рабо­там, кроме Зарафшан­ского управ­ле­ния стро­и­тельства и Цен­траль­ного рудо­управ­ле­ния, были при­вле­чены прак­ти­че­ски все под­раз­де­ле­ния ком­би­ната: на сооруже­нии сгу­сти­те­лей и насос­ных станций тру­ди­лись гор­няки Север­ного и Восточ­ного рудо­управ­ле­ний, стро­и­тель­ные работы по цеху сорбции, реге­не­рации и гото­вой про­дукции вели работ­ники РСУ г. Навои, изго­тов­ле­ние емкост­ного обо­ру­до­ва­ния и мон­таж­ные работы по этому же цеху вели работ­ники Ремонтно-меха­ни­че­ского завода. Круг­ло­су­точно рабо­тала бригада автор­ского над­зора из про­ект­ного инсти­тута ВНИПИпром­тех­но­логии, оформ­ля­лись изме­не­ния и дора­ботки про­екта — ведь про­ек­ти­ро­ва­ние и стро­и­тельство шли прак­ти­че­ски одно­временно. Огром­ную работу выпол­нял Ремонтно-меха­ни­че­ский завод ком­би­ната по изго­тов­ле­нию нестан­дарт­ного обо­ру­до­ва­ния и метал­ло­кон­струкций. Колос­саль­ную работу выпол­нял цен­траль­ный КИП ком­би­ната: все щито­вое обо­ру­до­ва­ние КИПиА было им изго­тов­лено, смон­ти­ро­вано и про­из­ве­дена его наладка. Прак­ти­че­ски все под­раз­де­ле­ния ком­би­ната при­нимали уча­стие в стро­и­тельстве ГМЗ-2, эта участь не обошла и нас, будущую службу экс­плу­а­тации. Кроме того, что мы выпол­няли свои прямые обя­зан­но­сти по реви­зии и наладке обо­ру­до­ва­ния, меха­ни­че­ская служба цеха вела мон­таж насос­ного обо­ру­до­ва­ния мель­нич­ных бло­ков, мон­таж виб­ропи­та­те­лей, мон­таж насос­ного обо­ру­до­ва­ния в насос­ных сгуще­ния, мон­таж­ные и нала­доч­ные работы цен­тра­ли­зо­ван­ной системы смазки мель­ниц и клас­сифи­ка­то­ров и весь комплекс работ по отде­ле­нию гра­ви­тации.

Наи­бо­лее труд­ной для нас, и в началь­ный период без­успеш­ной, была работа по шабровке под­шип­ни­ков мель­ниц МБ 70*23: каж­дую мель­ницу (а это около 300 тонн) необ­хо­димо было под­нять на дом­кра­тах, с помощью мосто­вого крана выка­тить под­шип­ники на ремонт­ную площадку (вес каж­дого под­шип­ника 7 тонн, и баби­то­вой заливки в нем порядка 700 кг). Мы дне­вали и ноче­вали на этих под­шип­ни­ках, но результата не было. В помощь нам при­везли работ­ни­ков завода-изго­то­ви­теля, но и они не смогли испра­вить положе­ния. При­везли работ­ни­ков с Наво­ийской ГРЭС, кото­рые спе­ци­а­ли­зи­ро­ва­лись на шабровке под­шип­ни­ков тур­бин: результат нуле­вой, под­шип­ники горят.

Нако­нец мето­дом проб и оши­бок в тече­ние месяца, в результате бес­сон­ных ночей мы смогли понять, как надо шаб­рить такие под­шип­ники. Геро­ями этой эпо­пеи были Верещагин, Рез­ни­ков, Гон­ча­ров, Бар­тули. Потом эти ребята пере­дали свой опыт другим, но я еще долго с ними, если гово­рить образно, «ходил в атаку». По результа­там нашей работы завод-изго­то­ви­тель внес кон­струк­тив­ное изме­не­ние и в после­дующем стал выпус­кать мель­ницы с гид­роподпо­ром под­шип­ни­ков в момент пуска.

Огром­ные объемы, сжа­тые сроки стро­и­тельства тре­бо­вали чет­кой коор­ди­нации работ. Поэтому зако­ном были еже­днев­ные совеща­ния штаба стро­и­тельства с пред­ста­ви­те­лями всех орга­ни­за­ций, участ­вующих в стро­и­тельстве, под пред­се­да­тельством дирек­тора ком­би­ната З. П. Зарапе­тяна. Сро­ком пуска завода было опре­де­лено 25 июля 1969 года. Орга­ни­за­то­ром всей этой огром­ной работы был неутомимый Зарап Пет­ро­со­вич Зарапе­тян. Это был тре­бо­ва­тель­ный, иногда суро­вый, но спра­вед­ли­вый руко­во­ди­тель; только чело­век с такой энергией, как он, мог закру­тить подоб­ную стройку. Завод ГМЗ-2 был построен за 25 месяцев. Но надо знать, что для запуска завода нужно было постро­ить объекты элек­тро­снабже­ния и линию ЛЭП 220 кВ от Навои ГРЭС до Зарафшана, водо­вод Аму­да­рья — Зарафшан диамет­ром 1220 мм и дли­ной около 250 км с семью насос­ными станци­ями, автомо­биль­ную дорогу Навои-Зарафшан и, нако­нец, постро­ить город со всей инфра­струк­ту­рой для жилья и быта тру­дящихся Цен­траль­ного рудо­управ­ле­ния. И все это нужно было успеть к 25 июля 1969 года.

Конечно, у Зарапа Пет­ро­со­вича были помощ­ники, я бы даже ска­зал — сорат­ники в этом большом деле. Это зам. по стро­и­тельству К. П. Пав­лы­чев, глав­ный инже­нер ком­би­ната А. П. Щепет­ков, началь­ник ОКСа Е. М. Маломуд, зам. по общим вопро­сам Ф. М. Капи­та­нов, глав­ный меха­ник Б. И. Шварцман, глав­ный тех­но­лог Ю. Н. Щег­лов, дирек­тор РМЗ С. З. Львов­ский, дирек­тор ЦРУ С. Н. Вит­ков­ский, началь­ник отдела обо­ру­до­ва­ния ком­би­ната В. А. Заруд­ний, глав­ный энерге­тик ком­би­ната Ю. М. Мас­лов, началь­ник ЗУС Н. В. Щукин. Без­условно, этот спи­сок можно было бы про­должать, но я огра­ни­чил его основ­ными участ­ни­ками шта­бов стройки.

Послед­ние два месяца перед пус­ком мы, а также руко­вод­ство завода и цехов, были пере­ве­дены на казармен­ное положе­ние, жили без выезда на площадке завода в обо­ру­до­ван­ной гости­нице. Про­во­дили наладку и испыта­ние обо­ру­до­ва­ния, инди­ви­ду­аль­ные и комплекс­ные пуски, гид­рав­ли­че­ские испыта­ния; про­ве­ря­лись системы кон­троля и защиты.

Настал день офици­аль­ного пуска завода 25 июля 1969 года. Ворота завода были рас­пах­нуты настежь для гостей: из города при­е­хали жители для уча­стия в торже­стве. После запус­ков бло­ков состо­ялся митинг. В каче­стве почет­ных гостей — Р. Ш. Раши­дов, Е. П. Слав­ский, З. П. Зарапе­тян, глав­ные спе­ци­а­ли­сты ком­би­ната. На митинге министр ска­зал: "Вы, дорогие това­рищи, сотво­рили насто­ящее чудо. Исто­рия еще не знала таких высо­ких темпов стро­и­тельства, такого само­от­вержен­ного труда, какой про­яв­лен вами за два с небольшим года. Ваш тру­до­вой подвиг можно срав­нить лишь с насто­ящим бое­вым подвигом сол­дата".

Офици­аль­ная часть закон­чи­лась, и начался этап осво­е­ния мощ­но­стей в тече­ние оставшегося пери­ода 1969 года и весь 1970 год. Это было время внед­ре­ния меропри­я­тий по устра­не­нию недо­стат­ков про­екта и обо­ру­до­ва­ния, выяв­лен­ных при пуске: в 12-мет­ро­вом про­лете были смон­ти­ро­ваны шесть мель­ниц доизмель­че­ния объемом 32 куб. м каж­дая, в результате работ по усо­вершен­ство­ва­нию насо­сов 8 гр 8 при­шли к кон­струкции совершенно нового — смер­че­вого насоса. Была раз­ра­бо­тана и изго­тов­лена разгру­зоч­ная решетка с щелью 10 мм, уси­лены при­вода мель­ниц (в даль­нейшем мы ушли от редук­тор­ного при­вода). Была раз­ра­бо­тана новая перифе­рий­ная кон­струкция футе­ровки, усо­вершен­ство­вана кон­струкция загру­зоч­ной втулки и разгру­зоч­ной бутары, а также про­ве­дены другие, более мел­кие работы по рекон­струкции зумпфов, пульпо­де­ли­те­лей, футе­ровке течек и тру­бопро­во­дов. Все эти работы про­во­ди­лись меха­ни­че­ской служ­бой рудо­управ­ле­ния и ком­би­ната с при­вле­че­нием Механ­обра, Сыз­ран­ского, Ново­крама­тор­ского маш­за­во­дов, РМЗ ком­би­ната и кон­струк­тор­ского отдела ком­би­ната. Совершен­ство­ва­лась струк­тура ремонт­ного цикла бло­ков и ремонт­ной службы ГМЗ-2. В декабре 1970 года цех измель­че­ния достиг своей про­ект­ной про­из­во­ди­тель­но­сти. Вся про­де­лан­ная нами работа по пуско-наладке 1969-1970 годов легла в основу про­ек­ти­ро­ва­ния и стро­и­тельства после­дующих оче­ре­дей ГМЗ-2.

В период заверше­ния стро­и­тельства и осо­бенно в период пуско-нала­доч­ных работ мне часто при­хо­ди­лось общаться с Зарапом Пет­ро­со­ви­чем, это были пои­стине «мои уни­вер­си­теты». Я многому у него научился: обще­нию с людьми, уме­нию понимать труд­ные ситу­ации и выхо­дить из них. Эти уроки поз­во­лили мне в будущем пройти все ступеньки моей карьер­ной лест­ницы. З. П. Зарапе­тян был самым глав­ным моим учи­те­лем.

С благо­дар­но­стью вспоми­наю моих старших това­рищей, кол­лег-меха­ни­ков Бориса Иса­а­ко­вича Шварцмана — глав­ного меха­ника ком­би­ната и Саму­ила Зельмо­вича Львов­ского — дирек­тора ремонтно-меха­ни­че­ского завода. Это были мои учи­теля в про­фес­сии, все­гда гото­вые под­ска­зать, так­тично посо­ве­то­вать и помочь кон­крет­ными действи­ями.

Во все пери­оды моей жизни и работы на ком­би­нате у меня были теп­лые друже­ские отноше­ния с тех­но­логами Тодра­зом Дри­со­ви­чем Гурд­зи­бе­е­вым, Адольфом Алек­сан­дро­ви­чем Пеш­ко­вым, Львом Герма­но­ви­чем Анаш­ки­ным, Ген­на­дием Михай­ло­ви­чем Дмит­ри­е­вым. Каж­дый из них в опре­де­лен­ный момент внес свою лепту в мое обра­зо­ва­ние в части тех­но­логии пере­ра­ботки руд.

Нико­лай Ива­но­вич Кучер­ский в авгу­сте 1971 г. был назна­чен глав­ным инже­не­ром Цен­траль­ного рудо­управ­ле­ния. Я в то время рабо­тал глав­ным меха­ни­ком ГМЗ-2. С этого момента про­изошло наше зна­ком­ство. Сразу стало понятно, что это грамот­ный руко­во­ди­тель, вни­кающий во все тон­ко­сти незна­комых ему по преды­дущей дея­тель­но­сти тех­но­логий пере­ра­ботки руд и извле­че­ния металла. В даль­нейшем он стал дирек­то­ром ЦРУ, а в 1985 г. был назна­чен дирек­то­ром Наво­ийского ком­би­ната, кото­рый возглав­лял в тече­ние 23-х лет. Под руко­вод­ством Нико­лая Ива­но­вича на ком­би­нате были выпол­нены работы по уве­ли­че­нию выпуска метал­лов, но самое глав­ное — посто­янно про­во­ди­лась линия по сохра­не­нию чело­ве­че­ского капи­тала.

Евге­ний Алек­сан­дро­вич Тол­стов с 1992 года рабо­тал глав­ным инже­не­ром ком­би­ната, ранее он был дирек­то­ром Восточ­ного и Север­ного рудо­управ­ле­ний. Наше зна­ком­ство про­изошло, когда я рабо­тал глав­ным меха­ни­ком Север­ного рудо­управ­ле­ния, а он был пере­ве­ден из Навои заме­сти­те­лем глав­ного инже­нера рудо­управ­ле­ния. Это зна­ком­ство в даль­нейшем пере­шло в дружбу. Евге­ний Алек­сан­дро­вич был отлич­ным инже­не­ром и руко­во­ди­те­лем. Он внес зна­чи­тель­ный вклад в созда­ние и раз­ви­тие высо­коэффек­тив­ной добычи урана спо­со­бом под­зем­ного выще­ла­чи­ва­ния. Под его руко­вод­ством были орга­ни­зо­ваны гор­ные работы на место­рож­де­нии Кокпо­тас.

Свой путь в ком­би­нате я начи­нал меха­ни­ком цеха, далее был глав­ным меха­ни­ком ГМЗ-2, заме­сти­те­лем глав­ного меха­ника Цен­траль­ного рудо­управ­ле­ния, глав­ным меха­ни­ком Север­ного рудо­управ­ле­ния, дирек­то­ром стро­ящегося ГМЗ-3. Участ­во­вал в стро­и­тельстве сер­но­кис­лот­ного завода и потом руко­во­дил им. Затем почти 10 лет был дирек­то­ром Север­ного рудо­управ­ле­ния. На про­тяже­нии всех лет работы в пустыне Кызыл­кум рядом со мной была моя жена Зоя Ива­новна Нови­кова. Она рабо­тала масте­ром на реге­не­рации, опе­ра­то­ром на полигоне под­зем­ного выще­ла­чи­ва­ния, масте­ром сер­но­кис­лот­ного цеха. Выйдя на пен­сию, встре­чала меня с работы.

Усло­вия работы в НГМК были труд­ными: жара под 40 гра­ду­сов в тени, без­во­дие на началь­ном этапе, до минус 30 в зим­нее время с про­ни­зы­вающим вет­ром. Но по про­де­лан­ной работе это самые лучшие годы моей жизни.